Гарри Гудини — факты о жизни знаменитого иллюзиониста
Золотым веком фокусников считают конец XIX и начало XX столетия. Первым иллюзионистом, оставившим след в истории фокусов, стал Жан Эжен Робер-Уден. Гарри Гудини – последователь Робер-Удена, а также мастер освобождения от оков. Интересные факты о его жизни и трюках – в материале 24СМИ.
Искусство иллюзий и Жан Эжен Робер-Уден
Каждая эпоха отличается собственным набором развлечений. К примеру, в Средние века народ веселили ярмарочные скоморохи.
XIX век характеризуется:
- демократизацией: выступления артистов стали одинаково доступны всем – от королей до рабочих;
- ростом зрительской аудитории: представления проводятся для более широкой публики, чем королевский двор;
- большей зрелищностью: используются механические устройства (паровые машины, подъемники), а это влияет на набор трюков.
Кроме того, артист работает перед особенной публикой. Она не избалована представлениями и недостаточно грамотна, чтобы понимать суть того, что видит на сцене. Следовательно, не готова разоблачать артиста или критиковать его программу.
Больше всего людей привлекает необычное и таинственное. Поэтому на сцене появляется новый тип артиста – иллюзионист. И новый тип шоу, соединяющий ярмарочные гадания и «павильоны магов» с техническими новинками XIX века.
В 1845 году Жан Эжен Робер-Уден при помощи графа де л'Эскалопье открывает в Париже новый тип театра. Он будет называться «Театр Робер-Удена». Зал вмещает 230 человек и оборудован специально для показа иллюзий. Первое выступление состоялось 3 июля. Называлось «Фантастические вечера Робер-Удена».
В молодости Жан учился фокусам у иллюзиониста-любителя. Но вскоре понял, что одна только ловкость рук не удерживает внимание зрителя. Тогда он объединил ловкость, механические устройства и атмосферу тайны. Его самые популярные номера:
- левитация;
- изменение веса тяжелого сундука;
- чудесное апельсиновое дерево: оно вырастало прямо на сцене, цвело и давало урожай плодов. Их иллюзионист бросал в зал зрителям.
Интересные факты:
- Робер-Уден первым из иллюзионистов надел для выступления черный фрак.
- Гарри Гудини – преемник и продолжатель его творчества. Творческий псевдоним Гудини (Houdini) – производное от фамилии Уден (Houdin).
- В настоящее время в английском языке закрепился глагол houdinize, означающий «бежать, освободиться».
Последователь Робер-Удена
У Гудини 5 амплуа или, если так можно выразиться, профессии. Он:
- фокусник и мастер побегов;
- актер, режиссер и сценарист;
- ученый-практик;
- писатель;
- пилот, спортсмен и каскадер;
Он популяризировал себя, бросая вызов различным тюрьмам в том, что сможет избавиться от наручников или покинуть запертую камеру через пару часов. Это широко освещалось в прессе. После чего Гарри Гудини давал представления в переполненном зале.
Он писал книги, в которых разоблачал чужие фокусы или мошенничество. В 1906 году – «Правильный способ поступить неправильно: разоблачение успешных преступников», в 1907-м – «Секреты наручников», в 1908-м – «Разоблачение Робер-Удена». Всего иллюзионистом написано около 10 книг.
Он снимал фильмы. Карьера Гудини-актера состоит из картин, снятых по выступлениям. Самый ранний из них – «Гудини побеждает Хакеншмидта (известного силача – прим.)». Но до наших дней не дошел, поэтому первой считается лента 1909 года «Чудесные подвиги знаменитого Гудини в Париже». В нем иллюзионист играл самого себя.
В том же 1909 году ему предлагали роль капитана Немо в немом фильме по мотивам романа Жюля Верна «20 000 лье под водой». Однако съемки картины не состоялись. В 1918-м Гудини предложили главную роль в сериале «Мастер-тайна». Затем последовал еще ряд лент, но результат кинодеятельности фокуснику не понравился. Он писал, что «прибыль от этого слишком скудна».
Он пытался устанавливать рекорды. В 1909-м Гудини купил биплан «Вуазен», чтобы совершить полет в небе Австралии. Некоторое время считалось, что он первый, кто пролетел над этим континентом на самолете с двигателем. Полет состоялся 18 марта 1910 года. Но на самом деле он был только третьим после Колина Дефриза (9 декабря 1909-го) и Фредерика Сирила Кастанса (17 марта 1910-го).
