Биография
За свои 24 года актриса и режиссер Вероника Никонова сделала столько, сколько некоторым не удастся и за всю жизнь. Эта удивительная, хрупкая, отважная, боевая и талантливая девушка, покорявшая окружающих добротой, отзывчивостью и человеколюбием, успела пожить в Европе, Азии и Америке, бросить один институт и окончить другой, сняться в кино и снять его. Она не боялась быть самой собой и имела смелость поступать только так, как чувствовала, хотела и мечтала.
Детство и юность
19 декабря 1994 года в Минске Ольга Никонова (в девичестве Шабалина), появившаяся на свет 2 января 1958-го и отучившаяся в средней школе поселка Галое, подарила супругу младшую дочь Веронику. Женщина имела отношение к христианскому палаточному служению и читала проповеди в Испании, Греции, Болгарии, России и иных странах, объездив весь мир.
Ребенок рос в большой семье, и в его воспитании участвовали старшая сестра Виктория и братья-близнецы Максим и Мирослав. В детстве девочка увлеченно занималась спортом, отдавая предпочтение волейболу и баскетболу, но в 12 лет круто поменяла сферу интересов и твердо решила стать актрисой.
Девушка, уважавшая мюзиклы, старалась не пропускать спектакли Национального академического театра имени Янки Купалы, а позднее переключилась на постановки драмтеатра имени Максима Горького и Театра-студии имени Евстигнея Мировича при БГАИ.
Следуя за мечтой, будущая знаменитость перешла из обычной школы № 193 в театральную № 136. Там в первой половине дня ученики изучали основные предметы, а во второй приступали к факультативам и театральным дисциплинам, самым любимым из которых Ника назвала сценическое движение. Параллельно с этим она посещала и театр-студию «Образ».
Актерская деятельность
Прежде чем получить аттестат зрелости, школьница получила первую роль в кино — тогда она училась в восьмом классе:
«Все произошло очень неожиданно: однажды к нам в класс зашел помощник режиссера с “Беларусьфильма” и попросил девочек встать. Мы с одноклассницей понравились ему больше остальных, и нас пригласили на киностудию. После нескольких этапов кастинга мне сообщили, что я отобрана для репетиций в Москве».
В российской столице, встретившись с режиссером Александром Коттом, девочка отыграла пару сцен из будущего фильма «Брестская крепость». На роль Ани Кижеватовой претендовало сразу несколько кандидаток, а Сашей Акимовым чуть раньше уже «назначили» Алексея Копашова. По дороге в Минск Вероника от переживаний не могла уснуть и даже плакала, но опасения были напрасными — вскоре ей позвонили с радостным известием, что она утверждена.
Ради проекта дебютантка пожертвовала естественным цветом волос и выкрасилась в блондинку и очень волновалась, оказавшись на съемочной площадке с уже известными артистами. Девочка сначала немного расстроилась, узнав, что ей предстояло играть с Андреем Мерзликиным, а не с Павлом Деревянко, который ей нравился. Впрочем, со звездой «Бумера» у белорусской актрисы сложились теплые дружеские отношения, как и с Александром Коршуновым, Яной Есипович и Сергеем Власовым.
На момент создания военной драмы, рассказывающей о героической обороне Брестской крепости в июне–июле 1941 года, Ника мечтала стать ученицей своего партнера Александра Коршунова, поступить в ГИТИС, покорить Голливуд и прославиться. Однако в дальнейшем все изменилось:
«Я начала путешествовать и поняла, что реальная жизнь гораздо интереснее, чем то, что человек может выдумать. Документальный фильм сильнее художественного, ведь это настоящее эмоциональное приключение. Можно отправиться в опасные места и встретить невероятных людей, а люди — это то, ради чего я пошла в документалистику».
Режиссура
После того как у нее не получилось продолжить образование в Лос-Анджелесе, Вероника перебралась в Вильнюс, где поступила в Европейский гуманитарный университет, выбрав специальность «медиа и коммуникации». Но через полгода она бросила вуз и уехала заниматься серфингом на Бали — путешествие длилось три года.
На острове Сулавеси минчанке посчастливилось участвовать в съемках документального фильма американского кинематографиста, изучавшего последствия конфликта на религиозной почве между христианами и мусульманами. Этот опыт и подтолкнул ее к созданию документальных проектов.
