Операция «Багратион» — история освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков
В 1944 году состоялась операция «Багратион», призванная решить ряд важнейших военных задач. Она оказалась столь стремительной и успешной, что это в определенном смысле стало неожиданностью даже для советского руководства. Что предшествовало крупнейшей в современной военной истории наступательной операции, с какой целью ее развернули, как осуществили и к чему она привела — об этом в материале 24СМИ.
Обстановка на фронте к лету 1944 года
Начиная с 1941 года на территориях Белоруссии основательно закрепилась мощная группировка фашистов, и к лету 1944-го уходить отсюда она не планировала. Нацистам было выгодно сидеть здесь, поскольку с этих мест они могли направлять стратегическую авиацию в сторону Москвы, вести позиционную войну. Тем временем для белорусского народа оккупационное положение превратилось в настоящий геноцид.
В апреле 1944 года в Генеральном штабе СССР начали заниматься планированием наступления на землях Белоруссии. Назначенной операции присвоили кодовое название «Багратион», под которым и вошла в историю. Планы советского руководства держались в строжайшей тайне.
Дело в том, что немцы и не предполагали, что здесь на них обрушится удар. Накануне Красная армия добилась успеха на Украине. Враг логично полагал, что как раз здесь им и стоит ожидать новой атаки, поэтому основные силы армии они переправили к югу. Кроме того, положение группировки «Центр», стоявшей в Белоруссии, с точки зрения немецкого руководства, было стабильным и опасений не вызывало. В этих местах немцы развили крепкую оборонительную систему и не беспокоились за нее.
В глухую оборону они ушли и на Западном фронте, поскольку ожидали высадки американцев с англичанами во Франции. В итоге основные их группировки сконцентрировались на Украине — это стало поводом к решению Ставки наступать в Белоруссии.
Цели наступления
До того как началась операция «Багратион», зимой в результате наступлений на белорусских землях образовался так называемый «балкон». Это большой выступ с вершиной, уходящей к востоку. Его площадь доходила до 250 тыс. кв. км. Выступ глубоко вклинился в советские войска и для обеих противоборствующих сторон имел важное стратегическое и оперативное значение.
Еще по осени 1943 года «Белорусский балкон» попытались разбить с ходу. Для этого советские войска совершили наступательный прорыв, но в итоге только понесли большие потери. В этих местах немцы закрепились очень прочно и совершенно не собирались сдавать позиции. Цели достигнуть не удалось, поскольку не только состояние врага было хорошим, но еще и рельеф местности играл ему на руку.
В высшем командовании Красной армии извлекли уроки из неудачного наступления. Затем утвердили план, согласно которому должно было состояться 2 контрудара, сходящихся по направлению к Минску.
В тот момент советские силы окрепли. За плечами уже были удачно проведенные Курская и Сталинградская битвы. Пришел черед освобождать Белоруссию. При этом в первую очередь командование приказало разбить упомянутый выше «балкон», покрывавший фактически всю территорию советской республики. По плану освобождение этой площади открывало войскам дорогу к Германии и Польше, у армий немцев «Северная Украина» и «Север» становились уязвимыми фланги.
По замыслу предусматривались глубокие удары силами сразу 4 фронтов с прорывом вражеской обороны по 6 направлениям. Группировку фашистов планировалось взять в кольцо и уничтожить на флангах выступа у Бобруйска и Витебска. Затем собирались развивать наступление дальше по сходящимся к Минску направлениям. Там на очереди значилось окружение и уничтожение основных сил группировки «Центр» к востоку от столицы Белорусской ССР. А в дальнейшем планировалось развивать силу удара и выходить к следующим рубежам.
Выбирая основной вектор удара, командование армии ориентировалось на минское направление. В случае удачной реализации плана вражеские силы становились бы рассеченными, у них перекрывались пути к получению резервов и, соответственно, нечем было бы препятствовать дальнейшему советскому наступлению.
Силы сторон
Перед тем как началась операция «Багратион», провели реорганизацию фронтов. Если до этого действовали Западный и Центральный, то теперь вместо них появились 3 Белорусских фронта и 1 Прибалтийский. Такое разбиение было оправдано — протяженность каждого становилась меньше, за счет чего легче было налаживать оперативную связь между передовыми частями и командованием. Соответственно, назначили и новых командующих фронтами, обладавших успешным опытом наступлений.
