Алексей Петрович — царевич в опале: факты о старшем сыне Петра Великого
Петр I взял в жены Евдокию Лопухину не по любви, а по велению своей матери Натальи Нарышкиной. 28 февраля 1690 года у супругов родился первенец – сын Алексей Петрович. Но в 1692-м царь в Немецкой слободе познакомился с Анной Монс, прозванной в народе Монсихой. С тех пор Петр стал отдаляться от жены, а наследник престола воспитывался при матери в понятиях, которые были далеки от реформаторского курса правителя. Факты из жизни царевича, попавшего в опалу, – в материале 24СМИ.
Разлука с матерью
Старший сын Петра I получил имя в честь деда – царя Алексея Михайловича Романова. До 8 лет царевич жил с матерью, а после был разлучен с Евдокией. В 1697-м вскрылся заговор дворян Алексея Соковнина (родной брат раскольницы Феодосии Морозовой), Ивана Цыклера и Федора Пушкина – дальнего родственника поэта Александра Сергеевича. Троице не нравился политический курс царя, поэтому готовили убийство правителя. Заговор раскрыли, Соковнина, Цыклера и Пушкина четвертовали, а остальных сторонников, среди которых были отец и два дяди Евдокии Лопухиной, сослали подальше от Москвы.
В 1697-м Петр в рамках Великого посольства находился в Лондоне. Из Англии царь писал дяде Льву Нарышкину, боярину Тихону Стрешневу и духовнику царицы, чтобы те уговорили Евдокию уйти в монастырь. Лопухина отказалась, сославшись на малолетнего сына Алексея. Правитель вернулся из Англии в августе 1698 года, но отправился не домой, а заехал в гости к Анне Монс. Только через неделю царь встретился с законной супругой. Повторная попытка уговорить Евдокию уйти в монастырь не увенчалась успехом. Лопухина обратилась за помощью к патриарху Адриану, который заступился за царицу, разозлив Петра.
Через три недели Евдокию под конвоем доставили в монастырь. Ходит легенда, что изначально царь якобы собирался казнить жену, но вмешался советник Франц Лефорт. Лопухина оказалась в Суздале, а царевич Алексей стал жить в Преображенском дворце под присмотром тетушки Натальи Алексеевны.
Наставники
До ссылки матери в монастырь образованием царевича занимался Никифор Вяземский. Дьяк позже вспоминал, что у Алексея в детстве был тяжелый характер, который дополнялся излишней агрессией: то за волосы драл учителя, то палкой бил. Поэтому ни Вяземский, ни царевич не были рады друг другу, когда пару раз случайно встретились за границей спустя годы.
После ссылки матери образованием некоторое время занималась тетушка. Но вскоре Петр Алексеевич спохватился, что наследника престола учат не те люди. Царь обратился к ближайшему сподвижнику – Александру Меншикову. Помощник правителя организовал учебный процесс, наняв иностранных преподавателей.
Немецкий юрист и дипломат Генрих фон Гюйссен учил царевича французскому, немецкому и латинскому, преподавал историю, географию, геометрию, арифметику. В программу входила грамота, чистописание и военные тренировки. Кроме того, Алексею Петровичу рассказывали о событиях в Европе, международных отношениях, конфликтах и роли России в мире.
Теория перемежалась с практикой, которую организовывал отец: рабочие поездки, посещение мероприятий военного характера. Учитель тоже не ограничивался занятиями в классе, а давал различные практические задания.
Немецкая принцесса
Сам наставник фон Гюйссен получил от царя важную задачу – найти в Германии невесту для царевича. Барон исколесил княжества и герцогства и нашел удачную партию для наследника престола. Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская была на четыре года младше жениха. В хитросплетенной родословной европейской аристократии невеста занимала видное место – приходилась теткой императрице Марии Терезии и королеве Пруссии Елизавете Кристине (супруга Фридриха Великого).
Иностранная жена
Но к моменту сватовства знаменитые родственницы Шарлотты еще не родились, а сама она была 13-летней девочкой. Семья невесты пользовалась уважением, слыла образованной и буквально излучала стабильность и благополучие. Ее родная сестра Елизавета Кристина была замужем за будущим императором из династии Габсбургов Карлом VI. Именно поэтому Петр I одобрил кандидатуру Шарлотты: поддержка Австрии на фоне разгорающегося конфликта с Османской империей была кстати.
