Взятие Измаила — история осады турецкой крепости: ход событий и значение
Факты
26 декабря 2022 г. 6:00
Время чтения: 10 минут

Взятие Измаила — история осады турецкой крепости: ход событий и значение

Ежегодно в России 24 декабря отмечают День воинской славы. Дата связана с событиями, которые происходили в конце XVIII века на территории современной Одесской области. Под командованием Александра Суворова состоялось взятие Измаила – турецкой крепости. Штурм считается примером идеального синтеза гениальной работы стратегов и бесстрашия воинов. Подробнее о событии, за которым стоит интересная история, – в материале 24СМИ.

Измаил — история неприступной крепости

Османская империя овладела землями близ Нижнего Дуная в 1480-х. В течение следующих 100 лет появился город Измаил с крепостью. Исследователи полагают, что название населенный пункт получил в честь османского флотоводца Исмаила. Необходимость в укреплениях возникла после первого столкновения турецких войск с воинами Русского царства (1568–1570).

Первая информация о фортификационном сооружении содержится в переписи от 1592 года. Крепость построил Мехмед Ага – ученик самого известного турецкого архитектора Синана. В конце XVI века объект представлял собой небольшую крепость с малочисленным гарнизоном: 36 охранников и 53 конных всадника.

В первозданном виде укрепление просуществовало до второй половины 1630-х. Османы построили оборонительный вал с северной стороны крепости. Совершенствование сооружения началось после того, как Измаил разграбили казаки. Во второй половине XVII века Русское царство и Османская империя воевали дважды. В обоих случаях победа доставалась Москве. Примечательно, что Измаил каждый раз завоевывался русскими, но по условиям мирного договора город возвращали туркам.

Аналогичный исход был и в XVIII веке. Так, в 1770-м Николай Репнин захватил крепость, но через четыре года армия Российской империи покинула Измаил. Тогда османы решили превратить сооружение в неприступную твердыню. Пригласили французских и немецких военных инженеров, под руководством которых работы начали в 1781-м. Объект улучшали 9 лет и не прекращали совершенствование даже в разгар нового конфликта с Россией.

Турки окружили крепость оборонительным валом (высота – 6–8 м) и рвом (глубина – 6–11 м и ширина – 12 м), перед которым были «волчьи ямы» и другие ловушки. Именно валы были козырем османов, потому что классические вертикальные каменные стены не были проблемой для артиллерии конца XVIII века.

На 11 бастионах (высота – 20–24 м) разместили 265 орудий. После завершения строительства твердыня представляла собой треугольник, южная сторона которого примыкала к побережью Дуная.

К началу Русско-турецкой войны (1787–1791) стратегическое значение укрепления было сложно переоценить. В Измаиле соединялись пути из городов Бендер, Килия, Галаца, Хотина. Крепость могла служить опорным пунктом для дальнейшего продвижения на Балканы. Правившая тогда Екатерина II вынашивала амбициозный план по освобождению Константинополя и восстановлению Византийской империи под руководством представителя династии Романовых.

Османский султан Селим III считал, что Измаил русским не взять. Правитель укрепил веру, когда это не смог сделать ранее успешно бравший крепость Репнин. Попытки предпринимали Иван Гудович и Павел Потемкин, но тоже безуспешно.

Предпосылки и цели осады

К Измаилу русские войска подошли на завершающем этапе войны. Конфликт начался из-за амбиций и обиды Османской империи, которая желала отвоевать утерянные земли, в том числе Крым, и расширить влияние в Восточной Европе. Война для Турции шла неудачно. Россия оттесняла османов к Балканам, и последней надеждой был Измаил, куда сбегались остатки гарнизонов захваченных крепостей.

Поначалу турки успешно держали оборону и успели ликующими возгласами проводить отступающих русских. Провал операций, как считают историографы, был связан с нерешительностью командования. Помощники командующего Григория Потемкина рекомендовали отступить ввиду надвигающейся зимы. Но граф вызвал Суворова и поручил взять Измаил, предоставив фактически карт-бланш. Потемкин посчитал, что в случае неудачи вина ляжет исключительно на Александра Васильевича, а успешное взятие станет триумфом всей армии.

Суворов откликнулся на письмо Потемкина, прибыл к крепости и с энтузиазмом принялся выполнять приказ. Первое поручение полководца заключалась в том, чтобы обложить город со всех сторон. На удалении от крепости русские солдаты построили копию валов и рва османов, а из фашин (связок прутьев) сделали кукол-турок. На тренировочной площадке бойцы под руководством Суворова отрабатывали взятие укрепления в ночное время. Солдаты преодолевали рвы, забирались на вал, штыками и саблями атаковали фашины.

