Нина Скуйбина

Нина Скуйбина-Рязанова
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
64 года
Дата смерти
28 мая 1994 г.
Место рождения
Семейное положение
была замужем за Эльдар Рязанов
    5,0 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Эльдар Рязанов был женат трижды, но любовью всей жизни называл вторую супругу Нину Скуйбину. Именно во время второго брака и предшествовавшего ему романа режиссер создал свои шедевры: «Иронию судьбы» и «Служебный роман», «Гараж» и «Вокзал для двоих». «Ты мне жена, сестра, подруга, мать», — писал Эльдар Александрович в стихотворении, адресованном Нине Григорьевне.

    Детство и юность

    Будущая жена Рязанова родилась 11 января 1930 года. Девичья фамилия Нины Григорьевны — Зеличенко. Сведения о ранней биографии музы Эльдара Александровича и ее родителях скудны. Отец Нины родился в Харькове, а мать, всю жизнь говорившая с польским акцентом, — в Лодзи. В молодости Григорий Зеличенко работал в советско-немецкой фирме, а затем в Наркомате водного транспорта. В середине 30-х годов, осознав, что скоро волна репрессий докатится и до него и следователи припомнят сотрудничество с иностранцами, мужчина вместе с семьей переехал в район Ухтпечлага. Мать Нины, в юности учившаяся на врача, работала в лагерной аптеке.

    Карьера

    После окончания ВГИКа Зеличенко начала работать редактором в журнале «Искусство». Затем занимала такую же должность на «Мосфильме». Но главной миссией Нины стало растворение в творчестве двух своих мужей-режиссеров — Владимира Скуйбина и Эльдара Рязанова.

    Личная жизнь Нины Скуйбиной

    Эльдар Александрович впервые увидел Зеличенко еще в годы учебы во ВГИКе. Но красивая темноглазая девушка уже была просватана Скуйбиным и вскоре вышла за него замуж вопреки неодобрению матери и отца жениха. По утверждению Виктории Токаревой, подруги Нины, свекру и свекрови не нравилась национальность невестки (Зеличенко была еврейкой). Однако молодые супруги были счастливы, и в 1954 году у них родился сын Николай.

    Нина Скуйбина и Эльдар Рязанов

    Во время работы Владимира над дебютным фильмом «На графских развалинах» у молодого мужчины обнаружили неизлечимую болезнь — боковой амиотрофический склероз. Нина не только преданно ухаживала за мужем, у которого отказывала одна мышца за другой, но и во время съемок его последней картины «Суд» помогала обездвиженному супругу руководить процессом. В 33 года женщина овдовела, в память о Владимире взяла его фамилию и долго не смотрела в сторону других мужчин.

    Все изменила встреча с Эльдаром Рязановым. Режиссер уже 15 лет был женат на Зое Фоминой. У супругов, в юности вместе выпустивших документальный фильм, подрастала дочь Ольга. В течение 10 лет продолжался роман Рязанова и Скуйбиной, и лишь накануне серебряной свадьбы с Фоминой Эльдар Александрович решился поступить в соответствии со стихами, впоследствии написанными им для фильма «Вокзал для двоих»:

    Пусть в голове мелькает проседь,
    Не поздно выбрать новый путь.
    Не бойтесь все на карту бросить
    И прожитое зачеркнуть!

    В новую жизнь с Ниной режиссер ушел с чемоданом книг, оставив первой жене квартиру и все нажитое. Свадьбу сыграли, когда жениху был 51 год, а невесте 49. Свидетелем Эльдара Александровича, как и на первом бракосочетании, был Василий Катанян (эта фамилия часто фигурирует в рязановских фильмах, в частности, в культовой «Иронии судьбы…»). Молодожены купили дом у наследников Михаила Ромма, куда переехали жить. У большого каменного здания с белыми колоннами рос куст жасмина, который их соседка Токарева называла часовым — охранником счастливой личной жизни.

    К замужеству матери положительно отнесся взрослый сын Нины Григорьевны. Ольга Рязанова поначалу восприняла новую жену отца в штыки, но со сводным братом впоследствии подружилась. Внучку избранницы, названную в честь бабушки Ниной, Эльдар Александрович любил как родную.

    Нина Григорьевна не упоминалась в титрах картин Рязанова, но присутствие на съемках фильмов мэтра любимой жены, умевшей сгладить все производственные конфликты, было само собой разумеющимся. Если Скуйбина по каким-то причинам отсутствовала, режиссер становился мрачным и нервным. Супруга следила за диетой склонного к полноте кинодеятеля, решала все бытовые вопросы.

    Смерть Нины Скуйбина

    Счастье Эльдара Александровича и Нины Григорьевны разрушила болезнь женщины — рак пищевода. Когда заболевание, начавшееся с проблем с гортанью, диагностировали, Рязанов настоял на проведении операции. Но хирургическое вмешательство, как и последующий визит к немецким врачам, не помогли. Чтобы оставаться в ясном сознании, Нина Скуйбина отказалась от обезболивающих лекарств.

    Памятник на могиле Нины Скуйбиной
    Памятник на могиле Нины Скуйбиной / Фото: «Изготовление памятников»

    По словам Токаревой, непосредственной причиной смерти Нины Григорьевны 28 мая 1994 года стала инъекция, которую мужественная женщина сделала самостоятельно. Накануне рокового укола Скуйбина попросила мужа и сына дать слово всегда помогать друг другу и распорядилась провести поминки по ней в ее городской квартире, в которой давно никто не жил, предварительно ее тщательно убрав.

    По просьбе Рязанова его любимую жену похоронили на Новодевичьем кладбище. На могиле был установлен памятник в виде разбитого сердца. Фото Скуйбиной висело в кабинете Эльдара Александровича до последних дней его жизни. С подачи актера Станислава Садальского СМИ неоднократно утверждали, что режиссер завещал похоронить его рядом с Ниной Григорьевной, а Эмма Абайдуллина нарушила его последнюю волю. Однако наличие такого завещания впоследствии категорически отрицали и третья жена режиссера, и родственники с ее стороны.

    Интересные факты

    1. Режиссер Михаил Ромм и сценарист Даниил Храбровицкий признавались, что характер центрального персонажа картины «Девять дней одного года», смертельно больного физика Дмитрия Гусева, списали с первого мужа Нины Скуйбиной.
    2. На прощании со Скуйбиной присутствовала Наина Ельцина, с которой Нина Григорьевна подружилась во время съемок Рязановым документального фильма «День в семье президента».
    3. Однажды Эльдар Александрович проговорился, что его любимый женский типаж – Анни Жирардо; все три жены кинематографиста соответствовали внешне этому идеалу.