Биография
Клиффорда Саймака принято считать одним из основоположников современного литературного жанра фантастика в Соединенных Штатах Америки, а также крупнейшим американским писателем-фантастом. Такие произведения из его библиографии, как «Кольцо вокруг Солнца», «Живи высочайшей милостью», «Город», считаются классическими в своем сегменте — их с радостью перечитывает уже не первое поколение книголюбов.
Клиффорд сочинял фантастическую литературу на протяжении 55 лет, за время которых было опубликовано 127 рассказов и повестей, а также полноценных 28 романов. Некоторые из них впоследствии разобрали на цитаты.
Детство и юность
Клиффорд Дональд Симак (так правильно произносится фамилия фантаста) появился на свет 3 августа 1904 года в небольшом американском городке Милвилл, расположенном в штате Висконсин. Впоследствии в большей части произведений писателя действие переносилось в его родной штат. Дедушка Клиффорда по линии отца, фамилия которого — Шимак, иммигрировал в Америку из Богемии, являющейся исторической областью в Центральной Европе, которая к сегодняшнему дню стала частью западной половины Чешской Республики.
Фантастическая литература начала будоражить сознание мальчика еще с юных лет, и повлияло на это творчество классического автора Герберта Уэллса, являвшегося создателем таких бессмертных произведений, как «Машина времени», «Человек-невидимка» и «Война миров». Получив среднее образование в одной из местных школ, юноша перебрался в Мадисон, где начал изучать журналистику в университете штата Висконсин. Однако он так и не защитил диплом, потому что бросил учебу.
Далее будущий автор подрабатывал в различных печатных изданиях Среднего Запада до тех пор, пока в 1939 году не подписал контракт с одной из городских газет штата Миннесота Minneapolis Star and Tribune. С ней Клиффорд сотрудничал на постоянной основе до самого своего ухода на пенсию, которое состоялось в 1976-м. С 1949-го мужчина работал главным редактором новостного отдела в газете Minneapolis Star, а с 1961-го являлся координатором научно-популярной серии Minneapolis Tribune.
Книги
В качестве писателя Клиффорд Саймак впервые выступил в 1931 году, именно тогда состоялась презентация его дебютной повести, получившей название «Мир красного солнца». Весь последующий год мужчина потратил на создание рассказов, таких как «Голос в пустоте», «Нечисть из космоса», «Золотой астероид», «Мятеж на Меркурии».
В 1933-м Саймак принял решение оставить литературную деятельность. Именно по этой причине в течение следующих 5 лет единственным его опубликованным творением стала научно-фантастическая повесть «Создатель», имеющая религиозный подтекст, который крайне редко можно было встретить в научно-фантастической литературе той эпохи. В этой работе Клиффорд первым из всех представителей жанра попробовал рационально объяснить тот факт, что Вселенную создал демиург.
Полноценное возвращение Саймака к писательскому искусству состоялось в 1938-м. На этот раз признание настигло его во многом благодаря сотрудничеству с глянцевым журналом Astounding Science Fiction, главным редактором в котором был Джон Кэмпбелл. В разное время в этом издании публиковались произведения Азимова, Хайнлайна, Каттнера, Старджона, Дель Рея и Ван Вогта. Клиффорда совместно с этими авторами признали творцом золотого века фантастики в Америке, который продлился 12 лет, с 1938-го до 1950-го.
Первые работы писателя, среди которых был роман 1939 года выпуска «Космические инженеры», сочинены таким образом, чтобы полностью соответствовать канонам «твердой» научной фантастики. Этот поджанр характеризуется упором на техническую составляющую. Противоположность ему носит название «мягкая», которая делает упор на гуманитарную фантастику.
Набирая писательский опыт, Клиффорд предпочел сойти с протоптанной дороги и создать уникальный авторский стиль, которому литературные критики дали название пасторальный. В своих более поздних произведениях мужчина рассказывал о мирных контактах с НЛО и о духовной общности цивилизаций, находящихся по разные стороны необъятной Вселенной. Инопланетяне Саймака скорее будут отдыхать в одном из провинциальных баров его родного Висконсина, нежели заниматься порабощением Земли.
Писатель считал, что у человечества достаточно оптимистические перспективы, но при этом не уставал упоминать, что каждому жителю Вселенной необходимо начать учиться в «Галактической школе» в качестве «первоклассника». В творческой биографии Клиффорда также был период, когда он занимался сочинением вестернов и рассказов о войне.
