Иерусалим — столица Израиля и христианства: история и достопримечательности древнего города
Факты
21 марта 2023 г. 13:55
Время чтения: 13 минут

Иерусалим — столица Израиля и христианства: история и достопримечательности древнего города

Иерусалим – город, важный для представителей трех религий: иудеев, мусульман и христиан. Его история насчитывает 5000 лет. За это время город 52 раза атаковали. Из них 2 раза полностью разрушали и 44 раза захватывали или отбивали обратно. Подробнее о том, чем он так ценен, – в материале 24СМИ.

Создание города

Иерусалим находится на небольшом плато в Иудейских горах между Мертвым и Средиземным морем. В плане он представляет собой прямоугольник, охватывающий два холма. Самое древнее поселение, найденное на его территории, построено у источника Гихон. Его еще называют фонтаном Богородицы или бассейном Святой Марии. По легенде, Дева Мария стирала здесь пеленки Иисуса Христа.

Источник берет начало в горной пещере. Вода из него подается в город по системе каналов, созданных в бронзовом веке. Американский миссионер и исследователь XIX столетия Джеймс Тернер Барклай решил исследовать подземный ход рядом с источником, предположительно, древний акведук.

В ходе раскопок нашли основание двух защитных башен. Первая ограждала сам источник. Город окружает пустыня, поэтому неудивительно, что его оберегали. Вторая башня защищала подножие близлежащего холма. Поселение датировали периодом средней бронзы (3000–2800 годы до н. э.), но башни могли быть построены и раньше. Момент их строительства датировать невозможно.

Источник Гихон в Кедронской долине, у подножия Города Давида (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BD#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D7%9E%D7%A2%D7%99%D7%99%D7%9F_%D7%94%D7%92%D7%99%D7%97%D7%95%D7%9F_%D7%A8%D7%95%D7%91%D7%A8%D7%98%D7%A1.jpg)
Источник Гихон в Кедронской долине, у подножия Города Давида. Художник Дэвид Робертс / Фото: Wikipedia.org

Хананеи

Строители первого поселения – хананеи, т. е. жители земли Ханаан. Это не народ и не племя, а обозначение жителей по территориальному признаку. Хананеи и их земля часто упоминаются в тексте Библии. Там говорится, что после того, как израильтяне бежали из Египта, им пришлось воевать с хананеями, и в результате они захватили большую часть Ханаана. Давид, царь Израиля, завоевал небольшой ханаанский город и сделал его своей столицей, назвав «городом Давида».

Также предполагают, что хананеи – это финикийцы. Финикия – греческий эквивалент названия земли Ханаан. Как синонимы эти слова используются в самом старом из переводов Ветхого Завета на греческий язык – Септуагинте. Перевод сделан в Александрии. Датируется III–II веками до н. э.

Эпоха Давида и его потомков (1000–586 годы до н. э.)

Давид завоевал город, построил дворец и перенес в Иерусалим Ковчег Завета. Так образовалась столица царства, и в ее истории наступил золотой век. Развитию экономики способствовало центральное положение Иерусалима относительно других заселенных территорий.

Интересный факт: поскольку письменность уже существовала, то момент завоевания описывали и победители, и побежденные. Побежденные записали, что войско Давида тайно проникло в город водным путем, т. е. от источника Гихон, а потом они предприняли ряд неудачных попыток отвоевать территорию обратно. Победители заверяют, что все было честно, а армия противника оказалась слабой.

Точку в споре письменных источников ставят археологи. Целью завоевателя Давида был источник пресной воды – Гихон. Каналы, по которым подается вода, сверху накрыты плитами, чтобы сохранить ее чистой, но тайно пройти по ним войско бы не смогло, значит, Давид завоевал город привычным способом.

Город Давида. Реконструкция (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:City_of_David.jpg)
Город Давида. Реконструкция / Фото: Wikipedia.org

Потомки царя правили 400 лет. Соломон, наследовавший Давиду, расширил город и соорудил Первый храм. Если представить прямоугольный план города, то Храм должен стоять в центре одной из его длинных сторон. За ним разрастался Старый город, занимая центр прямоугольника, а потом он рос в стороны, пока не принял прямоугольную форму.

