Биография
Софья Алексеевна Романова известна по хрестоматийному портрету работы Ильи Репина. На полотне изображена монументальная фигура суровой женщины, которая испепеляет смотрящего гневным взглядом. Из названия картины становится понятно, что мрачность царевны небезосновательна: ее заточили в монастырь на долгие годы. Деятельная особа пыталась править государством, а в итоге закончила свои дни в отречении от мира, приняв пострижение в великую схиму.
Детство и юность
Царевна Софья стала шестым ребенком государя Алексея Михайловича — второго представителя династии Романовых, взошедшего на российский престол. Всего у царя было 16 детей: 13 от первой жены и трое от второй.
Мария Ильинична Милославская, первая жена государя, происходила из дворянского рода выходцев из Польши. Она родила ему дочь Софью в 1657 году. Царица разрешалась от бремени едва ли не каждый год, многие дети умирали при рождении и в младенчестве, а сама она скончалась от родильной горячки, когда юной царевне было 11 лет.
Спустя два года, в 1671-м, 42-летний царь-вдовец женился на 20-летней дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. Молодая царица родила мужу еще троих детей, старшим из которых стал будущий император Петр I. Таким образом, в 14 лет царевна Софья обзавелась мачехой, а затем и главным соперником в борьбе за престол.
Уже в детстве девочка отличалась умом и жаждой знаний. Как и ее сестры, она должна была закончить учебу к десяти годам, но упросила отца позволить ей продолжить получать образование наравне с братьями. Наставником стал богослов и писатель Симеон Полоцкий, который считал ученицу на редкость способной.
Царевна легко осваивала языки, знала греческий, польский и латынь, читала книги по истории и религии, упражнялась в написании пьес. Софья Алексеевна была набожна, уделяя часы молитве и чтению Священного Писания, и собственноручно переписывала Евангелие.
В то время при дворе четко обозначились два противоборствующих влиятельных рода — Милославские и Нарышкины. Родственники царевых жен пытались использовать наследников как рычаги влияния на государственные порядки, что усугубилось со смертью Алексея Михайловича в 1676 году.
Царские дети отличались слабым здоровьем, а старшие сыновья умерли раньше отца. Поэтому на трон взошел Федор Алексеевич, младший брат царевны. Он был молодым и крайне болезненным, а старшая сестра пользовалась у юноши влиянием и авторитетом. Уже тогда она начала проводить первые реформы, оказывая влияние на юного царя.
20-летний Федор III ушел из жизни в 1682 году, не оставив наследников. К тому моменту царевна уже привыкла участвовать во всех государственных делах и отдавать распоряжения. Она была энергичной и честолюбивой, а ее ум не подвергался сомнению. Поэтому Софья не разделила привычную участь царевен-затворниц, которые полжизни не покидали своих теремов, и открыла новую страницу своей биографии.
Правление и свержение
Еще опекая царя Федора III, Софья нашла единомышленников и приближенных среди бояр и военачальников. К тому же родственники, Милославские, оказывали наследнице поддержку. Поэтому, когда в 1682 году Наталья Нарышкина усадила на трон своего 10-летнего первенца Петра, Софья не на шутку разгневалась. К ней на помощь пришли стрельцы, устроившие в мае того же года вооруженный мятеж. В результате были убиты влиятельные сторонники Нарышкиных, и им пришлось принять условия разбушевавшегося войска.
Род Милославских не мог выдвинуть достаточно сильного претендента на трон, в их распоряжении был единственный оставшийся в живых наследник — болезненный телом и рассудком 15-летний Иван. Нарышкины держались за сильного и здорового Петра. В итоге Боярская дума пошла на компромисс, и царями были объявлены оба наследника.
Молодые царевичи не могли быть полноценными правителями, и на регентство при братьях единодушно была выбрана Софья Алексеевна. 25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля Ивана и Петра венчали на царство, а по факту правительницей Руси стала их сестра. Вскоре она даже повелела называть себя самодержицей и выпустить монеты с собственным изображением.
Главной проблемой внутренней политики, с которой столкнулась молодая правительница в первое время, стали бунты и волнения. Часть стрельцов под управлением боярина Ивана Хованского была не согласна со сложившейся ситуацией. Недовольство усугублялось церковным расколом, тянувшимся со времен реформы патриарха Никона. Всю эту смуту царевна пресекла жесткой рукой, не скупясь на репрессии.
Борьбу с раскольниками Софья продолжила в 1685 году, приняв «12 статей», которые узаконили пытки, ущемление в правах и даже казни в отношении старообрядцев. Тысячи староверов бежали из столицы в отдаленные уголки, пытаясь избежать суровых наказаний.
При этом, по мнению исследователей, для тех времен царевна была милосердна. Благодаря ей воровство больше не каралось смертной казнью, а только отсечением руки. Смягчила она наказание и для мужеубийц: раньше их заживо закапывали в землю по шею, из-за чего они умирали в страшных муках. По новому закону преступницы лишались головы.
Деятельность правительницы была направлена на улучшение государственного порядка: она проводила военную и налоговую реформы, занималась расширением торговых связей с зарубежными странами. В 1687 году по инициативе Симеона Полоцкого открылось первое высшее учебное заведение России — Славяно-греко-латинская академия.
