Андрей Боголюбский — строитель, защитник и первый собиратель русских земель
Факты
10 декабря 2022 г. 15:55
Время чтения: 15 минут

Андрей Боголюбский — строитель, защитник и первый собиратель русских земель

Андрей Боголюбский – великий князь, правивший после Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но до нашествия монголо-татар. В истории правитель отметился созданием фундамента Русского царства, архитектурными проектами и религиозностью. Князь при жизни мог успеть сделать больше, но пал жертвой заговора. Интересные факты и мифы о сыне Юрия Долгорукого – в материале 24СМИ.

Наполовину половец

Третий сын основателя Москвы получил имя Андрей. Дату рождения Боголюбского точно не установили, но считается, что князь родился в 1110-х или 1-й половине 1120-х в Ростове (Ярославская область). Старшие братья Андрея, Иван и Ростислав, умерли при жизни отца, поэтому к 1151 году княжич стал первым в очереди на престол.

Мать Андрея была дочерью половецкого хана Аепы Осенева. Девочку в 10–11 лет крестили, дали имя Анна и выдали замуж за юного Юрия Долгорукого. Дяди Боголюбского по материнской линии – Боняк, Шаракун, Таз, Сугр – неоднократно участвовали в набегах на русские земли. Дед Андрея, Владимир Мономах, стремился заключить союз с половцами, поэтому женил сына на дочери влиятельного хана.

В жилах Боголюбского текла русская, англосаксонская, греческая и половецкая кровь. Бабушкой князя была Гита Уэссекская – дочь Гарольда II Годвинсона, который был последним англосаксонским королем Англии и погиб в битве при Гастингсе. Боголюбский сохранил связь с Западом через короля Фридриха Барбароссу, который присылал в города Владимир и Суздаль архитекторов.

Людовик и Короткий Плащ

Монах Нестор считается современником князя. Летописец оставил «Повесть временных лет», которая содержит сведения о ветхозаветном периоде и до 1117 года. Труд монаха сохранился в поздних списках, например, в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

Детство Андрея проходило в период, когда в селе Берестово – загородной резиденции киевских князей – строили родовую усыпальницу потомков Владимира Мономаха. На территории церкви Спаса похоронили дочь князя – королеву Венгрии Евфимию, а также Юрия Долгорукого. Церковь разрушили во время нашествия Батыя. Восстановили под началом киевского митрополита Петра Могилы в XVII столетии в стиле малороссийского барокко.

Юность князя проходила, когда Новгород стал республикой. Вече постановило изгнать из города Всеволода Мстиславича, который проиграл Долгорукому и бежал с поля боя во время сражения у Жданой горы. Широкие полномочия в Новгороде получили посадник, тысяцкий и епископ. Правителя приглашали на княжение и могли изгнать по собственному усмотрению.

Зарубежным современником-правителем Боголюбского был король Франции Людовик VII Молодой. В Англии на троне восседал Генрих II по прозвищу Короткий Плащ с супругой Алиенорой Аквитанской – богатейшей и влиятельнейшей женщиной Высокого Средневековья. В Германии правил Фридрих Барбаросса, а в Византией руководил Мануил I Комнин.

Перенос столицы

Суздальское княжество возникло в 1125 году на северо-востоке Руси. Андрей помогал отцу защищать государство от Волжской Булгарии, вникал в административные и судебные дела, занимался строительством. Боголюбский до прихода к власти с большим пиететом относился к Суздальской земле, в частности к Владимиру. Долгорукого, наоборот, тянуло к Киеву, который Андрей называл «змеиным гнездом», где политические интриги и предательство взяли верх над государственными интересами.

История переноса столицы княжества во Владимир Боголюбским связана с иконой Божией Матери. По преданию, ее написал апостол от семидесяти Лука на доске обеденного стола Девы Марии, Иосифа и Иисуса Христа. Но исследования показали, что икону создали не в I, а в XII столетии. В 1131 году святыню привезли на Русь из Константинополя вместе с иконой Богоматери Пирогощей. Чудотворный образ хранили в женском монастыре в Вышгороде (Киевская область), где с 1155-го восседал Боголюбский.

По легенде, икону установили у стены, но на следующее утро обнаружили, что она будто сама перемещалась в центр церкви. Образ возвращали на место, но явление повторялось несколько раз. Боголюбский воспринял это как знак свыше, поэтому без разрешения отца забрал икону и с единомышленниками взял курс на малую родину, в Ростов. На ночлеге князю приснилась Богородица, которая велела доставить чудотворный образ во Владимир – город, который принадлежал Андрею с детства.

