Саамы — интересные факты о древнем народе: происхождение, история, быт, традиции
- Кто такие саамы
- Место обитания
- Этимология и самоназвание
- Происхождение
- Языковые особенности в теории о происхождении этноса
- Внешность
- Почему у саамов есть флаг, но нет государства
- Праздники
- Традиционные занятия
- Традиции оленеводства
- Календарь саамов
- Дуоджи
- Одежда
- Йойк
- Холодное сердце
- Жилище саама
- Кухня Лапландии
- Игры
- Мифология
- Религия и верования
Саамы – единственный официально признанный коренной народ Скандинавии. Туристам кажется, что их отличают яркие национальные костюмы, изделия ручной работы в здешних магазинчиках и ловля оленей арканом. Но у саамов также есть древнейшие музыкальные традиции, не очень древняя культура оленеводства и современный быт, позволяющий почувствовать глубокую связь человека с природой. Интересные факты об образе жизни саамов – в материале 24СМИ.
Кто такие саамы
Это кочевой народ, упомянутый историками под разными именами. Их образ жизни зависел от времен года и плодородия территории. Жители прибрежных фьордов Норвегии и озерных территорий Финляндии ловили рыбу. Те, кто оказался внутри страны, охотились или содержали оленей.
Место обитания
Саамы проживают в Лапландии. Так в древности назывался регион, охватывающий север, восток и запад Скандинавского полуострова. Эта территория сейчас относится к 4 странам: Норвегии, Швеции, Финляндии и России.
«Лапландия» – старое шведское название региона, предположительно, означающее «дикая местность на севере». До сих пор можно услышать названия «Норвежская Лапландия» и «Русская Лапландия» соответственно. В Русской Лапландии саамы живут на Кольском полуострове, в Мурманской области.
В Скандинавии район расселения этноса называют «шапкой севера» за характерную форму. Верхушка шапки – мыс Нордкин. Кольский и Скандинавский полуострова – ее нижняя часть.
В старонорвежском языке регион назывался Финнмарк. Этимология не определена, но в протогерманском языке есть слово finþanan, означающее «находить». Так могли назвать территорию охотников-собирателей. Собирательство наравне с рыболовством нашло отражение в пословицах саамов. Например, морошка любит ножки, а грибы – глазки.
Численность населения саамов в:
- Норвегии – 37–60 тыс. чел.;
- Швеции – 14,5–36 тыс. чел.;
- Финляндии – 9,3 тыс. чел.;
- России – около 2 тыс. чел.
Общая численность саамов в мире – около 80–100 тыс. чел. Кроме перечисленных стран, небольшие группы саамов живут и в других государствах, но там их количество не превышает 0,5 тыс. чел.
Этимология и самоназвание
Северные саамы так себя и называют – саамы, самиты. К 2014 году норвежские ученые пришли к единому мнению, что слово «саам» было заимствованием протобалтийского слова žēmē, означающего «земля». В прафинском языке žēmē трансформировалось в šämä. Скандинавы называли жителей Лапландии lappar, что на русском языке звучало как «лопари».
Греческий историк Тацит в своих трудах называл саамов «фенни» или «финн». Финнами их называли также в исландских Эддах и скандинавских сагах. По мере того, как древнескандинавский язык превращался в отдельные языки северных народов, название «финн» закрепилось за жителями Финляндии.
Происхождение
Генетики находят у 30% саамов специфические мутации, которых нет у живущих рядом финнов или норвежцев. Это говорит о том, что группа какое-то время жила изолированно от соседей. Возможно, во время последнего ледникового периода (16 000 лет до н.э.) предки саамов остались на месте, а другие племена ушли на юг. В результате саамы несколько тысяч лет жили в естественной изоляции.
Обычно места поселения племен устанавливают по топонимам, оставшимся в местности, но в данном случае определить территорию не удалось. Только около 8000 года до н.э. протосаамы встретились с другими народами.
