Михаил Врубель и его полотна — факты о жизни и творчестве художника
Михаил Врубель – живописец, скульптор, график. Его работы так необычны, что критики и публика признали их только в конце жизни художника. Но сегодня его «Царевна-Лебедь» и «Демон сидящий» известны каждому. Интересные факты о творчестве мастера – в материале 24СМИ.
Кристаллическая техника Врубеля
Осенью 1906 года в Париже проводится выставка «Осеннего салона», посвященная русскому искусству. Для нее выделено 30 залов. Один из них полностью отводится под картины Михаила Александровича Врубеля. Здесь почти нет людей и только один человек часами стоит перед его полотнами. Это Пабло Пикассо. Такое воспоминание о выставке оставил для потомков художник-авангардист Сергей Судейкин.
Трудно сказать, что думал о творчестве Врубеля Пикассо. Среди тех, кто оказал влияние на его работы, отмечен Поль Сезанн, а Врубеля французы называют «русским Сезанном». Во время проведения выставки Врубеля, находившегося в России, одолеет тяжелая болезнь. Его поместят в клинику для душевнобольных, и жить ему останется только 4 года.
Художественная техника Михаила Александровича похожа на мозаику. Ее называют кристаллообразной за широкие мазки, напоминающие плоскости, которые мастер наносит под разными углами по отношению к зрителю. В результате изображение напоминает грани горного кристалла: один объект, объединенный цветом, но неоднородный по сути.
Основы кристаллической техники объяснял своим студентам Павел Чистяков. Он учил, что передаваемое изображение можно разбить на мелкие планы. Объем фигуры образуется стыками плоскостей этих планов.
Современному школьнику понять Чистякова проще, чем жителю XIX века. Для этого достаточно открыть любое фото в Paint и максимально увеличить масштаб. Изображение распадется на квадратики (пиксели). Изменение оттенка соседнего пикселя происходит из-за изменения угла наклона поверхности изображенного предмета относительно предыдущего пикселя. Если вернуть масштаб на исходную позицию, то «мир» снова примет привычный вид.
Павел Чистяков преподавал в Императорской академии художеств. Его учениками были Илья Репин, Василий Суриков, Валентин Серов, Василий Поленов. Но настолько близко к тому, чтобы увидеть и изобразить мир не через линии, а через мазки, похожие на пиксели, подошли только Валентин Серов и Михаил Врубель. Неудивительно, что современники, глядя на «Демона сидящего», не понимали, в чем же заключается гениальность мастера, а Врубель, в свою очередь, говорил: «Вы не видите мир таким, как его вижу я!»
Детство
Если человек видит мир не так как все, то этому предшествуют что-то в его биографии. Об этом художнике так сказать нельзя.
Михаил Врубель родился в Омске в 1856 году, 17 марта по новому стилю. Прадед художника – поляк, судья из Белостока Антон Врубель. Дед – кадровый военный, тоже Михаил, сын которого Александр, также связавший собственную жизнь с армией и успевший поучаствовать в Кавказской и Крымской войнах, женился на дочери астраханского губернатора Григория Басаргина, Анне.
Жена умерла от чахотки, подарив мужу четверых детей, двое младших из которых – Александр и Екатерина – умерли в детстве. Михаил и его старшая сестра Анна выжили. Детство Миши и Ани проходило там, где отец оказывался по долгу службы.
История их семьи такая же, как у тысяч детей из зажиточных семей. Источником инноваций в воспитании и развитии наследников был брат мачехи Николай Вессель, педагог, литератор и этнограф. Николай – один учредителей Петербургского педагогического общества. Он отстаивал теорию всестороннего развития способностей ребенка.
Для этого предлагалось на ранних этапах использовать развивающие игры. Потом в проекте системы образования, разработанной Весселем, следует 8 лет общего и 4 года среднего школьного образования для всех вместо классических гимназий. Впрочем, проект Весселя не приняли.
Нельзя также не упомянуть и влияние непосредственно мачехи, Елизаветы Вессель, которая немало сил и искренней заботы вложила в воспитание детей своего супруга. Не в последнюю очередь именно благодаря ей Михаил из болезненного ребенка вырос достаточно крепким юношей, увлекающимся искусством и музыкой. Вторая жена отца настояла на том, чтобы мальчик соблюдал режим дня и диету, уделял достаточное время подвижным и развивающим играм. А также, являясь превосходной пианисткой, не забывала устраивать для детей домашние представления, прививая любовь к прекрасному.
