Биография
«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», «Масик хочет водочки» — эти фразы, произнесенные с экрана Сергеем Филипповым, стали крылатыми. За свою жизнь он сыграл более чем в 100 фильмах и запомнился зрителям как яркий комедийный актер. Коллеги называли его мастером, чародеем и рыцарем смеха, при этом режиссеры отмечали способность артиста вызвать у публики гомерический смех, используя только игру лицом.
Детство и юность
Будущий актер был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом.
Когда Сергею исполнилось пять лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил. Однажды он вернулся домой пьяным и заявил, что уходит воевать, — больше отца Сергей не видел. Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. А вскоре в доме Филипповых появился отчим. Актер вспоминал его как властного человека, который даже на ночь клал пистолет под подушку.
Нервная атмосфера отражалась на учебе и поведении Сергея. Учился он плохо, на уроке химии чуть не взорвал школу. Вскоре его отчислили. Тогда мать отвела сына работать в пекарню, но и там он долго не продержался. Филиппова уволили, когда он, зачитавшись романом Джека Лондона, забыл посолить хлеб. С немцем-краснодеревщиком у парня тоже не срослось: он испортил дорогой антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Не вышло из него ни слесаря, ни садовника, ни грузчика.
В молодости Сергей обожал танцевать, мог часами репетировать возле зеркала или наблюдать за репетициями в студии. Его взяли в танцевальный класс, хотя он и был высокий и худой. Филиппов мечтал стать артистом балета, но опоздал — набор в балетные училища Москвы и Ленинграда уже закончился. Тогда упрямый юноша поступил в эстрадно-цирковой техникум Северной столицы. После окончания он умудрился попасть в труппу Театра оперы и балета. Правда, на четвертом представлении потерял сознание на сцене. Врачи констатировали инфаркт — о карьере в балете пришлось забыть.
Театр
После неудачной балетной карьеры Филиппов перешел работать в эстрадный театр-студию. На одном из выступлений его заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии. В этом театре Сергей Николаевич прослужил 30 лет, с 1935 по 1965 год. Здесь он сыграл роли в спектаклях «Собака на сене», «Ревизор» и десятках других.
Филиппов быстро прославился. В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. За год Ленинградский театр эстрады ставил 16 спектаклей — Сергей Николаевич участвовал во всех. Ему талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.
В 1965 году актера уволили из театра. Последней каплей стали нецензурные ремарки, которые нетрезвый Филиппов подавал из-за кулис. Его уволили «по собственному желанию».
Фильмы
Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Он дебютировал в роли финна в фильме «Падение Кимас-озера». Затем были съемки в «Волочаевских днях», «Беспокойном хозяйстве», «Золушке». Позднее артист с горечью произнесет фразу о том, что режиссеры видели в нем только «острую закуску к пресному, а не основное блюдо».
Вместе с тем артист не отказывался от предложений. Одной из самых ярких стала роль лектора в комедии «Карнавальная ночь». Филиппов был в ужасе от славы, которая свалилась на него после этой роли. Сергею Николаевичу хотелось реализовать драматический талант, а популярность преследовала его за комедийные образы. Еще одна подобная работа — Казимир Алмазов в фильме «Укротительница тигров».
Не переставая мечтать о драме, Сергей Николаевич не пропускал подходящие прослушивания. Он заявил о себе на пробах в фильм «Когда деревья были большими». У актера была надежда на прорыв, но роль досталась Юрию Никулину.
Тем не менее слава шагала по стране впереди артиста. Его коллега Аркадий Воропаев вспоминал позднее, что дважды они вместе попадали в курьезные ситуации: в Свердловске и Киеве, на Крещатике, останавливался транспорт и начинался коллапс на дороге, как только Филиппов появлялся на улице.
Работа в двухсерийном фильме «12 стульев», в котором Филиппов сыграл Кису Воробьянинова, могла не состояться. Перед самым началом работы у артиста обнаружили рак мозга, головные боли мешали творческому процессу. Леонид Гайдай решил заменить исполнителя на Ростислава Плятта, но коллега, узнав о серьезной проблеме, не захотел усугублять ситуацию. Плятт отказался от роли.
