Арутюн Акопян — знаменитый иллюзионист и его фокусы
Факты
27 апреля 2023 г. 14:35
Время чтения: 10 минут

Арутюн Акопян — знаменитый иллюзионист и его фокусы

В число величайших иллюзионистов XX столетия входит советский артист Арутюн Акопян. Мастерство его было столь высоко, что многие отказывались верить, что он не прибегает к черной магии.

Происхождение

Будущий иллюзионист родом из городка Цолакерт на турецко-армянской границе. Сейчас он носит название Ыгдыр. Акопян появился на свет в 1918 году, а вот по поводу дня рождения имеются разночтения. Считается, что это 25 апреля, но иные источники указывают на 26-е число.

Мальчику дали имя Арутюн, что переводится как «воскресение». Второе значение — «целеустремленный деятельный человек». Став взрослым, артист полностью оправдал этот смысл.

Когда Арутюну еще не исполнилось и года, турки устроили в населенном пункте резню. Мама его погибла, а отец сумел бежать с ребенком в Ереван. Там он женился снова, но отношения пасынка с мачехой не сложились, поэтому детство будущего фокусника прошло непросто.

Образование

Арутюн Акопян прошел 7 классов общеобразовательной школы, а затем учился в ереванском хореографическом училище. От природы подвижный и пластичный, он планировал связать жизнь с танцами, но работавший кузнецом отец настоял на профессии инженера для сына.

Арутюн Амаякович пошел получать образование в строительный техникум, после успешного окончания которого работал на стройке. Спустя несколько лет за трудовые успехи молодой Акопян удостоился привилегии: его направили учиться в Москву, что он воспринял с большим воодушевлением.

Парню настолько хотелось изменить свою жизнь, что он уехал в столицу за 3 месяца до начала учебного года. Пришлось жить на вокзале. Затем параллельно с учебой в Московском институте землеустройства Акопян вновь работал на стройке. Несмотря на слабое владение русским языком, молодой человек сумел благополучно окончить учебное заведение. Если бы не случай, впереди Арутюна ждала карьера инженера.

Арутюн Амаякович Акопян (https://www.youtube.com/watch?v=XeXDWpSEzPk)
Арутюн Амаякович Акопян / Фото: кадр из видео youtube.com

Знакомство и искусством иллюзии

В студенческие годы Арутюн Акопян случайно оказался с товарищами на эстрадном концерте. Среди прочих артистов на сцену вышел фокусник, который принялся извлекать предметы из пустого ящика. Молодой зритель, никогда ранее не видевший иллюзионистов, оказался потрясен зрелищем.

С этой поры Арутюн навсегда «заболел» искусством иллюзии. Он отчетливо понял, что именно этим хочет заниматься, хотя к тому моменту совершенно не владел ни малейшими знаниями в заинтересовавшей области.

Чтобы исправить положение, Акопян примкнул к художественному кружку, коих в те годы насчитывались десятки при различных клубах Москвы. Молодой человек начал усердно изучать фокусы, уделяя этому и все свободное время вне заведения.

Мосэстрада

Постепенно Акопян стал чаще выходить на клубные столичные сцены. Публика реагировала на его представления позитивно, хотя даже неизвестно, ожидал ли он сам такой отдачи. Так или иначе, но к 1942 году Арутюн заслужил определенный авторитет, а также успел набраться сценического опыта.

Теперь ему захотелось получить дополнительное творческое образование. С этой целью он отправился в Мосэстраду, как в те времена называли Москонцерт. Начинающий иллюзионист прошел большой конкурс, сумев произвести на жюри неизгладимое впечатление. Комиссия с уверенностью пропустила Акопяна вперед, хотя талантливых претендентов хватало и без него.

Начав сотрудничество с Мосэстрадой, Арутюн Амаякович продолжал копить опыт выступлений на публике, становясь все более профессиональным артистом. С этого момента началась плодотворная творческая биография одного из лучших в Советском Союзе и мире фокусников.

Выступления на передовой

В военные годы Арутюн Акопян часто ездил по фронтам в составе концертных бригад — суммарно он успел выступить перед бойцами в госпиталях и в буквальном смысле под вражескими пулями на передовой свыше 1,6 тыс. раз.

Известен эпизод, когда фокусник вышел на импровизированную сцену перед солдатами Белорусского фронта. Выступление проходило в непосредственной близости от местоположения немцев. Потом наблюдавший за врагом советский снайпер рассказывал, как враги с огромным интересом смотрели на представление Акопяна в бинокли.