Внешность
После дресс-кода, созданного Робер-Уденом, маг и иллюзионист видится стройным человеком высокого роста. Гарри Гудини не соответствовал этому образу. Он коренастый крепыш – 168 см. Добродушный, улыбчивый, обаятельный.
Биография
Родился Гарри Гудини в Будапеште 24 марта 1874 года. Имя и фамилия – творческий псевдоним. При рождении его звали Эрих Вайс. Семья Вайс переехала в США с детьми в 1878-м.
В автобиографической статье, написанной в 1909 году, он утверждал, что родился в городе Эплтоне, штат Висконсин, 6 апреля 1873-го. Но это расходится с актуальными сведениями, согласно которым на свет он появился в столице Венгрии. Почему так случилось, судить трудно. Считается, что для популяризации выступлений в Европе оказалось удобнее представляться американцем, скрывая настоящую национальность.
Впервые правду о месте рождения иллюзиониста опубликовал немецкий журнал Die Magie в декабре 1932 года. Тогда на это не обратили внимания. Широкую известность факт получил только в 1959-м после выхода книги Уильяма Линдсей Грешема «Гудини: человек, который проходил сквозь стены».
Возможно, Гудини не знал этих фактов собственной биографии. Не знал точно даже город, где родился. До 1903-го он указывал год как 1873-й. Изменение на 1874-й датируется моментом получения нового паспорта. Возможно, Гарри, посетивший Будапешт в рамках европейского турне, обнаружил там свидетельство о рождении и просто уточнил данные, которые раньше знал «со слов матери».
Образование домашнее. Его отец – раввин. Он учил детей читать и писать. Начиная с 9 лет Гарри работал. Побывал уличным продавцом, курьером и учеником слесаря, а потом выступал как воздушный гимнаст. Работал в цирке вместе с братом Теодором.
В 1893 году Гудини женился. Его супругой стала Вильгельмина Беатрис Ранер (Бесси). Через 5 лет он восходящая звезда, бросает вызов чикагской полиции, утверждая, что освободится от наручников менее чем за 30 минут. Справился за три. О нем начинает писать пресса. Его лучшими трюками становятся:
- побег закованного в кандалы человека;
- побег из закрытых пространств (сундуков, тюремных камер).
Иллюзионисты и спириты
Духовную жизнь жителей XVIII столетия определял романтизм. Герои поэм тосковали по несчастной любви и стремились к идеальному миру. Практичный XIX век со своими механизмами требовал от человека действий. К этому конфликту типажей в XX веке добавляются социальные проблемы, обострившиеся после Первой мировой войны. Родственники жертв конфликта испытывают потребность в общении с погибшими или пропавшими без вести близкими. Растет количество спиритических кружков и религиозных доктрин. Запрос на услуги спиритов сталкивается с реализмом и потребностью в разоблачении мифа.
В биографии Гудини встречаются сведения о том, иллюзионист постоянно разоблачал «проявления» мистических сил. Авторы называют причиной тоску после смерти матери. Якобы он страдал, хотел пообщаться с родным человеком, поэтому посещал различные спиритические кружки, но убеждался, что их проводят шарлатаны. Негодование от обмана выражалось в разоблачениях.
На самом деле Гудини был членом призового комитета Scientific American. Комитет учредил денежную премию любому медиуму, который сможет успешно продемонстрировать свои сверхспособности. Гудини, по сути, выступал в роли одного из судей. Он делает заключение о том, действительно ли медиум показал что-то необычное или сжульничал.
Мина Крэндон
Самая настойчивая (и известная) претендентка на получение призового фонда – Мина Крэндон. Она намеревалась демонстрировать комиссии способности телекинеза. По условию задания требовалось позвонить в колокольчик, находившийся вне пределов досягаемости женщины.
Первая попытка состоялась 23–24 июня 1924 года. Гудини голосовал против, утверждая, что Крэндон дотянулась ногой до веревки колокольчика. На повторном сеансе предлагалось поместить ее ноги в специальную коробку, чтобы помешать звонку. Вторая коробка (со звонком) стояла на столе. Эксперты ждали вне комнаты. Когда колокольчик зазвонил, включился свет – и разрешалось зайти в помещение. Но оказалось, что целостность крышки ящика нарушена.