В 1709 году Алексей Петрович приехал в Дрезден, где впервые увидел Шарлотту. Девушка осталась недовольна перспективой и понадеялась, что под венец с царевичем пойдет ее младшая сестра Антуанетта Амалия. Появились предпосылки к тому, что невеста может сорвать готовящийся династический брак. Вмешался польский король Август Сильный, который взял с Шарлотты письменное обязательство подчиняться его воле и воле родителей. Правитель Речи Посполитой имел влияние на девушку: она с 6 лет воспитывалась при польском дворе и приходилась дальней родственницей королеве.
Свадьба состоялась в немецком городе Торгау 13 октября 1711 года. В Москве событие отпраздновали стрельбой из пушек и фейерверками, а рядовые жители царства сетовали, что у жены царевича лютеранское вероисповедание. Алексей Петрович стал первым представителем царствующего дома после Ивана III, женившемся на принцессе из семьи европейского монарха.
«Бог тебя простит…»
Взросление и становление личности Алексея Петровича происходило под влиянием ряда аспектов: иностранные наставники, консервативные дворяне, отец, стоящий на границе «старой Руси» и «прогрессивной империи».
Когда Гюйссен уехал в Германию, царевич сдружился с людьми, которые втихую критиковали деятельность Петра: дворяне Нарышкины и князья Вяземские. Большое влияние на взгляды царевича оказывал его духовник Яков Игнатьев. Протопоп взращивал недовольство молодого человека отцом и говорил: «Бог тебя простит, мы все ему желаем смерти». Игнатьев помогал наследнику престола вести переписку с заточенной в монастыре матерью и устраивал с ней редкие встречи.
Подготовка наследника
Петр пытался наставить ребенка на другую стезю – строительство великой державы и военные кампании. Царь брал сына в походы с войсками, а учитель преподавал ему азы фортификации. Но юношу не интересовали армия и сражения.
Петр не спешил списывать наследника со счетов и давал ему различные задания. Так, в 17 лет Алексей занимался осмотром рекрутов и сбором провианта в Смоленске, а затем контролировал работы по укреплению Москвы на случай нападения шведов, а через год царевич проводил смотр продовольственных магазинов в Вязьме.
Петр считал Алексея непутевым наследником, но пытался переломить упрямый и своенравный характер отпрыска, ведь до 1715 года он был единственным сыном. У царя был еще один наследник – Александр, родившийся в 1691-м, но мальчик скончался в 7 месяцев. Поэтому правитель надеялся, что старший сын образумится и будет вести себя так, как подобает царевичу.
Характер
Попытка правителя приучить сына к государственным делам провалилась. Алексей Петрович выполнял задания, но делал это неохотно. Царевич слыл человеком иного склада: религиозный, пассивный, но образованный. Постепенно отношения между отцом и сыном испортились.
Алексей больше сблизился с противниками Петра, которые подстрекали слабовольного царевича совершить переворот. Сторонники у консерваторов были – многие люди не хотели брить бороды, облачаться в европейские одеяния и перенимать привычки западного общества.
Но Алексеем больше руководила обида на отца, который сослал мать в монастырь. У Петра старший сын тоже не вызывал чувства гордости: слабовольный и ленивый отпрыск, напоминающий о нелюбимой жене.
Роман с крепостной
Наследник престола имел слабое здоровье. С малых лет Алексей часто болел. В 1714-м молодого человека сразила чахотка. Врачи настояли на том, чтобы царевич поехал лечиться в Карлсбад (Карловы Вары). Петр дал личное разрешение на поездку. Наследник поправил здоровье в Богемии, но не спешил домой. Здесь он кутил, прикладывался к бутылке и познакомился с 14-летней крепостной князя Вяземского. Царевич влюбился в простолюдинку Ефросинью в то время, как его жена рожала дочь Наталью (1714–1728).
Вяземский уступил Алексею крестьянку, которую тот привез в Санкт-Петербург. Порочную связь скрывали. Жена забеременела вторым ребенком – будущим императором Петром II. Мальчик родился 23 октября, а через неделю Шарлотта умерла в 21 год. В день смерти кронпринцессы Петр I узнал о выходках сына: пьянстве и связи с крепостной. Обладавший взрывным характером царь повел себя дипломатично, поставив ультиматум непутевому сыну. Петр предложил Алексею встать на путь исправления или уйти в монастырь.
