Юлия Гревс

Юлия Айвазовская
О знаменитости
Дата рождения
1829 г.
Возраст
69 лет
Дата смерти
1898 г.
Семейное положение
была в разводе
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Первая жена Ивана Айвазовского Юлия Гревс, англичанка по происхождению, стала одной из многих, кто не устоял перед обаянием знаменитого мариниста. За художником увивались толпы светских барышень, мечтавших завоевать горячее сердце художника. Однако семейная жизнь с творческим человеком не всегда похожа на сказку: как показывает яркий пример Софьи Андреевны, супруги Льва Толстого, гении бывают импульсивны и сверхтребовательны не только к себе, но и к окружающим.

    Детство и юность

    Дочь британского врача Якоба Гревса, шотландца по происхождению и бывшего придворного медика Александра I, Юлия Гревс увидела свет в Нежине Черниговской губернии. Ее точная дата рождения неизвестна, а ряд источников указывает 1820-е.

    Девочка не могла похвастаться знатным происхождением, однако благодаря должности отца с детства вращалась в высшем обществе и получила блестящее образование.

    Жена Айвазовского Юлия Гревс в молодости
    Жена Айвазовского Юлия Гревс в молодости / Фото: Geni

    Имея необходимый набор навыков и при отсутствии большого состояния в молодости девушка работала гувернанткой в домах представителей российской аристократии. Помимо безупречного воспитания Юлия также обладала незаурядной красотой. Стройная фигура, темные волосы и большие выразительные глаза 19-летней девицы впечатлили на тот момент уже знаменитого художника Айвазовского, заставив того забыть о старающихся впечатлить мастера разодетых светских дамах.

    Спокойная по характеру и умная не по годам молодая особа в строгом черном одеянии гувернантки заставила Ивана Константиновича потерять голову, и уже спустя 2 недели художник попросил руки избранницы, на что получил сокровенное «да».

    Личная жизнь

    Свадьба Гревс и Айвазовского, возраст которого к тому времени составлял 31 год, состоялась по армянскому обряду в древней феодосийской церкви Сурб Саркис 15 августа 1848 года. Общество тогда отнеслось к выбору любимца императора Николая I с непониманием, ведь, несмотря на низкое происхождение, художник мог выбрать дворянку, которые в избытке увивались за гением, мечтая о выгодном замужестве. Так что союз с обычной гувернанткой выглядел как мезальянс.

    После медового месяца, во время которого плодовитый мастер усердно трудился над новыми картинами, новоиспеченный муж уехал в Москву представлять выставку. Молодую супругу Айвазовский поселил в Феодосии, где та подарила ему четырех дочерей. Спустя год после замужества на свет появилась старшая Елена, а следом родились Мария, Александра и Иоанна.

    Чинный на первый взгляд брак оказался на деле не столь гармоничным. Личную жизнь жены автора картины «Корабль в бедствии» также терзали бури. Копаясь в биографии обласканного славой мариниста, историки разошлись во мнении касательно того, что же стало причиной раннего раскола в его семье. Одни видят виновницей конфликта Гревс, которая якобы жаждала светской жизни и не хотела прозябать в захудалом приморском местечке. Другие отмечали, что первая жена Айвазовского была не столь легкомысленной, а причина недовольства британки крылась в дочерях.

    Девочкам, стоит отметить, Юлия дала разностороннее образование: малышки музицировали, знали языки, танцевали, были сведущи в литературе. Рациональная женщина беспокоилась за будущее детей, так как в провинциальной Феодосии, где семья на тот момент жила, «рынок женихов» мог похвастаться только моряками да рыбаками. Одесса в этом плане казалась куда более выгодным местом для жизни.

    В 1870 году отношения между супругами настолько обострились, что Айвазовская, прихватив дочерей, сбежала от благоверного в Одессу. Историю собственных злоключений Гревс решилась рассказать императору Александру II. В жалобе, сохранившейся в Государственном архиве РФ, Юлия призналась монарху, какие издевательства ей довелось пережить.