Языковые особенности в теории о происхождении этноса
Языки финнов и саамов относятся к одной и той же финно-угорской, или уральской, языковой семье, но они разные. 1/3 коренной саамской лексики никак не связана с финно-уграми.
Исследователи считают, что эта часть саамского языка сформировалась в Среднем и Верхнем Поволжье до того, как туда пришли носители индоевропейских языков – примерно 6500–7000 лет назад, в эпоху раннего неолита. Индоевропейцы распространили влияние на землях, пригодных для ведения сельского хозяйства, а саамы отступили на север, сохранив культуру и языковые отличия, сформировавшиеся на родине. Теперь эти отличия составляют 1/3 саамской лексики.
Из Поволжья племена протосаамов двинулись на северо-запад по обширной речной системе Русского Севера. Вышли к Ладоге и Онежскому озеру. Оттуда двинулись на восток, где окончательно сформировался саамский этнос. 2000–4000 лет назад саамские племена встретились с предками финнов, сформировав 2/3 общих генов и языковых особенностей. На территорию Лапландии они пришли в начале нашей эры.
Внешность
Саамы относятся к лапоноидной (субарктической) расе. Их отличительные черты:
- более темная, чем у скандинавов, окраска волос и глаз (саамы светловолосы, но не настолько, как шведы или норвежцы);
- удлиненный овал лица;
- широкий лоб;
- небольшие относительно лица глазницы;
- слабо выступающая носовая кость с вогнутой спинкой носа;
- большая длина туловища относительно ног.
До эпохи генетических исследований считали, что внешность саамов получилась в результате контакта европеоидов Севера с монголоидами Сибири. Но генетики доказали, что саамы не связаны с монголоидами.
Почему у саамов есть флаг, но нет государства
Саамы никогда не имели собственной государственности. Их было мало. Они кочевали и жили на малонаселенных территориях. Их невольными соседями и соперниками стали скандинавы, создавшие страны на той же территории, притесняя более миролюбивые народы.
Сейчас саамы единственный коренной народ, получивший независимость в рамках других государств, не имея собственного. Так, Финляндия признала независимость этноса в 1973 году, Норвегия – в 1987-м, Россия и Швеция – в 1993-м. В Швеции, Финляндии и Норвегии у саамов есть собственный парламент, который защищает интересы народности.
Саамский флаг разработала художница Астрид Бол. Его одобрили на 13-й Конференции саамов Северных стран в 1986 году. Красный круг символизирует солнце, а синий – луну. Это символы, которые наносили на бубны саамские шаманы. Красная, синяя, зеленая и желтая полосы формируют основное полотнище. Они означают цвета саамского национального костюма. Зеленый – цвет природы, красный – огня, синий – воды, желтый – солнца.
Праздники
У саамов есть национальные праздники:
- 6 февраля – Национальный день саамов в Финляндии;
- 15 августа – День принятия флага Союзом саамов.
Традиционные занятия
Норвегия и Швеция занимают западную и восточную половину Скандинавского полуострова с естественной горной границей между ними. В Норвегии, где нет места для выпаса оленей, развивается рыболовство. В Швеции саамы занимаются горным кочевым оленеводством. Жители Кольского полуострова – оседлые оленеводы. Главное занятие финских саамов – лесная охота на пушных зверей.
Традиции оленеводства
Изначально саамы были охотниками и собирателями. Пасти оленей они начали только в XVII веке. Стада были небольшими (5–7 оленей), но достаточными для содержания семьи.
Быт современного оленевода подразумевает стационарный дом и хижину в горах для сезонного выпаса животных. Лыжи сменились снегоходами и автомобилями. В Швеции подсчитали, что оленеводами являются 10% саамов. Остальные пополняют семейный бюджет рыболовством, ремеслами и организацией туров для туристов.
Оленеводческая группа называется «сиида». Это не деревня, а община, объединение нескольких семей для упрощения ухода за стадами. Они вместе пасут оленей и продают продукты оленеводства. Считается, что у саамских оленей нет неиспользуемых частей. Мясо применяют в кулинарии, мех и шкуру – в производстве обуви и одежды, рога превращаются в музыкальные инструменты или предметы обихода.
