Биография
Эльдар Рязанов был женат трижды, но любовью всей жизни называл вторую супругу Нину Скуйбину. Именно во время второго брака и предшествовавшего ему романа режиссер создал свои шедевры: «Иронию судьбы» и «Служебный роман», «Гараж» и «Вокзал для двоих». «Ты мне жена, сестра, подруга, мать», — писал Эльдар Александрович в стихотворении, адресованном Нине Григорьевне.
Детство и юность
Будущая жена Рязанова родилась 11 января 1930 года. Девичья фамилия Нины Григорьевны — Зеличенко. Сведения о ранней биографии музы Эльдара Александровича и ее родителях скудны. Отец Нины родился в Харькове, а мать, всю жизнь говорившая с польским акцентом, — в Лодзи. В молодости Григорий Зеличенко работал в советско-немецкой фирме, а затем в Наркомате водного транспорта. В середине 30-х годов, осознав, что скоро волна репрессий докатится и до него и следователи припомнят сотрудничество с иностранцами, мужчина вместе с семьей переехал в район Ухтпечлага. Мать Нины, в юности учившаяся на врача, работала в лагерной аптеке.
Карьера
После окончания ВГИКа Зеличенко начала работать редактором в журнале «Искусство». Затем занимала такую же должность на «Мосфильме». Но главной миссией Нины стало растворение в творчестве двух своих мужей-режиссеров — Владимира Скуйбина и Эльдара Рязанова.
Личная жизнь Нины Скуйбиной
Эльдар Александрович впервые увидел Зеличенко еще в годы учебы во ВГИКе. Но красивая темноглазая девушка уже была просватана Скуйбиным и вскоре вышла за него замуж вопреки неодобрению матери и отца жениха. По утверждению Виктории Токаревой, подруги Нины, свекру и свекрови не нравилась национальность невестки (Зеличенко была еврейкой). Однако молодые супруги были счастливы, и в 1954 году у них родился сын Николай.
Во время работы Владимира над дебютным фильмом «На графских развалинах» у молодого мужчины обнаружили неизлечимую болезнь — боковой амиотрофический склероз. Нина не только преданно ухаживала за мужем, у которого отказывала одна мышца за другой, но и во время съемок его последней картины «Суд» помогала обездвиженному супругу руководить процессом. В 33 года женщина овдовела, в память о Владимире взяла его фамилию и долго не смотрела в сторону других мужчин.
Все изменила встреча с Эльдаром Рязановым. Режиссер уже 15 лет был женат на Зое Фоминой. У супругов, в юности вместе выпустивших документальный фильм, подрастала дочь Ольга. В течение 10 лет продолжался роман Рязанова и Скуйбиной, и лишь накануне серебряной свадьбы с Фоминой Эльдар Александрович решился поступить в соответствии со стихами, впоследствии написанными им для фильма «Вокзал для двоих»:
Пусть в голове мелькает проседь,
Не поздно выбрать новый путь.
Не бойтесь все на карту бросить
И прожитое зачеркнуть!
В новую жизнь с Ниной режиссер ушел с чемоданом книг, оставив первой жене квартиру и все нажитое. Свадьбу сыграли, когда жениху был 51 год, а невесте 49. Свидетелем Эльдара Александровича, как и на первом бракосочетании, был Василий Катанян (эта фамилия часто фигурирует в рязановских фильмах, в частности, в культовой «Иронии судьбы…»). Молодожены купили дом у наследников Михаила Ромма, куда переехали жить. У большого каменного здания с белыми колоннами рос куст жасмина, который их соседка Токарева называла часовым — охранником счастливой личной жизни.
К замужеству матери положительно отнесся взрослый сын Нины Григорьевны. Ольга Рязанова поначалу восприняла новую жену отца в штыки, но со сводным братом впоследствии подружилась. Внучку избранницы, названную в честь бабушки Ниной, Эльдар Александрович любил как родную.
Нина Григорьевна не упоминалась в титрах картин Рязанова, но присутствие на съемках фильмов мэтра любимой жены, умевшей сгладить все производственные конфликты, было само собой разумеющимся. Если Скуйбина по каким-то причинам отсутствовала, режиссер становился мрачным и нервным. Супруга следила за диетой склонного к полноте кинодеятеля, решала все бытовые вопросы.
Смерть Нины Скуйбина
Счастье Эльдара Александровича и Нины Григорьевны разрушила болезнь женщины — рак пищевода. Когда заболевание, начавшееся с проблем с гортанью, диагностировали, Рязанов настоял на проведении операции. Но хирургическое вмешательство, как и последующий визит к немецким врачам, не помогли. Чтобы оставаться в ясном сознании, Нина Скуйбина отказалась от обезболивающих лекарств.
По словам Токаревой, непосредственной причиной смерти Нины Григорьевны 28 мая 1994 года стала инъекция, которую мужественная женщина сделала самостоятельно. Накануне рокового укола Скуйбина попросила мужа и сына дать слово всегда помогать друг другу и распорядилась провести поминки по ней в ее городской квартире, в которой давно никто не жил, предварительно ее тщательно убрав.
По просьбе Рязанова его любимую жену похоронили на Новодевичьем кладбище. На могиле был установлен памятник в виде разбитого сердца. Фото Скуйбиной висело в кабинете Эльдара Александровича до последних дней его жизни. С подачи актера Станислава Садальского СМИ неоднократно утверждали, что режиссер завещал похоронить его рядом с Ниной Григорьевной, а Эмма Абайдуллина нарушила его последнюю волю. Однако наличие такого завещания впоследствии категорически отрицали и третья жена режиссера, и родственники с ее стороны.
Интересные факты
- Режиссер Михаил Ромм и сценарист Даниил Храбровицкий признавались, что характер центрального персонажа картины «Девять дней одного года», смертельно больного физика Дмитрия Гусева, списали с первого мужа Нины Скуйбиной.
- На прощании со Скуйбиной присутствовала Наина Ельцина, с которой Нина Григорьевна подружилась во время съемок Рязановым документального фильма «День в семье президента».
- Однажды Эльдар Александрович проговорился, что его любимый женский типаж – Анни Жирардо; все три жены кинематографиста соответствовали внешне этому идеалу.