В наследство Софье Алексеевне достались проблемы во внешней политике. Многолетним конфликтам с Польшей был положен конец подписанием в 1686 году «Вечного мира», который представлял собой передел украинских земель.
Получив новую территорию, Софья обязалась вступить в войну с Крымским ханством, причинявшим ущерб Речи Посполитой. Это вылилось в серию крымских походов, но ни один не увенчался успехом. Неудачи военных действий пошатнули авторитет царевны. Сомнительным внешнеполитическим решением считается Нерчинский договор с Китаем, по которому Русь теряла Приамурье и ряд дальневосточных областей.
Пока Софья Алексеевна энергично руководила страной, ее сводные братья подрастали. Ивана мало интересовали вопросы власти, а Петру уже не терпелось вступить в законные права. В 1689 году царевич по указанию матери женился на Евдокии Лопухиной. И хотя ему было только 17 лет, факт брака давал ему статус совершеннолетнего.
Регент не собиралась добровольно уступать трон братьям, хотя по закону у нее больше не оставалось на него прав. Поэтому между Софьей и Петром назрел очевидный конфликт, который чуть было не вылился в большое кровопролитие. Но сторонники один за другим покидали царевну, переходя на сторону юного Петра Алексеевича.
В итоге, оставшись без поддержки стрельцов и наемной иноземной пехоты, Софья Алексеевна была вынуждена подчиниться приказу будущего императора и сложить полномочия, удалившись в монастырь.
Личная жизнь
Как писал французский дипломат Фуа де ла Нёвилль, Софья Алексеевна не была хороша собой. Грузная, приземистая, с растительностью на лице, она была лишена женского очарования. Зато ум и душевные качества ее личности ценились высоко. При этом некоторые исследователи считают, что мнение о внешности царевны француз составил только по рассказам ее придворных.
Еще живя при дворе, Софья вела аскетический образ жизни. Она читала Псалтырь и жития святых, постилась, молилась, чем не так уж отличалась от монахини.
Вместе с тем ей приписывают романтические отношения с ее советником, князем Василием Голицыным. Тот был главой Посольского приказа, отвечая за международные связи государства. Софья Алексеевна всецело доверяла дипломату и наделила того большими полномочиями.
Богобоязненный и суровый нрав женщины вкупе со строгими порядками допетровских времен вряд ли делал возможными связь царевны с князем, ведь тот был женат и растил шестерых детей. Однако историки приводят фрагменты переписки Софьи с Голицыным, по которым можно понять, что он занимал важное место в ее сердце и мог быть фаворитом.
Несмотря на все домыслы, известно, царевна так и не вышла замуж, как и каждая из ее сестер. Все бояре считались недостойными чести обручиться с царской дочерью, а заграничные женихи королевских дворов оказывались иноверцами, поэтому устроить личную жизнь этим девушкам было почти невозможно.
Последние годы
В 1689 году царевна Софья была сослана братом в московский Новодевичий монастырь, где прошли последние 15 лет ее жизни. Царевне обеспечили комфортную жизнь, запретив, однако, покидать пределы монастырской ограды.
Первоначально к узнице приставили стражу. Даже с сестрами и тетками она могла видеться в обители только по самым большим праздникам. При этом келья Софьи состояла из нескольких красиво убранных комнат, а в услужение к ней приставили послушниц.
Петр I, уже став единоличным царем, навещал сводную сестру в монастыре, но гордая царевна встретила его холодно. Примирение между ними так и не произошло.
Когда в 1698 году в Москве поднялся очередной стрелецкий бунт, Петр I решил, что Софья Алексеевна причастна к нему. Стрельцы возмущались преимущественно по социально-экономическим поводам, но и политическую подоплеку в их выступлении можно было разглядеть. Царь боялся, что бунтовщики попытаются вновь усадить на трон пленную царевну. После этого события ее постригли в монахини с наречением нового имени — Сусанна.
Смерть
Софья Алексеевна прожила 46 лет и умерла 3 июля 1704 года, приняв накануне смерти великую схиму и вернув себе прежнее имя. О причине смерти не сказано ничего определенного. Тело царевны погребено под сводами Смоленского собора Новодевичьего монастыря Москвы.
Интересные факты
- Есть мнение, что приход к власти Софьи Алексеевны предзнаменовал знак свыше. В отличие от других царских детей, ее крестили в Успенском соборе, где по традиции венчали на царствование.
- Еще когда царевна была совсем юной, ее наставник Симеон Полоцкий посвятил ей первый стих. В период правления многие воспевали Романову в одах и поэмах.
- Считается, что после прихода к власти Петра память о его сводной сестре пытались исказить. Результаты ее деятельности подвергались сомнению, а во всех упоминаниях ей приписывали негативные качества. Только с приходом к власти Екатерины II началась реабилитация.
- Образ Софьи Алексеевны стал вдохновением для книг и фильмов. Так, в лентах «Юность Петра» и «В начале славных дел» ее сыграла Наталья Бондарчук, а в «Петре Великом» — Ванесса Редгрейв.