Биография
Уникальные способности Надежды Павловой стали для нее пропуском на сцену Большого театра. Благодаря таланту и небывалой работоспособности она в юном возрасте обратила на себя внимание мировой балетной общественности. Своим именем артистка замкнула тройку великих танцовщиц, первыми из которых стали Анна Павлова и Галина Уланова. Талант балерины увидел весь мир, но сама она предпочла тихую семейную жизнь и женское счастье, ни разу не пожалев о своем решении.
Детство и юность
Биография будущей великой балерины Надежды Павловой началась 15 мая 1956 года в Чебоксарах. Родители девочки никак не были связаны с искусством: папа трудился рентгенотехником, а мама — воспитателем в детском саду. Надежда родилась в многодетной семье. Неизвестно, как сложилось бы будущее, не будь у нее врожденных способностей к танцам. По достижении требуемого возраста родители отдали дочь в хореографический кружок при Доме пионеров.
Девочка старательно тренировалась, и уже через три года учебы ее заметила комиссия Пермского хореографического училища, которая ездила по городам в поисках талантливых детей. Распознав в юной Надежде все необходимые данные, ей предложили продолжить обучение в Перми. Родители, хоть и опасались за дочь, не стали препятствовать развитию.
Преподавателем юной балерины стала Людмила Сахарова, под руководством которой Надежда училась со второго по выпускной класс. Техника обучения педагога сочетала опыт московской и ленинградской школ балета. Немногим удавалось сработаться с Сахаровой, но она обладала нужными преподавательскими качествами, поэтому Надежда сделала все, чтобы наладить контакт.
Балет
С самого начала учебы Павлова исполняла первые партии, не переставая удивлять способностями до самого выпуска. Надежда активно участвовала в концертах, где воплощала образы, созданные специально для нее Муратом Газиевым. Девушка блистала и в детских ролях на сцене Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.
В 70-х годах Надежда шагнула вверх по карьерной лестнице, отправившись на гастроли в Москву. Конечно же, одаренную балерину заметили и здесь. Слава пришла к ней в возрасте 15 лет, когда она стала лауреатом Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета.
По окончании учебы балерина стала солисткой Пермского театра оперы и балета. Сразу после выпуска юная девушка мастерски исполняла партии Жизели и Джульетты. Но в Перми Надежда служила недолго, поскольку ее пригласили сразу два театра страны — Большой и Мариинский.
Она выбрала первый вариант, став солисткой Большого театра в сентябре 1975 года. Павлова прилежно училась, но, даже достигнув значительных высот, стремилась добиться большего. За первые годы Надежда Васильевна дебютировала в главных партиях знаменитых постановок — «Дон Кихот» и «Спартак», «Шопениана» и «Спящая красавица». Сочетание экспрессивности и утонченности в игре балерины поражало каждого зрителя. При миниатюрном росте и почти детском весе критики отмечали особую широту ее шага и легкость прыжковой техники.
Среди партнеров Надежды числились невероятные артисты Большого театра, такие как Вячеслав Гордеев, с которым она долгое время танцевала в дуэте, Валерий Анисимов, Николай Цискаридзе и Ирек Мухамедов.
Творческие данные Павловой оценили как поклонники и критики, так и власти: она стала самой юной балериной, получавшей звание народной артистки СССР. Окончив учебу в ГИТИСе, Надежда Васильевна приступила к преподаванию. Она вела мастер-классы в странах Европы и Ближнего Востока.
Два года, с 1992-го по 1994-й, танцовщица занимала пост художественного руководителя Театра балета Надежды Павловой, а в 1995-м стала руководителем «Ренессанс-балета». В 2001 году балерина завершила карьеру творческим вечером на сцене Пермского театра оперы и балета, где начинала творческий путь.
После завершения карьеры
С 2013 года Надежда Васильевна занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра. Кроме того, артистка начала преподавать в Российской академии театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) в должности профессора.
Весной 2017-го Павлова посетила программу «Наедине со всеми», где поделилась с Юлией Меньшовой и зрителями событиями из насыщенной творческой жизни.
В интервью балерина призналась, что мечтала станцевать в «Раймонде» и «Лебедином озере», но Юрий Григорович не видел ее в этих спектаклях. Удачей для себя Павлова считала участие в постановке «Сильфида». Мечта сбылась только в 90-х, хотя репетировать партию танцовщица начинала еще в 70-х вместе с Олегом Виноградовым в Малом театре оперы и балета (ныне Михайловский).
