Барклай-де-Толли — потомок шотландского клана на службе Российской империи
- Вопросы происхождения
- Долгий путь незнатного военного
- Первые войны и награждения
- Переход по льдам
- Карьерный взлет
- Отечественная война и слухи о трусости
- Сложные взаимоотношения с Кутузовым
- Родоначальник военной разведки
- Военные госпитали
- Реорганизация армии
- Семейная жизнь
- Черты характера
- Кавалер ордена Святого Георгия
- Преждевременная смерть
- В памяти и массовой культуре
Михаил Барклай-де-Толли — князь, российский военачальник, чье имя в сознании современного человека ассоциируется с войной 1812 года. Но героем сражений с Наполеоном его обычно не называют. Да и биография этой исторической персоны более известна иными интересными фактами.
Вопросы происхождения
По сей день остаются нерешенные вопросы, связанные с происхождением офицера. Например, исследователи спорят по поводу даты рождения будущего фельдмаршала. Одни историки называют 1755 год, другие — 1757-й, третьи — 1761-й.
Официально считается, что Михаил Богданович родился в родовом имении Памушис, где семейство проживало с 1760 года. Сам фельдмаршал говорил, что его малая родина — Рига. При этом отдельные биографы писали, что таким местом было имение Луде-Гросхоф недалеко от Валки.
С этнической принадлежностью военачальника тоже не все гладко. Ученые не в силах установить национальность Барклая-де-Толли, так как в нем перемешалось сразу несколько кровей. По отцу он шотландец, так сообщается в официальной версии. Но мать принадлежала немецкой фамилии, и в детстве мальчика называли на манер этого народа — Михаэль Андреас.
Долгий путь незнатного военного
Барклай-де-Толли не относился к благородному роду, но это не помешало ему пойти по военному пути, хотя в те времена на таком поприще людям без аристократических кровей продвинуться было крайне затруднительно.
В 1776 году Михаил Богданович попал в полк карабинеров. Вскоре ему присвоили звание корнета. Новый чин офицера он получил только спустя 5 лет после этого, сделавшись подпоручиком.
Продвижение даже по нынешним меркам шло медленно. В 1786 году Барклай стал поручиком, а после перешел служить в качестве капитана и одновременно адъютанта при генерале Викторе Ангальт-Бернбургском.
К тому моменту Михаилу Богдановичу уже исполнилось 30 лет. Ровесники аристократического происхождения в аналогичном возрасте уже ходили в званиях полковников. Едва ли кто-то тогда мог предположить, что вскоре простолюдин войдет в элитные круги России.
Первые войны и награждения
В капитанском чине Барклай-де-Толли воевал в столкновении с османами 1787–1791 годов. При штурме крепости Очаков заработал золотой нагрудный крест, его храбрость и доблесть не прошли незамеченными — офицер стал секунд-майором.
Позже в его биографии была финляндская кампания, где он воевал со шведами и дослужился до нового чина премьер-майора, а после оказался в гренадерском полку Петербурга.
В 1794 году Барклая, после 3 лет службы в статусе майора, возвели наконец в подполковники. Вслед за этим пришел настоящий успех: получен чин сначала полковника, а затем — генерал-майора.
С началом войны против Франции 1805 года Барклай-де-Толли руководил бригадой, потом возглавил арьергард армии Леонтия Беннигсена. В одном бою его тяжело ранили. Следующая пара лет конфликта с Наполеоном оказалась для генерала поворотной. Ему дважды довелось повидаться с Александром I и представить императору собственное видение действий против Бонапарта. Барклай предлагал применить особую тактику «выжженной земли». Дальше он сделался генерал-майором, а еще чуть позже — генерал-лейтенантом.
Пехотная дивизия, которой он руководил, преобразовалась в отдельный боевой корпус, который отправился действовать в Финляндию. Здешние события также серьезно поспособствовали росту карьеры генерала.
Переход по льдам
На Русско-шведской войне командующий использовал ход, который ранее до него никто нигде не предпринимал. Суть сводилась к тому, чтобы провести войска через Ботнический залив. Вода уже как раз замерзла — армия успешно прошла по льду прямо к Аландским островам и шведской столице.
Солдаты перемещались в течение 5 суток. Полководец запретил подопечным даже разжигать костры, стремясь остаться незамеченными для врага. Чтобы согреться, командир разрешал только прыгать на месте. Было нелегко, но ловкий маневр позволил в конечном итоге победить в войне, свергнуть короля Швеции и присоединить Финляндию к России.
