Биография
Отец легенды русского интернета Масяни Олег Куваев (внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) назвал главным секретом многолетней популярности своего проекта то, что все делал сам, поскольку творческий коллектив имеет свойство рано или поздно разваливаться. По этому поводу у мультипликатора даже есть собственная теория: современные технологии скоро дойдут до того, что и кино будет творить один человек и сможет при этом соблюсти полную стильность картинки — от начального замысла до ее воплощения.
Детство и юность
Создатель Масяни родился 6 февраля 1967-го в Ленинграде в интеллигентной семье инженеров. Вспоминать детство он не любит, ведь там из развлечений были только два черно-белых канала телевизора, «дебильные» игрушки и тритоны в канаве.
До пяти лет мальчик жил в деревянном доме в «гнусной местности» Обухово вместе с отцом, матерью, бабушкой и дедушкой.
«Дед мой был зажиточным человеком, у него был свой двор, здоровенный сад. Бабушка у меня была немка, поэтому дома у нас все было салфеточка к салфеточке. Часы здоровенные, с маятником, зеркало до потолка, все массивное. А дедушка такой простой, с паровозного завода. Приходил пьяный домой. Сохранилось общее ощущение пустоты и безнадеги», — вспоминал Олег Игоревич в интервью моменты своей биографии.
Затем родители получили квартиру в брежневском доме в Веселом переулке — «совершенно гопницком», «абсолютно промышленном» криминальном районе Северной столицы. После английской школы № 328 выпускник попал в физико-математическую № 344, откуда его отправили на спецкурс в Ленинградский институт авиационного приборостроения, где он продержался до третьего курса и занялся программированием.
Прямиком из ЛИАПа Куваев загремел в армию на Дальний Восток и за все время нахождения там только дважды побывав на учениях. Для человека, выросшего в тепличных условиях, служба оказалась шокирующим мероприятием. Демобилизовавшись, вчерашний солдат понял, что не хочет жить по советским стандартам.
Попробовав поучиться еще в двух-трех вузах, парень «растворился в пространстве»: нигде не работавший молодой человек путешествовал автостопом с единомышленниками по Украине и Прибалтике, в молодости тусовался с хиппи и ночевал в разных городах.
Начало карьеры
В родном городе Куваев, всегда хотевший рисовать, проводил первые выставки и продавал полотна с изображением храма Спаса на Крови, полюбившегося туристам, по $ 10–15.
В течение двух лет он служил в Театре комедии, параллельно пытаясь получить образование в Академии художеств, где познакомился с талантливыми музыкантами. В конце 80-х парень вместе с Александром Васильевым и другими приятелями объединился в группу «Митра», которая была прародителем легендарного «Сплина».
Ребята регулярно собирались у Олега дома. Молодой человек отвечал за клавишные и духовые (флейту и кларнет), а его первый опыт анимации отразился в дебютном клипе коллектива на песню «Мне сказали слово», снятом с помощью аквариума и альбомного листа в стиле андеграундного движения «Параллельное кино».
В 1991-м немецкая галеристка, случайно встретившаяся Куваеву на улице, предложила ему сотрудничество в Германии. За шесть лет будущий отец Масяни, трудясь ежедневно, «запрудил весь Северный Рейн — Вестфалию своими картинами». По возвращении на родину художника захватила «техногенная хрень», и он с головой ушел в компьютеры:
«Я работал дизайнером, в рекламных агентствах, во всяких игровых фирмах. Начал делать компьютерные игры, устроился в Animation Magic. Мы делали всякие гонки, стрелялки, 3D-графику, было ужасно интересно — все эти поездки на рынок в Автово за дисками какими-то непонятными, CD-ромами, за пиратским софтом».
Мультфильмы Олега Куваева
Погрузившись в графику, петербуржец справлялся и с программированием. Через программу Animation Magic он продолжил путь в анимацию.
Идея мультфильма «Масяня» пришла в светлую голову Олега Игоревича, имевшего собственную мастерскую в Германии, во время первой поездки в Амстердам в 2001-м.
С 2002-го по 2003-й выпуски «Масяни» закрывали программу «Намедни», бывшую тогда эдаким департаментом свежего воздуха. Хулиганский человечек с тремя волосинками на голове появился в передаче благодаря Андрею Лошаку, притаскивавшему тренды, еще не ставшие трендами, а Леонид Парфенов (по решению Минюста РФ внесен в реестр СМИ — иностранных агентов), чтобы получить разрешение руководства, представил проект как «лирический дневник нашей современницы». Куваев полученный опыт охарактеризовал как «пинок серьезности самому себе».
Парфенов, размышляя о том, почему Масяня настолько полюбилась публике, назвал три главные составляющие успеха: талантливо придуманный персонаж, тип «девочки, живущей в Сети», честный голос Питера. А ее в тот период смотрели все, о чем свидетельствовал неожиданный звонок Леониду Геннадьевичу самого Муслима Магомаева, указавшего на технические недостатки серий, многие из которых стали пророческими, и подсказавшего, как их устранить.
Разбитную альтернативную девицу со слегка анархистскими наклонностями зрители могли наблюдать и после захвата заложников на «Норд-Осте» — эпизод № 41 «Во вне» вышел грустным и поднимал философские темы.
