Мольер — актер и драматург: факты из жизни создателя классической комедии
Факты
20 января 2023 г. 5:55
Время чтения: 11 минут

Мольер — актер и драматург: факты из жизни создателя классической комедии

Французский язык образно называют языком Мольера. Жан-Батист Поклен (Мольер) – самый исполняемый и самый читаемый французский автор. Первые комедии он написал между 1646 и 1658 годами, но добился успеха только в 1659-м с пьесой «Смешные жеманницы» (Les Précieuses ridicules). Интересные факты о жизни и творчестве драматурга – в материале 24СМИ.

Биография и личность

В 2022-м исполнилось 400 лет с появления на свет драматурга и актера Мольера, родившегося 15 января 1622 года в Париже в семье Жана Поклена и Мари Крессе. Его родители жили в очень густонаселенном районе Лез-Аль в доме под названием «Павильон-де-Сингес» на восточном углу улиц Вьей-Этюв и Сент-Оноре. Здесь его отец держал магазин мебели и гобеленов. Его дядя по материнской линии, Мишель Мазюэль, писал музыку для придворных балетов. Он также станет композитором пьес и балетных комедий племянника.

Кратко о биографии:

  • 1643: Жан-Батист Поклен основал «Блистательный театр» вместе с Мадлен и Жозефом Бежар.
  • 1644: впервые использовал псевдоним Мольер.
  • 1645: «Блистательный театр» обанкротился, после чего последовало кратковременное тюремное заключение его директора Мольера.
  • 1658: после гастролей по Франции Мольер возвращается в Париж.
  • 1659: создает первый хит «Смешные жеманницы».
  • 1660: труппа Мольера переезжает в театр «Пеле-Рояль», выделенный для нее королем Людовиком XIV.
  • 1662: заключает брачный контракт с Армандой Бежар. Венчание состоялось в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа.
  • 1663: король назначает драматургу пенсию в 1000 ливров в год.
  • 1664: Людовик XIV становится крестным отцом сына Мольера и его жены Арманды Бежар.
  • 1665: монарх выделяет постоянное содержание для всей труппы Мольера в размере 7000 ливров в год.
  • 1667: скандал с церковью. За пьесу «Тартюф» Мольеру грозит отлучение от церкви. Его театр закрывают на 6 недель.
  • 1673: смерть писателя во время спектакля «Мнимый больной». Мольер играл в постановке главную роль, но не доиграл. Его привезли домой. По преданию, актер умер через пару часов.
  • 1682: друзья издали первое собрание сочинений Мольера.

Внешность Мольера

Мари-Анжелик Пуассон, одна из актрис мольеровского театра, описывала драматурга так: «Не слишком худой и не слишком толстый. Это мужчина, который ходил степенно и имел очень серьезный вид. Высокий, благородной осанки, с красивыми ногами. По характеру мягкий, благодушный и великодушный. Любил разглагольствовать, особенно когда читал свои пьесы актерам». Это суждение подтверждается свидетельствами других современников, знавших драматурга.

Мольер в роли Цезаря в пьесе "Смерть Помпея". Считается, что автор портрета Николя Миньяр. Год - 1658. (https://fr.wikipedia.org/wiki/Moli%C3%A8re#/media/Fichier:Moli%C3%A8re_-_Nicolas_Mignard_(1658).jpg)
Мольер в роли Цезаря в пьесе «Смерть Помпея». Считается, что автор портрета Николя Миньяр. Год – 1658 / Фото: Wikipedia.org

Образование

Об образовании Мольера ничего достоверно сказать нельзя. Французский историк XVIII века Жан-Леонор де Гримарест, описывавший период правления Людовика XIV, писал, что Мольер учился в Клермонском колледже на юриста. Но Доминик Буур, священник-иезуит, преподаватель, биограф и друг Мольера, отмечал, что «театр Мольера – плод медленного взросления личности, а не уважительного применения правил, зазубренных в колледже вместе с античной литературой».

Поклен протестовал против французского классицизма как системы обязательных шаблонов. Также писатель нигде не указывал, что он юрист, хотя отрывки комедий свидетельствуют о знаниях и понимании правил и процедуры французского правосудия.

Брак

Также трудно подтвердить некоторые сведения о браке Мольера. По воспоминаниям одних современников, Арманда Бежар была сестрой Мадлены Бежар, с которой драматурга некоторое время связывали довольно близкие отношения. Но в других источниках ее называют дочерью Мадлены из-за 20-летней разницы в возрасте между дамами. Свидетельство о крещении Арманды как приложение к брачному договору могло бы прояснить ситуацию. Но оно считается утерянным.