Прибалтийский фронт возглавил Иван Баграмян, а Белорусские фронты перешли под командование Константина Рокоссовского, Геннадия Захарова и Ивана Черняховского. В целом операцией «Багратион» командовали Георгий Жуков и Александр Василевский. Первый координировал действия на южном направлении, второй — на северном.
Все перечисленные командующие обладали превосходным военным мышлением и уже накопили богатый опыт ведения боевых действий. В итоге немцы столкнулись с противником, существенно превосходящим его по этим параметрам.
Что касается количественных сил обеих сторон, информация в зависимости от источников различается. Считается, что 4 советских фронта включали к началу операции свыше 1,6 млн человек. Вдобавок стояли еще и тыловые части. У немцев в армии «Центр» числилось больше 800 тыс. человек, включая военнослужащих, тыловые части и вспомогательный персонал. К тому же в боях в Белоруссии участвовали и дополнительные силы Германии.
По вооружению Красная армия тоже превосходила силы вермахта. Танков значилось в 23 раза больше, артиллерии — в 9,4 раза. В стратегическом резерве советских войск к 1944 году стояло 16 танковых и механизированных корпусов, 36 кавалерийских и стрелковых дивизий, 11 артиллерийских. А у вермахта стратегического резерва не было вовсе.
Авиация тоже была мощнее, чем у фашистов. На Восточном фронте количество немецких истребителей после Курской дуги неуклонно сокращалось. Причина в том, что главные силы Люфтваффе в этот период отправились в сторону Нормандии и Италии, чтобы защищаться от высадки союзников.
Немецкие силы в Белоруссии оказались слабее советских еще и потому, что они там не ждали наступления. Даже Гитлер не захотел внедрять здесь стратегию мобильной обороны эшелонами при нанесении контрударов. Вместо этого он приказал защищать фиксированные точки, которые называл «крепостями».
К таковым географическим объектам относилось 12 мест, в том числе Витебск, Могилев, Бобруйск, Минск. Как в дальнейшем окажется, замыслы Гитлера были ошибочными, ведь уже за первые 3 недели наступления красноармейцев 11 таких «крепостей» были взяты.
Начало операции
Подготовка к наступлению стала разворачиваться с мая 1944 года. Привлекли солдат регулярной армии, партизан, а также штабы и командование.
Отдельное внимание при подготовке уделяли эффекту внезапности. Ради этого работали над дезинформацией противника — создали до 3 оборонительных рубежей глубиной до 40 км. А в населенных пунктах готовились к круговой обороне. Тем временем в армейской прессе писали исключительно на оборонительную тематику — нигде не просочилось ни слова, ни намека на грядущее наступление. И эта хитрость принесла плоды — удалось отвлечь внимание немцев от готовящегося удара.
На фронтах занимались отработкой нюансов взаимодействия. Каждому солдату старались передать тот опыт, что был уже получен в прошедших боях. Круглосуточно в войсках шла боевая подготовка: служащих учили преодолению искусственных и естественных препятствий на полях сражений, штурму позиций противника, форсированию белорусских болот и рек.
Позаботились об авиационной и артиллерийской поддержке. Не сидела без дела и разведка: воздушные, войсковые и агентурные силы помогли выявить вражескую группировку и раскрыть тонкости ее обороны. 22 июня начали разведку боем. Причем даже в этот день направление главного удара еще скрывали — для этого растянулись на фронт шириной до 450 км.
Основные этапы наступления
Операция «Багратион» осуществлялась на белорусском направлении. Ее изначально планировали начать 11-го числа, но из-за осложнений при переводе армий начали в иную дату — 23 июня. Последующий ход событий принято делить на 2 ключевых этапа, каждый из которых в свою очередь состоял из ряда мелких операций.
Первый этап
Начиная с 23 июня 1944-го и до 4 июля того же года продолжался первый этап наступления. Операция «Багратион» на этом отрезке времени развернулась в районах Могилева, Полоцка, Витебска, Минска. Согласно поставленной руководством СССР задаче, войска занялись разрывом вражеской обороны, а затем окружением группировки «Центр». Но прежде провели основательную подготовительную работу — тщательно изучили местность, болотистую и труднопроходимую.
Здесь пришлось учесть ландшафтные условия при организации наступления. Если раньше его начинали с прорыва усиленной войсковой группировки на слабом участке фронта противника, то теперь такой подход грозил провалом. Болота не давали нанести мощный удар, поэтому решили действовать с двух сторон и постепенно углубляться во вражеский тыл. И стратегия сработала.
