Николай Черкасов — Невский, Грозный, Дон Кихот: факты о творческом пути актера и его ролях
Николай Черкасов стал звездой раннего советского кинематографа, был уважаем Иосифом Сталиным, но в последние годы жизни его «вычеркнули» и предали забвению. Даже британцы с большим почтением относились к актеру, чем советские чиновники. Но презрение со стороны функционеров – ничто по сравнению с народной любовью. Черкасова знают все поклонники отечественного кино, которые видели исторические фильмы «Иван Грозный» и «Александр Невский». Интересные факты из биографии народного артиста СССР – в материале 24СМИ.
Петербургское детство
Черкасов родился за 14 лет до Октябрьской революции – 27 июля 1903 года – в Санкт-Петербурге. По семейной легенде, роды проходили тяжело. Поэтому ребенка пришлось тащить наружу с помощью щипцов. Они оставили над висками Николая две едва заметные вмятины. Мать будущего артиста, Анна Андриановна, всячески оберегала первенца от различных бед и не оставляла без присмотра ни на минуту. Даже с отправкой ребенка в гимназию женщина не спешила: мальчик стал школьником в 1912 году, когда ему исполнилось 9 лет, хотя обычно детей отдавали с 7.
Николай жил с родителями и младшим братом Константином в просторной четырехкомнатной квартире. Несмотря на гиперопеку матери, Черкасов мог самостоятельно постоять за себя, но при этом никогда не провоцировал драку. Одноклассники относились к нему с уважением и подмечали, что он не был злопамятным. Но особенностью характера Николая была несдержанность, из-за которой он получил четверку по поведению. Отец пытался перевоспитать сына, научить контролировать свои эмоции, но не помогло.
«Руслан и Людмила»
С театром Черкасов познакомился будучи учеником начальных классов гимназии. Тогда он увидел постановку «Руслана и Людмилы» в исполнении артистов Мариинского театра. Происходящее на сцене произвело впечатление на юнца, который охарактеризовал спектакль словом «волшебно».
Но в ту пору школьник еще не думал о карьере актера. В 14 лет его сильно увлекла музыка: посещал общедоступные концерты Александра Шереметева, который исполнял произведения Рихарда Штрауса, Александра Глазунова, Рихарда Вагнера, ходил на утренники в филармонию, ездил в Павловск, где выступали прославленные артисты. Одним из кумиров подростка был Федор Шаляпин.
Медицина
В 1919-м Черкасов получил документ об окончании школы. Петроград пережил революцию, но в разгаре была Гражданская война. Николаю и нескольким его товарищам захотелось поступить в Военно-медицинскую академию. Молодой человек стремился помогать раненым солдатам, но понимал, что в этом деле важны не только альтруистические чувства. Черкасов написал заявление, но сомневался, что сможет стать хорошим медиком.
Точку в сомнениях поставил один эпизод. Николай возвращался домой, когда стал свидетелем неприятного зрелища: трамвай переехал прохожего. Кровь бедолаги на тротуаре дала понять парню, что медицина – это не его призвание. Вместо Военно-медицинской академии Черкасов поступил в студию мимистов, из которой он через несколько недель попал в театральную массовку. В 17 лет рост актера составлял 198 см, благодаря чему ему стали давать характерные роли. Парень играл злодея Ротбарта в «Лебедином озере» и брамина в «Баядерке».
Шаляпин
В молодости Черкасову довелось сыграть на одной сцене с Шаляпиным. В спектакле «Вражья сила» артисту дали эпизодическую роль. Исполнив ее, Николай совершил поступок, который вызвал недовольство Шаляпина, игравшего главного героя. Черкасов с балкона стал смешить публику эксцентричными выходками и ужимками. В зале послышался хохот, который задел Федора Ивановича. Он подал сигнал за кулисы, где стоял режиссер Михаил Циммерман, который подобрался к Николаю и утащил его подальше от глаз публики.
Черкасов посчитал, что выходка обойдется ему дорого, и уже мысленно готовился к увольнению. На следующий день состоялась беседа между Николаем, Циммерманом и Шаляпиным. Мэтр попросил молодого артиста рассказать, чем он так успешно развлекал людей во время его выступления.
Черкасов продемонстрировал прославленному басу весь набор трюков и движений, которые пускал в ход для увеселения толпы. Шаляпин рассмеялся и даже повторял за Николаем, а затем резко сменил шутливый тон на серьезный и сказал: «Молодой человек, давайте условимся: вы мне, пожалуйста, не мешайте, и я вам не буду мешать».
Тощий певец
Черкасов не пожалел, что не стал военным медиком. Николай не сомневался, что творческая профессия ему подходит больше. На заре карьеры он попробовал силы в разных сценических жанрах и везде имел успех. Артист обладал и комическим даром, и петь умел, и танцевать. Актер почти исполинского роста обладал удивительной гибкостью. Например, одной ногой мог обвить другую, словно лианой.