Побег
В 1715-м на свет появились два претендента на престол. С разницей в две недели родились два Петра. Один приходился царю сыном, а другой – внуком. У правителя появился второй наследник, который пошатнул положение Алексея. Царевич решился на отчаянный шаг. В 1716-м старший сын государя сбежал в Австрию, где восседал правитель Священной Римской империи Карл VI. Он рассчитывал, что родственник по линии покойной жены поможет в борьбе за российский престол.
В бегство с царевичем отправилась крестьянка Ефросинья. Компанию влюбленным составляли брат девушки Иван и трое слуг. Сохранились сведения, что Ефросинья путешествовала под видом пажа. Об этом говорил вице-канцлер императорского двора Шёнборн, к которому Алексей заявился вечером 10 ноября 1716 года. Царевич пребывал в истерике, метался из угла в угол и говорил, что отец, Меншиков и Екатерина I намерены лишить его права наследования.
Средневековый замок
Европа приняла беглецов. Но Карл VI не спешил вмешиваться в конфликт отца и сына. Император дал родственнику убежище на время, пока стороны не помирятся. Алексею и его спутникам выделили уединенный средневековый замок Эренберг на западе Австрии, в долине реки Лех. Царевич зажил с Ефросиньей, ее братом и слугами в атмосфере секретности. Коменданту крепости не назвали имя гостя, поэтому он сделал вывод, что в замке живет некий знатный венгр или поляк.
Солдат гарнизона перевели на особый режим службы: запретили увольнения и замены. С постояльцами обращались как с членами императорской семьи, а на питание выделяли 300 флоринов в месяц. Письма, адресованные гостю или исходившие от него, велели перехватывать и отправлять в Вену, в императорскую канцелярию. Посторонних к замку не подпускали, а дерзнувших нарушить приказ арестовывали.
В России царевича хватились не сразу. Когда Алексей совершил побег, Петр находился в Амстердаме, а Екатерина – в Мекленбурге (регион в Германии). Ожидалось, что наследник престола присоединится в Мекленбурге к армии, расквартированной на зиму. Путешествие из Петербурга по заснеженным дорогам исчислялось неделями, поэтому тревогу забили не сразу. Спохватились, когда царевич уже укрылся в австрийском замке.
Поиски
Поисками беглого наследника занялись русский резидент в Вене Авраам Веселовский и адъютант Петра Александр Румянцев, выделявшийся богатырским ростом. Царские сыщики подкупили чиновника императорской канцелярии в Вене, который намекнул, где нужно искать царевича. Веселовский и Румянцев следили за замком из укрытия и узнали в постояльце сына Петра Алексеевича. Представители русского царя пришли к Карлу VI за разъяснениями, но император не спешил признаваться в сокрытии Алексея.
Царевича уведомили, что помощники отца нашли его тайное убежище. Алексея обуяла истерика, которая красноречиво показала чиновникам Карла, что молодой человек не готов возвращаться в Россию и мириться с Петром. Император занял сторону родственника и нашел новое укрытие. Царевича перевезли в Неаполь, где разместили в замке Сант-Эльмо с видом на Везувий, залив и город.
Но Веселовский и Румянцев не спускали глаз с Эренберга и видели, что царевич переезжает. Помощники Петра проследили за беглецом до Неаполя, а затем оповестили государя. Русский правитель сменил тон и прямо потребовал от Карла выдать беглеца, пообещав серьезный ответ на такой недружественный жест. В Польше и Северной Германии стояли значительные силы России.
Возвращение
Царевич с Ефросиньей в Европе посещали достопримечательности и увеселительные мероприятия, злоупотребляли алкоголем. Сохранились сведения, что возлюбленная наследника была беременна. Все тот же граф Шёнборн в письме принцу Евгению Савойскому писал, что «маленьким пажом» оказалась женщина – «любовница и необходимейшая персона».
Карл VI находился в щекотливом положении. С одной стороны, обладавшим крутым нравом Петр мог задействовать войска, размещенные у границы Австрии. С другой – император не доверял русскому царю. Карл считал, что на родине Алексея могла ждать расправа, которую ему бы не простили в Европе. Со стороны России переговоры вел пожилой граф Петр Толстой, который подкупами и угрозами, а где-то хитростью уговорил царевича вернуться. Ефросинья тоже сказала Алексею, что нужно вернуться в Россию и помириться с отцом. Мнение возлюбленной оказало решающее влияние на опального царевича.