После смерти Соломона царство разделилось на две части, и Иерусалим стал столицей одной из них – Иудеи. За 400 лет ее народ постепенно «портился»: не соблюдал заветы, поклонялся идолам чужих богов. По легенде, Моисей предсказал, что через 900 лет Господь пошлет против подданных Соломона свирепых завоевателей, которые осадят все города (Втор. 28:49–52). К VIII веку до н. э. Иудею завоевали ассирийцы, перед этим разграбив царство Израиля и заняв его столицу.

Вскоре ассирийцы осадили Иерусалим, но попытка взятия провалилась. Прошло 100 лет, и город покорил царь Вавилона Навуходоносор. Он сжег Храм Соломона, а израильтян изгнал.

Название города

Самое древнее из названий взято из египетских манускриптов Амарнского архива – Урусалим. В позднеассирийских текстах – Урусаллиму. В арамейских – Йерушалем.

Происхождение и значение слова неизвестны. Об этом спорят ученые, рассматривая две версии:

  • из шумерского языка – йеру + Шалим, что переводится, как «город или поселение бога Шалима»; в западносемитской мифологии так звали бога утренней зари и благополучия;
  • на иврите – йер + шалом, что в переводе означает «город мира».

Есть и другие, менее популярные варианты, где:

  • yârâh – это семитский глагол, означающий «устанавливать»;
  • yarê – «бояться»;
  • râ'âh – «видеть»;
  • yarâş – «наследовать».

В этих вариантах получаются переводы «место, где находится бог Шалим», «бояться Шалима» и т. д. Самый популярный вариант – «город Шалима», так как шумеры действительно называли свои поселения по главному божеству, которому там поклонялись.

Интересные факты:

  1. Название «Иерусалим» не упоминается в Торе. Там есть город Салем, но не все согласны отождествлять его с Иерусалимом.
  2. В Коране Иерусалим тоже не упоминается.
  3. Император Римской империи Адриан, когда строил новый город на месте разрушенного Иерусалима, назвал его Элия Капитолина. Элий – второе из имен императора, Капитолина – отсылка к главному римскому богу Юпитеру.

Возвращение иудеев на родину и период Второго храма

После завоевания Вавилона персидским царем Киром евреям разрешили вернуться на родину (532 год до н. э.). Для их страны период царства закончился, и Иудея стала провинцией Персидской империи. Так продолжалось 200 лет. За это время город восстановили и построили в нем Второй храм.

В 333 году до н. э. Персию завоевал Александр Македонский, но для горожан ничего не изменилось. Провинция новой империи продолжала исповедовать религию предков. Прошло еще 200 лет, и греческие правители решили заставить иудеев поклоняться греческим богам. Греки осквернили храм, установив в нем статуи своих богов. Это привело к восстанию братьев Маккавеев и обеспечило Иерусалиму частичную независимость от греков. К этому периоду относится возникновение празднования Хануки.

В 37 году до н. э. город завоевал царь Ирод. Он начал перестраивать храм, укрепил стены и выполнил много других работ в черте города. В 70 году н. э. Иерусалим осадила армия римского полководца Тита. Город пал, храм уничтожили, стены Иерусалима снесли за исключением западной, которая теперь называется Стеной плача.

Модель Второго Храма, перестроенного царем Иродом (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jerusalem_Modell_BW_2.JPG)
Модель Второго Храма, перестроенного царем Иродом / Фото: Wikipedia.org

Римский император Адриан решил построить на развалинах старого новый город, что закончилось восстанием евреев. На месте Соломонова храма он построил свой, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Рядом возвели храм Афродиты, а иудеям запретили заходить на территорию города. Тех, кто пытался попасть туда, казнили.

Смертную казнь отменили только во время правления императора Константина, в 300-х годах. Новый правитель принял христианство, отменил гонения на евреев, разрушил храм Юпитера. Евреи не стали восстанавливать Храм Соломона. Он оставался в руинах до мусульманского завоевания города.

