Храм Гроба Господня в Иерусалиме: история, архитектура, достопримечательности
Храм Гроба Господня – церковь, построенная в Иерусалиме на месте распятия и погребения Иисуса Христа. Это одно из самых святых мест в христианстве, которое уже более 1600 лет почитают представители шести конфессий. Интересные факты о храме – в материале 24СМИ.
История Храма Гроба Господня
Иерусалим построили у источника воды. В XXI веке его со всех сторон окружают высохшие русла рек. Для защиты от врагов вокруг города возвели стены.
Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа евангелисты описывали так:
- рядом со въездом в город;
- рядом с дорогой, по которой часто ходят люди;
- недалеко от сада.
Кроме того, Библия указывает название места. По-арамейски – «Голгофа», что означает «голова, череп». Это можно трактовать двояко: скала, напоминающая голову, или же место казни, где преступники «лишаются головы».
Храм Адриана
Возможно, в первые годы христианства, верующие точно знали, где место находится. Но к 41–44 годам вокруг разрастающегося города построили уже третью по счету стену. Потому то, что было расположено рядом с городом, оказалось в пределах городских стен.
В 135 году в политической и социальной жизни Израиля и Иерусалима произошли важные изменения. После восстания иудеев, которое было подавлено войсками императора Адриана, христианам и самаритянам запретили вход в город под страхом смертной казни. Император намеревался использовать все свое влияние, чтобы стереть упоминания о верованиях иудеев и не допустить повторения восстаний.
Без сомнения, Адриан рассчитывал, что пройдут годы и люди забудут расположение своих святых мест на земле Палестины. Чтобы гарантировать успех, он принялся разрушать христианские святыни. Пещеру в скалах, где воскрес Иисус Христос, засыпали землей. Площадку выровняли и приступили к возведению на ней римского храма, посвященного Юпитеру или Венере. Раскопки показывают, что римляне не убирали мусор от разрушенных построек, а ровняли площадку и на ней возводили новое сооружение. Но так как над гробницей Иисуса в то время ничего не было, то работы продвигались быстрее. Постройка Адриана простояла до начала IV века.
Несмотря на то, что христиане не могли подойти к Голгофе, учение продолжало развиваться. Богословы писали о жизни и смерти Спасителя. В их трудах Голгофа стала местом, связанным не только с казнью и воскресением, но и с искуплением от первородного греха. Легенд и мифов, связанных с ней, становилось все больше.
Время Константина и Елены
Со времени строительства римского храма прошло 200 лет. Верования горожан изменились, и христианство из гонимой религии стало главной. В 325 году епископ Иерусалимский Макарий призвал императора Константина разрушить языческое капище во Святом граде и найти Гроб Господень. Произошло это на Первом Вселенском соборе.
Император согласился и отправил на поиски мать. По легенде, во время этого благочестивого паломничества Елена прошла «по стопам Иисуса». Она помогала обездоленным, подавала милостыню и совершала другие богоугодные дела. Но императрица не знала, где искать Гроб Господень. О том, как это случилось, рассказывают два варианта мифа.
Первый: место императрице указал благочестивый горожанин Иуда Кириак. Второй: императрица несколько дней молилась, и молитва была услышана. Внезапно в гору ударила молния, оставившая после себя благоухание. Елена приказала копать в месте, на которое указало божественное знамение. Слуги раскопали пещеру и рядом с ней нашли три креста.
Чтобы понять, какой из крестов истинный, императрица повелела отыскать на окраине города прокаженного. Его привели к раскопкам и предложили по очереди прикоснуться к находкам. Когда больной коснулся истинного Креста, то сразу же исцелился. Крест торжественно перенесли в Константинополь. Его частицы столетиями передаются христианским церквям по всему миру.
Первое строительство
Храм Гроба Господня находится в северо-западной части Старого Иерусалима. Если от Храма Соломона в городе сохранилась Стена плача, то от постройки Адриана ничего не осталось. Римский храм снесли полностью.