Впрочем, историк Нина Дмитриева запишет о Михаиле Врубеле, что он был одаренным, но «обещал стать разносторонне развитым дилетантом», а не «художником с навязчивыми идеями».
Учеба и начало творчества
Миша учился в Саратовской гимназии. Затем в гимназии в Санкт-Петербурге обучался рисованию, интересовался естествознанием. Вскоре семья переехала по новому месту службы отца – в Одессу. Там Михаил продолжил учебу в лицее Ришелье, а Анна осталась учиться в Санкт-Петербурге.
В 1869–1872 годах он рисует для души. Сперва портрет брата Саши, затем сестры Ани. Ее портрет украсит кабинет отца. Но в письмах сестре Миша об этом упоминает вскользь. Гораздо больше его интересует новая премьера в театре. Он подробно описывает выступления.
После окончания гимназии Врубель отправляется в Санкт-Петербург, где поступает на юридический факультет. В годы учебы создает много иллюстраций к художественным произведениям, посещает театр и ведет богемный образ жизни. Деньги на это появляются из его занятий репетиторством, а также от отца и дяди. В 1879 году он знакомится со студентами художественной академии и Павлом Чистяковым.
Окончив университет, Михаил также отбывает обязательный период воинской повинности, а затем поступает в Академию художеств на правах вольного слушателя. Эти годы он назовет «самыми светлыми в жизни». Чистякова Михаил Врубель почитал всю жизнь и считал единственным учителем.
Академическая живопись: «Обручение Марии с Иосифом»
Академия художеств продвигала классический подход к живописи. За основу брали мифологические или библейские сюжеты. В конце учебы Михаил Александрович создает пером и графитом монохромное полотно «Обручение Марии с Иосифом». За эту работу он получает серебряную медаль академии в 1883 году. Сегодня картина висит в Русском музее. После этого живописец отправился в Киев, куда его пригласили реставрировать иконы Кирилловской церкви и Софийского собора.
Духовный поиск XIX века
XIX век принес много изменений в жизнь людей. Классическое искусство и мифологические сюжеты становятся непопулярны среди интеллигенции. Художники и поэты протестуют против старых правил и ищут новые способы самовыражения. Самое известное объединение художников России – передвижники. Они изображают реальных людей и ситуации из их жизни.
Но это не единственный путь. Врубель считает, что художник призван «будить от мелочей будничного величавыми образами». Еще один путь – эзотерика. Члены разных слоев общества объединяются в оккультные кружки и тайные союзы посвященных. Туда входят даже члены императорской семьи. Александр Блок напишет, что врубелевский демон – это символ времени. Он отражает кризис гуманистического мировоззрения.
Согласно легенде, Михаил Врубель якобы в мистическом трансе встретил Люцифера и пообещал нарисовать для мира его истинный облик. Так ли это на самом деле, проверить невозможно. Известно только, что Врубель слышал навязчивые голоса и в кризисные периоды оказывался в клинике для душевнобольных. Но ему везло с врачами. Все три профессора, у которых он лечился, считали, что реакции Врубеля – это проявления творческой натуры художника.
«Демон сидящий»
Одна из известнейших картин Врубеля – это «Демон сидящий», иллюстрация к поэме Лермонтова. В картине соединяются два стиля: символизм и модерн. Демон не библейское зло. Скорее, это дух из греческой мифологии, олицетворяющий мятущуюся душу человека. Он грустно смотрит вдаль, но и там не видит ответа на мучающие его вопросы.
Техника Врубеля превращает окружающий пейзаж в мир кристаллов. За спиной демона нет крыльев, но есть их образ, сформированный то ли горной вершиной, то ли деревом. Изображение дьявола у других символистов XIX века будет отталкиваться от врубелевского.
«Демон сидящий» датируется 1890–1892 годами. В мае 1890-го Михаил писал сестре, что работает над изображением демона. Отец, интересовавшийся работами сына, оставил такое описание: «Миша говорит, что его демон – дух, сочетающий мужское и женское начала. Он не злобный, а страдающий и скорбный, но при этом властный и величавый. Положим, что так, но всего этого в его демоне нет».
