«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»: интересные факты о съемках
Картины Леонида Гайдая всегда стояли особняком в советском кинематографе — возможно, это одна из причин, почему комедии режиссера, несмотря на прошедшие десятилетия, по-прежнему остаются горячо любимыми, а шутки и песни из них ушли в народ. Не стал исключением и фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», вышедший на экраны кинотеатров СССР в 1967 году.
О том, где снимали киноленту, и о связанных с ней интересных фактах — в материале 24СМИ.
Идея и воплощение
Идея картины появилась у Гайдая после прочтения в газете заметки о похищении девушки влюбленным джигитом в одной их кавказских республик. Так что ничего удивительного, что часть материала снимали в горах Кавказа — в Красной Поляне, в Сочи и на реке Мзымте. Хотя больше времени кинематографисты все-таки провели в Крыму — пейзажи в окрестностях Алушты и в районе Массандры, а также рядом с Ай-Петри оказались подходящими.
Альманах
По первоначальной задумке, продолжение приключений простодушного студента в очках называлось «Шурик в горах» и представляло собой альманах, состоящий из 2 частей. Первая — про спасение девушки Нины, которую похитили по кавказским обычаям. Во второй — Шурик вместе со спасенной искали снежного человека.
Но Леонид Гайдай, желавший снять полнометражную киноленту, оставил только похищение, а йети, которым по замыслу прикидывались Бывалый, Трус и Балбес, чтобы провести сотрудников милиции, убрал. Так фильм «Кавказская пленница» обрел свой окончательный, знакомый миллионам зрителей вид.
Нина
Рассказывают, что на роль комсомолки Нины режиссер перепробовал массу девушек, включая уже опытных актрис. А Наталья Варлей оказалась на пробах случайно — пришла познакомиться с Гайдаем. Леонид Иович обратил внимание на девушку и спросил, сможет ли та сняться в купальнике. Варлей без проблем согласилась, ведь для цирковой артистки это практически рабочая одежда, и переоделась — ее посчитали смелой и раскрепощенной и взяли в картину.
Фонд шампанского
Когда снимали фильм «Кавказская пленница», Гайдай ввел на площадке занимательную игру — актеры придумывали смешные фокусы. За каждый удачный, достойный попасть в кадр и получивший «добро» режиссера придумавший получал бутылку шампанского — у Леонида Иовича имелся солидный запас игристого вина.
Балбесу можно
Реплику о том, что в соседнем районе украли члена партии, в исполнении Фрунзика Мкртчана цензура забраковала — боялись, что зрителям этот факт покажется достоверным. Выход подсказал Юрий Никулин — предложил, чтобы эту злополучную фразу в картине сказал его персонаж. От лица Балбеса та звучала настолько по-дурацки, что проблем с одобрением не возникло. Ведь сразу ясно, что персонаж — плут и лжец.
«Старт»
В финальных кадрах фильма героиня Натальи Варлей уезжает на микроавтобусе «Старт», представлявшем собой экспериментальный образец автомобиля с обшивкой из стеклопластика. С 1963 по 1970 год выпущено было меньше 100 штук таких машин, а в целом виде до наших дней дошли только музейные экспонаты. Чему, в частности, причиной стал именно материал, из которого выполнен кузов.
Саахов
Фамилию «главного злодея» в исполнении Владимира Этуша изменили — первоначально вместо товарища Саахова, работника районного масштаба, решившегося на похищение понравившейся девушки, был Охохов (по некоторым версиям, Ахотов). Но в советской партийной номенклатуре того времени нашелся чиновник с такой своеобразной фамилией.
А уже к концу съемок возмущаться начал парторг «Мосфильма» Леон Сааков — посчитал, что Гайдай таким образом пародирует его. Фильм «Кавказская пленница» пришлось бы переозвучивать, но вмешалась Екатерина Фурцева. Заметив, что героя могли бы звать и Ивановым (а чиновников с такой фамилией пруд пруди), она поинтересовалась, по каким причинам дурак не может носить фамилию Иванов и требуется тратить государственные деньги на переделку картины из-за глупой прихоти.