Мартин Лютер и истоки протестантизма: факты о немецком богослове
31 октября 1517 года в Европе произошло событие, лишившее католическую церковь монополии на контроль над духовной жизнью паствы. По легенде, один монах вывесил на двери церкви Всех святых в Виттенберге список из 95 тезисов, в которых яростно обличал главные церковные недостатки того времени. Так Мартин Лютер, сам того не подозревая, заложил основы нового христианского движения – протестантизма. Интересные факты о жизни реформатора – в материале 24СМИ.
Происхождение и краткая биография
Мартин Лютер – сын мастера Ганса Лютера и его жены Маргариты. Родился 10 ноября 1483 года в Саксонии. У Мартина было несколько братьев и сестер. Из всех он был особенно близок с братом Иаковом.
Лютер получил начальное и среднее образование в Мансфельде, Магдебурге и Эйзенахе. В 1501 году поступил в Эрфуртский университет, где в 1502-м получил степень бакалавра, а в 1505-м – магистра философии.
В 1505-м он становится монахом в Эрфурте и вступает в августинский религиозный орден. Согласно первой легенде в его биографии, этому предшествовала гроза, в которую Мартин попал в детстве. Подросток горячо молился святой Анне и пообещал, что если его не убьет молния, то он станет монахом.
В 1507-м Мартин Лютер рукоположен в священники. В 1510 году он посетил Рим, где был потрясен нравами и совсем не духовной жизнью при дворе папы римского Льва X. По возвращении в Германию он становится доктором богословия и устраивается в Виттенбергский университет профессором Священного Писания.
Начало XVI века оказывается трудными для Европы, и христиане все чаще ищут средства для спасения души. Расцветает культ Девы Марии и святых. Народ считает, что раз «Бог гневается» и посылает испытания, то нужны защитники, а Дева Мария и святые отлично подходят для этой роли. Спрос рождает предложение. Институт папства предлагает людям покупать индульгенции (прощение ошибок). В обмен на денежное пожертвование христианин получает бумагу, в которой церковь сообщает, что простила прихожанину грех.
Но не стоит думать, что средневековые жители были так наивны, чтобы верить, что Бог прощает смертные грехи по «запискам» от священнослужителей. Они считали, что индульгенция сокращает срок их пребывания в чистилище. Вероятно, такой вариант веры казался всем участникам сделки с Богом более правдоподобным.
Папа римский вел активную жизнь: воевал с королями Франции и Италии, перестраивал собор Святого Петра в Риме. Поэтому доходов от прощения одних смертных грехов оказалось недостаточно. Тогда покупка индульгенций начала заменять любые личные обязательства верующего: пост, молитву, покаяние. Это и стало причиной начала Реформации, по крайней мере, для Мартина Лютера.
В 1517 году, протестуя против разрешения на продажу индульгенций, Лютер размещает на воротах церкви Виттенберга «95 тезисов», в которых осуждает такой подход. Кроме того, он отвергает авторитет папы, утверждая, что единственным, кто прощает, является Бог, а единственным средством, дающим право на прощение, – чистосердечная вера.
Церковь требует от Лютера отказаться от тезисов. Тогда он публикует «Манифест к германскому дворянству», где описывает новую концепцию христианства, согласно которой спасение души каждого зависит от благодати Божьей. Вера и чтение Библии спасают, а остальные пути спасения, такие как индульгенции, паломничества, культы святых, – обман.
В ответ в июне 1520 года папа римский отлучил Лютера от церкви. Реформатор публично сжег папскую буллу, тем самым разорвав отношения с папством и католицизмом. В апреле 1521 года его изгоняют из Священной Римской империи решением Вормсского сейма. Тогда Лютер отправляется в Саксонию по приглашению тамошнего курфюрста. Там публикует многочисленные работы, направленные против католицизма, переводит Библию на немецкий язык.
Идеи Мартина Лютера вызывают революцию в Германии. Священники и монахи отказываются от обетов и вступают в браки. Женой реформатора становится бывшая цистерцианская монахиня. Князья пользуются учением, чтобы захватить имущество католических монастырей, расположенных на их территориях. Крестьяне поднимают восстания против феодалов. Но тут Лютер принимает сторону князей и осуждает крестьянские бунты.