В молодости Черкасов выбирал, на каком поприще больше развиваться. Ему нравилось и играть на сцене, и петь. В 1918 году Николай вместе с родным городом пережил голод. Однажды он случайно встретил Шаляпина. На тот момент Черкасов представлял собой исхудавшего и изможденного юношу. Певец смерил его с ног до головы и заявил, что в оперу ему не попасть: «На пение у вас здоровья не хватит».
«Паризиана»
В 1925 году Черкасов сходил в кинотеатр на фильм «Паризиана». Картина о похождениях комиков Пата и Паташона впечатлила начинающего актера, который объединился с однокурсником и воссоздал дуэт. Летом студенты Ленинградского института сценических искусств гастролировали по республикам Средней Азии. Ярче всех выделялся номер Черкасова и Бориса Чиркова, которые играли Пата и Паташона.
Через два года Черкасов и сам снялся в фильме. Первой работой артиста стала немая лента «Поэт и царь», в которой актеру досталась роль парикмахера Шарля. В своих воспоминаниях Николай Константинович делился, что был в ужасе от увиденного. Черкасова поразили его собственный рост и худощавость. На мгновение актеру показалось, что ему дорога закрыта не только в оперу, но и в кино. Но артист ошибся – вскоре ему дали новые роли, и с этого момента началось восхождение Черкасова на олимп советского кинематографа.
«Петр Первый»
Актер не отличался скромностью, обладал отличным чутьем и в определенных случаях вел себя нагло и дерзко. Это и обеспечило Черкасову взрывной успех во 2-й половине 1930-х. Перед войной актер сыграл в серии фильмов, которые стали классикой советского кино. Николай прознал, что режиссер Владимир Петров берется за съемку ленты «Петр Первый». Артист пришел прямо к постановщику и почти с порога заявил, что знает наизусть роман Алексея Толстого, поэтому готов сыграть главную роль.
Дерзость одновременно обескуражила и пришлась по душе Петрову, который пригласил гримера и попросил перевоплотить лицедея в первого императора России. По росту Николай подходил, но все равно не мог убедительно сыграть Петра Великого. Актер разочаровался, но режиссер, который остался впечатлен напористостью Черкасова, предложил ему роль царевича Алексея – первенца Петра.
Снимаясь у Петрова, артист заглядывал в павильон, где режиссер Александр Зархи снимал «Депутата Балтики». До этого они успели посотрудничать во время работы над картиной «Горячие денечки». Поначалу постановщик и актер говорили о кино, обсуждали последние новости. О сотрудничестве речь не заходила, пока Зархи не предложил Николаю выбрать для себя какую-нибудь роль в «Депутате Балтики».
32-летний Черкасов ознакомился со сценарием и внезапно захотел сыграть пожилого профессора Дмитрия Полежаева. Зархи протестовал, но актер умел убеждать людей, поэтому добился желаемого.
«Александр Невский»
Одной из главных картин в фильмографии Черкасова является «Александр Невский». Это классика советского кинематографа, которую высоко ценил пресловутый Стэнли Кубрик. Сергей Эйзенштейн искал на главную роль актера, но Черкасов не спешил врываться в кабинет постановщика, хотя полностью отвечал представлениям режиссера. Николай опасался работать с Эйзенштейном из-за его умения подавлять индивидуальность актера. Взгляды режиссера и артиста на образ князя расходились. Но в итоге Эйзенштейн убедил Черкасова взяться за роль Невского.
Примечательно, что съемки зимней сцены проводили в июне. Постановку Ледового побоища сделали возле студии «Мосфильма», когда дневная температура воздуха составляла 30 °C. Для начала заасфальтировали поле, которое потом присыпали опилками, нафталином и солью. Затем все это залили жидким мелом и стеклом. Так съемочная группа получила скованное льдом Чудское озеро.
Однажды во время съемок с Черкасовым приключилась почти анекдотическая ситуация. На площадке у актера прихватило живот. Эйзенштейн остановил работу и отправил артиста на машине в студию прямо в гриме и костюме князя. Приехав, Черкасов помчался в проходную, но был остановлен охранником: «Пропуск!»
Его у Николая с собой не было – остался в пиджаке в гримерке. Объяснения актера охранник слушать не хотел. Совсем отчаявшись, артист решился на последнюю меру. Он вытащил из ножен княжеский меч и громогласно объявил: «Пред тобою Александр Невский! Дорогу, подлый кнехт, или мой меч – твоя голова с плеч». В итоге Черкасов добрался до уборной, а история не раз звучала на мосфильмовских тусовках, вызывая хохот.
«Иван Грозный»
Николай Черкасов был любимцем Сталина, который приметил актера в конце 1930-х. Ему доверили играть Максима Горького в картине «Ленин в 1918 году».
Еще одной знаковой работой Николая Константиновича стала лента «Иван Грозный». Съемки в эвакуации в Казахстане организовал Эйзенштейн. Главная роль досталась Черкасову, который отлично вжился в образ царя. Высокая оценка от Сталина и успех в прокате послужили стимулом для работы над второй частью. Но в процессе между актером и режиссером возникли значительные разногласия.