Артистка и педагог отметила 65-летний юбилей выпуском книги о себе. В ней представлены рассказы Павловой о годах учебы, о закулисье Большого театра. Кроме того, в издание вошли воспоминания знаменитостей о балерине. Сборник подготовила театровед Светлана Потемкина. Собирать материал она начала еще с конца 80-х годов. Презентация книги «Надежда Павлова: большое интервью с балериной» прошла в Большом театре.
Личная жизнь
У балерин того времени личная жизнь часто отсутствовала. Не стала исключением и Надежда Павлова, которая отдала себя балету. В отличие от артисток театра, балерины уходят со сцены рано, поэтому важен каждый год. Родить ребенка в то время значило бы забыть о карьере навсегда.
Вячеслав Гордеев
Любовные отношения балерины не складывались так гладко, как сценическая карьера. История знакомства Павловой с первым мужем началась со служебного романа. Молодых людей свел балет: Вячеслава Гордеева и Надежду Васильевну ставили в пару, так как кому-то из них предстояло представлять Советский Союз на международном конкурсе. Дуэт репетировал вместе год, и впоследствии это творческое слияние переросло в брак.
Свадьбу праздновали в «Метрополе», что позволить себе могли далеко не все, но популярность молодых людей сыграла не последнюю роль. На торжество пригласили много гостей, в том числе политических деятелей и элиту Москвы. Невеста имела непревзойденный вид, она предпочла театральное платье и фату.
Однако большой любви между супругами не было, Павлова избегала громких слов в адрес первого мужа. Для нее этот союз был только звездным дуэтом, который зрителям приятно наблюдать на сцене. У Надежды и Вячеслава разнились взгляды на будущее: он хотел детей, а она жила балетом.
Гордеев постоянно напоминал балерине, что она достигла вершин только благодаря ему. Павлова понимала, что обязана мужу, но слышать изо дня в день подобные высказывания ей было больно. Это привело к затяжной депрессии.
Решение проблем пришло неожиданно. Однажды, за несколько дней до серьезной постановки, Надежда Васильевна почувствовала боль на месте старой травмы. Коллега посоветовал обратиться в клинику, что балерина и сделала. Войдя в кабинет к врачу, она застыла, увидев его. Это была любовь с первого взгляда, танцовщица почувствовала родственную душу.
Первый брак просуществовал десять лет, поклонники считали Надежду и Вячеслава образцовой семьей. Внезапный разрыв в 1986 году стал неожиданностью, ведь паре прочили скорое рождение детей. Позднее в интервью балерина признавалась, что между ней и первым супругом и не было чувств.
Брак с Константином Окулевичем
Надежда Павлова вышла замуж во второй раз, выбрав семью, пусть даже и без детей, но с любимым мужчиной Константином Окулевичем. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу. После второго замужества артистка обрела гармонию с собой.
Надежда Павлова сейчас
Сейчас балерина счастлива во втором браке и живет с мужем в Москве. Она по-прежнему ведет непубличный образ жизни, сосредоточившись на преподавательской деятельности. В 2023 году Павлова отметила 67-летие. Продолжается работа с чувашским издательством над книгой с уникальными фото и не изданными ранее материалами Надежды Васильевны.
Постановки
- 1972 — «Коппелия» (Сванильда)
- 1972 — «Жизель» (Жизель)
- 1972 — «Ромео и Джульетта» (Джульетта)
- 1975 — «Щелкунчик» (Маша)
- 1976 — «Любовью за любовь» (Геро)
- 1976 — «Дон Кихот» (Китри)
- 1977 — «Спартак» (Фригия)
- 1977 — «Спящая красавица» (Принцесса Аврора)
- 1978 — «Икар» (Эола)
- 1982 — «Спящая красавица» (Принцесса Флорина)
- 1986 — «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия)
- 1986 — «Синяя борода» (Флоретта)
- 1989 — «Каменный цветок» (Катерина)
- 1992 — «Баядерка» (Никия)
- 1992 — «Кармен-сюита» (Кармен)
- 1993 — «Па де катр» (Люсиль Гран)
- 1996 — «Сильфида» (Сильфида)
Интересные факты
- После развода Павловой пришлось выдержать натиск недоброжелателей, которые считали ее уход от Гордеева аморальным и забрасывали балерину анонимками. Поклепы дошли даже до прокуратуры.
- Несмотря на блестящую карьеру, Надежда Васильевна осталась неудовлетворенной профессионально. По словам артистки, ей доставались чужие постановки, тогда как она хотела сама станцевать премьеру, поставленную только на нее.
- Гран-при Международного конкурса артистов балета до Павловой никому не вручали. После нее приз доставался только мужчинам.
- В юности Надежда Васильевна снялась в фильме «Синяя птица».