Политическая обстановка складывалась не в пользу отца Боголюбского. В 1157 году в Киеве совершили переворот, в ходе которого убили основателя Москвы. Киевские бояре перебили сторонников суздальского князя и вернули власть над городом. Сын Долгорукого вместо сбора войска и похода созвал первый в истории Руси Земской собор, в состав которого вошли бояре, священнослужители, полководцы.

Боголюбский перенес столицу во Владимир, опираясь на веру в то, что город избран Богом для объединения расколотой страны. Великое княжество Владимирское стало ядром Российского государства.

Знатность не решает

Внутренняя политика Боголюбского была полной противоположностью республиканского Новгорода. У северо-западных соседей Андрея Юрьевича власть правителя была ограничена духовенством и военными. Отличалось государство на северо-востоке Руси и от феодального юго-запада – Галиции и Волыни. Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала неограниченная княжеская власть.

При Боголюбском положение родовых бояр изменилось в худшую сторону, что впоследствии привело к заговору против правителя. Суздальская знать рассчитывала, что при малолетних братьях Андрея – Михаиле и Всеволоде – смогут распоряжаться землями Долгорукого. Но Боголюбский спутал все карты, поэтому бояре принялись защищать интересы юных княжичей. Однако правитель обошел ловушку знати: отдал младшим братьям Ростов и Суздаль – богатейшие города края, а сам обосновался во Владимире. Михаилу и Всеволоду все равно пришлось подчиняться великому князю.

Поэтому второй причиной, по которой столицу перенесли во Владимир, является обход боярских препон. Городом его в тот момент нельзя было назвать. Владимир носил статус крепости, но имел выгодное расположение. Поэтому князь решил не воевать за «змеиное гнездо» Киев, а построить северо-восточный аналог.

В начинаниях князь опирался не на потомственную знать, а делал ставку на младших дружинников, которые заслуживали статус и земли личными достижениями. Историографы считают их прообразом будущих помещиков и дворян. Политика Боголюбского была направлена на усиление личной власти, с чем связывают зарождение самодержавия на Руси.

Волжские булгары

Андрей Юрьевич вел аккуратную и расчетливую внешнюю политику. Южная Русь утопала в крови междоусобиц. Боголюбский не вмешивался в раздоры князей и не спешил мстить за отца. Пока оппоненты слабели, сын Долгорукого укреплял унаследованное государство. Внешнеполитический вектор определялся стремлением возродить расколовшуюся Киевскую Русь, но с политическим центром во Владимире.

Отдельным пунктом были волжские булгары. В 1164-м князь провел первый за 44 года поход против восточных соседей. Кампания завершилась успехом – враг понес большие потери и потерял город Бряхимов.

Поход на Киев

На исходе 1160-х для Боголюбского возникла угроза военно-политического союза Киева и Новгорода. В 1167-м киевский престол занял Мстислав Изяславич, а через год его сын Роман пришел на княжение в Новгородскую республику. События могли сложиться так: близкие родственники объединяются и нападают на крепнущее Владимирское княжество. Кроме того, Новгород был важен для Боголюбского, который не хотел терять контроль над северо-западным соседом.

Сын Долгорукого нанес опережающий удар, организовав победоносный поход на Киев в 1169 году.

Мстислав Изяславич разбил половцев, которые угрожали древней столице. Поход киевского правителя поддержала новгород-северская дружина Ольговичей. Но между ними и князем разразился конфликт во время похода.

На сторону Боголюбского перешли не только Ольговичи. У предшественника Мстислава Изяславича, Ростислава Мстиславича, были сыновья, которые претендовали на киевский престол. С Ростиславичами дружину владимирского князя пополнили муромцы и рязанцы. Восседавший в Новгороде Роман Мстиславич опасался агрессии соседей, поэтому запросил у отца дополнительные силы. Боголюбский сразу после этого направил рать под командованием сына Мстислава в менее защищенный Киев.

Взятие Киева в марте 1169 года сделало сына Долгорукого триумфатором. По военной силе и политическому влиянию Андрей Юрьевич лидировал на Руси. Но князь принял неожиданное решение: оставил резиденцию во Владимире, не захотев переезжать в Киев. Отдельный вопрос у историографов вызывает разгром древней столицы: приказывал ли Боголюбский крушить и жечь все подряд или это инициатива полководцев.