Карьерный взлет
Отныне Михаил Богданович стал генерал-губернатором Финляндии. Параллельно он вошел в ряд высших российских военачальников и мог теперь непосредственно влиять на имперскую армию.
До этого времени о незнатном генерале толком никто не слышал. Это естественным образом привело к тому, что пошли толки: аристократические круги шептались, что император повысил Барклая неспроста. Но Александр I действовал совершенно осознанно, когда решал произвести его в губернаторы.
Дело в том, что военачальник выгодно отличался от ряда тогдашних генералов: он не просто командовал войсками, но был истинным полководцем, знавшим армию изнутри и умевшим приводить ее к героическим достижениям. Карьерный рост на этом не прервался — в 1810-м Барклай-де-Толли получил место военного министра и членство в Сенате.
Отечественная война и слухи о трусости
Когда началась война с Бонапартом, Михаил Богданович первоначально продолжал занимать министерский пост, параллельно возглавляя армию.
На тот момент войска Наполеона численно заметно превосходили армию Барклая. Ему пришлось отступать все дальше вглубь России. Из-за этого у генерала возникли противоречия с Петром Багратионом. Тот хотел сражаться с врагами здесь и сейчас и винил Михаила Богдановича в трусости и неумении командовать войсками.
После череды отступлений и вынужденной сдачи неприятелю Смоленска командир заработал неуважительное прозвище и среди народных острословов. Его фамилию ловко переиначили — «Болтает, да и только».
Накануне Бородинского сражения полководца освободили от министерского поста. Несмотря на благосклонность царя и его согласие с объяснениями генерала необходимости отступления, он отошел от военной службы. Впрочем, уже в 1813 году вернулся.
Под его грамотным руководством прошла целая череда знаковых столкновений Отечественной войны, например, у Кульма, Лейпцига и пр. Наконец, он руководил взятием Парижа в 1814-м. За эти успехи Барклай, добившись настоящего триумфа, стал графом.
Сложные взаимоотношения с Кутузовым
В эти годы отношения Барклая с главнокомандующим русской армией Михаилом Кутузовым складывались непросто. Михаил Богданович покинул армию сразу после того, как состоялся судьбоносный совет в Филях.
Поводом для этого стало решение фельдмаршала о передаче армии Барклая под командование Михаила Милорадовича. Главнокомандующий, разумеется, имел право на такой шаг. Но Михаил Богданович счел поступок личным оскорблением, поскольку его даже не поставили в известность.
Родоначальник военной разведки
Михаил Барклай-де-Толли не только привел подвластные войска к ряду славных побед, но и внес громадный вклад в развитие русской армии. Основываясь на накопленном боевом опыте, он, по сути, с нуля создал военную разведку — аппарат, коего раньше не существовало.
С подачи полководца прошла череда мероприятий, за счет которых удалось организовать системную разведку. В 1812 году создали канцелярию при министре, которая работала в обстановке строжайшей секретности, ее не упоминали в официальных отчетах, а доклады осуществлялись лично Барклаю.
Новое ведомство с первых шагов разделилось на 3 ветви:
- стратегическая разведка, получавшая необходимые сведения за границей;
- тактическая — собирала информацию о вражеских войсках, стоявших в сопредельных странах;
- контрразведка обнаруживала и нейтрализовывала французских агентов у себя в стране.
Эти принципы разведывательной работы пусть и в усовершенствованном виде, но сохраняются по сей день.
Военные госпитали
Михаил Богданович заботился не только о разведке, но и о военной медицине. При нем появились первые полевые госпитали — там работали призванные врачи, пользуясь большими запасами медикаментов.
К 1812 году военно-санитарную организацию удалось избавить от прежнего многовластия и, как следствие, беспорядка и слабой эффективности.
Барклай согласовал с императором государственный документ, посвященный армейскому управлению. В нем оговаривалось создание 7 департаментов, в числе которых оказался медицинский. В него входили 2 отделения — для занятий кадровыми вопросами по приему и увольнению врачей и фельдшеров, а также для дел, связанных с медтехникой и аптекарскими препаратами.
Реорганизация армии
Порядки в сухопутной армии тоже серьезно изменились. Появились армейские штабы и корпуса. За счет новой организации войска по факту обрели улучшенную мобильность и управляемость.
Помимо прочего, позаботились об обучении полевых соединений, в основу которого положили опыт реальных боевых действий, прежде всего полученных в стычках с Наполеоном.
Министр Барклай-де-Толли поменял принципы действия армейских полевых резервов. Теперь стала действовать внутренняя стража как дополнение к батальонам и полкам гарнизонов. Наконец, создали рекрутское дело. Русская армия еще не видела столь масштабных перемен и подготовки.
