Фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: интересные факты о съемках
Кино
31 декабря 2020 г. 13:31
Время чтения: 3 минуты

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: интересные факты о съемках

17 сентября 1973 года вышел фильм «Иван Васильевич меняет профессию» режиссера Леонида Гайдая. После премьеры зрители требовали «продолжения банкета» и до сих пор собираются у экранов в праздничные дни, веря, что юмор укрепит иммунитет и вылечит от хандры. Интересные факты комедии, которая и в 2020 году остается доброй традицией, создающей настроение в январскую вьюгу, – в материале 24СМИ.

«Запрещенка»

Основой сценария послужила театральная пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Однако постановка долго оставалась в списке «запрещенных к показу» после того, как ее увидели на генеральной репетиции в Театре сатиры.

Биографы Булгакова полагают, что причиной запрета пьесы стало искажение образа Ивана Грозного. В интерпретации Гайдая звучит отсылка к колоритному управдому Буншу. Тем не менее жарить котлеты Ивану Васильевичу не разрешили. И эпизод вырезали, мотивировав тем, что «не царское это дело».

Сценарий проекта создавался при участии Гайдая, который видел в роли царя Юрия Никулина. Но актер наотрез отказался принимать участие в экранизации пьесы со сложной судьбой.

Импровизация

А вот к образу героя Леонида Куравлева цензура оказалась лояльнее, и импровизацию оставили в кадре. Реклама в исполнении Жоржа Милославского ограничивалась призывом хранить деньги в сберкассе. Но исполнитель сымпровизировал и добавил, «если, конечно, они у вас есть», что и вошло в фильм «Иван Васильевич меняет профессию».

А вот женским голосом в телефонную трубку Куравлеву так и не удалось сказать текст. Выручила Наталья Кустинская, которая озвучила мужскую роль.

Голос дрогнул

К слову, голос героев фильма дрожал в кинокартине неоднократно. Так, Владимир Этуш в эпизоде с овчаркой, где он жалуется на потерю всего, что «нажил непосильным трудом», действительно говорит дрожащим от возмущения голосом. Однако причиной дрожи стал страх перед собакой, за спокойствие которой не ручались.

«За чей счет банкет?»

Эпизод с банкетом мог быть скромнее, если бы Леонид Гайдай не вложил личные 200 рублей на деликатесы, украшавшие стол. Эпизод пересняли дважды, потому что выяснилось, что кто-то забыл бутылку боржоми на столе.

А вот ответ на фразу «А кто платить будет?» изначально звучал как «народ, батюшка, народ». Цензура осудила эпизод и потребовала переозвучить. Так появилось «во всяком случае не мы».

Скромность украшает

Царицу Марфу Васильевну сыграла актриса Нина Маслова. Героиня звезды смотрит в пол, что добавляет очарования царской супруге. Однако поводом такого поведения в кадре стал синяк под глазом у исполнительницы. Гримеры как могли исправили ситуацию с внешностью, но, чтобы все выглядело прилично, артистка на всякий случай прятала глаза в пол, подарив зрителям нежный образ.

Самогонный аппарат

Машина времени изначально задумывалась как чудо техники. Ее изготовление поручили конструкторскому бюро. Ученые подошли к задаче с научной точки зрения и предложили киношникам скучную модель аппарата, который внешне смахивал на ЭВМ тех лет.

Чтобы исправить ситуацию, Леонид Гайдай обратился к художнику Владиславу Почечуеву. Мастер подхватил вдохновение в фильме «Самогонщики» и предложил усовершенствованный аппарат, похожий на самогонный.

Машину времени создавали 2 месяца, стеклянные элементы выполнял стеклодув Клинского завода. В бухгалтерии скульптор получил гонорар в 40 рублей с формулировкой «за изобретение машины времени».

Меню звезды

Леонид Гайдай был требователен к звездам. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» доставил хлопот Наталье Крачковской. Чтобы снять кадр, где Ульяна Андреевна говорит «и меня вылечат», советской звезде надевали первый парик, похожий на детскую шапочку для бассейна. Поверх «бобрика» натягивали второй парик. Резина стягивала кожу, и лицо быстро отекало.

А в процессе съемок звезда тяжело заболела и похудела на 20 кг. Режиссер нашел это критичным и составил актрисе меню, где на завтрак полагалось есть манную кашу со сливками, в обед – макароны с сыром, а на ужин – оладьи с медом. И, по расчетам постановщика, через неделю исполнительница должна была вернуться в былые формы.

Читайте также