Эту неопределенность использовали критики драматурга, злословившие о том, что Арманда была дочерью Мольера и его любовницы Мадлены. Таким образом, драматурга обвиняли в кровосмесительных отношениях.

Также писали о любви Арманды к большим толпам поклонников. Намекали, что Поклен так естественно описывал персонажей-рогоносцев потому, что изучил вопрос лично. В трудные для брака времена муж уезжал в деревню Отей, где снимал дом. Отдохнув, он возвращался в Париж.

Мольер любил жену. Он считал, что по характеру его Арманда похожа на Люсиль из «Мещанина во дворянстве».

Сценическое имя

В 1644 году Жан-Батист Поклен впервые использовал сценический псевдоним. В подписи под документом он написал «Жан-Батист Поклен де Мольер».

Причина выбора неизвестна. Сам драматург об этом не писал. Поэтому возникли две версии. По одной – псевдоним взят в честь известного музыканта и композитора Луи де Молье, жившего в то же время. По другой – актеры часто брали в качестве псевдонимов названия местности – Сьер де Монфлери, Жозиас де Сулас. Во Франции десятки деревушек называются Мельер или Мольер, что указывает на расположенные поблизости каменоломни от словосочетания «каменистая земля». В Пикардии «мольер» означает болотистую, невозделанную землю.

Начало славы

В октябре 1658 года труппа Мольера, одобренная братом короля Филиппом Орлеанским, ставит в Лувре пьесу «Влюбленный доктор». Среди зрителей – король Людовик XIV, Анна Австрийская, кардинал Мазарини. Дебют актеров понравился королевской семье, и Мольеру выделяют хорошо оборудованный для театра зал в Пти-Бурбоне.

Комический балет на сцене Пти-Бурбон. Гравюра 1581 г. (https://fr.wikipedia.org/wiki/Petit-Bourbon#/media/Fichier:Ballet_1582.png).
Комический балет на сцене Пти-Бурбона. Гравюра 1581 г. / Фото: Wikipedia.org

Это здание, построенное напротив восточных ворот Лувра в XIV веке для герцога Бурбона. Позже Пти-Бурбон перешел в собственность короля. Использовался для королевских приемов, постановок балетов и пьес.

До Мольера в здании давали представления итальянские шуты, которых пригласил Мазарини для увеселения Анны Австрийской, обожавшей театральные постановки. В 1645 году итальянская труппа поставила в Пти-Бурбоне первую в мире оперу, сочетавшую балет и музыку. Через 5 лет в зале ставили машинную пьесу Пьера Корнеля «Андромеда». Машины и декорации создал инженер и художник Джакомо Торелли. Механизмы обеспечивали быструю смену антуража, таинственное исчезновение и появление актеров, игравших греческих богов. Так Мольер получил один из самых современных театральных залов Франции.

Ознакомиться с машинами Торелли можно и сегодня. Они представлены в трактате Apparati Sceneci per lo Teatro Novissimo di Venetia, опубликованном в Венеции в 1644 году. Сочинение богато иллюстрировано гравюрами. А театра, к сожалению, больше не существует. В октябре 1660-го его снесли, чтобы построить восточный фасад (колоннаду) Лувра.

Первые два года Мольер и итальянская труппа вместе со Скарамушем (Тиберио Фьорилли) будут ставить пьесы по очереди. Считается, что Мольер оттачивал актерское мастерство, глядя на игру Фьорилли.

Самые популярные пьесы

Так как труппа Мольера, по сути, стала королевским театром, то сохранилось много сведений о том, какие пьесы ставили актеры и какие из них оказались наиболее востребованными.

Успех у публики принесли «Смешные жеманницы». Это была сатира на снобизм парижских дамских салонов. Успех был таким, что публика из окрестных городов съезжалась в Париж специально, чтобы посмотреть пьесу. Мольеру, использовавшему рукописные сценарии для постановок, пришлось в срочном порядке публиковать текст пьесы, чтобы зафиксировать авторство. Ее воровали и ставили в других театрах страны. Мольер поставил пьесу 55 раз в 1659 году. Но самой популярной его комедией при жизни стал «Сганарель, или Мнимый рогоносец». Его поставили 123 раза.

Со временем вкусы публики меняются. В 2009 году издание «Фигаро» провело опрос читателей, поинтересовавшись их самой любимой пьесой Мольера. В пятерку лидеров вошли:

  • «Скупой» (1668) – 16,67%;
  • «Мнимый больной» (1673) – 14,66%;
  • «Мещанин во дворянстве» (1670) – 13,31%.
  • «Тартюф» – 13,17%;
  • «Дон Жуан» – 11,16%.