Наместником князь поставил брата Глеба Юрьевича, убийство которого спланировали киевляне. Исследователи полагают, что Боголюбский не поехал в Киев из-за отношения к городу, которое сформировалось в 1150-х. Мнение правителя подтвердила скоропостижная смерть брата, княжение которого длилось менее двух лет. Андрей Юрьевич сделал ставку не на «змеиное гнездо», а на бурно развивающийся Владимир, который в его время называли столицей Северо-Восточной Руси. Впоследствии город стал ядром Русского царства и Российской империи.

Провал под Новгородом

Киевский триумф воодушевил князя, поэтому правитель организовал поход против Новгорода. Но повод для выступления владимиро-суздальской дружины дал правитель республики – Роман Мстиславич. Оппонент Боголюбского напал на земли полоцких и смоленских князей, которые были лояльны Андрею Юрьевичу.

Зимой 1170 года войско сына Долгорукого осадило Новгород, а затем пошло на штурм. Но Роман умело организовал оборону и отразил атаку, разбив суздальцев. Летописцы зафиксировали факт: пленных было так много, что новгородцы продавали их почти даром – по 2 ногаты за человека.

Битва новгородцев и суздальцев. Фрагмент иконы 1460 года
Битва новгородцев и суздальцев. Фрагмент иконы 1460 года / Фото: wikimedia.org

Но республике пришлось заключить выгодный для Боголюбского мир. В городе разразился голод, и победа суздальцев была не за горами. Вскоре новгородцы пригласили на княжение малолетнего сына великого князя, Юрия, который впоследствии стал мужем грузинской царицы Тамары.

Кумир Ивана Грозного

Боголюбский успешно провел захват Киева и держал в узде волжских булгар, но отметился неудачной кампанией против Новгорода и провальной осадой Вышгорода. Но потомки Андрея Юрьевича все равно считали первого собирателя русских земель мудрым правителем, способным стратегом и умелым воином.

Особое почтение князю выказывал спустя 400 лет Иван Грозный. В годы правления царя до канонизации Боголюбского оставалось полтора столетия. Иван Васильевич неоднократно посещал место упокоения Андрея Юрьевича. Например, перед Казанским походом. При Грозном два раза в год проводили торжественные панихиды по князю.

Скандальный епископ

Андрей Боголюбский трижды ярко показал, что хочет отмежеваться от Киева. Сначала основал резиденцию во Владимире с заявкой на новый центр Руси. Захватил древнюю столицу, но отказался переезжать в город, где правили его отец, дед, прадед и другие предки. Между этими поступками, в 1160 году, Андрей Юрьевич обратился к патриарху в Константинополе с просьбой учредить вторую митрополию во Владимире – фактически разделить Русскую православную церковь. Это первая в истории России подобная попытка.

Но константинопольский духовный лидер Лука Хрисоверг отказал. На пост митрополита и епископа выдвигали Феодора (Феодул, Федорцо), который приходился родственником влиятельному боярину Петру Бориславичу. К слову, последнему историограф Борис Рыбаков приписывал авторство «Слова о полку Игореве».

На территории Владимирского княжества в церковной сфере царило своеобразное двоевластие. Хрисоверг утвердил на должность епископа византийского священнослужителя Леона, который находился в Ростове. Во Владимире деятельность вел Феодор, который отказался подчиняться князю.

В итоге Боголюбский отправил нелегитимного епископа в Киев на суд митрополита Константина II. Духовный лидер Руси отправлял на перевоспитание священника, но тот отказался покаяться. Тогда митрополит предложил князю решить судьбу Феодора. Правитель собрал народное вече, которое было безжалостно к узурпатору церковной власти, призывавшему к свержению киевского митрополита, занимавшемуся подкупом, разбоем, пытками. Скандальному священнику отрубили правую руку, язык, выкололи глаза, накинули на шею веревку с камнем и сбросили в Ростовское озеро.

Строитель

Русские князья ассоциируются в первую очередь с медведями, но не со львами. В случае с Боголюбским упоминается именно хозяин саванны. На родовом знаке правителя изображены львы. Василий Татищев объяснил, как так получилось.