Гудини считал, что Крэндон опять жульничала. Мнения о награде разделились, и Мина могла бы ее получить, но не вышло. Возмущенный доверчивостью членов комитета Гудини опубликовал брошюру, в которой разоблачал действия Мины Крэндон, а также включил их в качестве трюков в собственные выступления.
В третьей попытке колокольчик снова зазвонил. Но Мина могла двигать свободно руками, а в помещении оказалась линейка. Гудини настаивал, что женщина позвонила при помощи линейки. Мина утверждала, что члены комитета решили дискредитировать ее и специально подложили линейку. Вопрос паранормальных способностей претендентки остался открытым до очередных разоблачений, после которых комиссия Гарвардского комитета признала женщину мошенницей.
Хоакин Аргамасилья
Испанец Хоакин Аргамасилья утверждал, что может читать текст с листа, спрятанного в запечатанной коробке. Гудини доказывал, что испанец просто размещает текст так, чтобы его видеть, если незаметно приподнять крышку. Повторить трюк для комиссии в 1924 году экстрасенс не смог.
«Розабель, верь!»
Сделанные разоблачения фокусник описал в книге «Волшебник среди духов». Когда ее опубликовали, то работа стала причиной ссоры автора с другом – английским писателем Артуром Конан Дойлом, убежденным в существовании мира духов и экстрасенсорных возможностях отдельных людей. В дальнейшем Конан Дойл утверждал, что Гудини сам сильный медиум. Этот дар якобы помогал ему в выполнении собственных трюков и блокировал других медиумов, которые пытались продемонстрировать свои возможности. С этого момента мужчины стали врагами. Но были и положительные моменты. Книга вдохновила других фокусников на разоблачения медиумов.
Существует легенда о том, что перед смертью Гудини договорился с женой о том, что передаст ей сообщение, если потусторонний мир существует. Основой для кодовой фразы «Розабель, верь!» послужило название их любимой песни. Но после смерти мужа женщина не получала никаких сообщений, хотя ежегодно участвовала в спиритических сеансах, в том числе на Хеллоуин. По народным верованиям, в канун Дня всех святых граница между миром живых и мертвых истончается. Духи сходят на землю, а значит, медиумам легче установить с ними связь.
История с кодом «Розабель, верь!» тоже неоднозначна. В 1929 году код якобы сказал жене Гудини экстрасенс Артур Форд. Но позже женщина утверждала, что ничего такого не было.
В 1926-м Гарри Гудини договаривался с Говардом Лавкрафтом о написании книги с разоблачением религиозных чудес. Лавкрафт написал несколько глав, но Гудини умер. После его смерти супруга отказалась от проекта.
Трюки Гудини
Гарри Гудини – мастер побега. Он освобождался от наручников и оков, выбирался из самых неприступных помещений. «Мой мозг – это ключ, который делает меня свободным», – говорил иллюзионист.
Наручники Daily Mirror
В 1904 году лондонская газета Daily Mirror предложила Гудини освободиться из специально созданных наручников. Слесарь из Бирмингема разрабатывал их 5 лет. На мероприятии присутствовали 4000 зрителей и около 100 журналистов. Процесс занял у Гудини час.
За это время иллюзионист попросил открыть наручники, чтобы снять пальто, так как в помещении жарко. Ему не разрешили, считая, что это поможет увидеть, как открываются наручники. На 56 минуте жена поднималась на сцену, чтобы дать Гарри стакан воды. Через час толпа приветствовала освободившегося Гудини. Он сказал, что это освобождение было одним из самых сложных трюков в его жизни.
Секрет вызволения не разглашался. В книге «Тайная жизнь Гудини» высказывалось предположение, что жена пронесла ключ либо во рту, либо в стакане воды. Возражение оппонентов такой разгадки состоит в том, что 6-дюймовый ключ трудно пронести во рту или в стакане воды незаметно.
Сегодня знаменитые наручники выставлены в музее Гудини в Скрантоне, что в Пенсильвании. Кроме этой пары наручников, в коллекциях музеев мира сохранилось еще 5 пар, которые использовались в трюках иллюзиониста.
Молоко может сбежать
Название «Молоко может сбежать» получил номер, в котором фокусник выбирался из молочного бидона, заполненного водой. Модификация трюка включала бидон, предварительно установленный в деревянный ящик, или ящик с фокусником без бидона, который сбрасывали в море. Фокус привлекал зрителей опасностью и риском для жизни Гудини.