Комедия и трагедия

До эпохи Мольера высшим проявлением театрального искусства считалась трагедия в духе античных авторов. Но Мольеру трагедии то ли не давались, то ли он как администратор обратил внимание на разницу в количестве зрителей и решил остановиться на комедиях.

Историк Гримарест одновременно с прочими амплуа был преподавателем декламации. По его мнению, слишком длинные монологи трагических персонажей делали игру актера невыразительной и скучной. Комедия позволила заменить часть текста жестами, мимикой, другими проявлениями эмоций. Как жанр она оказалась проще. Сам Мольер считал себя изобретателем комической психологии. Его комедия приблизила действие на сцене к проблемам, с которыми сталкивался зритель в повседневной жизни, и вовлекала парижан в совместное участие в театральном действе.

Читайте такжеКонстантин Станиславский — творчество и судьба самого «недоверчивого» режиссера

Тартюф и религиозная сатира

«Тартюф» – комедия в 5 действиях, которую ставили в Пале-Рояль в феврале 1669 года. Ее первая версия в трех актах, не дошедшая до наших дней, была представлена в Версале за 5 лет до этого. 7–9 мая 1664-го молодой Людовик XIV устраивает праздник для 600 гостей под названием «Удовольствия зачарованного острова». После праздника для меньшей аудитории актеры показывают «Тартюфа».

Людовик XIV и Мольер обедают в Версале, Энгр . Эскиз к картине Мольера «Деженер» , уничтоженной в 1871 году во дворце Тюильри (https://fr.wikipedia.org/wiki/Moli%C3%A8re#/media/Fichier:Louis_XIV_et_Moli%C3%A8re_d%C3%A9jeunant_%C3%A0_Versailles.jpg)
Людовик XIV и Мольер обедают в Версале, Жан Огюст Доминик Энгр / Фото: Wikipedia.org

Пьесу тепло приняли, но уже через несколько дней король издает запрет на публичный показ. Считается, что решение было принято по настоянию архиепископа Парижа Поля Ардуэна де Перефикса. Запрет пьесы вызвал самый жаркий спор в истории французского театра.

По сюжету Тартюф – лжесвященнослужитель, проникающий в дом богатого горожанина с целью присвоить имущество и заодно соблазнить его жену. Мать владельца дома, мадам Пернель, авторитарная и набожная женщина, которая постоянно критикует сына и невестку, восхваляет благочестие Тартюфа. Оргон, хозяин дома, – слишком доверчивый человек. Он не верит мнению других членов семьи о Тартюфе как о мошеннике. Чтобы изобличить лжеца в глазах мужа, жене главного героя приходится тоже схитрить. Оргон переписывает имущество на Тартюфа. Благодаря украденным у хозяина документам мошенник пытается изобличить хозяина как злоумышляющего против короля и таким образом вступить в наследство.

Мольер обличает в пьесе религиозное лицемерие, ложных приверженцев благочестия и тех, кто пытается использовать религию для прикрытия корыстных интересов. Это легко увидеть по тексту. Тартюф использует лексику и доводы иезуитов – популярного и влиятельного религиозного ордена XVII века. Вместе с тем автор поднимает темы брака по принуждению (Оргон пытается выдать дочь замуж за Тартюфа, несмотря на противодействие девушки и наличие у нее возлюбленного), наивной простоты честных людей.

Сатира Мольера поднимала еще один важный вопрос – о разделении церкви и личной жизни, сакрального пространства и светского общества. После первого спектакля священник Пьер Рулле публикует брошюру, в которой называет Мольера демоном. В ответ драматург пишет королю, что «долг комедии – исправлять людей, развлекая». Для этого комедия атакует пороки, чем помогает честным людям противостоять мошенникам. Чтобы смягчить возмущение церкви, он переделывает комедию.

Пьеса вышла под новым названием, но ее тоже запретили. Король снял запрет только через 5 лет. За эти годы Мольер переходит от одной темы к другой. Пишет сатиры на врачей и пациентов, пасторальные комедии о влюбленных. Среди его работ – «Лекарь поневоле», «Мизантроп», «Комическая пастораль».

Слава Мольера

Комедии Мольера стали издаваться на других языках еще при жизни автора. Первой стала «Любовь-целительница», написанная в 1665 году. Уже на следующий год ее издали на голландском языке. За ней последовал перевод на английский пьесы «Шалый». Несколько пьес были переведены на итальянский. В 1868 году его работы ставили в японском театре кабуки Койо Осаки.

