Биография
Галина Мидзяева – имя, которое на протяжении десятилетий вызывает восхищение и уважение в театральном мире. За 47 лет, проведенных на подмостках Русского драматического театра в Уфе, актриса сыграла свыше 150 ролей. Ее беспрецедентная преданность сцене и способность передавать глубину человеческих эмоций оставили неизгладимый след в сердцах зрителей и коллег.
Детство и юность
Галина Ивановна Мидзяева родилась 8 октября 1941 года в Саратове. Поволжский город в годы Великой Отечественной войны получил мощный толчок развития, так как стал местом, куда были эвакуированы многие предприятия и военные училища страны.
Увлеклась искусством маленькая Галя благодаря маме, участвовавшей в самодеятельных постановках на сцене местного Дворца культуры. Родительница также старалась, получив зарплату, купить для своих троих детей билеты в театр. Ярчайшим воспоминанием ранних лет биографии для Мидзяевой стала опера «Русалка» Александра Даргомыжского, поразившая юную зрительницу потрясающим по драматизму превращением ласковой, любящей героини Наташи в жаждущую мести для жестокосердно обошедшегося с ней возлюбленного грозную властительницу вод Днепра. В мечтах о сценических сказках проснулись в девочке актерские способности, определившие ее будущий профессиональный путь.
После первых шагов в качестве актрисы на школьных спектаклях саратовчанка поступила в театральный кружок «Молодая гвардия» при саратовском Дворце пионеров и школьников, вырастивший таких звезд театра и кино, как Олег Табаков и Лидия Толмачева, а также популярная в 1960-е и 1970-е годы эстрадная певица Вероника Круглова. Пыталась начинающая артистка стать воспитанницей Саратовского театра юного зрителя, художественным руководителем которого в 1943 году стал режиссер Юрий Киселев. Увы, в студию девушка не поступила и после окончания школы за короткое время сменила несколько мест работы: осуществляла контроль качества электроламп на заводе, мыла пробирки в лаборатории при поликлинике, работала в управлении статистики.
Мечту о сцене Галина не оставляла и однажды, нарядившись в зеленое платье, как нельзя лучше подходившее к кирпичному цвету ее волос, отправилась покорять приемную комиссию Саратовского театрального училища. Педагоги учебного заведения, в отличие от тюзовских коллег, разглядели в абитуриентке драматический дар и одобрили ее поступление. В 1964 году Галина стала обладательницей заветного диплома о профессиональном актерском образовании.
Театр и кино
Первый год актерской карьеры Мидзяевой прошел в составе труппы Сызранского театра драмы им. А. Н. Толстого. В 1965 году она стала актрисой Государственного академического театра русской драмы Республики Башкоркостан и блестяще проявила себя в образах героинь ранних спектаклей, таких как «Гибель эскадры» (комиссар), «Дни нашей жизни» (Оль-Оль) и «Мещане» (Татьяна). Артистка не стремилась выделяться в толпе и соответствовать образу эксцентричной театральной дивы. Однако, каждый раз появляясь на сцене, переключала на себя внимание зрительской аудитории и органическим проживанием персонажей доказывала, что нет ролей главных или проходных. Публика шла «на Мидзяеву», но сама исполнительница сохраняла здоровую самокритику и не впадала в эйфорию от громких премьер.
Следующими в актерской копилке Мидзяевой появились образы царственной Ирины в спектакле «Царь Федор Иоаннович», Полины Семеновны в постановке «Пять романсов в старом доме». Театралы называли ее Машу в «Эшелоне» ролью «огромной и убедительной силы, искренности и душевной щедрости». Не обошлось и без воплощения на сцене Раневской в «Вишневом саду».
Понимая, что актерская профессия крайне зависима от воли режиссера, Галина Ивановна тем не менее настаивала на том, чтобы ее далеко не всегда главным персонажам уделялось на сцене должное внимание. Так, в «Наливных яблочках» в постановке Николая Черкасова ее не первой молодости Мавра Тарасовна, по классике важная и строгая, явилась зрителю как пышущая жизненным жаром женщина без возраста, соревнующаяся с молодыми героинями в силе любовной страсти. В «Дорогой Памеле» она настолько прониклась идеей режиссера показать, пробивающуюся в героине душевную непорочность, что в результате удостоилась высочайшей его похвалы:
«Дорогая Галина Ивановна! Уезжаю коленопреклоненным перед вами за то, что вы сделали для меня в этом спектакле. И на тех же коленях прошу прощения за то, что я не все сделал, что вам хотелось».