«Дело царевича»
В 1718 году сын Петра вернулся в Россию и отказался от претензий на престол в пользу единокровного брата. Алексей назвал имена людей, которые могли поддержать его в случае переворота. Сын царя надеялся, что сговорчивость поможет ему со спокойной душой удалиться от государственных дел, обосноваться в поместье и растить ребенка от крестьянки.
Беременная Ефросинья тоже попала под следствие. В рамках «дела царевича» она выдала планы возлюбленного о свержении Петра I и даже убийстве отца. Алексей признался, что помышлял о захвате власти и строил планы на царство. Наследника взяли под стражу и заточили в Петропавловской крепости. Этим событиям русский художник Николай Ге посвятил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Судьбу опального царевича решали на заседании особого суда, в котором участвовали царь, генералитет, Сенат и Синод. Алексея Петровича признали виновным в ряде обвинений:
- организация заговора против царя;
- дезертирство из армии;
- измена родине;
- бегство и попытка скрыться.
Не оставили без внимания и скандальный роман с Ефросиньей при живой жене. Выходки сына подорвали авторитет Петра в Европе. Для царского двора преступления носили тяжкий характер, поэтому 28-летнего Алексея приговорили к смертной казни.
Смерть
Дальнейшая биография царевича окутана тайной. По официальной версии, Алексей не дождался исполнения приговора. Суд вынес решение 5 июля 1718-го, а заключенный умер в Петропавловской крепости 7 июля при невыясненных обстоятельствах. Тело наследника предали земле в Петропавловском соборе. На похоронах присутствовали Петр и Екатерина.
Подлинная причина смерти царевича осталась загадкой. Есть две основные версии того, как закончилась жизнь Алексея Романова. До исполнения приговора молодого человека пытали, пытаясь выяснить побольше деталей о неблагонадежных людях в стране. Слабое здоровье царевича, подорванное пьянством, не выдержало пыток. Поэтому считается, что Алексей умер в застенках Петропавловской крепости, но произошло это случайно.
Вторая теория гласит, что царевича умышленно убили в тюрьме. Екатерина I мечтала видеть на престоле сына Петра. Единственным конкурентом был Алексей, судьба которого еще не была решена окончательно. Она следила за ходом суда и считала царевича угрозой, пока тот жив. Поэтому жена Петра Великого якобы подкупила охрану.
Кроме версии с убийством, есть теория, что царь помиловал Алексея и тайно сослал подальше от Москвы, возможно, в монастырь, где наследник прожил оставшуюся жизнь. Среди сторонников альтернативных версий это наиболее маловероятная гипотеза.
Наследники
После смерти Алексея его отпрыски, Наталья и Петр, стали сиротами. Дети росли при дворе, воспитывались родственниками. Вопрос престолонаследия был решен, поэтому царь вновь погрузился в войну со Швецией. Однако монарший двор огорошила печальная новость – 6 мая 1719 года умер 3-летний Петр Петрович.
Прямым наследником стал сын Алексея Петр. Но в 1722-м царь издал указ о престолонаследии. Согласно ему, государь получил право лично назначать наследника. Правителем мог стать не только член царской семьи. Единственное условие – правящий монарх называет имя преемника при жизни.
Историографы предполагают, что Петр изначально хотел сделать наследницей дочь Анну. Но в позже выдал девушку замуж за герцога Карла Фридриха. Считается, что император планировал оставить трон Екатерине, которую короновали в качестве императрицы. Но незадолго до смерти Петра выяснилось, что наследница закрутила роман с камергером Виллимом Монсом. Царь не успел издать новое распоряжение о преемнике.
Трон достался Екатерине, но та умерла в 1727-м. Претендентами стали внук императора Петр и две дочери – Анна и Елизавета. Екатерина оставила престол Петру Алексеевичу, но тот скончался через три года в 14 лет. Его сестра Наталья умерла в 1728-м и тоже в 14 лет. Со смертью детей Алексея Петровича в России началась «эпоха дворцовых переворотов», которая завершилась с приходом Екатерины II.
Алексей Петрович прожил короткую и неоднозначную жизнь, которая начала рушиться в детстве. Царевич планировал вести Россию по особому пути, не опираясь на западные ценности, но в итоге наследник не правил ни одного дня и умер при загадочных обстоятельствах.