Календарь саамов
В дохристианскую эпоху люди определяли время по важнейшим событиям года. Оленеводы – по циклу жизни оленей. Весной стадо мигрирует для отела из лесов в горные районы. Оленихи всегда идут на отел в известные места. Летом пасутся там, где много травы. Осень – время гона и спаривания перед миграцией к местам зимовки. Пастухи уводят стадо в болотистые низины, где сохраняется больше растительности.
На саамском языке апрель – вӯзь кӯннҍтэм ма̄нн. Означает «месяц снежной корки». Май – кыдт ма̄нн, что значит «месяц олененка». Июль – сӯййн ма̄нн, переводится как «месяц сенокоса». Август – поаррьк ма̄нн – «месяц линьки».
Дуоджи
В переводе с саамского это слово означает «ремесло»: резьба по дереву, вышивка одежды жемчугом, изготовление охотничьих ножей, барабанов и чашек из дерева. Чертой, отличающей дуоджи от простого ремесленного производства, стала художественная составляющая. Предмет должен быть практичным и одновременно представлять художественную ценность.
Одежда
Национальную одежду изготавливают члены семьи. Она предмет гордости и радости. Цвет, орнамент, способ кроя указывают на регион проживания и семейное положение человека.
Куфт – саамская рубаха. Ее вышивают бисером и подпоясывают кожаным ремнем, к которому охотник крепит кремень, нож, амулеты. Гакти – верхняя рубаха-куртка, надеваемая через голову. Юпа – верхняя одежда жителей Кольского полуострова.
Штаны шьют из оленьей кожи или шкур. Зимняя одежда мехом внутрь называется «торк». Дополняют ее меховая шапка и рукавицы. Женщины надевают шамшуру, а девушки – расшитую бисером повязку. Сапоги шили из оленьей шкуры. Зимнюю обувь дополняли мехом.
Йойк
Йойк – саамская народная музыка. Это не песня, а фраза, произнесенная нараспев. Йойк считается древнейшей музыкальной практикой Европы. Его использовали шаманы, обращаясь к духам. Дополняет шаманский йойк барабанный ритм.
Пастух использует йойк, приветствуя путника или собирая стадо. Звуки в горах хорошо слышны, а волки чувствительны к человеческому голосу. Пение дополняется ударами бубна. Услышав голос пастуха, волк постарается обойти стадо.
Йойк можно спеть по отношению к человеку или предмету, но петь о себе неправильно. Такой способ пения рассматривается как разновидность лести.
Холодное сердце
Студия Disney использовала в мультфильме «Холодное сердце» элементы саамской культуры – песни, одежду, оленя. Одежда Кристофа выполнена в национальном саамском стиле. «Холодное сердце 2» стало первым диснеевским фильмом, выпущенным на северносаамском языке.
В 2012 году композитор Кристофер Бек приехал в Норвегию для написания первой песни к мультфильму. Там он познакомился с Фроде Фьельхеймом, музыкантом и композитором с саамскими корнями. Песня Vuelie, с которой начинается фильм, – это слегка измененная саамская песня Eatnemen Vuelie («Песнь Земли»), написанная Фьельхеймом в 1996 году. В ней есть элементы йойка. Фьельхейм стал первым, кто принес саамскую национальную музыку в Голливуд.
Жилище саама
Древние саамы строили вежи. Жители Кольского полуострова называли такое жилище «куэдть». Его формируют из жердей, на которые сверху накладывают древесную кору летом или шкуры в холодное время года. Иногда вежи посыпали дерном. Тогда они становились похожи на травяной холм. Высота постройки – 2,5 м. Площадь основания – 3x3 м.
Оседлые саамы строили дома из деревянных бревен срубного типа. В них делали окна и двери. Внутри устанавливали очаг и дополняли деревянной мебелью.