После съемок фильма артиста прооперировали, удалив опухоль мозга. Лечение дало положительный эффект: заболевание остановилось. Но у Филиппова остался один дефект: место трепанации черепа на темени оказалось без кости. Оно заросло только тонкой кожей, что представляло угрозу здоровью актера.
В 80-х Сергей Николаевич почти не появлялся на экранах из-за проблем со здоровьем. Одной из последних работ в его фильмографии была эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» 1988 года.
Личная жизнь
Филиппов был женат два раза. С первой супругой Алевтиной Горинович он познакомился в училище. Вскоре они поженились, в 1936 году Алевтина родила сына Юрия. Юре было 10 лет, когда родители развелись. Первое время Сергей Николаевич поддерживал отношения с сыном, но затем Алевтина Ивановна, артистка балета, эмигрировала в Америку. Отъезд бывшей жены и сына стал для актера ударом, он не смог их простить и не читал писем от наследника. Юрий выбрал себе творческую профессию и стал художником.
Сергей Филиппов был идейным коммунистом, после развода ему повсюду мерещились агенты КГБ и слежка. Он боялся, что за ним придут, и ждал этого. Тем не менее вскоре его личная жизнь изменилась, поэтому все тревоги остались позади.
Актер познакомился со второй женой, Антониной Голубевой, в ресторане. В драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина помогла остановить кровь, утешила. Так они начали жить вместе. Голубева была старше мужа на 13 лет, контролировала каждый его шаг, друзей, телефонные звонки, жутко ревновала его к коллегам и поклонницам. Она была известной личностью в творческих кругах: изучала русский фольклор, писала книги для детей и юношества о жизни Сергея Кирова, об эмиграции.
Знакомые говорили, что актер побаивался властной супруги. Другие видели в ней преданного соратника. Он никогда не называл ее по имени — только Барабулькой. Вместе они прожили 40 лет.
Смерть
Филиппов пережил супругу на год. Ее смерть стала для актера ударом, от которого он не смог оправиться: рак начал прогрессировать. Последние годы жизни Сергей Николаевич страдал от одиночества.
Он умер 19 апреля 1990 года в квартире, совсем один. Его тело обнаружили соседи через две недели после смерти. Их поразила нищенская обстановка — не было библиотеки, дорогого антиквариата. Что-то актер распродал, что-то незадолго до смерти забрали родственники Барабульки. Причиной смерти были установлены осложнения от онкологического заболевания.
Деньги на похороны собирали по знакомым, киностудия «Ленфильм» не выделила ни копейки. Скромный гроб, скромные проводы в последний путь. Могила актера находится на Северном кладбище в Санкт-Петербурге рядом с его второй супругой.
Фильмография
- 1945 — «Здравствуй, Москва!»
- 1947 — «Золушка»
- 1954 — «Укротительница тигров»
- 1956 — «Разные судьбы»
- 1956 — «Карнавальная ночь»
- 1957 — «Девушка без адреса»
- 1958 — «По ту сторону»
- 1965 — «Иностранка»
- 1971 — «12 стульев»
- 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию»
- 1976 — «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
- 1977 — «Инкогнито из Петербурга»
- 1980 — «Комедия давно минувших дней»
- 1982 — «Спортлото-82»
- 1985 — «Опасно для жизни!»
- 1987 — «Сказка про влюблённого маляра»
- 1988 — «Собачье сердце»
Интересные факты
- Сергей Николаевич не пользовался помощью дублеров при выполнении трюков.
- Юрий Филиппов написал биографию отца. Книга «Сергей Филиппов. Есть ли жизнь на Марсе?» увидела свет в 2009 году. В ней представлены редкие материалы, воспоминания и фото из семейного архива артиста.
- Памятник главному герою романа «12 стульев» установлен в Пятигорске, причем прослеживается внешнее сходство с исполнителем этой роли в кино — Арчилом Гомиашвили.