Храм Соломона

Для иудеев ценность Иерусалима заключается в том, что это их прародина и когда-то здесь стоял Храм Соломона. По легенде, на горе Мориа Исаак пытался принести сына в жертву Богу. В память об этом событии и других здесь заложили Первый храм, ставший центром царства потомков Давида и местом поклонения. С тех пор гору прозвали Храмовой.

На самом деле точное местоположение храма неизвестно. Причина – на Храмовой горе никогда не проводились раскопки, так как это священное место. Когда Мессия вновь спустится на землю, он построит здесь третий и последний храм.

Место, где стоял первый, сегодня представляет собой территорию, обнесенную стенами. После завоевания Иерусалима мусульманами здесь построили две важные святыни – главный молитвенный зал мечети Аль-Акса и Купол Скалы – здание, возведенное над Краеугольным камнем, на котором Бог сотворил мир.

До XIX века ученые не сомневались в существовании храма. Но потом возобладал научный подход, и в библейском тексте усомнились. На раскопках, которые проводили вокруг Храмовой горы, не нашли свидетельств того, что здесь стояла крупная постройка. Так родились два предположения. Одно заключается о том, что размер храма был меньше очерченной стенами территории. Второе активно продвигается палестинскими религиозными деятелями и гласит, что на горе никогда не строили иудейских святынь. Израиль расценивает это как попытку уменьшить значение Иерусалима для еврейского народа с последующим его вытеснением с этой территории.

Модель Первого храма, включенная в библейское руководство для учителей (1922 г.) (https://en.wikipedia.org/wiki/Solomon%27s_Temple#/media/File:Bible_manual._Introductory_course_on_the_Bible,_for_teachers_training_classes_and_Bible_classes_(1922)_(14749899816).jpg)
Модель Первого храма, включенная в библейское руководство для учителей (1922 г.) / Фото: Wikipedia.org

Первое мусульманское завоевание

Иерусалим не упоминается в Коране, но местность, где он расположен, считается святой. В ночь вознесения пророк Мухаммед вознесся из Мекки в Иерусалимский храм, где почтил молитвой гору Синай и Вифлеем.

В 638 году город завоевали арабы. Халиф Умар ибн Аль-Хаттаб подписал с горожанами договор, гарантировавший свободу верований и безопасность имущества в обмен на дань, которую будет платить народ. Такие же соглашения арабы заключали со всеми завоеванными городами.

Красоты местности не единственное, что привлекало средневековых завоевателей. По оценке арабского географа и путешественника того времени Ибн-Хаукала, эта территория стала самой плодородной землей во владении Омейядов (650–750). Он посвятил описанию климата и плодородия земель Израиля большую по объему работу.

По преданиям, халиф приказал построить в Иерусалиме первую мечеть и начать обучать жителей исламу. Центром халифата оставался Дамаск. Иерусалим был провинциальным городом, хотя сюда приезжали ученые, государственные деятели. После династии Омейядов территорией управляли Аббасиды (750–969). Затем последовал период фатимидского правления, и в 1071 году Иерусалим захватили турки-сельджуки. Полководец Атсыз бен Увак завоевал большую часть территории Палестины и Сирии.

Иерусалимское королевство

Власть Фатимидов закончилась в 1099 году взятием города армией крестоносцев. Они провозгласили Иерусалим столицей нового королевства Иерусалимского. Правителем избрали предводителя войска Готфрида Бульонского, но королем он не стал – умер через год после победы.

Захватив город, крестоносцы устроили резню, в которой погибло мусульманское население и большинство евреев. В отвоеванной Святой земле рыцари занялись восстановлением святых мест, связанных с Иисусом Христом. Для их защиты основали ордена тамплиеров и рыцарей-госпитальеров.

Новому королевству история выделила 200 лет существования, до 1291 года, но сам город в 1187-м отвоевала армия султана Саладина из династии Айюбидов. Правитель разрешил свободное поклонение всем религиям. Затем последовало несколько переходов города от одних завоевателей к другим, пока в 1250 году власть не перешла к Мамлюкскому султанату.