Строить новый начали в 330-х годах. Согласно дворцовым хроникам, архитектором стал зодчий Зенобий. Ему предстояло решить трудную задачу. Ведь Елена указала и на другие святые места, а не только нашла Животворящий Крест. Кроме того, в христианском учении Голгофа к этому времени стала местом начала и конца. Она ассоциировалась с:
- местом, где был похоронен Адам;
- пещерой, где родился Иисус;
- местом, где Спаситель был казнен и погребен;
- местом, откуда он сошел в ад, победил смерть и воскрес.
Поэтому перед Зенобием стояла задача построить целый комплекс сооружений. Место, где императрица Елена нашла Крест, стали считать Голгофой. Над ней построили храм-мавзолей в форме круглой ротонды. Над пещерой, где родился Иисус Христос, установили Вифлеемскую базилику. Соединили их атриумом с колоннадой. По форме комплекс напоминал прямоугольник. Храм-мавзолей освятили 13 сентября 335 года.
Храм в эпоху Средневековья
В 614 году в Иерусалим вторглись персы. Они разрушили город и большинство зданий. Грабеж Иерусалима продолжался 3 дня. Животворящий Крест и ряд других реликвий из Храма были украдены.
Когда обстановка нормализовалась, иерусалимский патриарх Феодосий Модест начал работы по восстановлению Храма Гроба Господня. Но его финансовые возможности были ниже императорских. Поэтому восстановили его только настолько, чтобы проводить службы.
Когда в 670 году в город вошли арабы, летописец халифа записал, что камень, прикрывавший вход в гробницу Иисуса, был расколот на много частей. Неизвестно, насколько правдиво он описывал факты из истории завоевания города, но о христианском храме указано, что тот не пострадал.
Разрушение Храма
В 1009 году наступает мрачный период для Храма Гроба Господня. Халиф Аль-Хаким приказал разрушить его полностью. В результате уцелело только то, что физически трудно поддавалось разрушению. Мебель и реликвии вывезли.
В 1048 году византийский император Константин VIII выторговал у сына Аль-Хакима разрешение на ремонт и восстановление святыни. В обмен на это император разрешил халифу построить в Константинополе мечеть. Так на территории Храма развернулись строительные работы, но их масштаб тоже оказался небольшим. Восстановили главный храм, построенный при Константине и Елене. Рядом с ним построили несколько поменьше, напоминающих небольшие часовни.
Крестоносцы
В 1095 году папа римский Урбан II призвал христиан помочь Византийской империи вернуть территории, завоеванные мусульманами, включая Иерусалим. Крестоносцы завоевали город и уничтожили тысячи жителей, мусульман и иудеев, изгнали из Храма греческое (православное) духовенство. Их священнослужителей обвинили в ереси и пособничестве мусульманским правителям.
Затем победоносная армия под руководством Готфрида Бульонского заняла все святыни, запретив их использование представителями других конфессий, в том числе христианами греческой православной церкви. Храм Гроба Господня решили переделать, чтобы приспособить под стандарты европейской архитектуры и для проведения католической литургии.
Все строения соединили под одной крышей. Так комплекс из прямоугольника, перешел к форме буквы Т, где точкой пересечения двух направляющих стал храм, возвышающийся над гробницей Иисуса Христа. Крестоносцы добавили несколько часовен, а также построили церковь Святой Елены. Это было самое масштабное строительство. Сегодня большинство храмовых построек относятся к эпохе крестоносцев. После они только ремонтировались, а в XX веке реставрировались.
Контроль крестоносцев над городом продлился до 1187 года, когда армия Саладина отвоевала Иерусалим обратно. Крестоносцы оставили на землях Византийской империи множество замков и церквей, но их жестокость по отношению к представителям других конфессий до сих пор вызывает негодование людей.