Семейная жизнь
Пока в офицерских кругах считалось нормой менять жен и любовниц как перчатки, Михаил Барклай-де-Толли был женат единственный раз. В 33 года он создал семью с собственной кузиной, носившей в девичестве ту же фамилию, что и его мать.
Имя избранницы — Хелена Августа, но ее называли на русский лад Еленой Ивановной. Говорят, что красавицей она не слыла, но превратилась для мужа в надежный тыл. По воспоминаниям современников, Михаил Богданович вел себя рядом с женой кротко и тихо. В союзе сформировались прочные теплые отношения, основанные на взаимной любви и уважении, что подтверждается множеством сохранившихся писем.
Набожная женщина несколько раз становилась матерью, но выжил только один сын. Эрнст Август пошел по отцовским стопам и сделал военную карьеру, дослужившись до полковника. Своих детей он не заимел, так что род Барклая-де-Толли на этом и закончился. Хотя в семье еще воспитывались 4 девочки, 3 из которых были дочерьми родственников генерала.
Черты характера
О Барклае-де-Толли как о военачальнике говорили, что он обладал большим талантом стратега, а также завидной самостоятельностью в принятии решений. Вдобавок всегда отстаивал выполнение собственных задумок, сохраняя твердость духа в критические моменты штабных дискуссий и сражений на поле брани.
Михаил Богданович прославился справедливым отношением к подчиненным, уважал их и одновременно оставался требовательным командиром. Палочную дисциплину и муштру не любил.
Даже противники оценивали его личность высоко. Сохранилась характеристика, где французы описывали генерала как великого труженика, пусть и слегка изможденного, но с безупречной репутацией.
Кавалер ордена Святого Георгия
За неоднократные заслуги Барклай-де-Толли удостоился десятков наград, среди прочего оказался и полным кавалером ордена Святого Георгия. Кроме него, на тот момент кресты всех степеней получали только Михаил Кутузов, Иван Дибич и Иван Паскевич.
Награду IV степени ему дали за захват удерживаемого поляками города Вильно. Орден III степени появился на груди военачальника после успехов в боях под Пултуском. II степени он удостоился за Бородино, а полным кавалером стал после победы над французами у Кульма.
С окончанием битв против Бонапарта Барклай продолжал руководить армией, в которой числилось большинство полевых российских соединений. Он стал близок к царю, например, сопровождал его в путешествии по стране.
Преждевременная смерть
Вероятно, дальнейшая карьера военного и политика шла бы только в гору, но в 56 лет его настигла неожиданная смерть.
Командующего не стало в 1818 году, когда он пребывал на лечении в Пруссии. Он умер в сегодняшнем поселке Нагорное, что в Калининградской области (тогда — мыс Штилитцен).
Император хотел похоронить Михаила Богдановича в Петербурге, однако семья настояла на том, чтобы местом упокоения стало имение Бекгоф в Лифляндии.
Вдова позаботилась, чтобы после смерти супруга здесь построили усыпальницу по архитектурному проекту Аполлона Щедрина. А надгробный памятник спроектировал Василий Демут-Малиновский. Сама же Хелена пережила супруга на 10 лет и была похоронена там же.
В памяти и массовой культуре
Мавзолей сохранился до нынешних времен. Правда, в период Великой Отечественной войны неизвестные мародеры осквернили могилу славного фельдмаршала — надеялись отыскать там награды и иные ценности.
Сегодня в Петербурге стоят два монумента победителям — Кутузову и Барклаю-де-Толли. Вдобавок памятники полководцу установили в эстонском Тарту, в латвийской Риге, в Смоленске, а в Германии поставили бюст военачальнику. На памятнике 1000-летию России, что красуется в Великом Новгороде, среди ряда фигур нетрудно отыскать и изображение военачальника.
В его честь названы улицы в нескольких российских городах, а также имя генерала присвоили астероиду. Его изображали на монетах и почтовых марках. Джордж Доу создал портрет Барклая, который относится к лучшим творениям художника. В кинематографе образ полководца впервые создал Николай Охлопков в картине «Кутузов» 1943 года. В последующие годы вышел еще ряд лент, где среди персонажей встречался знаменитый генерал.
Михаил Барклай-де-Толли иногда вспоминается в пренебрежительном тоне — сильны мифы о его трусости и бездеятельности. Но это несправедливое заблуждение. Фельдмаршал принес свое доброе имя в жертву во имя победы в войне 1812 года — это был великий полководец, достойный того, чтобы о нем говорили в наилучшем свете.