Поэзия метаморфоз
Кристаллическая техника Врубеля рассматривается искусствоведами как способ передачи движущегося объекта. Он не застывший в моменте, как на картинах других художников, а динамичный, готовый измениться, и зритель ждет этой трансформации. Поэтому Врубель пишет не одно произведение, а образ, к которому возвращается в других работах.
«Демон сидящий» преображается в «Демона летящего», а затем в «Демона поверженного». Если перевернуть картину с «летящим», то можно заменить, что положение его тела совпадает с «Демоном поверженным».
«Царевна-Лебедь»
Картина «Царевна-Лебедь» еще один пример метаморфозы. Она создана весной 1900 года. Принято думать, что полотно написано под влиянием оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», в которой роль царевны исполняла жена Врубеля Надежда Забела. На самом деле «Царевна» была написана за полгода до премьеры.
Картину очень любил Александр Блок за ее загадочный символизм. Русская публика видит в ней прекрасную и тихую жену князя Гвидона. Но в ведической мифологии девы-лебеди – это апсары, небесные танцовщицы. Иногда апсары нисходят в мир смертных и на время становятся их женами, но потом божественная суть берет свое, и дева улетает.
В мифах германских племен апсары преобразовались в валькирий. Есть девы-лебеди и в легендах других народов. Далеко не все они добрые и безопасные для человека. Поэтому царевна с полотна Врубеля, изображенная на фоне темнеющего неба и красных всполохов, так привлекает внимание зрителя. Интересно, что у Михаила Врубеля есть и картина «Валькирия», но она не привлекает к себе столько внимания, как «Царевна».
Портрет Саввы Мамонтова
Еще одна интересная метаморфоза и проявление таланта Врубеля-скульптора – это портрет Саввы Мамонтова. Герой картины – меценат и промышленник, покровительствовавший художнику. Он создал условия, чтобы мастер мог творить. Давал ему заказы и способствовал тому, чтобы у Врубеля появлялись новые заказчики.
В своем имении Абрамцево Мамонтов создал объединение художников. Здесь, кроме Михаила Александровича, бывали Илья Репин, Исаак Левитан, братья Васнецовы и десятки других творческих личностей. Мамонтов – основоположник Русской частной оперы. Поэтому в его усадьбе также бывали Николай Римский-Корсаков, Федор Шаляпин, Александр Бородин.
В Абрамцеве у Саввы Мамонтова был небольшой завод по производству керамической продукции и изразцов. Врубель получил возможность работать в мастерской завода над созданием своих скульптур. В Третьяковской галерее портрет Мамонтова висит в окружении львиных голов, созданных Михаилом Александровичем.
Если присмотреться, то черты лица мужчины на портрете и формы львиных морд очень похожи. Кроме того, создавая майолики, Врубель искал идеальный золотой оттенок для «Демона поверженного». Считается, что, создав этих львов, он воскликнул, что наконец-то нашел нужный цвет.
Портрет Саввы Мамонтова также рассматривают как предтечу кубизма. Кубисты «раскладывают» предмет на плоскости, получая то ли изображение, переданное геометрическими фигурами, то ли осовремененную мозаику. Такой способ передачи объекта стирает грань между живым и неживым, органическим и неорганическим, телом и предметом мебели. Пабло Пикассо – один из представителей кубизма. Он не только рисовал, но и вклеивал в свои полотна предметы – куски газеты, фольги, картона.
Портрет сына
Михаил Врубель был счастлив, когда у него родился сын. Малыша назвали Саввой в честь Мамонтова. Воодушевленный отец видел в нем артистический талант и уверял окружающих, что «Саввушка выглядит необычайно внимательным». На портрете мальчик изображен сидящим в коляске из лозы в обрамлении белых пеленок. Темно-синий шарф в белый горошек привлекает внимание к лицу ребенка. Савва родился с врожденным пороком, который в народе называют «заячья губа». Это огорчало родителей, и, возможно, поэтому глаза малыша выглядят такими грустными.