Мамлюкский период
Во времена Саладина доступ в Храм не ограничивали, но количество прихожан все равно уменьшалось из-за больших податей, которые требовалось платить в казну.
В 1244 году Иерусалим был разграблен очередным султаном и передан союзнику – Фридриху II. Храм опять разграбили, базилику и Гроб Господень повредили, а христиан изгнали. Это вызвало протесты христианской общины.
Султан был вынужден реагировать. Он прислал папе римскому извинения и дары. Утверждал, что разграбление случилось без его ведома и вина лежит на безответственных хранителях ключей. С 1291 по 1517 год Храм находился под управлением мамлюков. Допуск на территорию святыни стал привилегией. Выдавали ее разным конфессиям в зависимости от политических предпочтений и сумм, уплаченных в казну. С тех пор общины постоянно враждуют, интригуют и жалуются друг на друга.
Османский период
К тому моменту, когда Османская империя сделала Константинополь центром собственной власти, Храмом Гроба Господня распоряжался католический орден монахов-францисканцев. Османы попытались их изгнать. В результате святыня больше 6 раз переходила из рук в руки представителей разных конфессий.
В 1808 году Великая Порта приняла декрет, по которому Вифлеемская базилика и Гробница Девы Марии стали принадлежать грекам. Гроб Господень – представителям греческой и римской церквей поровну. Вскоре в церкви случился пожар. Из-за значительных повреждений францисканцы не смогли получить разрешение на реставрацию (не хватило денег). Тогда разрешение на восстановление запросила Россия и начала работы от имени Русской православной церкви.
Современный статус собора
В настоящее время Храм Гроба Господня делят представители разных конфессий. Среди них католики из ордена францисканцев, православные армянская и греческая, эфиопская, коптская и сирийская церкви. Все постройки разделены между ними. Также делится время, когда они могут занимать Храм для проведения богослужений.
Конфессии по-прежнему враждуют, даже по незначительным поводам. В 2002 году коптский монах, сидевший на стуле, отлучился. Когда вернулся, сообщил эфиопам, что пока отсутствовал, они перенесли его стул из тени на солнце. Завязалась драка, после которой госпитализировали 11 человек. В 2004-м подрались католики и православные. В день, когда православные праздновали Воздвижение Креста Господня, дверь католической капеллы оказалась не заперта. Францисканцы восприняли это как признак неуважения. В 2008-м вспыхивали драки между представителями армянской и греческой общин.
В Храме Гроба Господня имеются и места общего использования, например, вход. Но какие-либо действия с ними (ремонт, реставрация, археологические раскопки) могут проводиться только при согласии всех конфессий. Поэтому мероприятие, которое уменьшит привилегии какой-либо общины, не будет одобрено и приведет к новым стычкам.
Архитектура Храма
Христианская традиция делит путь Иисуса Христа на Голгофу на 14 остановок. 9 из них приходятся на улицу Via Dolorosa, что в переводе с латыни означает «Путь Скорби». Оставшиеся 5 приходятся на Храм Гроба Господня:
- место, где воины отобрали одежду у Иисуса и бросали жребий, кому она достанется;
- место, где Спасителя прибили к кресту;
- Голгофа;
- камень миропомазания, на котором снятое с креста тело умащивали благовониями;
- гробница, где Спаситель лежал с момента снятия до воскресения.
Главный вход со стороны улицы состоит из двух арочных проходов. Один из них закрыт каменной кладкой со времен Саладина. Справа и слева от входа стоят мраморные колонны. Левая расколота. По преданию, из нее в 1579 году вышел Благодатный огонь. Накануне армянские священники подкупили султана с тем, чтобы только им разрешили принимать Благодатный огонь в кувуклии (часовне Гроба Господня). Иерусалимского патриарха не пропустили в Храм, и он молился снаружи. Благодатный огонь снизошел к нему, расколов колонну у входа.