К этому времени иллюзионист начинает патентовать собственные трюки. Так, когда с молочным бидоном начал выступать Джон Клемперт, то Гудини подал на него в суд за незаконное использование фокуса. По легенде, основным трюком Клемперта было освобождение из подвешенного состояния. Он так и писал на рекламных плакатах: «Человек, которого невозможно повесить». На что расстроенный Гудини якобы сказал: «Ах, как жаль». Дело уладили соглашением сторон.
Гудини в России
С выступлениями Гарри Гудини связано много исторической беллетристики, которую перепечатывают как «правдивые истории». Одна из них – побег Гудини из вагона, использовавшегося для перевозки заключенных в Сибирь.
Историк Андрей Федоров изучил эту тему более детально. Главным свидетельством происшествия служил рекламный плакат, созданный Гудини, и то, что иллюзионист говорил по этому поводу. Федоров посчитал плакат недостаточным свидетельством, тем более что в московской прессе 1903 года сообщения о трюке отсутствуют. Его поддерживал биограф иллюзиониста Кеннет Сильверман, лауреат Пулитцеровской премии.
Позже Федоров нашел несколько газетных заметок. Одна – в «Московских новостях» от 3 мая 1903 года. В ней говорилось о том, что перед трюком Гудини обыскали, но, ко всеобщему удивлению, он вышел из вагона через 2 минуты. Однако сам Гудини говорил о 45 минутах.
Расхождение заставило задуматься. После того, как исследователь нашел еще одну заметку, датированную 27 июня 1903 года, уже в зарубежной газете, где упоминался «сибирский вагон», Федоров пришел к выводу, что для выступлений, скорее всего, создали бутафорский вагон по образу и подобию того, в котором перевозили опасных каторжников в России. Со временем вагон потерялся, а плакат Гудини стали ассоциировать с побегом из настоящего вагона.
Погребенные заживо
Еще один смертельно опасный трюк связан с нахождением в закрытом гробу в течение некоторого времени. Гудини выполнял его в трех вариантах. В 1915 году во время выполнения трюка он запаниковал и начал пробивать себе путь на поверхность. Над могилой показалась рука, но затем фокусник потерял сознание, и помощникам пришлось вытащить его.
В 1926-м Гудини готовил очередной трюк. Он собирался превзойти египетского мистика Рахман-бея, который оставался в зарытом гробу 1 час. Трюк обещал стать гвоздем нового шоу в 1927-м, но представление не состоялось. Гарри Гудини умер от разорвавшегося аппендикса в больнице в Детройте 31 октября 1926 года. Бронзовый гроб, подготовленный для трюка в стиле египетского факира, использовался для перевозки тела иллюзиониста из Детройта в Нью-Йорк.
Смерти от аппендицита предшествовало странное происшествие. Накануне в гримерку к Гудини пришли трое молодых людей. Они поинтересовались, правда ли, что удары в живот не причиняют ему вреда. Иллюзионист кивнул, считая это теоретическим вопросом. Но молодой человек нанес ему три удара в живот. Страховая компания пришла к выводу, что причиной смерти стал инцидент в гримерке, и выплатила страховку семье иллюзиониста.
Но это не единственная версия. Некоторые биографы пишут, что у Гудини была проблема с аппендиксом, о которой он не знал, и тупая травма живота обострила воспаление, что привело к смерти. Могила фокусника находится на еврейском кладбище Махпела в пригороде Нью-Йорка.
Несостоявшаяся эксгумация
22 марта 2007 года в прессе появилось сообщение о том, что внучатый племянник иллюзиониста будет запрашивать разрешение на эксгумацию тела в связи с расследованием возможности убийства Гудини по заказу спиритуалистов, которых он разоблачал. Предположение о таком развитии событий высказывается в книге «Тайная жизнь Гудини».
На вопросы журналистов из The Washington Post члены семьи сообщили, что никакой заявки не подавали. Тогда газета провела собственное расследование. Выяснилось, что заметки в прессе были частью рекламной кампании, организованной авторами книги. Они заказали промоушен в компании Dan Klores Communications. Каким был рост популярности книги – неизвестно, но никаких правовых действий, связанных с эксгумацией останков Гарри Гудини, в 2008 году и последующих не последовало.