24 июня рано утром Рокоссовский после артподготовки и авианалета прорвал фашистскую оборону и пробрался в тыл на расстояние до 10 км. Под конец месяца прорыв расширился на 30 км. В начале июля произошел, по сути, коренной перелом, поскольку группировку «Центр» фактически уничтожили.
На шоссе между Минском и Бобруйском советские войска блокировали отступающие силы противника — в их тылу прошел танковый рейд, прочесали болота и леса. Вскоре танковые бригады вышли к окраинам Минска. Вслед за этим другие части проникли в город с севера и поочередно отвоевали его кварталы. Минск освободили — здешнее немецкое командование 8 июля капитулировало. Так завершился первый этап операции.
Второй этап
С 5 июля и до 29 августа шел второй этап — он развернулся у Вильнюса, Белостока, Бреста, Каунаса и пр. К этому моменту немцы после ряда сокрушительных поражений попытались стабилизировать свое положение в плане обороны. Среди прочего попробовали привлечь силы группы «Север», а также соорудить новый фронт для защиты от наступающей Красной армии. Но Гитлер отверг предложения, потому что при таком раскладе терялись бы базы и опорные пункты на Балтике.
В ходе второго этапа Рокоссовский и Черняховский совершили череду молниеносных бросков, пробиваясь в фашистский тыл с двух сторон. В обороне немцев появилась брешь.
Тем временем Прибалтийский фронт и 2-й Белорусский разбили больше 500 тыс. личного состава вражеской армии. Часть немцев была уничтожена, а также числились раненые и взятые в плен. Соотношение сил все интенсивнее увеличивалось в пользу Красной армии.
Советские войска вышли на выгодные позиции, а также позволили без усилий высадиться в Нормандии союзникам. Главное, что дух врага в эти месяцы оказался окончательно сломлен. По сути, исход ВОВ уже был предрешен.
Особую роль в операции «Багратион» сыграли партизаны. В многочисленных отрядах воевало свыше 194 тыс. человек. Партизанским подразделениям отводились конкретные задачи. Они:
- уничтожали фашистские штабы;
- разрушали коммуникации, линии связи;
- выводили из строя технику и вражеский личный состав.
Кроме того, партизаны занимались разведкой, удержанием выгодных рубежей и плацдармов.
Белорусский партизанский штаб наладил связь с регулярными войсками, чтобы совместные действия были согласованными и приводили к требуемым результатам.
Итоги и значение
Операция «Багратион» привела к тому, что от немецкой оккупации были освобождены Белоруссия, часть территорий Латвии и Литвы, а также войска прорвались в Польшу и приблизились к границам Восточной Пруссии.
Группировку «Центр» полностью разгромили. А это 3 бригады и 18 дивизий. Вдобавок свыше 50 вражеских дивизий лишились большей части людей. В сумме пленными и убитыми у врага значатся до 300 тыс. человек, а раненых насчитывается свыше 100 тыс.
Помимо «Центра», урон понесли и группировки «Северная Украина» и «Север». Даже для Великой Отечественной войны такие показатели считаются высокими.
Крупнейшая в истории наступательная операция далась нелегко и советской стороне. Советские потери достигли 178 тыс. убитых и пленных. А ранеными оказалось без малого 600 тыс. человек.
Но, как бы там ни было, теперь стало очевидно — следующий 1945 год точно станет последним в этой ужасной войне. И главное, Красная армия осталась единственной в мире силой, способной довести дело до справедливого финала.
Что касается отношения к этим событиям со стороны немцев, у них операция «Багратион» признается самым сокрушительным поражением не только во Второй мировой, но и за всю историю Германии.
В Советском Союзе, позже в Беларуси и Российской Федерации, да и не только, всегда помнили и уважали героическое военное достижение. Это заслуга не только талантливых командующих, но и простых солдат, тысячи из которых полегли там и не дожили до Дня Победы. В память об операции рядом с деревней Раковичи в Светлогорском районе установлен мемориал. Также в Смолевичском районе расположен другой мемориальный комплекс, посвященный этим дням, — «Курган Славы».
О наступательной операции неоднократно говорили деятели искусств. Например, события отражены в киноэпопее «Освобождение».
Операция «Багратион» не имеет себе равных по масштабу. Это крупнейшее достижение военного искусства СССР. Наступление окончилось полным разгромом мощнейшей из немецких группировок. И это стало возможным благодаря самопожертвованию, героизму, решительности и мужеству воинов Красной армии и партизан Белоруссии, многие из которых не вернулись с полей битв.