Биография
Л. Пантелеев наделил свои рассказы, сказки и повести, любимые и детьми, и взрослыми, волшебным свойством. По замечанию некоторых критиков, для них совсем не обязательны иллюстрации. Ведь советский писатель настолько образно, четко, честно и щепетильно создавал камерные произведения, что читатель без посторонней помощи «видел» придуманный автором мир и легко погружался в него. Его работы вдохновили режиссеров на полнометражные картины, телеспектакли, мультфильмы и диафильмы.
Детство и юность
Алексей Еремеев (таковы настоящие имя и фамилия писателя) появился на свет 22 августа 1908-го по новому стилю в Санкт-Петербурге. Впоследствии в семье, где старшего сына, зачитывавшегося Чарльзом Диккенсом, Артуром Конан Дойлем, Федором Достоевским и Леонидом Андреевым, прозвали Книжным Шкафом, родились Василий и Ляля.
События ранних лет подробно описаны литератором в автобиографической повести «Ленька Пантелеев», которые несколько разнятся с одноименной главой в первом издании «Республики ШКИД».
Отец Иван Адрианович был казачьим офицером, хорунжим, выходцем из старообрядцев, героем Русско-японской войны, получившим в наследство семейное дело — торговлю лесом и дровами. За боевые подвиги его наградили орденом Святого Владимира с мечами и бантом, дававшим право на потомственное дворянство.
Мать Александра Васильевна (в девичестве Спехина), дочь купца 1-й гильдии, тяготела к искусству. После гимназии она прошла музыкальные курсы, интересовалась книгами, вела дневники, блистала на любительской театральной сцене.
В Первую мировую родители расстались. Мужчина отправился на лесозаготовки во Владимир, где и умер, а его бывшая супруга, оставшаяся с детьми, добывала пропитание уроками музыки.
В 8-летнем возрасте ребенок стал посещать 2-е Петроградское реальное училище, через год серьезно заболел, пролежав всю Октябрьскую революцию. В 1918-м, гонимый голодом, вместе с родными он перебрался в село Чельцово Ярославской губернии, и там заразился дифтеритом.
Следующим пунктом, где находился врач, значился Ярославль. Но поднявшееся восстание и обстреливание гостиницы «Европа», где жила будущая знаменитость, вынудили вернуться обратно. После подавления мятежа состоялось возвращение в Ярославль, а оттуда дорога лежала в татарский Мензелинск, где и начались скитания после того, как мать уехала в Петроград.
Мальчик торговал на базаре, трудился на сельскохозяйственной ферме месте с младшим братом, где научился воровать, и очутился в детдоме. После ограбления склада юного нарушителя перевели в другое воспитательное учреждение, где тот не задержался. В попытках добраться до Северной столицы беглец успел побывать в Рыбинске и Казани, там работал сапожником, вновь попался на сбыте краденного и угодил в детскую колонию имени III Интернационала.
Лешу, сбежавшего и оттуда, после выписки из больницы подобрала городская организация комсомола, давшая крышу над головой и устроившая в профессиональную школу. Там ученик и взялся за создание стихов и пьес. Добраться до Петрограда беспризорнику удалось только в 1921-м, перенеся множество болезней и миновав Уфу, Белгород, Курск и Украину.
Алексей помогал частнику развозить лимонад и поступил в Единую трудовую школу № 149, где приходилось туго из-за непростых отношений с одноклассниками. Нехватка денег привела подростка к тому, что он выкручивал лампочки и продавал их, а затем и вовсе попал в ШКИД.
Творчество
В школе-коммуне имени Федора Достоевского, где трудновоспитуемый подросток провел только пару лет, Леша «получил энергию на восстановление достойной жизни». ШКИД открыла двери в литературный мир, свела с Григорием Белых и подарила прозвище в честь известного тогда петроградского налетчика Леньки Пантелеева. Оно впоследствии и переросло в творческий псевдоним, где буква Л никак не расшифровывалась.
С товарищем и будущим соавтором книги «Республика ШКИД», опубликованной в 1927-м, парень всерьез увлекся кинематографом и даже отправился в Харьков на специальные курсы, впрочем, вскоре оставленные. После непродолжительного бродяжничества друзья приехали на родину и взялись за перо.
Дебютное произведение имело успех. Максим Горький не раз писал о нем в статьях и письмах Антону Макаренко, Константину Федину, Михаилу Пришвину, Сергею Сергееву-Ценскому, а сама повесть до 1936-го претерпела 10 переизданий и переводилась за границей. С того времени петербуржец оттачивал мастерство в создании рассказов и сказок («Магнолии», «Пакет», серия «Последние халдеи», «Портрет», «Часы»).
Друзья познакомились с Самуилом Маршаком, Евгением Шварцем, Владимиром Лебедевым, Николаем Олейниковым. Их юмористические сочинения и фельетоны печатались в «Бегемоте», «Смене», «Кинонеделе», «Детской литературе», нередко сопровождаемые личными фотографиями.