Чудо наблюдали люди, собравшиеся во дворе, в том числе воины турецкой стражи. Один из них якобы сразу уверовал в Иисуса и спрыгнул с анфилады вниз к верующим с высоты 10 м, восклицая: «Я христианин». Но легенда гласит, что христианином он пробыл до вечера. Султан велел казнить воина за измену вере предков.
Каждое из значимых мест отмечено часовней: часовня Разделения ризы, часовня Гроба Господня и другие. В часовне Гроба Господня расположена гробница – массивная мраморная плита, обозначающая место, где положили тело Иисуса. За день до Пасхи сюда нисходит Благодатный огонь. Явление фиксируется хрониками начиная с XIV века.
Если говорить об архитектуре, то часовни выглядят как небольшие постройки кубической формы. Каменные строения, отделанные мрамором и украшенные иконами и фресками, которые относятся к теме часовни. Самое крупное сооружение – храм Воскресения (Анастасис), построенный при Константине и Елене.
Святыни и достопримечательности
Весь комплекс в целом считается святыней. Голгофа – самое популярное место для посещения. Это наиболее богато украшенная часть Храма. Она делится на две части – католическую и православную. В каждой установлен собственный алтарь.
На Голгофе Иисус Христос был распят. Под часовней Голгофы расположена часовня Адама. По легенде, в этом месте погребен Адам, и когда кровь Иисуса упала на землю, то она расколола скалу, попала на останки Адама, таким образом смыв с него первородный грех.
За часовней Адама расположена сокровищница греческого патриарха. Сегодня некоторые из реликвий, принадлежавшие патриархам, переданы в Музей греческого православного патриархата.
Эдикула – часовня, в которой находится гробница Иисуса. Она состоит из двух комнат. В одной из них установлен ангельский камень. На нем сидел ангел, встретивший женщин, которые шли к Спасителю в день, когда он воскрес.
Гроб Господень – могила, где лежало тело до воскресения. По преданию, вход внутрь закрывал большой камень. Внутри на погребальном ложе лежало тело, завернутое в саван. В Средние века Гроб Господень был главным местом паломничества западных христиан.
В 2016 году патриарх Иерусалима поручил Афинскому национальному политехническому университету провести проверку состояния гробницы. Осенью того же года начались работы по реставрации. Камни разобрали, очистили, собрали обратно и закрепили титановыми шурупами. Фрески и роспись купола обновили. Отреставрированный Гроб Господень открыли для посетителей в марте 2017-го.
Камень помазания – место, на котором тело Иисуса готовили к погребению. Традиция смазывать этот камень маслом и протирать тканью появилась во времена крестоносцев. Но тот камень, который видят посетители, добавлен при реконструкции 1810 года. Стена за камнем украшена голубыми балконами и знаменами Братства Гроба Господня. Мозаика на стене за камнем изображает помазание тела Иисуса.
Со двора Храма можно попасть в греческий православный монастырь, армянскую церковь Св. Иакова и коптскую церковь Св. Михаила. Также во дворе расположены три часовни, посвященные святым Иоанну, Иакову и Сорока мученикам. В эпоху крестоносцев здесь стояла колокольня, но Саладин распорядился разобрать ее, а колокола – переплавить.
Вопросы о месте расположения
Начиная с XIX века ученые ведут дискуссию о том, действительно ли Храм Гроба Господня строили на месте распятия Спасителя. Первые сомнения высказал британский военный инженер Чарльз Гордон в 1883 году. Он нашел вырубленную в скале гробницу недалеко от Дамасских ворот, т. е. за городом. Скала, в которой она создана, напоминает череп. Также в этом месте нашли подземный резервуар, в котором в древности хранилась вода, а значит, наверху росли сады. Сейчас эта гипотеза признана неправильной. Но полемика вокруг подлинности Голгофы не ведется, так как ученые больше сосредоточены на исследовании культурного слоя вокруг и на территории Храма.