В разное время с неизменным успехом с участием Мидзяевой на сцене Башкирского драматического театра шли спектакли «Приходи и уводи», «Воскресение», «В день свадьбы» «Свои люди – сочтемся», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Волки и овцы», «Похищение девушки», «Годы странствий», «Squat / Сквот», «Семейный портрет с посторонним» и другие.
Съемочной площадке актриса всегда предпочитала театральные подмостки: в ее фильмографии только одна работа – приключенческий триллер Булата Юсупова «Тайна Аркаима» 2007 года.
Профессиональными наработками Мидзяева щедро делилась с начинающими артистами. В 1970-х преподавала в Уфимском училище искусств, а в 1992-м пришла на кафедру режиссуры и мастерства актера театрального факультета Уфимского государственного института искусств. Педагога, выпустившего три актерских курса, ученики вспоминали как необычайно чуткого, внимательного, заботливого и по-матерински снисходительного человека. Актер Тимур Гарипов, выпускник 1996 года, так отзывался о любимом мастере:
«Два с половиной месяца поступления плюс четыре года учебы – и всегда Галина Мидзяева рядом – доброжелательная, интеллигентная, выдержанная при любых наших юношеских вывертах, всегда готовая прийти на помощь. Мне кажется, в меня в плане душевных затрат она вложила так много, что, наверное, ей больше, чем кому бы то ни было, должно быть обидно, когда мы втроем (с Эллиной Ишмаевой и Павлом Ключниковым) ушли из театра, создав студию “Новый театр”, но она нас не осудила, сохранила самые добрые отношения, за что мы ей очень признательны».
За заслуги в творческой деятельности актриса удостоилась званий заслуженной артистки Башкирской АССР, заслуженной артистки РСФСР и народной артистки РФ.
Личная жизнь Галины Мидзяевой
Личную жизнь Галина Ивановна счастливо устроила с земляком Анатолием Хаустовым. Супруги познакомились в годы учебы в театральном училище, а после того, как после дипломного спектакля в 1965 году актер получил приглашение в ГАРДТ РБ, вдвоем переехали в Уфу. Вместе муж и жена проработали в одном театре вплоть до выхода на пенсию в 2012-м.
Дочь Ирина появилась на свет, когда Мидзяева уже играла на сызранской сцене, а Хаустов доучивался на последнем курсе. Сначала из-за занятости родителей о малышке заботились обе бабушки в Саратове, но затем свекровь вместе с внучкой переехала в башкирскую столицу. Когда пожилая родственница серьезно заболела, Ирину пришлось отдать в спецгруппу для грудничков в доме малютки, куда актриса рвалась в каждую свободную от репетиций минуту. Спустя годы в интервью она признавалась, что так и не избавилась от чувства вины перед наследницей, которую в детские годы обделяла материнским вниманием.
Смерть Галины Мидзяевой
Галина Мидзяева умерла 29 ноября 2024 года в возрасте 83 лет. Причина смерти актрисы публично не называлась. Скорбной вестью на официальном сайте поделился театр, которому женщина отдала без малого пять десятилетий профессиональной жизни. В некрологе, сопровождавшемся несколькими фото исполнительницы, коллектив учреждения высоко отозвался о ее вкладе в жизнь республики:
«Галина Ивановна Мидзяева всегда принимала самое активное участие в общественной жизни театра, города, республики. На протяжении нескольких лет являлась членом Президентского совета Республики Башкортостан. Она внесла огромный вклад в развитие театрального искусства, была примером для молодых коллег, только начинающих свой творческий путь, всегда поддерживала своих партнеров на сцене и в жизни».
Фильмография
- 2007 — «Тайна Аркаима»
Интересные факты
- Саратовское театральное училище подарило миру театра и кино таких звезд, как Олег Янковский, Евгений Миронов, Григорий Аредаков, Татьяна Шкрабак, Сергей Сосновский, Людмила Коршунова, Валентина Качурина и др.