Андрей Юрьевич в перерывах между войнами с Новгородом и Киевом застраивал Владимир. Князь поддерживал переписку с Фридрихом Барбароссой, который направил к товарищу западных строителей. Германские и итальянские мастера, которые дополняли постройки белокаменным узорочьем и изображениями львов, изменили архитектуру городов Северо-Восточной Руси.

Князь поощрял строительство храмов – возвели 30 церквей при Андрее Юрьевиче. Крепость города украсили пятью внешними воротами, из которых до XXI века сохранились одни. Золотые ворота во Владимире, которые вошли в перечень памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, окованы золоченой медью.

В 1158–1164 годах ко Владимирскому кремлю пристроили Новый город. Он представлял собой крепость с двумя воротными башнями из белого камня. В этот же период выросли Палаты Андрея Боголюбского – княжеский замок в 10 км от Владимира в селе Боголюбово. Историографы спорят на тему прозвища князя. Одни исследователи считают, что правитель стал Боголюбским по названию села. Другие уверены, что топоним образовался от прозвища благочестивого и набожного князя, который особенно чтил Богоматерь. Недалеко от Боголюбова возвели церковь Покрова на Нерли.

Читайте такжеАлександр Суворов — жизнь и военные победы легендарного полководца

Успенский собор

Ключевым памятником архитектуры времен Боголюбского является Успенский собор. Когда князь вез икону из Вышгорода в Ростов, путники остановились на ночлег у старого деревянного храма. Здесь правитель увидел сон, в котором Богородица велела оставить образ во Владимире. К 1160 году вырос пятиглавый храм, который стоит на берегу Клязьмы. Уникальность собора на тот момент заключалась в масштабе строительства. Храм выше Софийских соборов в Киеве и Новгороде – еще одна попытка Боголюбского отодвинуть древнюю столицу на второй план.

До возвышения Москвы Успенский собор оставался главным храмом во Владимиро-Суздальской Руси. Венчание на княжение проходило в церкви. В XV столетии стены собора расписал Андрей Рублев. Фрагменты фресок пополнили малую часть сохранившихся работ иконописца. В росписи участвовал также Даниил Черный.

Интересный факт: по другую сторону Европы, в Англии, Генрих Короткий Плащ издал в 1167 году указ, который запретил подданным ездить во Францию ради учебы в Парижском университете. Причина заключалась в обострении отношений между странами. Тогда английские студенты начали собираться в Оксфорде, который впоследствии стал одним из центров европейского образования.

Южная смута

Политические перипетии вокруг Киева не оставляли князя в покое. Скандальный Мстислав Изяславич после разгрома снова занял престол, но брат Боголюбского, Глеб Юрьевич, отбил трон. Однако неугомонный князь и родственник Андрея Юрьевича скоропостижно скончались с разницей в полгода. На престол взошел дядя почившего Изяславича – Владимир Мстиславич, но умер через три месяца.

Трон занял бывший союзник Боголюбского – Роман Ростиславич. После смены власти в Новгороде товарищи превратились во врагов. Владимирский князь требовал от Ростиславичей, чтобы те выдали убийцу брата, но получил отказ. Тогда Боголюбский велел Ростиславичам оставить престолы, которыми он их одарил. Роман подчинился – оставил Киев и вернулся в Смоленск.

Но Давыд, Рюрик и Мстислав объединились против Боголюбского. Пока зрела смута, Андрей Юрьевич решал судьбу Киева. Сначала хотели отправить княжить брата Михаила. Но тот отказался, поэтому в древнюю столицу поехал самый младший сын покойного Юрия Долгорукого, который продержался на троне 35 дней.

Власть захватили братья Ростиславичи. Князем сделали Рюрика. Сыновья Ростислава Мстиславича решились на откровенную авантюру. В 1173 году с севера на Киев шло коалиционное войско, состоявшее из новгородцев, владимиро-суздальцев, рязанцев, муромцев, смоленских и ростовских дружин, к которыми примкнули черниговские Ольговичи. Рать получилась внушительная, но проблема заключалась в разобщенности воинов, размытости конкретной цели похода. Многие ратники не понимали, зачем им нападать на Киев. Только Ольговичи четко знали, что хотят вернуть контроль над Южной Русью.

Киевляне приветствовали войско, открыв ворота города без боя. Мятежные князья скрылись: Рюрик спрятался в Белгороде, Мстислав – в Вышгороде, а Давыд помчался к галицкому князю Ярославу, носившему прозвище Осмомысл – «тот, у которого восемь умов». Под прицел коалиционного войска попал Вышгород.

