История персонажа
Один из главных героев романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Киса — детское прозвище героя и кличка, которую использует, обращаясь к нему, второй герой романа — Остап Бендер. Настоящее имя Кисы — Ипполит Матвеевич Воробьянинов. Герой происходит из дворянской среды и до революции был уездным предводителем дворянства.
Бендер не без сарказма называет Кису гигантом мысли, отцом русской демократии и особой, приближенной к императору. Лишенный былых привилегий, герой живет вместе с тещей и работает в ЗАГСе некоего провинциального городка. О дореволюционной жизни героя речь идет в рассказе «Прошлое регистратора ЗАГСа», который должен был войти в роман «Двенадцать стульев» как одна из глав, но в итоге вышел отдельно через год после публикации романа.
История и образ
Воробьянинов родился в Старгородском уезде в 1875 году. Его отец Матвей Александрович, хозяин поместья, был страстным любителем голубей. Сам герой предстает в рассказе о дореволюционных годах авантюристом и гулякой. Герой — «отъявленный холостяк» и женится на помещице Мари Петуховой, только чтобы поправить пошатнувшиеся дела в собственном поместье. После женитьбы продолжает крутить роман с женой окружного прокурора, с которой вдвоем катается в Париж. Законная супруга героя умирает в 1914 году.
Герой возмущал приличное общество, появляясь в общественных местах в компании обнаженных дамочек и вел жизнь мота и бонвивана, пока в 1918 году не был изгнан из собственного поместья. После революции Воробьянинову приходится вести жизнь простого советского служащего.
На момент действия романа Кисе 52 года. Воробьянинов описан в романе как седой старик высокого роста с ухоженными усами, внешне крайне похожий на Милюкова — министра иностранных дел при Временном правительстве. Из-за этого Киса вынужден отказаться от очков и носить вместо тех пенсне, чтобы сходство не было таким уж очевидным.
Пытаясь изменить внешность перед тем, как отправляться разыскивать стулья, герой красит волосы в черный цвет. После первого же мытья краска сходит, и черный цвет превращается в зеленый, а герою приходится сбрить усы и обрить голову наголо.
Авантюрные похождения героя начинаются в тот момент, когда умирающая теща рассказывает Кисе о старых фамильных драгоценностях, спрятанных в одном из стульев гарнитура, сработанного мастером Габсом. Гарнитур состоит из двенадцати стульев, и герой принимается разыскивать те, чтобы завладеть сокровищем.
Начав поиски самостоятельно, герой попадает в Старгород, где в «проект» оказывается вовлечен еще один участник — мошенник Остап Бендер. Жизнь героя осложняется присутствием конкурента — отца Федора, священника, который исповедовал умирающую тещу Воробьянинова, тоже узнал о стульях и развернул собственную кампанию по поиску драгоценностей.
Герои оказываются в Москве, в музее мебели, где с аукциона продаются десять из двенадцати стульев, входивших в тещин гарнитур. Купить их, однако, герои не могут, потому что Воробьянинов накануне потратил предназначенные для этой цели деньги. Входившие в гарнитур стулья расходятся в разные руки, и героям приходится открыть охоту на новых владельцев драгоценной мебели. А деньги бывший герой-любовник Киса просадил в ресторане «Прага», куда явился с дамой.
Затем Воробьянинов вместе с компаньоном оказывается на пароходе, идущем рейсом по Волге, в городе Васюки удирает от разъяренных шахматистов, а в Пятигорске вынужденно клянчит милостыню. После этих мытарств герой возвращается в столицу, где теряются следы последнего стула. Бендер выясняет, что стул «осел» в клубе железнодорожников.
В ночь перед финальным рейдом Воробьянинов убивает партнера ударом опасной бритвы по горлу, чтобы завладеть сокровищами в одиночку. Однако на другой день выясняется, что сокровища уже нашли за несколько месяцев до этого и «превратили» в спортивно-развлекательный центр для трудящихся.
Образ Воробьянинова во многом списан с дяди Евгения Петрова, одного из авторов произведения. Дядя этот жил в Полтаве, носил бакенбарды и золотое пенсне, был гурманом и любителем роскошной жизни.
Экранизации
Роман «Двенадцать стульев» пережил около двадцати экранизаций. В России широко известна экранизация 1976 года под названием «12 стульев», снятая Марком Захаровым, где роль Кисы сыграл актер Анатолий Папанов, а роль Остапа Бендера — Андрей Миронов. Несколькими годами ранее еще один фильм по роману снял режиссер Леонид Гайдай. В этой двухсерийной комедии роль Кисы играл Сергей Филиппов.
В 1980 году Сергей Филиппов играет роль Кисы Воробьянинова снова, на этот раз в фильме режиссера Юрия Кушнерева «Комедия давно минувших дней». Фильм представляет собой по сути кроссовер — там пересекаются персонажи и сюжеты разных советских фильмов. К авантюре Кисы и Бендера подключаются Трус и Бывалый — знаменитые мелкие правонарушители из комедий Леонида Гайдая. Сборная команда авантюристов отправляется на поиски сокровищ вчетвером.
За пределами кириллического сектора роман тоже неоднократно экранизировали. В Германии, Италии, Великобритании, США и Швеции в первой половине ХХ века выходили свои вариации на тему «Двенадцати стульев», более или менее близкие к оригиналу. Волна популярности романа Ильфа и Петрова докатилась даже до Бразилии, где в 1957 году тоже сняли экранизацию под названием «Treze cadeiras» («13 стульев»).
Еще одна занятная экранизация снята в США в 1970 году режиссером Мелом Бруксом. Съемки шли в Финляндии и Югославии, а сам фильм отличается типичным для американской комедии «хэппи-эндом». Остап и Киса вдвоем отправляются ночью в клуб железнодорожников за последним стулом. Узнав о том, что драгоценности «уплыли», Киса устраивает погром. Позже разочарованные компаньоны-авантюристы мирно обсуждают дальнейшие планы, и никакого смертоубийства не происходит.
Сюжетная линия, связанная с поиском разошедшихся на аукционе стульев, в фильме усечена. Герои не разъезжают по стране, разыскивая стулья поодиночке, а находят сразу семь стульев из гарнитура в перевозном театре «Колумб», куда те были проданы. Чтобы добраться до них, герои нанимаются в театр, выдав Кису за актера. Часть стульев расходится из театра в чужие руки, и героям приходится искать их.
Один стул Киса отбирает у финского канатоходца. Для этого пассивный и неизобретательный в оригинале герой сам взбирается на канат и демонстрирует чудеса эквилибристики. Еще четыре стула герои вскрывают на предмет наличия драгоценностей прямо в музее мебели, где проходил аукцион. И только последний стул, как и положено, находится в московском клубе железнодорожников.
Последняя экранизация вышла в Италии в 2013 году и представляет собой вольную интерпретацию сюжета, где в сохранности остаются только стулья и спрятанное в них сокровище («Не в стульях счастье», или «La sedia della felicità»).
Интересные факты
В Харькове в 2016 году появился памятник Кисе Воробьянинову авторства скульптора Катиба Мамедова. Воровато озирающийся бронзовый герой со стулом в руках выходит из кирпичной стены, наполовину еще скрытый в кладке.
Реплики героев Ильфа и Петрова стали известными цитатами. Киса особенно известен жалобной мантрой, которую повторяет, когда просит милостыню:
«Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной Думы».