Читайте такжеИерихон — история и достопримечательности древнейшего города Палестины

Иерусалим времен османов

С 1516 года город находился под протекторатом Османской империи. По приказу Сулеймана Великолепного вокруг Старого города восстановили разрушенные стены. Наступил религиозный мир. Началась эпоха восстановления. К середине XIX века, когда Османская империя вошла в фазу упадка, Иерусалим представлял собой «уездный город» с населением около 8000 человек. Он был разнородным в отношении вероисповеданий. Здесь работали синагоги, мечети, церкви, монастыри. Но отношения между общинами были напряженными

Так, Храм Гроба Господня делили пять христианских церквей: копты, армяне, эфиопы, католики и православные. Отношения между ними были настолько сложными, что храмовые ключи хранились у группы нейтральных мусульман.

Храм Гроба Господня (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Church_of_the_Holy_Sepulchre_by_Gerd_Eichmann_(cropped).jpg)
Храм Гроба Господня / Фото: Wikipedia.org

В XIX веке город делился между несколькими общинами. Каждая из них жила там, где размещались ее святыни. Евреи заселяли склон над Западной стеной. Армяне жили у Сионских ворот. Мусульмане селились у Храмовой горы, а христиане – у Гроба Господня. В ожидании распада империи османов влияние иудейской общины росло. После победы англичан над турками в Первой мировой войне город заняли британские войска под руководством Эдмунда Алленби. Британское управление сопровождалась нарастающими конфликтами между общинами.

XX век

В начале XX века Иерусалим входил в подмандатную Палестину, управлялся Великобританией под контролем ООН. В 1947 году ООН принимает решение о разделе территории на две отдельные страны. Одна – израильская, а вторая – арабская. Иерусалим должен был оставаться под контролем Организации Объединенных Наций, но война 1947–1949 годов изменила ситуацию. По ее результатам западную часть контролировал Израиль, а восточную – Иордания.

В 1967 году последовала Шестидневная война. В ходе боев армия Израиля заняла восточную часть города, изгнав оттуда противника. Каждая из сторон объявила город собственной территорией. Сегодня статус восточной части остается неопределенным. Ее аннексию признало только несколько стран.

Интересные факты о городе

Иерусалим – древний и одновременно новый город. Здесь расположено более 2000 археологических памятников прошлого и 200 000 современных зданий: жилых домов, банков, офисов. Муниципальный закон требует от строителей облицовывать стены новых зданий иерусалимским камнем, чтобы сохранять аутентичный облик Иерусалима.

Факты о городе и религии

Больше всего здесь работает синагог – 300. Также построено около 50 христианских церквей и 33 мусульманские мечети.

Во время молитвы евреи поворачиваются лицом к Иерусалиму, а те, кто живет в городе, – к Храмовой горе.

В еврейской библии, Танахе, название города упоминается 669 раз.

Для христиан Иерусалим – это место, куда привезли Иисуса родители, чтобы представить его в Храм, а также город, где он проповедовал, исцелял и изгонял торговцев из Храма. В Средние века христиане считали его центром мира и изображали на картах в виде середины цветка. Три лепестка цветка были известными христианам частями света.

В исламе Иерусалим – третий по значимости город после Мекки и Медины.

Факты о климате

В Иерусалиме смешанный субтропический полузасушливый климат с неплохой погодой. Прохладная влажная зима и жаркое сухое лето.

С ноября по март идут обильные дожди и случаются снегопады. Сильный снегопад проходит 1 раз в 3–4 года. Чаще зимой падает небольшой снег, покрывающий почву тонким слоем.

Январь – самый морозный месяц, но февраль – самый снежный.

Жаркий сезон длится с мая по октябрь. Это время рекомендуют туристам для экскурсий на открытом воздухе и паломничества по святым местам.

Осенью и весной здесь дует сухой ветер. Он оставляет на поверхностях тонкий слой песка как напоминание о том, что вокруг лежит пустыня.

Достопримечательности Израиля

Самая древняя часть города лежит к югу и юго-востоку от Храмовой горы. Считается, что здесь стоял город времен царя Давида. Его раскопки ведутся еще с XIX века. Ученые нашли остатки древней водоносной системы, городские стены и башни, дома и высеченные в скалах сводчатые туннели. Раньше туннели интерпретировали как царские гробницы.