В 1952-м впервые был опубликован роман под названием «Город», который представлял из себя, по сути, цикл небольших рассказов. Саймак написал книгу в те времена, когда человечество переживало конфликты крупномасштабного характера — сначала Вторую мировую, а затем Корейскую войну. Сочинив и выпустив произведение «Город», Клиффорд выразил своеобразный протест против людской жестокости и военных действий.
В конечном итоге литературный мир познакомился с утопией, рассказывающей о Земле будущего, в которой вместо людей живут роботы и Псы, обладающие разумом. За эту работу Саймака наградили Международной премией по фантастике в 1953 году, после чего он получил долгожданную известность во всем мире. На протяжении многолетней творческой биографии автор еще 3 раза был награжден престижной литературной премией «Хьюго» и 1 раз — «Небьюла».
В Советском Союзе о талантливом писателе узнали лишь в 1957-м, после того как в популярном журнале «Знание-сила» был переведен и опубликован один из его рассказов, носящий название «Впервые на Меркурии». С этого момента несколько поколений советских подростков и взрослых стали называть Клиффорда одним из любимейших для себя авторов-фантастов. Его произведения публиковались в серии под названием «Миры Клиффорда Саймака».
В 1960-х годах Саймак сочинял в большинстве своем романы, а уже в следующем десятилетии делал акцент на написание повестей и рассказов, так как его физическое состояние начало стремительно ухудшаться.
Несмотря на это, автор продолжал творить практически до самой своей смерти, произошедшей в 1988-м. За 8 лет до этого рокового события в свет вышла одна из его последних работ — рассказ «Грот танцующих оленей». За это произведение Саймака наградили сразу тремя главными литературными премиями, которые только существовали в мире научной фантастики: «Локус», «Небьюла» и «Хьюго».
Литературное творчество Клиффорда Саймака в будущем стало вдохновением для разных деятелей мирового искусства. Несколько его произведений пережили экранизацию в качестве полнометражных фильмов и сериалов. В 1993-м российский режиссер Юрий Елхов снял кинокартину под названием «Аномалия», сценарий для которой был взят из романа «Вся плоть — трава». Актеру Александру Филиппенко доверили исполнить роль центрального персонажа по имени Хайрам.
Интересным фактом является то, что художественные книги Саймака также нашли свое отражение в мире высокой моды. В 2012 году появился российский бренд очков под названием Fakoshima, основателем которого выступил дизайнер Константин Шиляев. При создании авторских аксессуаров мужчина вдохновлялся кинофильмами Стэнли Кубрика, а также литературными произведениями таких авторов, как Саймак, Брэдбери, Хайнлайн и Уэллс.
Личная жизнь
В 1929 году официальной женой Клиффорда Саймака стала женщина по имени Кэй Кухенберг Симак. Вскоре после этого молодожены стали родителями двоих детей.
Несмотря на то, что книги американского писателя переполнены невероятными событиями, личная жизнь мужчины была достаточно размеренной и спокойной. В одном из интервью Клиффорд упоминал, что, кроме журналистики и писательской деятельности, он любил ходить на рыбалку, а также коллекционировать марки и играть в шахматы.
Смерть
Клиффорд Дональд Саймак прожил долгую и насыщенную жизнь, а умер в возрасте 83 лет в городе Миннеаполис 25 апреля 1988 года. Точная причина смерти не оглашается, но можно предположить, что повлияли на его кончину возникшие до этого проблемы со здоровьем.
Цитаты
"Жизнь не принадлежит к числу тех вещей, с которыми расстаются не раздумывая"
"Старость — это одно из наших наказаний, но в то же время и одно из неотъемлемых прав человека"
"Еще никем не был придуман способ, чтобы доказать реальность самой реальности"
Библиография
- 1962 - "Почти как люди"
- 1963 - "Пересадочная станция"
- 1966 - "Когда в доме одиноко"
- 1968 - "Заповедник гоблинов"
- 1973 - "Эпилог"
- 1974 - "Фото битвы при Марафоне"
- 1977 - "Брат"
- 1978 - "Новый вид сзади"
- 1980 - "Поющий колодец"
- 1981 - "Прикуси язык!"