Последние годы жизни реформатора проходят в богословских спорах с последователями протестантизма. Его огорчает, что, несмотря на простоту тезисов, его деятельность порождает столько толкований. В ночь на 18 февраля 1546 года Мартин Лютер умирает. Причиной смерти становится сердечный приступ. Его хоронят в замковой церкви в Виттенберге.
Причины популярности учения Лютера
Распространению Реформации способствовали два фактора:
- изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом;
- ораторский талант Мартина Лютера.
До эпохи книгопечатанья книги были редкостью и собственностью монастырей или князей. Единственным, кто нес народу Слово Божье, становился священник. Лютер был священником, поэтому имел «базовый бонус к авторитету». Он написал собственный перевод Библии. При поддержке князей и печатного станка Гутенберга реформатор смог принести свои взгляды в каждую семью, которая могла купить его Библию.
Кроме того, устарела экономическая модель мира, внутри которой «жила» католическая церковь. Она стала организацией, изобретающей новые способы изъятия дохода, но не создающей источники его формирования. Поэтому князья и крестьяне дружно считали происходящее грабежом и восстали сразу же, как только появился авторитетный лидер, в руках которого оказалось то самое Писание, которое столетиями толковали священники. Теперь каждый мог прочитать его лично и «убедиться», что ему рассказывали неправду то ли по глупости, то ли из мошеннических соображений.
Пять solae
Учение Лютера часто сводят к 5 основным тезисам:
- sola scriptura: только Священное Писание – источник веры и знания;
- sola gratia: только благодать Божья спасет человека, независимо от его попыток быть хорошим;
- sola fide: только вера даст спасение; одни добрые дела не спасают;
- solus Christus: только Христу поклоняться; поклонение святым ошибочно;
- soli Deo gloria: только Бога славить.
Лютер–переводчик
До Мартина Лютера существовало 14 верхненемецких и нижненемецких Библий (переводы с латыни на диалекты немецкого языка). Но поскольку они написаны до начала эры книгопечатания и не получили такого распространения в народе, то главным источником Реформации стала Библия Лютера.
Перевод Лютера сделан на восточно-центральном немецком диалекте в соавторстве с другими виттенбергскими богословами. Католическая церковь обвиняла автора в фальсификации текста. На что Лютер отвечал: он не занимался дословным переводом, а переводил библейские высказывания в соответствии с их значением.
Благодаря лютеровскому переводу в нашей речи (не только в немецком языке) появились такие идиомы, как:
- козел отпущения;
- метать бисер перед свиньями.
Критика монашества
Мартин Лютер считал, что призвание каждого человека заключается не в поиске Бога в монастыре, а в воплощении в мире. Иными словами, монастыри не только не источник спасения души, но еще и нарушение Божьей идеи. Она заключалась в том, что человек, воплотившись в мире, должен выполнить призвание, т. е. то, для чего его воплотил Бог.
Взгляды Мартина Лютера
Нельзя сказать, что Лютер был идейным персонажем, скорее, как и большинство людей, пристрастным. От наказания за еретичество (с точки зрения католической церкви) его спасали не крестьяне, а князья, поэтому он всецело защищал их интересы. Например, выступая противником крестьянской войны, прокатившейся по Германии после начала Реформации.
Лютер и евреи
Отношения реформатора к евреям считают самым отрицательным моментом Реформации. В поздние годы Мартин Лютер публикует трактат «О евреях и их лжи», в котором настаивает на сожжении синагог, уничтожении писаний, конфискации имущества и убийствах. Его позиция в будущем послужит предлогом для антиеврейской компании, которую развернет Адольф Гитлер во времена Третьего рейха.
Если отложить серьезный подход в сторону, то получается классический пример из учебника психологии о человеке, страдающем мессианством. На первом этапе он считает, что является единственным знатоком истины и несет ее в массы. Потом выясняется, что «массы не прониклись», и вчерашний мессия требует их сожжения на костре. Он не считает себя плохим оратором, не ищет ошибки в учении и не собирается думать над тем, почему его слова не достигли цели. Только требует казни тех, чье неверие пятнает ту корону, что он уже надел, не дожидаясь коронации.
На начальных этапах Реформации Лютер проповедовал терпимое отношение к евреям, но иудаизм считал преступлением, которое нужно искоренить. Он считал, что иудеи обратятся в христианство, если им все правильно объяснить. Но так как этого не произошло, то богослов занял более жесткую позицию.
