Биография
Николай Черкасов — символ государственного героя в советском кинематографе. Актер известен ролями в эпохальных для своего времени фильмах, ставших пособиями для поколений актеров, режиссеров и критиков. Признание этот неподражаемый артист считал естественной составляющей профессии, но не самоцелью. Главным было донести до зрителей важность веры в идеалы, а для этого — быть образцом справедливости и помогать ближним.
Детство и юность
Николай и его младший брат Константин родились в семье дежурного по станции Балтийской железной дороги Константина Александровича и Анны Андриановны, присматривавшей за большим домом. В семье любили искусство, домочадцы были творческими людьми, а одна из тетушек солировала в Мариинском театре. Мать обнаружила у сыновей музыкальный слух и стала с ними заниматься, а благодаря отцу дети регулярно посещали оперу.
Николай учился в 10-й правительственной гимназии и с начальных классов придумывал забавы, пародировал учителей. Представления получались настолько забавными, что педагоги прощали мальчику плохую успеваемость. Однако к концу учебного года он быстро наверстывал упущенное и успешно переходил в следующий класс.
Жизнь изменилась с революцией 1917 года. Черкасов по-прежнему ходил в школу, но куда больше паренька привлекала художественная жизнь Петрограда. Случайно Коля узнал, что Мариинка набирает статистов, и вскоре начал выходить на сцену в «Борисе Годунове» и «Интернационале».
Позднее юный актер окончил студию мимистов и попал в Большой драматический театр. Творческая биография начала пополняться первыми ролями — не по годам высокому и статному Николаю доверяли играть воинов в «Князе Игоре», «Хованщине», «Пиковой даме».
В 1923-м Черкасов подал документы одновременно в два института — экранного искусства и сценических искусств. Выбрал второй, по окончании которого был принят в труппу Ленинградского театра юного зрителя. В 1933 году Николай Константинович перешел в Александринский, тогда еще Государственный академический театр драмы. В это время артисту стали поступать предложения сняться в кино.
Фильмы
У Николая Черкасова обширная фильмография, а узнаваемость принес образ Кольки из комедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Горячие денечки». Этот же режиссерский тандем пригласил молодого актера на роль 75-летнего профессора Полежаева в «Депутате Балтики». Фильм был удостоен Гран-при Международной выставки декоративных искусств в Париже. В первой экранизации романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Николай Константинович сам исполнил «Песенку о капитане» Исаака Дунаевского, изображая Жака Паганеля.
Снимаясь в «Петре Первом» в образе царевича Алексея, сына первого русского императора, Черкасов одновременно выходил на театральные подмостки в роли самого Петра Великого. Готовясь к роли, актер перелопатил кучу литературы, показал противника преобразований активным, волевым человеком.
В декабре 1938-го на экраны вышла картина Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», вызвавшая бурю восторга. На учрежденном в 1942 году ордене Александра Невского, которым награждали командный состав Красной армии, был помещен профиль Черкасова.
Сотрудничество актера и режиссера продолжилось в биографическом фильме «Ленин в 1918 году», в котором Николаю Константиновичу удался реалистичный образ писателя Максима Горького.
В 1943 году в эвакуации в Алма-Ате Сергей Эйзенштейн начал съемки «Ивана Грозного». Первое, что поражает зрителя в этой картине, — дьявольский взгляд царя. Сам Иосиф Сталин контролировал производство фильма. И первая часть ему понравилась, чего нельзя было сказать о второй, где ярко и многогранно заиграла звезда молодого Михаила Кузнецова, сыгравшего фаворита Федора Басманова, влюбленного в царя.
В день, когда продолжение истории отдали Сталину, у Эйзенштейна случился инфаркт — так сильно он нервничал перед вердиктом. Публика увидела вторую часть картины только в 1958 году, после смерти вождя народов.
В популярной музыкальной комедии «Весна» Григория Александрова Черкасов поначалу сниматься отказался. Никакие уговоры не действовали, пока к актеру не приехала исполнительница главной роли Любовь Орлова и не встала перед ним на колени. Звезде Николай Константинович отказать не смог.