С 2002-го по 2006-й мультипликатор находился на должности арт-директора в собственной профессиональной студии «Мульт.ру», на сайте которой регулярно выходили «Магазинчик БО!» (совместно с Екатериной Гореловой), «6 ½» и «Ежи и Петруччо». В этот период главной проблемой Олега Игоревича была борьба с пиратством.
Образ Масяни незаконно использовали, без разрешения автора ее изображали на всевозможных товарах и продуктах. А в 2003 году персонаж даже появился на «Муз-ТВ» в шоу «В гостях у Масяни». Тогда она говорила голосом Павла Воли.
Куваев судился со студией и выиграл дело. После изнурительных судебных разбирательств он оформил Масяню как торговую марку. Облегчило положение и то, что в 2006 году в России был принят закон, согласно которому запрещалось использовать персонажей без разрешения их авторов.
В 2006-м отец Масяни ушел во фриланс, перебрался в Израиль и забросил свое детище, но вновь вернулся к нему в 2013-м. На сайте и на официальном ютьюб-канале, к радости поклонников, продолжился выход новых выпусков «Масяни». Раньше автор сам отвечал и за режиссуру, и за монтаж, и за озвучку, и за текст. Кроме того, он был вынужден искать спонсоров и рекламодателей. Но с 2019-го источником финансирования производства сериала являлся Patreon.
Личная жизнь
В 2006-м петербуржец эмигрировал в Израиль и выучил иврит из-за любви. С будущей женой Полиной Фарбер, еврейкой по национальности, ныне работающей координатором клинических исследований в медицинском центре имени Сураски, он познакомился в 2002-м на рекламном фестивале на ее родине, где женщина отвечала за организацию и пиар.
В течение трех лет пара переписывалась в ICQ, но потом мужчина понял, что общения на расстоянии недостаточно, поехал в гости и остался там насовсем. Летом 2007 года влюбленные узаконили отношения в Праге. Брак позволил мультипликатору получить израильское гражданство.
У супругов родились дочь Тали (2009) и сын Юваль (2011), часто мелькающие на фото знаменитости в инстаграм-аккаунте (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской). Дети помогали отцу в работе и подарили свои голоса персонажам Дяде Баде и Чучуне.
Аниматор говорит, что делает Масяню исключительно по своему мировоззрению и превращает «прикол, который есть дома» в «прикол, который понятен всем». Например, за серией, когда Хрюндель присутствовал на родах Масяни, стоит реальная история из личной жизни. Олег Игоревич также находился рядом с избранницей, когда его дети появлялись на свет, потому что считал, что дикая жестокость — оставлять любимого человека в такой момент одного.
У Куваева сложились теплые отношения и со старшим сыном от предыдущих отношений Давидом. Сейчас наследник живет в Санкт-Петербурге и в 2019-м участвовал в выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва.
Олег Куваев сейчас
Сейчас Куваев редко пишет картины, а рекламу и вовсе забросил, так как плотно занят анимацией и написанием сценариев. Олег Игоревич признался, что львиную долю заказов получает из стран СНГ, примерно 30 % от израильтян, также есть заявки из Европы, Америки и Канады. В работе помогает то, что мультипликатор, помимо русского языка и иврита, владеет еще английским и немецким.
В 2023 году стало известно, что на сценариста завели уголовное дело. Поводом для разбирательств стал эпизод «Масяни», в котором прозвучал призыв к российским солдатам сдаваться в плен. Сам Куваев сухо прокомментировал ситуацию, отметив, что не получал никаких официальных подтверждений по этому поводу:
«Пока нет подтверждения. Рано орать».
Ранее подобное произошло с коллегой-мультипликатором Павлом Мунтяном (по решению Минюста РФ внесен в реестр СМИ — иностранных агентов), который известен как создатель Mr. Freeman. Его обвинили в публичном распространении заведомо ложной информации об армии России.
В конце года Куваева объявили иноагентом, а МВД РФ объявило его в розыск .
Интересные факты
- Помимо анимации, создания сценариев и картин, в насыщенной творческой биографии автора Масяни нашлось место и стендап-комедии.
- Лучшим художником на планете мультипликатор считает Гюнтера Юккера, который прославился скульптурами и инсталляциями из гвоздей.
- Куваев уверен, что каждый кадр его любимого фильма «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии достоин того, чтобы поставить его в рамку.
- Мужчина не верит в любовь с первого взгляда, но верит в любовь с первого прикосновения: «В момент, когда мы с Полиной на рекламном фестивале сели рядом перед “мыльницей”, я все и понял. Почувствовал, что вот это человеческое тепло — это мое собственное тепло. Не поверил сам себе, конечно, решил, что съел что-то не то, и понадобилось еще несколько лет, прежде чем все случилось. Могло теоретически и не случиться, но ведь случилось же! Иногда нам дано смутно почувствовать и узнать свое будущее и как минимум распознать в толпе человека, который будет с тобой одним целым».
- Олег Куваев признавался в интервью, что он «плохой начальник», потому что ему сложно заставлять других людей что-то делать, проще выполнить это самому. Отчасти поэтому он не стал открывать новую мультстудию в Израиле.