Охота на ведьм
Охота на ведьм в Европе шла как до Реформации, так и после. Лютер, а впоследствии и Жан Кальвин поддерживали ее. Они опирались на текст Библии (Исх. 22:17) о том, что никто не согласится оставить ведьму в живых.
Турецкий вопрос
Отношение к войне с турками у Мартина Лютера непоследовательное. В период австро-турецких войн (1521–1543) он проповедовал, что нужно сначала победить «внутреннего турка», чтобы отразить «великого турка Константинополя». Т. е. воевать с Османской империей не нужно. Вместо этого человек должен заняться внутренним миром и собой. Он также утверждал, что папа римский использовал угрозу нападения османов на Европу, чтобы делать бизнес на индульгенциях.
С другой стороны, Лютер считал, что светская власть должна сражаться потому, что она ведет оборонительную войну. Но ведь для этого ей понадобятся те, кого проповедник призвал заниматься искоренением внутреннего турка.
Лютер и музыка
С музыкой Лютер познакомился в период учебы (1498–1501). В Эйзенахе зарабатывал на жизнь тем, что пел в музыкальном хоре. В период после ранения в апреле 1503 года он вынужденно оказался в постели. Чтобы занять себя, научился играть на лютне и постепенно совершенствовался в игре. Во время поездки в Рим в 1511–1512-м Мартин Лютер познакомился с произведениями Жоскена Депре и очень полюбил их.
В 1525-м он инициировал реформу мессы. Ввел совместные песнопения, которых раньше не было. Существовавшие произведения не предназначались для хорового исполнения. Поэтому музыканты XVI века начинают создавать новую музыку. Особенно много хоралов написал Иоганн Себастьян Бах. Лютер считал, что музыка умиротворяет человека и «изгоняет дьявола».
Лютер, картины и авторское право
Лютер – наиболее часто изображаемый человек в истории Германии. Только при жизни было создано больше 500 картин с ним, из которых свыше 300 – портреты. Учение Лютера настаивало на том, что для изображения человека нужно спрашивать разрешения. Единственным из художников, спросивших разрешения реформатора, был Альбрехт Дюрер. Остальные «пиратствовали». Большую часть картин нарисовали придворные художники курфюрста Саксонии по заказу правителя.
Картины с Лютером делят по этапам жизни: Лютер-монах (в рясе), Лютер-теолог (в профессорской шапке), Лютер-муж (с женой Катариной) и т. д. В более поздний период эти картины начали интерпретировать как историю нации через жизнь отдельного человека.
Память о реформаторе
31 октября в Германии празднуют День Реформации. В англиканской церкви 31 октября тоже считается праздником. В протестантском церковном календаре предусмотрен День памяти Мартина Лютера, который приходится на 18 февраля, хотя проповедник считал неправильным почитание кого-то, кроме Бога.
Здания, принадлежащие лютеранской церкви Германии, называются Lutherkirche. Также именем Мартина Лютера назвали растение из семейства маргариток – Luthera Sch. Bip.
Мемориал в Вормсе считается крупнейшим памятником Мартину Лютеру. Его площадь – 100 кв. м. В центре – большая статуя Лютера. По периметру установлены статуи курфюрста Саксонии Фридриха III и других немецких князей, выступавших в поддержку его учения. Непосредственно вокруг фигуры реформатора расположены другие противники официальной церкви: итальянский проповедник Джироламо Савонарола, чешский реформатор Ян Гус, а также ученики и сподвижники Филипп Меланхтон, Иоганн Рейхлин. Женские статуи олицетворяют крупнейшие города Германии того времени, поддержавшие учение реформатора.
Известные цитаты
«На сем стою» – фраза, предположительно, произнесенная в защитной речи на сейме в Вормсе. Теперь считается, что это более позднее добавление. В записях с заседания такой фразы нет. Также не доказано, что Мартин Лютер произносил другую часто цитируемую фразу: «Если бы я знал, что завтра наступит конец света, то я бы все равно сегодня посадил яблоню».
Мартин Лютер обвинял католическую церковь в превышении полномочий, а священнослужителей в искажении Слова Божьего. Он утверждал, что Реформация такое же христианское явление, как римско-католическая церковь, что первая не уничтожает вторую, а только модернизирует, приспосабливая к веку гуманистов и Возрождения.