Оспаривание авторства

Авторство работ Мольера стало предметом споров с 1919 года, когда поэт и писатель Пьер Луис опубликовал две статьи: «Является ли Корнель автором "Амфитриона"?» и «"Самозванец" Корнеля и "Тартюф" Мольера», – в которых объявлял, что на самом деле Мольер не писал эти пьесы, а заказывал их у другого драматурга – Пьера Корнеля.

К концу XX века тему забыли, но в начале 2000-х годов о ней внезапно вспомнили. Научный англоязычный журнал опубликовал докторскую диссертацию на ту же тему. В ней автор с помощью методов статистики доказывает правоту Пьера Луиса. С тех пор часть научных публикаций посвящена доказательству ошибочности выводов Луиса. Авторы последующих исследований указывают на то, что исследователи не принимают во внимание, насколько близок словарный запас выбранных двух драматургов лексикону и синтаксису других авторов, а также другие факторы.

Сотрудничество (Мольер и Корнель) Жана -Леона Жерома (1873) (https://fr.wikipedia.org/wiki/Moli%C3%A8re#/media/Fichier:Une_collaboration_(Moli%C3%A8re_et_Corneille).jpg)
«Сотрудничество (Мольер и Корнель)» Жан-Леона Жерома (1873) / Фото: Wikipedia.org

Мольер в других культурах и видах искусства

В первой половине XX века Михаил Булгаков посвящает проблемам «Тартюфа» драму «Кабала святош». Позже часть элементов из этого произведения он использует в романе «Жизнь господина де Мольера».

В 1910 году во Франции создают первый фильм о жизни драматурга – «Мольер», где зрителей знакомят с каноническим образом – «борец с пороками общества». Кроме десятка биографических лент, Мольер становится второстепенным персонажем картин на историческую тематику, а в октябре 1989-го на экраны вышел французский мультсериал «Мольериссимо». В нем десятилетний мальчик Квентин присоединяется к мольеровской труппе и вместе с ней путешествует по Франции, попадая в различные приключения. Мультсериал исторически недостоверен, хотя его цель – знакомство дошкольников с писателем и его творчеством.

Пьесы Мольера тоже экранизируются. «Мещанин во дворянстве» экранизировали 8 раз с 1958 по 2009 год. У «Мизантропа» 7 экранизаций. «Тартюф» выходил на экраны во Франции 4 раза. Первый раз в виде немого черно-белого фильма в 1926-м. Последняя экранизация – в 1984-м с участием Франсуа Перье и Жерара Депардье.

Фонтан Мольера , между улицами Ришелье и Мольера в Париже (https://fr.wikipedia.org/wiki/Moli%C3%A8re#/media/Fichier:P1050071_Paris_II_fontaine_Moli%C3%A8re_rwk.JPG)
Фонтан Мольера между улицами Ришелье и Мольера в Париже / Фото: Wikipedia.org

Интересные факты

Во Франции установлены два памятника писателю. Это фонтан Мольера в Париже и монумент на площади Мольера в Пезене.

В 1959 году Банк Франции выпустил банкноту с изображением драматурга номиналом 500 франков. Она пришла на смену такой же купюре с изображением Виктора Гюго, а в 1968-м ее сменила банкнота с портретом Блеза Паскаля.

Начиная с 1987 года во Франции присуждают театральную премию имени Мольера. Ею награждают лучших артистов театра и лучшие постановки.

С 1996-го французский политик Франсуа де Мозьер создал театрально-музыкальный фестиваль, который проходит с мая по июнь. В рамках праздничной программы ставятся пьесы в театрах Парижа и исторических местах Версаля. Ежегодно фестиваль собирает до 100 000 посетителей.

Летом 2022 года в Национальном центре сценического костюма в Мулене проходила выставка платьев из главных пьес Мольера. Всего на выставке представили 134 наряда.

Читайте такжеЖизнь и смерть Индиры Ганди — факты и домыслы о личности индийского политика

За всю жизнь Мольер написал около 30 пьес в разных комедийных жанрах: фарс, комедия характеров, комедия-балет, комедия нравов. Он стремился стать отцом новой культуры в театре. Некоторые из его персонажей превратились в архетипы психологии. Но сам автор никогда не повторялся и не ограничивал персонажей стереотипами. Поэтому его произведения до сих пор интересуют режиссеров.

Читайте также