Биография
ВИА «Ялла» - легенда советской музыки 1970-1980-х годов. Основанная в Узбекистане как коллектив художественной самодеятельности, группа стала популярной благодаря талантливым исполнителям и художественному руководителю Фарруху Закирову, автору бессмертного шлягера «Учкудук».
Многолетнее творчество коллектива включало в себя традиционные этнические мелодии Востока и поэзию среднеазиатских культур, что в сочетании с современными музыкальными тенденциями превратило ансамбль «Ялла» в уникальный международный проект, прославившийся во всем мире.
История создания и состав
Группа «Ялла» зародилась на волне растущего интереса к зарубежной эстраде на исходе 1960-х годов. В то время вокально-инструментальные ансамбли были новым и модным явлением и создавались на заводах, в школах и других советских учреждениях, чтобы поддерживать культурный уровень населения и развлекать публику на танцевальных площадках. Лучшие коллективы выявлялись с помощью конкурсов и смотров художественной самодеятельности.
В 1970 году для участия в одном из таких состязаний, проводимых в Ташкенте, Герман Рожков и Евгений Ширяев собрали коллектив молодых людей, немного играющих на музыкальных инструментах. Они уговорили руководителей фестиваля выпустить только что организованное ВИА на сцену без предварительного отбора. Члены жюри согласились при условии, что у ребят будет программа, отвечающая музыкальным и идейным требованиям того времени.
ВИА ТТХИ в составе Сергея Аванесова, Баходыра Джураева, Шахбоза Низамутдинова, Дмитрия Цирина и Али-Аскара Фатхуллина увлеченно приступил к репетициям. Сроки поджимали, а у молодого ансамбля в репертуаре была всего 1 песня «Тебе – комсомол!». Но накануне конкурса внезапно появилась вторая композиция под названием «Черное-красное», навеянная текущей мировой обстановкой (арестом американской правозащитницы Анджелы Дэвис), которая помогла музыкантам выиграть главный приз фестиваля и пробиться на всесоюзный конкурс «Алло, мы ищем таланты!».
К этому времени в группу пришли Равшан и Фаррух Закировы, и коллектив под руководством Евгения Ширяева стал называться «Ялла». Постепенно состав, с которого началась история создания, менялся: ушел Сергей Аванесов, потом другие участники. Обновленный проект был представлен Фаррухом Закировым, Алишером Тулягановым, Аббосом Алиевым, Джавлоном Тохтаевым и Рустамом Ильясовым. Через некоторое время к талантливым мужчинам присоединились солистки Наргиз Байханова и Лариса Кандалова.
С годами «Ялла» начала терять участников: Ильясов, проработавший в ансамбле 15 лет, уехал в Соединенные Штаты и занялся собственным творчеством, в 1978 и 1983 годах коллектив покинули девушки, ВИА, начинавший как большой слаженный коллектив, превратился в квартет, сохранивший состав до настоящего времени.
Музыка
Начав путь с исполнения популярных советских песен, «Ялла» вскоре переключилась на собственное творчество, основанное на национальных узбекских мотивах. Первыми песнями, записанными фирмой «Мелодия», стали «Яллама ёрим» и «Киз бола». Музыканты использовали народные инструменты дойру и ребаб наряду с синтезатором и электрогитарами. Такое слияние современного звучания с древним восточным колоритом быстро сделало группу узнаваемой и любимой.
В середине 1970-х годов «Ялла» собирала толпы поклонников в мюзик-холле в родном Ташкенте и успешно гастролировала по СССР. В 1973 году группа играла на открытии 10-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в ГДР и записала пластинку на берлинской студии «Amiga». Песни, исполненные на немецком языке, понравились западной публике и заняли позиции в зарубежных хит-парадах.
В Советском Союзе «Ялла» выпускала композиции на фирме «Мелодия», а также на гибких дисках, прилагавшихся к журналу «Кругозор».
В 1979 году Фаррух Закиров, ставший художественным руководителем ансамбля, попробовал себя в роли композитора. Этот эксперимент увенчался успехом – песня «Три колодца» («Учкудук»), написанная на стихи Юрия Энтина, стала хитом и визитной карточкой музыкантов. Благодаря этому шлягеру «Ялла» дошла до финала популярного телевизионного проекта «Песня года» и выиграла диплом всесоюзного конкурса эстрадных исполнителей.
