Биография
Норвежская блэк-метал-группа Burzum стала музыкальным отражением вселенной Дж. Р. Р. Толкина, интерпретированной в сознании писателя и музыканта Варга Викернеса. За время существования команда не дала ни одного живого концерта, ограничившись выпуском студийных альбомов в стиле неофолк и дарк-эмбиент, пропагандировавших культ сатанизма и агрессивные действия в отношении религии. Часть материала была написана в тюремном заключении, куда вокалист попал после убийства гитариста Эйстейна Ошета и поджога заданий нескольких церквей.
История создания и состав
Единоличным автором истории создания группы Burzum стал норвежский подросток Кристиан Варг Викернес, с детства увлекавшийся ролевыми компьютерными играми и трилогией Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». В конце 1980-х годов он научился исполнять песни на гитаре и основал проект Kalashnihov, нареченный в честь советского автомата АК-74.
Вместе с другими геймерами юноша написал композицию “Upuk-Hai”, которая стала следующим названием молодежной группы, с головой окунувшейся в мир Саурона, орков и других темных сил. В роли участников такого неординарного коллектива выступили парни, игравшие музыку для того, чтобы понравиться девчонкам, и придерживавшиеся мнения, что главное в творчестве — это «секс, наркотики и рок-н-ролл».
Варг, относившийся к проекту более серьезно, не разделял эту точку зрения и не смог продолжать сотрудничество с басистом, гитаристом и барабанщиком. Ради любви к чистому искусству он примкнул к команде Old Funeral и освоил направления техно-треш и death-metal.
Мысль о собственном проекте не покидала увлеченного музыканта, и в 1991 году он вернулся к сольному творчеству и создал группу Burzum. Название, позаимствованное у Дж. Р. Р. Толкина, являлось частью фразы, написанной на кольце всевластия, которая с темного орочьего языка переводилась как «одно кольцо, чтобы собрать их вместе и заключить их во тьму».
Идея, сформулированная писателем, зацепила Викернеса, решившего наполнить мраком светлый и романтичный окружающий мир. При этом мысль об известности и популярности совершенно не волновала молодого металлиста, и он решил никогда не давать концерты, ограничиваясь распространением песен на компакт-дисках и винтажном виниле.
Стараясь избежать разглашения информации о собственной персоне, Варг взял псевдоним Граф Гришнак (имя орка из «Властелина колец») и для обложки дебютного альбома использовал фото, близко не похожее на его внешний вид. До 1993 года автор музыки и единственный участник состава группы давал интервью анонимно, а когда личность все-таки раскрылась, подал заявление на смену документов и зарегистрировался как Луи Каше.
Музыкальные композиции в духе иллюзии и мистики Средиземья привлекли внимание гитариста Mayhem Эйстейна Ошета, и он записал соло для одной из дебютных песен «War». Вскоре после этого Варг присоединился к сатанинской организации, созданной новым знакомым, и стал активным участником «Внутреннего черного круга Норвегии», ратовавшего за уничтожение христианских церквей.
Музыка
Профессиональная карьера Burzum началась благодаря подписанию контракта с лейблом Deathlike Silence Productions, принадлежавшим коллеге и патрону Варга Эйстейну Ошету, известному под псевдонимом Евронимус. Именно там музыкант выпустил дебютный альбом «Burzum», состоявший из 9 композиций, самыми узнаваемыми из которых стали «Ea, Lord of the Depths», «War» и Feeble Screams from Forests Unknown».
Во втором мини-альбоме под названием «Aske» исполнитель прибег к помощи сессионных музыкантов — гитариста Томаса Тормодсетера Хаугена по кличке Самот и барабанщика Эрика Оливера Ланселота, которые, помимо участия в записи, непрерывно таскали в студию аппаратуру и музыкальные инструменты. На обложке была размещена фотография церкви в Фантофте, которую, по слухам, Викернес сделал после ритуального акта вандализма, взрыва и сожжения.
Выпущенная на виниле пластинка шла в комплекте с зажигалкой с изображением уничтоженного здания, и это способствовало реализации всего выпущенного тиража. Однако деньги не достались автору, а осели в карманах директора студии звукозаписи Ошета, и позже это стало одним из поводов для убийства, совершенного Варгом в 1993 году.
Проекты «Det som engang var» и «Hvis lyset tar oss», включавшие хиты «Den onde kysten», «Naar himmelen klarner» и «Inn i Slottet fra Drømmen», стали популярными релизами того времени и, по мнению Варга, явились лучшими образцами его творчества, а не дилетантским бренчанием на расстроенных инструментах.
Однако критики выразили собственную точку зрения и на вершину этого списка поставили альбом «Filosofem», изданный в 1996 году на независимом лейбле Misanthropy Records. Попав в ряд британских и европейских музыкальных чартов, пластинка Варга с заглавным треком «Dunkelheit» стала родоначальником стиля «депрессивный черный металл» и вскоре после релиза была признана передовым сочинением норвежской андеграундной сцены.
В композициях на немецком и скандинавском языках Варг продолжил эксперименты со звучанием и впервые в рамках альтернативного направления использовал жанр эмбиентной музыки, основанной на минималистской электронике и модуляциях голосового и гитарного тембра.
Позже эти нововведения были использованы в записях альбомов «Dauði Baldrs» и «Hliðskjálf», сделанных в 1997–1999-х годах с помощью примитивного синтезатора в тюрьме. В этих сочинениях Викернес, изолированный от внешних воздействий и раздражающих факторов, обратился к мифологии и интерпретировал сказания о Бальдаре, Туисто, Одине, Локи и других жителях небесного города Асгард.
В 2010 году, после многократных прошений о сокращении срока тюремного заключения, Варг вышел на свободу и продолжил творческую карьеру в рамках ставшего популярным проекта Burzum.
Продолжая создавать музыку в стиле металл и эмбиент, солист и инструменталист пополнил дискографию группы альбомами «Belus», «Fallen», «Umskiptar» и «Sôl austan, Mâni vestan». На этот раз звукозаписывающая студия была укомплектована высококлассной аппаратурой и мощными микрофонами, позволявшими добиться чистого звука и профессиональных аранжировок. Композиции с последней пластинки были преобразованы в музыкальные клипы и в таком виде вошли в авторский фильм Варга Викернеса под названием «ForeBears».
Завершение проекта
В 2014 году музыкант опубликовал в Сети отрывки песен с диска «The Ways of Yore», который должен был ознаменовать переворот в творческой концепции и мировоззрении исполнителя. Но, к сожалению, эта работа, вышедшая за 4 года до завершения проекта, стала последней в дискографии Burzum. Из-за отсутствия Instagram и других социальных сетей Варг объявил, что группа закончила свое существование, обратившись к поклонникам в серии видеороликов под названием «World of Darkness».
Дискография
- 1992 – «Burzum»
- 1993 – « Aske»
- 1993 – « Det som engang var»
- 1994 – «Hvis lyset tar oss»
- 1996 – «Filosofem»
- 1997 – «Dauði Baldrs»
- 1999 – «Hliðskjálf»
- 2010 – «Belus»
- 2011 – «Fallen»
- 2012 – «Umskiptar»
- 2013 – «Sôl austan, Mâni vestan»
- 2014 – «The Ways of Yore»
Клипы
- «Dunkelheit»