Также здесь найдены остатки царского сада. Вода постоянно поступала к нему по каналу из источника Гихон. В саду выращивали фруктовые деревья. Сегодня Гихон, Силоамский бассейн и часть раскопок включены в состав археологического парка, доступного для публики.

Храмовая гора

Храмовая гора – самое священное место. Еврейская религиозная традиция связывает ее с рядом важных событий:

  1. Бог создал здесь первого человека – Адама.
  2. Адам совершил первое жертвоприношение Богу.
  3. Ной вышел на землю после потопа и принес здесь жертвы Богу.
  4. Соломон возвел храм. После его разрушения тут стоял Второй храм, а после возвращения Мессии будет стоять Третий.

Подниматься на Храмовую гору могут только верующие для молитвы или исполнения завета.

Храмовая гора (https://en.wikipedia.org/wiki/Western_Wall#/media/File:%D7%94%D7%A8_%D7%94%D7%91%D7%99%D7%AA_%D7%9E%D7%93%D7%A8%D7%95%D7%9D_%D7%9E%D7%A2%D7%A8%D7%91.jpg)
Храмовая гора / Фото: Wikipedia.org

Купол Скалы

Старейшее в мире произведение исламской архитектуры – Купол Скалы. Купол опирается на аркаду из 24 колонн, под ними расположен краеугольный камень. Построен в эпоху Омейядов. За образец строители брали архитектуру византийских соборов и дворцов. Внутренняя отделка – мозаики, мрамор.

В эпоху крестоносцев Купол Скалы заняли монахи-августинцы, превратив его в церковь. В расположенной рядом мечети Аль-Акса оборудовали королевский дворец, а в 1119 году создали Орден тамплиеров. Рыцари-храмовники пришли к выводу, что Купол Скалы – это Соломонов храм. С тех пор здание изображали на главной печати великих магистров ордена, а в впоследствии по его образу и подобию строили церкви тамплиеров.

Купол Скалы (https://en.wikipedia.org/wiki/Dome_of_the_Rock#/media/File:Jerusalem-2013(2)-Temple_Mount-Dome_of_the_Rock_(SE_exposure).jpg)
Купол Скалы / Фото: Wikipedia.org

Стена плача

Западная или Стена плача – это место, где евреи оплакивали разрушение и потерю храма в те времена, когда им не разрешалось входить в город. Считается, что стена стоит на фундаменте Первого храма. По степени святости она приравнивается к синагоге. От стены отходят пятясь. Подходя, кланяются. В древности при приближении к ней паломники снимали обувь.

В Средние века раввины считали, что это уцелевшая стена Соломонова храма. Крестоносцы называли ее «Вратами милосердия» и считали местом, куда приходят евреи, чтобы помолиться.

Стена плача (https://en.wikipedia.org/wiki/Western_Wall#/media/File:Westernwall2.jpg)
Стена плача / Фото: Wikipedia.org

Храм Гроба Господня

Для христиан самым святым местом стал Храм Гроба Господня. Сюда в праздник Пасхи нисходит Благодатный или Святой огонь. Храм заложен Еленой, матерью Константина. По легенде, Константин увидел божественное знамение Креста Господня, уверовал и отправил мать на поиски гробницы Иисуса. Во времена завоевания города императором Адрианом гробницу засыпали, и через 300 лет ее местоположение было неизвестным. Первоначальную церковь, заложенную Еленой, разрушили в 1009 году. Нынешняя постройка датируется XI веком.

Читайте такжеКонстантинополь — расцвет и падение: история величия Нового Рима

Иерусалим ежегодно посещает 3,5 млн туристов. Кроме религиозных достопримечательностей, здесь работает более 60 музеев, зеленеют 1500 парков и садов. По оценкам ученых, некоторым оливковым деревьям больше 800 лет. Также здесь проводятся свыше 30 различных фестивалей, охватывающих все виды искусств. Проходят спортивные соревнования и снимаются фильмы. Американский астронавт Нил Армстронг однажды посетил Иерусалим. Он сказал о визите, что был больше взволнован, ступая по его древним камням, чем когда шел по Луне.

Читайте также