Кухня Лапландии
Традиционная пища саамов – олень, рыба, дичь и ягоды. Мясо жарили или варили. Ягодами заменяли овощи и фрукты, которых на Севере почти нет. Сейчас ягоды включают в состав десертов.
Игры
Саамы любят играть в игры. Они играли в карты, а также изобрели несколько настолок. Сакку – игра, в которой игроки управляют набором солдатиков. Они выстраиваются в линию, а затем перемещаются по клеткам в соответствии со значениями, выпавшими на игральном кубике. Цель – захватить солдат противника, вытеснив их с доски.
Во времена христианизации настольные игры саамов уничтожались. Церковь приравнивала их к греховным наравне с карточными играми и шаманскими обрядами.
Мифология
По легенде, первопредок саамов – бог-олень Мяндаш. Однажды он взял в жены земную девушку. У пары родились дети-оборотни, которые могли принимать облик человека и оленя. Вскоре бог ушел с оленями. С ним ушла и его жена, а дети стали прародителями саамского рода.
Культ оленя в фольклоре коренных народов Севера – один из самых древних. Он относится к эпохе матриархата у охотников-собирателей. Олень был богом и одновременно культурным героем, который нес людям знания. Его мать или жена – волшебница-шаманка, направляющая бога-оленя.
В XX веке олень стал героем мультфильмов, но сохранил свои функции помощника, как олень Герды из «Снежной королевы» или красноносый олень Рудольф в атрибутике Рождества стал помощником Санта-Клауса.
Мифы в поэтической форме объясняют природные явления. Северное сияние у саамов – это волшебные искры, которые выметает из снега хвост полярной лисицы.
Религия и верования
Сегодня большинство саамов исповедуют религию государства, в котором живут. В России это православие, в Норвегии, Швеции и Финляндии – лютеранство.
Религия саамов была разновидностью многобожия, основанного на почитании мертвых и духов животных. Рана-Нейта – богиня весны и плодородия. Хорагаллес – бог грома. Он также управляет озерами, погодой, жизнью людей и наказывает злых духов. Лайб Олмай – лесной бог, дарующий удачу в охоте.
Сейды – места поклонения духам природы. У каждого рода были собственные священные места. Самое культовое место поклонения в Финляндии – озеро Инариньярви. На озере есть остров Укко, где расположено древнее кладбище саамов. Там шаманы приносили богам жертвы до середины XX века. В России, на Кольском полуострове, таким священным озером считается Сейдозеро.
Саамы-рыбаки задабривали водных божеств. Они бросали монеты в море, чтобы вернуться домой с богатым уловом. Верили, что когда-то придет рыбак, который выловит все брошенные в море монетки и станет самым удачливым в мире.
Саамские шаманы (нойда) получили репутацию сильнейших магов. Это отражено во многих литературных источниках. К ним на учебу отправляли детей из аристократических семей Европы.
Нойды – «хорошие» шаманы. Они проводят обряды, чтобы помочь людям преодолеть препятствия. Гейду – «плохие» или ведьмы. Имена тех и других запрещалось упоминать всуе. Их заменял термин guvlar, что означает «помощник».
В период христианизации в Европе боролись с шаманскими культами. Барабаны и атрибутика уничтожались, а сейды разрушались. Сегодня некоторые саамы возвращаются к традиционным языческим культам предков, утверждая, что они потомки нойдов. Они предлагают магические и целительские услуги через объявления в прессе. В 2012 году губернатор Тромсё (Норвегия) даже утвердил Шаманскую ассоциацию Тромсё в качестве еще одной религии, которой придерживаются горожане.
Саамы – один из древнейших европейских этносов, который сумел сохранить самобытность без государственности. Их культура и обычаи находят отражение в старых сказках Ганса Христиана Андерсена и в новых историях современных писателей. Среди них – исторические романы Валентина Иванова, фантастические романы Андрея Буторина. Саамская культура вдохновляет творчество режиссеров, музыкантов и продолжает обогащать искусство в XXI веке.