Конечно, эмоционально неуравновешенный Врубель мог предчувствовать, что ребенок проживет всего пару лет. Но такие же большие и грустные глаза смотрят на зрителя и с других полотен мастера: «Богоматерь с младенцем», «Голова Э. Праховой», «Девочка на фоне персидского ковра».
«Демон поверженный»
После рождения сына Надежда Забела оставила сцену и занялась воспитанием. Врубелю пришлось содержать семью. Он начал много работать. В молодости художник вел богемный образ жизни, не отказывая себе в огромных тратах на друзей и вечеринки. Необходимость напряженно работать усиливала внутренний дискомфорт и вызывала состояние депрессии.
Врубель работает над «Демоном поверженным». Фон картины – закат в горах. Это Кавказские горы, фотографии которых прислал по просьбе Михаила Александровича Владимир фон Мекк, художник-любитель и меценат, женатый на племяннице Саввы Морозова.
Демон рухнул на крылья, но золотистые перья окружают фигуру со всех сторон. Голова по-прежнему держится прямо, как если бы демон стоял, а не лежал. Искусствоведы считают, что это не анатомическая ошибка, а символ несгибаемости воли павшего духа.
Картину готовили к выставке «Мир искусства» в Петербурге. Художник писал ее, направив яркую лампу в центр полотна. Когда «Демона» привезли на место и установили в выставочном зале, то источник света закономерно сместился, и демон потемнел. Врубель огорчился, занервничал и стал править картину прямо в зале.
Степень освещенности каждый день менялась (солнце, облака, дождь). Придя в галерею на следующий день, художник обнаруживал, что его опять не устраивает цвет. Он нервничал все больше. Ему стало казаться, что он создал шедевр, который начал жить собственной жизнью. Поэтому и демон все время меняется. Казалось, что Князь Мира смеялся над мастером. Вскоре администрация галереи заметила усиливающиеся симптомы психического расстройства живописца. Семье пришлось отправить Михаила Врубеля в клинику для душевнобольных.
В это время он воображал себя то Христом, то Александром Пушкиным. Рассказывал окружающим, как жил в эпоху Возрождения и расписывал вместе с Рафаэлем и Микеланджело стены Сикстинской капеллы. В реальном мире Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы, а Рафаэль – автор шпалер «Мадонна ди Фолиньо», «Коронование Девы Марии» и ряда других. К сожалению, в воспоминаниях докторов не записано, кем именно из художников, работавших над капеллой, мастер себя чувствовал.
Картину «Демон поверженный» купил фон Мекк. Он также выкупил ряд других произведений автора, чтобы поддержать его семью материально. В 1908-м он продаст «Демона» Третьяковской галерее, где полотно висит и по сей день. Основная часть художественной коллекции фон Мекка будет национализирована в 1919 году и передана Русскому музею.
Последние работы
После лечения Михаилу Врубелю становится лучше. Он возвращается к жене и обществу, но в феврале 1903 года умирает их сын. После похорон художника, впавшего в депрессию, отвозят клинику в Риге. Врач, осмотревший больного, считает, что жизнь рядом с семьей пойдет ему на пользу. Поэтому жена и сестра поселяются рядом и ежедневно навещают его. Врубелю снова становится лучше. Он возвращается к ранее начатой картине «Пасхальный колокол». Сегодня она известна под названием «Шестикрылый серафим».
Весной Михаил Александрович переносит простуду. У него обостряется ревматизм и его возят в инвалидном кресле. Родственники думают, что живописец близок к смерти, но он снова немного поправится. Михаил Врубель болел нейросифилисом. В 1906-м он ослепнет, но проживет еще 4 года. Умрет 14 апреля 1910 года. Причина смерти – прогрессивный паралич.
Грани творчества
Михаил Врубель был не только живописцем, хотя известен своими акварелями в жанре портретной живописи. Среди его работ также были скульптуры, витражи, которые заказывали для своих особняков москвичи, театральные костюмы, декорации и автопортреты. Он рисовал иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова и Александра Пушкина.
К началу XX века с его творчеством были знакомы все русские живописцы, признавая его значение для развития искусства. Его произведения оказали влияние на таких разных художников, как Кузьма Петров-Водкин и Михаил Ларионов. Уже никто не сомневался, что Михаил Врубель и его кристаллическая техника создали новую форму выражения идеи, более полно раскрывшуюся в творчестве символистов.