После смерти главного в его творчестве режиссера в фильмографии Черкасова появились образы, которые критики считают проходными, несмотря на полученные за них Сталинские премии: изобретатель радио в «Александре Попове», Владимир Стасов в «Мусоргском» и «Римском-Корсакове». По словам сына Андрея, в кинематографической среде действовало негласное указание не давать любимцу Сталина характерных, глубоких ролей. Намного сложнее стало, когда вождь народов умер и началось хрущевское клеймение культа личности.
Знаменитый рыцарь печального образа в «Дон Кихоте», снятом Григорием Козинцевым, стал одной из последних знаковых ролей Черкасова.
По мнению актрисы Галины Карелиной, Николай Константинович своей игрой вытянул, в общем-то, никудышный литературный материал, который лег в основу сценария фильма «Все остается людям». Даже Ленинская премия, по словам народной артистки России, не смогла сгладить тот факт, что талантливого Черкасова списали со счетов.
Личная жизнь
С женой Ниной Вейтбрехт артист познакомился в молодости, еще будучи студентом. Девушка училась на отделении истории искусств, а Николай — на драматическом. Нина тесно дружила с Норой Довлатовой, матерью будущего писателя Сергея Довлатова. В дом артистов были вхожи Аркадий Райкин, Борис Ливанов и Евгений Шварц, Орлова с Александровым.
В 1931 году в семье родилась дочь, в 1939-м — вторая, а перед самой войной — сын Андрей. Он остался в итоге единственным ребенком Черкасова, личная жизнь актера не обошлась без темных полос: старшая дочь Виктория погибла в блокаду вместе с отцом Нины Николаевны, а младшая умерла младенцем.
Андрей не пошел по творческому пути, стал доктором физико-математических наук, сотрудником НИИ особо чистых биопрепаратов. В 2006 году Андрей Черкасов передал архив личных вещей, записей и фото отца в дар Государственному музею политической истории.
Режиссер же более молодого поколения Дмитрий Черкасов Николаю Константиновичу родственником не приходится.
Николай Константинович верил в Сталина, в идеологию советской власти, но никогда не афишировал, что помогал людям, попавшим под каток репрессий. По меткому выражению Георгия Товстоногова, если собрать всех, кого спас Черкасов, пришлось бы арендовать стадион. Будучи народным депутатом, актер официально принимал тысячи человек, однако к знаменитости могли запросто подойти на улице со своими просьбами.
Смерть
Причиной смерти народного артиста Советского Союза в сентябре 1966-го стала совокупность нескольких факторов. Во время Великой Отечественной войны Черкасова начала мучить астма, которая обострилась со временем, появились проблемы с сердцем.
Окончательно добило Николая Константиновича несправедливое увольнение, когда актер попросту вступился за жену, попавшую под сокращение штатов в театре. Артист несколько раз лежал в больнице и однажды оттуда не вышел. Николай Черкасов похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Фильмография
- 1935 — «Горячие денечки»
- 1936 — «Депутат Балтики»
- 1937 — «Остров сокровищ»
- 1938 — «Петр Первый»
- 1939 — «Ленин в 1918 году»
- 1945 — «Иван Грозный»
- 1949 — «Александр Попов»
- 1950 — «Мусоргский»
- 1957 — «Дон Кихот»
- 1963 — «Все остается людям»
- 1965 — «Третья молодость»
Интересные факты
- Одержимость Черкасова ролью Ивана Грозного была очевидна всем присутствовавшим на съемках. Когда режиссер останавливал сцену, Николай Константинович продолжал играть — не мог прекратить. Эйзенштейну было жалко материал, который никто не увидит. Тогда он решил снимать до тех пор, пока у актера был запал, а потом собрал эти эпизоды в документальную ленту «Захваты после “Стоп”, или Куда идет творческая энергия народного артиста».
- Благодаря роли Ивана Грозного слава Николая Константиновича вышла за пределы родины, о нем узнали европейские и западные режиссеры. Лукино Висконти планировал пригласить Черкасова сняться в «Леопарде», но в итоге выбор пал на Берта Ланкастера, поскольку за ним стояла преуспевающая студия, предложившая финансировать проект.
- Играть Дон Кихота Николаю Константиновичу повезло пять раз, и каждый раз актер стремился сделать новый, непохожий на прежние, образ.