В конце 1935-го Белых репрессировали по обвинению в контрреволюционной деятельности и осудили на 3 года, и в 1938-м в пересыльной тюрьме он умер от туберкулеза. Его единомышленник не избежал обвинений, но миновал ареста благодаря поддержке Корнея Чуковского и Самуила Маршака. В Великую Отечественную войну Алексей Иванович остался в осажденном Ленинграде, делал заметки о жизни блокадного города, выпустил «Новенькую», «Рассказ артиллериста», «Честное слово» и т. д. с одноактными пьесами.
В марте 1942-го автор чуть не погиб от дистрофии, 4 месяца живя без продуктовых карточек из-за отсутствия прописки. От верной смерти коллегу спас Александр Фадеев, вывезший самолетом в Москву. В 1944-м писатель вернулся назад, где его настигло известие о гибели брата. За год до военных действий свет увидели знаменитые «Рассказы о Белочке и Тамарочке», а в победном 1945-м — «Буква "ты"».
Пантелеев продолжал плодотворно работать и пополнять библиографию новыми трудами, в том числе в жанрах статей («О милосердии», «О названии улиц») и литературных портретов («Братишка наш Буденный…», «История одного автографа»).
Личная жизнь
Личную жизнь мужчина устроил после войны с Элико Кашией, также принадлежавшей писательскому кругу. В августе 1956-го у них родилась дочь Маша (первенца женщина потеряла в блокаду), которой отец посвятил книгу «Наша Маша». Девочка, в отличие от взрослых, не тяготела к чтению, испытывала сложности с точными науками, зато имела яркий комедийный талант.
Поэтому после школы, сменявшейся одна за другой, девушка собралась в театральный институт, но в итоге подала документы в педагогический вуз на филфак. Однако учиться там не довелось: тяжелый грипп привел студентку к нервному срыву и психиатрической больнице. После выписки случались рецидивы, поэтому родителям пришлось не выпускать ее на улицу.
Любимая жена Пантелеева трагически погибла в 1983-м, попав под трамвай, и все заботы о единственной наследнице легли на его плечи. 18 раз в день он давал Марии лекарство, но вскоре та вновь вернулась в медицинское учреждение, откуда уже не вышла.
Смерть
Известного советского писателя не стало 9 июля 1987-го. Перед кончиной ему поставили «роковой, последний диагноз», возможно, и послуживший причиной смерти. После этого он решил передать свой богатый архив критику и историку литературы Самуилу Лурье. Могила Л. Пантелеева находится на Большеохтинском кладбище Ленинграда, где через 3 года похоронили и единственную дочь Марию.
До конца жизни автор продолжал трудиться, успев выпустить несколько собраний сочинений. В 1991-м, по завещанию, вышла его автобиографическая повесть «Верую!».
«Это была еще одна его тайна, что он верующий и православный. Его очень оскорбляло, что приходилось всю жизнь это скрывать. Он пишет в своей последней книге «Верую!», которую я опубликовал после его смерти, что оглядывался в церкви, ловил на себе взгляды топтунов и стукачей, боялся, что будет разоблачен», — рассказал Лурье в интервью «Эху Москвы».
Библиография
- 1927 — «Республика Шкид»
- 1939 — «Лёнька Пантелеев»
- 1939 — «Последние халдеи»
- 1941 — «Честное слово»
- 1942 — «Анечка»
- 1944 — «Ночные гости»
- 1945 — «Буква «ты»
- 1946 — «Рассказы о Кирове»
- 1947 — «Рассказы о Белочке и Тамарочке»
- 1953 — «Рыжее пятно»
- 1962 — «Маленькие рассказы»
- 1966 — «Наша Маша»»
- 1973 — «Братишка наш Будённый…»
- 1975 — «Маршак и Людоед»
- 1991 — «Верую!»
Интересные факты
- После того как Григория Белых арестовали, «Республика ШКИД» оказалась под запретом. Л. Пантелееву не раз предлагали переиздать повесть без имени соавтора, объявленного врагом народа, но тот неизменно отказывался.
- В списке экранизированных произведений писателя — «Пакет», «Большая стирка», «Республика ШКИД», «Золотые часы», «Честное слово», «Веселый трамвай», «Я первый тебя увидел», «Рассказы о Белочке и Тамарочке».
- Изначально повесть «Республика ШКИД» называлась «Королевство ШКИД», но во избежание возможной цензуры ее предусмотрительно переименовали.
- На Жилом доме Литфонда — Писательском доме (Малая Посадская улица, 8), где знаменитость жила с 1955-го, расположена мемориальная доска.
- «Я дебютировал в литературе книжкой о замечательном человеке и прекрасном писателе Алексее Ивановиче Пантелееве. Мы были с ним знакомы, потом даже подружились, хотя он был гораздо старше меня. Он был очень честным и щепетильным не только в личном, но и в литературном плане. Он всегда старался писать скрупулезную такую правду, проверенную, выверенную», — вспоминал Бенедикт Сарнов.