Когда Суворов прибыл к Измаилу, русские отходили от крепости. Полководец буквально разворачивал воинов. Деморализованные неудачными штурмами и готовящиеся к зимовке солдаты воодушевились, когда узнали, что операцией будет руководить Александр Васильевич – живая легенда. На тренировках солдаты выкладывались по полной, ведь за ними наблюдал сам Суворов.

Полководец обходил лагерь, садился у костра рядом с бойцами, прямо говорил, что штурм будет непростой. Но при этом напоминал, что за плечами русской армии славная история побед и уйма подвигов. Ходит легенда, что Суворов дергал не только за патриотические нити. Командир достучался даже до самых алчных и корыстных воинов, якобы пообещав дать 3 дня на разграбление Измаила. На стороне России воевали титулованные иностранцы. Например, Александр Ланжерон, Роже де Дамас, принц Шарль де Линь, речным десантом руководил испанец Хосе де Рибас, который участвовал в составлении плана штурма.

Подготовившись, Суворов направил руководству крепости письмо-ультиматум. Полководец дал защитникам 24 часа на то, чтобы сложить оружие и избежать плена. Но османы оказались в непростой ситуации. Сдача без боя означала смерть от рук палачей султана. Защита крепости – гибель, но сохранение чести. Поэтому турки без раздумий отказались сдаваться.

Численный перевес был на стороне обороняющихся – 35 тыс. против 31 тыс. воинов. Перед штурмом русские сутки обстреливали укрепление из артиллерии, а затем перешли к выполнению плана Александра Васильевича.

Ход штурма

22 декабря 1790 года в 5:30 утра началось взятие Измаила. За два часа до рассвета небо над крепостью осветила сигнальная ракета. При поддержке флота русские пошли в атаку с трех сторон.

Штурм Измаила
Штурм Измаила. Гравюра Самуила Шифляра / Фото: wikimedia.org

Чтобы запутать османов, Суворов за некоторое время до штурма приказал запускать сигнальные ракеты каждую ночь. Но эффекта внезапной атаки не получился: казаки-предатели назвали туркам дату операции. Кроме того, османы и так бдительно несли вахту на валах.

Хитрость Суворова

Обороняющиеся хорошо знали привычки русского полководца. Для них не было секретом, что Александр Васильевич обычно руководил штурмовой колонной на самом главном участке. Но в этот раз Суворов поступил иначе: возглавил войско на наиболее укрепленном направлении. Турки перебросили основные силы, чтобы остановить военачальника, но тот не пошел в атаку. Зато другие колонны прорвали ослабленные участки.

Городские бои

За час русские заняли валы и открыли ворота. В город въехала кавалерия, а следом за ней – полевые орудия. Незадолго до рассвета завязались кровавые уличные бои. Османы разбежались по домам, которые превратили в мини-крепости. Из каждого окна в солдат целилось турецкое ружье, а отчаявшиеся женщины шли в бой с кухонными ножами.

Во время битвы загорелась конюшня. Испуганные лошади вырвались из пылающего здания и потоптали немало османов и русских. Брат татарского хана, Каплан-Гирей, с 2 тыс. солдат пытался прорвать окружение и покинуть Измаил, но попытка провалилась, а сам родственник правителя погиб.

Взятие города

Уличные бои продолжались до 11 часов. Самые упорные и хорошо укрепившиеся защитники сражались почти до вечера. Улицы были завалены трупами османов, поэтому Суворов велел побыстрее навести порядок в городе, дабы избежать эпидемии. Главным Александр Васильевич назначил Михаила Кутузова.

Штурм Измаила
Штурм Измаила. Гравюра Самуила Шифляра / Фото: wikimedia.org

26 тыс. турок и казаков погибли при защите Измаила. Остальные 9 тыс. попали в плен, из которых от ран скончались до 2 тыс. Потери победившей стороны составили 1879 убитыми (из них 64 офицера) и 2703 ранеными. Погибших русских солдат хоронили за городом, а тела убитых защитников сбрасывали в Дунай. Даже на это у подчиненных Кутузова ушло 6 дней.

Читайте такжеМихаил Кутузов и его победы — факты и мифы о жизни и сражениях легендарного полководца Российской империи

Итоги и историческое значение сражения

Весть о падении Измаила шокировала Европу, а в Османской империи разразилась паника. Гарнизон близлежащих турецких крепостей призвал руководство сдаться русским без боя, если те придут. Например, в Браилове, где количество защитников было в три раза меньше, чем в Измаиле, готовились открыть ворота без сопротивления.

Итогом взятия крепости стало заключение Ясского мира в 1792-м. Россия закрепила права на Крымский полуостров и провела рубеж с Турцией по Днестру.

Суворов рассчитывал, что блестящая операция принесет чин генерал-фельдмаршала. Но Потемкин дал полководцу медаль и сделал одиннадцатым подполковником Преображенского полка. Сам главнокомандующий получил Таврический дворец, мундир фельдмаршала, шитый алмазами, 200 тыс. руб. и памятный обелиск в Царском Селе.