Девушка, в чьей биографии нашлось место и берлинской Met Film School, выбрала годовую программу документального кино в Нью-Йоркской киноакадемии. Абитуриентка сдала английский язык, подготовила резюме, собрала рекомендации и портфолио и написала эссе. Стоимость обучения составляла чуть больше $ 32 тыс. в год: 30 % расходов покрывал грант, а 70 % Ника оплачивала сама. По окончании NYFA выпускница осталась там преподавать, мечтая вернуться на родину, где продолжила бы служить любимому делу или взялась бы за общественную деятельность или журналистику.
Именно в США Никонова узнала о проблемах осужденных по 328-й статье УК Республики Беларусь, познакомилась с представительницами движения «Матери 328» и в качестве дипломной работы сняла короткометражку «Поколение 328», выступив в ней и как продюсер, и как сценарист, и как оператор. В 2021 году детище белорусского режиссера завоевало приз в номинации «Лучший документальный студенческий фильм» на международном кинофестивале в Вудстоке.
Личная жизнь
То, что у нее на сердце, талантливая белорусская актриса и режиссер от подписчиков не скрывала. В октябре 2016-го на персональной странице Никоновой в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) появился репост с конференции TEDxTokyo, где ей сделал предложение руки и сердца бойфренд Эйдзи Хан Симидзу.
Общие романтические фотографии пары публиковались там и дальше, однако в итоге влюбленные расстались и устроили личную жизнь с другими людьми. 1 июля 2019-го Вероника вышла замуж за активиста общественной инициативы Legalize Belarus Петра Маркелова. После торжества, где и жених, и невеста, и гости облачились в белоснежные наряды, молодожены отправились в свадебное путешествие на Аляску, которое, к сожалению, закончилось трагедией.
Смерть
5 июля 2019 года уважавшая экстремальные виды спорта Вероника Никонова погибла на Аляске при пересечении бурной реки Текланики. Трагедия произошла, когда девушка вместе с мужем возвращалась с местной достопримечательности — автобуса, где в 1992-м умер от голода знаменитый путешественник Кристофер Маккэндлесс. Пара успела провести там ночь и даже увековечить свои имена на стенах транспортного средства.
На обратном пути Ника оступилась и упала — за плечами минчанки находился рюкзак, который и утянул ее под воду. Петру Маркелову удалось вытащить жену на берег в паре десятков метров от места происшествия. В течение 29 минут мужчина пытался реанимировать любимую, делая ей искусственное дыхание и массаж сердца, однако, к сожалению, ничего не помогло:
«Она была под водой около пяти минут. Я сделал пару заходов искусственного дыхания и массажа сердца. Понял, что нужно снять рюкзак и отвязать веревку. Уже на берегу около 20 минут я повторял процедуру: делал массаж сердца, потом вдыхал воздух в легкие. Вода была внутри. Ноги и руки были холодные».
По словам белорусского активиста, он и его супруга допустили несколько ошибок, приведших к ее смерти. Оба сильно устали, кроме того, Вероника могла неверно обмотать вокруг тела страховочную веревку. По факту случившегося в США начали расследование, а Ольга Никонова отметила в интервью, что тело дочери будет кремировано за океаном, но только после того, как она простится с ней.
Фильмография
Актриса:
Режиссер и сценарист:
- 2020 — «Поколение 328»
Интересные факты
- В январе 2019-го актриса и режиссер, поддерживавшая благотворительные и общественные организации, дала интервью, в котором призналась, что два года назад у нее было диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности. В разговоре с журналистом собеседница подробно рассказала о том, как СДВГ влияет на все сферы жизни, каковы его признаки и способы лечения.
- Родители никогда ничего не запрещали Нике и поддержали ее в решении стать актрисой. Кроме того, отец и мать находились рядом с дочерью во время съемок «Брестской крепости».
- Ольга Никонова признавалась, что незадолго до трагедии у нее были нехорошие предчувствия.
- Минчанка утверждала, что различий между документальным кино и активизмом нет: через фильмы она выражала свою политическую позицию, а камера служила инструментом исследования мира.