Через 2 года «Три колодца» стала заглавной композицией одноименной пластинки, в которую вошли еще 7 песен на русском языке. «Ялла» часто появлялась на радио и телевидении в популярных программах. Гастрольные туры собирали тысячи поклонников. Выступления музыкантов сопровождались красочным театрализованным шоу, включавшим традиционные элементы культуры восточных народов.
На фото, сделанных во время выступлений ВИА «Ялла», исполнители были одеты в национальные костюмы, а на сцене неизменно присутствовали узбекские ткани и ковры. В 1983 году ансамбль выпустил второй полноценный альбом под названием «Лицо возлюбленной моей». Среди прочих композиций «Ялла» исполнила балладу композитора Алексея Рыбникова на стихи Рабиндраната Тагора «Последняя поэма» в оригинальной аранжировке, где ведущие партии принадлежали флейте, электрооргану и дойре.
Отличительной особенностью пластинки стало сочетание фольклорных мотивов с мелодиями в стиле джаз-рок. Медленные песни альбома были наполнены звуками минимуга и акустической гитары, а танцевальные треки сопровождались аккомпанементом гиджака. Слияние древних национальных традиций и современности создавало ощущение космоса и притягивало слушателей, сделав пластинку популярной на долгие годы.
«Музыкальная чайхана» стала третьим виниловым гигантом ансамбля, погрузившим публику в атмосферу восточного праздника. Задорная песня «Канатоходцы», благодаря запоминающемуся рефрену, быстро стала танцевальным хитом, а лирическую балладу «Чайхона» на концертах группы пел весь зал.
В начале 1990-х годов популярность «Яллы» вышла за пределы Советского Союза. Музыка «узбекских соловьев» огласила просторы Вьетнама, Турции, Швейцарии, Шри-Ланки и других стран мира. Закиров с друзьями пели во дворцах и на открытом воздухе, в концертных залах и небольших ресторанчиках.
Во время одного из шоу в Афганистане исполнители попали под обстрел, но не прекратили выступления и были удостоены награды президента Наджибуллы. К зарубежным гастролям музыканты готовили специальную программу, включавшую песню на родном языке слушателей, десятки раз они переводили слова «Учкудука», встречавшегося бурными аплодисментами публики.
В 1991 году «Ялла» записала еще один диск на фирме «Мелодия». Альбом под странным названием «Фалакнинг Феъл-Афъоли» состоял из русских и узбекских композиций и был малоизвестен на родине и за границей. Пластинка стала последней работой группы, вышедшей на виниле, и осталась в архивах студии звукозаписи.
Начиная с 1995 года музыканты перешли на цифровой формат и выпустили несколько компакт-дисков при участии зарубежных лейблов, а также занялись созданием видеоклипов. Особенно красочными получились ролики на композиции «Учкудук», «Чинури» и «Помни меня», исполненную дуэтом с певицей Наргиз Закировой.
В 2000-х годах солиста коллектива Фарруха Закирова назначили на должность замминистра культуры Узбекистана, но он не оставил ансамбль и совмещал административную работу с музыкальной карьерой. В это время «Ялла» много гастролировала, участвовала в благотворительных мероприятиях и провела грандиозный юбилейный концерт «Путеводная звезда», посвященный 30-летию группы. 35-й день рождения ансамбль отметил серией выступлений, прошедших в лучших концертных залах страны.
«Ялла» сейчас
В настоящее время ВИА «Ялла» существует как музыкальный коллектив, но ее появления на публичных концертах стали довольно редкими. Закиров, связавший свою биографию с Министерством культуры Узбекистана, и сейчас остается солистом и творческим лидером ансамбля.
Став легендами советской музыки, участники группы выступили на ретро-шоу, собравшем популярных русских и зарубежных исполнителей в Москве в июле 2018 года. Они исполнили хиты разных лет, среди которых были «Учкудук», «Голубые купола Самарканда», «Песенка Насредина» и другие.
В 2019 году группа планирует продолжить серию концертов с участием звезд 80-х, а также выступить на других мероприятиях, не исключая корпоративов, свадеб и прочих торжеств.
Дискография
- 1981 – «Три колодца»
- 1983 – «Лицо возлюбленной моей»
- 1988 – «Музыкальная чайхона»
- 1991 – «Фалакнинг феъл-афъоли»
- 1995 – «Борода Верблюда» («The Beard of the Camel»)
- 1997 – «Жинуни»
- 1999 – «Восточный базар»
- 2001 – «Восточная чайхана»