Черкасов говорил, что Эйзенштейн сделал Грозного слишком нерешительным и бесхарактерным. Это, по мнению артиста, контрастировало с царем, показанным в первой части. С позицией Черкасова соглашался Сталин. В итоге лента пролежала на полке 11 лет. Исполнитель роли Грозного стал народным артистом в 1947-м, а 50-летний режиссер оказался не у дел и умер в следующем году от сердечного приступа.
Инцидент за границей
В 1946 году Черкасов получил главную роль в картине «Весна», съемки которой проходили в Чехословакии. Здесь актер едва не погиб. Николай ехал за рулем автомобиля, в котором, кроме него, были режиссер Григорий Александров и актриса Любовь Орлова. Артист не справился с управлением, машину занесло и выкинуло на обочину, где она врезалась в дерево. Черкасов остался без нескольких зубов и получил сильные гематомы лица, у Александрова была сломана ключица. Только Орлова, которая находилась на заднем сиденье, отделалась испугом.
В тот период Черкасова параллельно утверждали на главную роль в картине «Во имя жизни», но из-за аварии хирурга Петрова сыграл Виктор Хохряков, а Николай получил небольшую роль сторожа Лукича. Однако актер без работы не сидел вплоть до смерти Сталина. На рубеже 1940–1950-х советский кинематограф выпускал 10–15 картин в год, но роль для Черкасова всегда находилась.
Незадолго до смерти Иосифа Виссарионовича Черкасов написал и издал книгу «Записки советского актера», которая стала бестселлером среди советских читателей. На гонорар артист построил дом в дачном поселке Комарово и стал соседом семьи Шостаковичей.
«Верные друзья»
В 1953-м у режиссера Михаила Калатозова возникла задумка снять комедийный фильм «Верные друзья». На главную роль он решил пригласить Черкасова, поэтому вместе с автором сценария отправился из Москвы в Ленинград, чтобы поговорить с актером. Ожидалось, что Николай согласится, но он внезапно заявил, что, помимо деятельности в кино, занимает ряд высоких государственных постов, требующих времени и сил. Калатозов посчитал, что Черкасов «набивает себе цену», поэтому вместо него пригласил Василия Меркурьева. Есть версия, что его героя Нестратова наделили высокомерием, позаимствовав черту у Черкасова.
«Дон Кихот»
В итоге Николай Константинович не появлялся на экране 5 лет. Только в 1956 году он снялся в картине «Дон Кихот». В Коктебеле для съемок фильма построили 16-метровую ветряную мельницу. Однажды на площадку не явился каскадер, поэтому актеру самостоятельно пришлось в 53 года участвовать в опасных сценах. Артист несколько раз зависал вниз головой на высоте. Работу экранного Дон Кихота оценили на кинофестивале в Канаде, где ему присудили премию за лучшую актерскую игру.
Проблемы со здоровьем
В 1960-х актер почти ежегодно попадал в больницу. С 1945-го артист страдал от хронической эмфиземы легких. Прибавились проблемы с сердцем. Подорванное здоровье Черкасова сделало сильнее его недоброжелателей, которые не преминули воспользоваться шансом. Еще с конца 1950-х Николай Константинович ощущал напряжение в отношениях с театральной администрацией. Тогда Никита Хрущев взялся за развенчание культа личности Сталина. Процесс коснулся и актеров, которых выделял вождь.
Увольнение
Враги Черкасова нанесли удар по жене – Нине, имя которой попало в список увольняемых артистов. Это стало шоком для 57-летней актрисы, которая с трудом перенесла смерть двоих детей – старшая дочь не пережила блокаду Ленинграда, а младшая умерла во младенчестве. У супругов Черкасовых выжил только сын Андрей. Николай Константинович вступился за супругу и пытался убедить администрацию не увольнять Нину. Начальство лишь ухмыльнулось в ответ на просьбы актера, который пришел в ярость и тоже написал заявление на увольнение.
Звезда фильма «Александр Невский» считала, что такой ход образумит администрацию, заставит руководство пойти на диалог. Но никто не стал отговаривать Черкасова от увольнения – заявление подписали без лишних слов. Так завершилась карьера артиста, чей профиль в образе князя изображен на ордене Александра Невского.
Смерть
Жестокость театральных функционеров обескуражила актера, чье здоровье было подорвано окончательно. Два года артист пребывал в тяжелейшей депрессии. В 1964-м, вскоре после увольнения, Черкасов побывал в Англии, где публика встречала его как великого актера, в то время как советские чиновники пытались вымарать имя легенды кинематографа.
Последним фильмом мэтра стала «Третья молодость» – советско-французская лента, снятая по мотивам романа Пьера Жильбера. Черкасов надеялся, что его еще позовут обратно, восстановят в театре, но советский кинематограф приветствовал новых звезд.
63-летний Николай Черкасов умер 14 сентября 1966 года. Причиной смерти стала водянка, с которой не справились сердце и легкие. Могила артиста находится в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В последние дни жизни мэтр не узнавал близких и постоянно говорил о ролях. Из-за болезни артист не смог выйти на сцену в образе короля Лира у Григория Козинцева и Каренина у Зархи.