Давыд Ростиславич собрал на помощь брату внушительное войско, слух о котором еще на подступах к Вышгороду вызвал панику в рядах коалиционной дружины. На стороне армии Боголюбского было численное преимущество. Но отсутствие мотивации и понимания цели похода вызвало панику и массовый побег с поля боя. В биографии Андрея Юрьевича это второй эпизод, когда при численном преимуществе его войско терпело поражение.

Опередил Донского

Внешнеполитические интересы Руси в X–XII веках заметны по династическим бракам. Рюриковичи заключали союзы с греками, половцами, со скандинавами. Портреты Боголюбского носят примерный характер и не являются точными. Антрополог Михаил Герасимов восстановил внешность князя по черепу. Реконструкция показала, что к европеоидным чертам Юрия Долгорукова добавились азиатские, а точнее, монголоидные раскосые глаза и высокие скулы матери-половчанки Боголюбского.

Современные исследователи квалифицируют внешность Андрея Юрьевича как среднеевропейский тип. Но историографы отметили, что происхождение правителя неплохо демонстрирует евразийскую концепцию будущего Русского государства.

Андрей Боголюбский. Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896. Реконструкция внешности Боголюбского  антропологом Герасимовым
Андрей Боголюбский. Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885–1896. Реконструкция внешности Боголюбского антропологом Герасимовым / Коллаж: wikimedia.org

Археологи исследовали останки князя и выявили патологическую скрученность плечевых костей. Ученые предположили, что государь с раннего детства выполнял тяжелые физические упражнения, тренировался обращаться с мечом и другим оружием. Поэтому плечевые кости деформировались под влиянием длительных и изнурительных занятий.

Характеристика личности князя современниками связана с преданным служением Богу. Соратники отмечали политические и стратегические навыки правителя, прогрессивность по ряду вопросов. В частности, князь добивался метрополии, вывел архитектуру Руси на новый уровень. Белокаменный Кремль в Москве построил Дмитрий Донской во 2-й половине XIV века, в то время как Успенский собор возвышался над Клязьмой уже два столетия.

Заговор

За 5 лет Боголюбский утратил политическое лидерство и оказался в одиночестве: братья и многие дети умерли. Неудача в Новгороде и провал под Вышгородом сделали князя антигероем и сплотили недовольных бояр, которые лишились влияния. Дружинники не были до конца преданны правителю, который не водил их в походы лично.

Жители крупных городов завидовали новгородцам с их вече и роптали на князя, который по всем описаниям подходит под статус самодержца. Надежных людей при дворе не осталось, поэтому сын Долгорукого стал легкой мишенью для заговорщиков.

Даже жена, Улита Кучка, презирала мужа, чей отец казнил ее родителя, отнял имения, на месте которых заложил Москву. В ночь с 28 на 29 июня 1174 года 20 заговорщиков ворвались в покои Боголюбского и закололи мечами. Современные медики насчитали 16 ран, некоторые из которых пришлись на жизненно важные органы. Но причиной смерти князя стала обильная кровопотеря.

Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский (Убиение), 2011 год
Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский (Убиение), 2011 год / Фото: wikimedia.org

Ключник Анбал Ясин лишил правителя возможности адекватно противостоять убийцам, выкрав меч Андрея Юрьевича. За гибелью князя последовало разграбление Палат, погромы и грабежи во Владимире и кратковременная анархия, которая часто сопровождает внезапную смерть авторитарного лидера.

Читайте также«Полудержавный властелин» Александр Меншиков: факты и мифы о фаворите Петра I

Крестовый поход

У власти сын Долгорукого находился 17 лет. Князь изменил облик Северо-Восточной Руси, блеснул политическим чутьем и навыками стратега, сформировал территориальное ядро для будущей России и выстроил фундамент самодержавия. Не обошли личность правителя мифы и домыслы.

Легенда о связи Боголюбского с Орденом тамплиеров опирается на то, что князь родился в 1111-м, но первое упоминание в летописи о нем в 1146-м. Любители истории гадают, почему князь заявил о себе только на 36-м году жизни. Объясняют это тем, что Андрей Боголюбский якобы участвовал в крестовом походе и боролся с мусульманами в Иерусалиме: отсюда и львы на гербе, и причисление к лику святых, и отсутствие в русских летописях. Но второй поход проходил в 1147–1149 годах. Поэтому теория не вписывается в хронологию.

Читайте также