Гавриил Державин написал оду «На взятие Измаила». В 1791 году поэт вместе с композитором Осипом Козловским создали песню «Гром победы, раздавайся!», ставшую неофициальным гимном России в конце XVIII и начале XIX века.

День воинской славы

В марте 1995 года в России приняли федеральный закон, который пополнил список дней воинской славы. В перечень включили триумфальное взятие Измаила. Но при этом произошло расхождение с официальной исторической хронологией. Днем воинской славы стало 24 декабря, но штурм Суворов провел 22-го (11 декабря по старому стилю).

До Октябрьской революции летоисчисление в России вели по юлианскому календарю. Когда принимали закон, то автоматически прибавили 13 дней. Однако такая разбежка между календарями актуальна для начала XX столетия. В XVIII веке расхождение было 11 дней.

Но расхождение в датах не уменьшает важность события для российской истории. Победа в Измаиле утвердила русское влияние на землях от Днестра до Кубани. Поэтому важность даты сопоставима с такими событиями, как Куликовская и Бородинская битвы, снятие блокады Ленинграда и день разгрома немцев под Сталинградом.

Интересные факты

Эпохальные события и личности всегда становятся предметом для мифов. Появление домыслов – закономерность, но важно отделять зерна от плевел. Штурм Измаила наполнен легендами и интересными фактами. Есть истории, в которых место нашлось и беспримерной храбрости, и трусости, и клевете.

Полоцкий полк

Турки стояли насмерть и даже не думали бежать под напором русских. Полоцкий полк под командованием полковника Яцунского пошел в штыковую атаку. Но офицер получил смертельное ранение и не добрался до лестниц, ведущих на вал. Заместители командира тоже пали от рук османов. Растерянные солдаты остались без руководителя.

Тогда полковой священник Трофим Куцинский поднял над головой крест с изображением Иисуса Христа. «Воины, вот ваш командир!» – прокричал священник и первым полез по лестнице на вал. Действия духовного наставника воодушевили бойцов, которые последовали за ним и прорвали оборону. В сражении Куцинского ранили в ногу, но тот отслужил молебен в честь взятия крепости.

Матвей Платов

Казаки Платова столкнулись с суровым сопротивлением. Атакующая сторона после затяжного и безрезультативного боя была готова отступить. Убитые и раненые однополчане, плотный огонь с двух бастионов и орущие «Аллах!» турки на мгновение деморализовали казаков. Но Платов личным примером увлек за собой колеблющихся воинов.

Трус или герой

Ланжерон утверждал, что генерал Сергей Львов, герой штурма Очакова, продемонстрировал высшую форму трусости для офицера. Во время атаки он якобы прикинулся раненым. В этот момент к нему подбежал офицер, который пытался найти рану и оказать помощь.

Мимо пробегал русский солдат. Бойцу в темноте показалось, что генерал – это турок, которого грабят. Воин ударил «врага» штыком, но холодное оружие только разорвало рубаху Львова. После этого генерал укрылся в погребе, и до конца боя его никто не видел. После штурма Львова осматривал хирург, который не нашел у офицера ран.

Взятие Измаила
Взятие Измаила. Михаил Иванов / Фото: wikimedia.org

Такую историю изложил Ланжерон. Подлинность версии оспаривается. Но известно, что Львов после ранения передал командование полковнику Золотухину. После взятия крепости Сергей Лаврентьевич получил орден Святой Анны.

Резня пленных

Начальник крепости Айдослу Мехмед-паша укрылся с воинами в большом доме, когда русские смяли оборону Измаила. Строение было окружено забором и массивными воротами, которые выбили артиллерией. В дом ворвались гренадеры, которые штыками перебили сопротивляющуюся свиту начальника крепости.

Когда Мехмед-паша сдавал оружие, один из защитников застрелил русского офицера. Разъяренные бойцы жестоко расправились с ним и другими солдатами. Взбешенные воины могли и вовсе не оставить пленных, но офицеры из других отрядов остановили кровавую баню. Айдослу остался в живых, провел несколько месяцев в плену, а затем вернулся в Османскую империю, где занял высокую чиновничью должность.

Читайте такжеФедор Ушаков — непобедимый Ушак-паша и его сражения: факты о русском флотоводце

История гласит, что стычка случилась из-за русского егеря. Он увидел у Мехмед-паши дорогой кинжал и попытался отнять оружие. Подчиненного начальника крепости возмутило поведение егеря, поэтому он выстрелил в нахала, но попал в офицера. Ответной реакцией и стала кровавая расправа над пленными.

Взятие Измаила стало яркой главой в летописи русско-турецкого противостояния в XVIII веке. Столетие завершилось с явным перевесом в пользу России, но османы не избавились от реваншизма. В XIX столетии турки предпринимали попытки вернуть Крым, в том числе при помощи французов и британцев.

Читайте также