    Из письма следовало, что с пылким темпераментом мужа, армянина по происхождению, она не совладала, более того, грубым отношением художник настолько запугал семью, что жена и дочери вздрагивали при одном только звуке его шагов. Ревнивый и властный, он доводил женщину до ужаса одним только появлением, в то время как на людях урожденный Ованнес Айвазян создавал благоприятное впечатление обаятельного и приветливого человека.

    Настоящее лицо знаменитый художник показывал только дома, а последствия его вздорного и необузданного нрава лечил семейный врач Эргардт. Однажды благоверный так сильно бросил жену на землю, что из ее горла пошла кровь, в другой раз вывихнул руку, были попытки удушить супругу и даже зарезать бритвой, которую женщине удалось вырвать из рук разъяренного мужа.

    Юлия Гревс и Иван Айвазовский с детьми
    Юлия Гревс и Иван Айвазовский с детьми

    До монарха письмо с подробностями семейной жизни Айвазовских не дошло, делом занялись на уровне канцелярии. Главный жандарм Одессы Карл-Крамер Кноп и шеф Отдельного корпуса жандармов Петр Андреевич Шувалов встали на сторону иностранной супруги художника.

    Помимо нравственных увещеваний, жандармерия вынудила художника поселиться отдельно от жены, за что тот в бешенстве грозился доказать ее неверность. Позже маринист успокоился и даже согласился ежемесячно выделять супруге 300 рублей содержания.

    В 1877 году Иван и Юлия Айвазовские официально расторгли брак, а художник вскоре женился на Анне Саркисовой-Бурназян. Вторую супругу, по свидетельству писателя Антона Чехова, художник тоже держал в ежовых рукавицах.

    Смерть

    Перенесенные душевные и физические мучения, а также нервное перенапряжение отрицательно сказались на здоровье Гревс.

    Жена Айвазовского начала часто болеть, и даже после развода с супругом у нее случались конвульсивные припадки. Крайне исхудавшая, подточенная тревогами и волнениями, первая любовь мариниста страдала от болей в позвоночнике, кровохаркания и потери чувствительности в конечностях. Усиливались симптомы особенно после того, как бывший супруг напоминал ей о себе. Однажды после письма Ивана Константиновича у женщины на 8 дней отнялась левая нога.

    Юлия Гревс скончалась в 1898 году, на пару лет раньше своего знаменитого бывшего супруга. Причины смерти бывшей гувернантки остались неизвестными, канув в анналы истории, однако память о женщинах гениального художника живет вместе с ним.

    В 2022 году Первый канал показал документальный фильм «Айвазовский. На гребне волны», в котором создатели попытались максимально приблизиться к незаурядной личности живописца, разобраться в фактах личной жизни мастера, картины которого в 1962 году жаждала заполучить чета Кеннеди. Известно также, что работы мастера украшают резиденцию Реджепа Эрдогана.

    Интересные факты

    1. По свидетельствам самой Гревс, из-за невыносимой боли, причиняемой супругом, ей пришлось принять в общей сложности 28 фунтов хлороформа, который аптекари тогда выписывали как анестетик.
    2. Первую супругу живописец рисовал не так охотно, как Анну Бурназян, однако в книге «Повесть о художнике Айвазовском» Льва Вагнера и Надежды Григорович упоминается, что в первые дни знакомства Иван писал портрет возлюбленной ночи напролет. Однако картина «Юлия, жена моя» не сохранилась, а многострадальную британку можно увидеть на автопортрете самого Айвазовского, написанном в 1849 году.
    3. Стараясь разделить с супругом его интересы и жизнь, Юлия всерьез помогала мужу в его археологических раскопках на курганах: просеивала землю из гробниц, вела учет добытым «сокровищам», отправляла их в Петербург.
    4. Существует любопытная теория, что Якоб Гревс бесследно исчез сразу после смерти в 1825 году императора Александра I во время поездки в Таганрог. Однако Юлия родилась уже после этих событий, из чего следует, что либо врач царя-батюшки впоследствии нашелся, либо сама теория о таинственной пропаже лекаря — выдумка.