«Великий мастер манипуляции»

За творческую карьеру Арутюн Амаякович придумал свыше 500 авторских фокусов с карточной колодой. Вдобавок в его репертуаре насчитывалось от 1 тыс. трюков с другим реквизитом. Но при этом артист почти никогда не использовал для представлений особо сложной аппаратуры или дополнительных технических хитростей.

Когда молодой фокусник освоился в выбранной профессии, он постарался выработать индивидуальный стиль. Иллюзионист намеренно отказался от ящиков со вторым дном и прочих классических предметов, сопровождавших на сцене иных его коллег. Вместо этого он делал ставку только на ловкость собственных рук.

По этому поводу распространен миф о том, как еще в детстве Арутюн сломал на руке указательный палец. После травмы он стал свободно проворачиваться вокруг своей оси. Якобы этим и объясняется поразительная ловкость кистей Акопяна. Но секрет таился в другом.

Арутюн добился потрясающего мастерства и непревзойденной техники манипуляций путем каждодневных тренировок, которые длились по 14–16 часов. В итоге за границей советского мага и чародея прозвали «великим мастером манипуляции».

Эффект, производимый на зрителя, каждый раз был удивительным. Публика поражалась тому, как фокусник многократно режет и рвет бумагу, а в конце трюка она остается целой. Также людей повергали в шок немыслимые вещи, которые Акопян вытворял с денежными купюрами. И конечно, на каждом выступлении он радовал народ фокусами с исчезновением и появлением карт.

Секреты фокусов

В отличие от коллег, Арутюн Акопян никогда не пытался сделать из эстрадных номеров тайну за семью печатями. Наоборот, он любил делиться со зрителем секретами выполняемых трюков. Иллюзионист издал ряд книг, где учил показывать фокусы, а также его авторские колонки регулярно появлялись в советских журналах «Наука и жизнь» и «Юный техник».

Артист считал: если народ проявляет интерес к фокусам, это стремление следует поощрять. Однако большинство коллег не разделяли его точку зрения и часто выражали обиду и недовольство тем, что он раскрывает секреты. Они опасались, что такими темпами уникальные хитрости станут известны каждому — и тогда они останутся без работы. Но великий манипулятор оставался непреклонен, потому что знал: передавать мастерство другим в силах только истинный специалист, а шарлатанам такое не по плечу. Вдобавок он понимал, что даже при знании секрета фокуса далеко не каждый сумеет его воспроизвести.

Конечно, не все фокусы разоблачил знаменитый чародей советской сцены. Но он завещал обнародовать их через 100 лет со дня его рождения. Срок вышел в 2018-м, но дневники с записанными тайнами трюков по состоянию на 2023 год еще не опубликованы.

Покушения

При бескрайней любви со стороны публики Арутюн Амаякович за творческую жизнь нажил себе немало врагов. Ему регулярно приходилось сталкиваться со склоками, интригами, кознями. Случалось, что возникала реальная угроза жизни артиста.

Как-то Акопян ехал на автомобиле и потерял управление, в итоге врезался во встречный автобус. Оказалось, что в машине кто-то слил тормозную жидкость. Другая неприятная ситуация: некий злоумышленник поджег гараж фокусника. Но однажды произошло самое настоящее покушение.

Иллюзионист выходил из подъезда собственного дома, где его поджидал неизвестный. Мужчина пытался ударить Акопяна по голове металлической палкой. Только по случайности коварство провалилось, хотя негодяя так и не сумели найти.

Фокусник Арутюн Акопян (https://www.youtube.com/watch?v=XeXDWpSEzPk)
Фокусник Арутюн Акопян / Фото: кадр из видео youtube.com
Читайте такжеГарри Гудини — факты о жизни знаменитого иллюзиониста

Общение со зрителем

Цирковой арене Арутюн Акопян предпочитал эстраду. Но и здесь он отличался от большинства коллег — не любил использовать музыку на выступлениях. Иллюзионист вместо этого тесно взаимодействовал с публикой — по его мнению, общение притупляет внимание зрителя, что способствует усилению эффекта от номеров.

Арутюн Амаякович умел расположить к себе людей, разговаривая подчеркнуто вежливо. Часто приглашал из зала случайных зрителей и использовал их в качестве «жертв» тех или иных трюков. Окажись перед ним мужчина или женщина, мальчик или девочка, любой возвращался на свое место в зале абсолютно счастливым от осознания того, что его сумел обмануть сам великий Акопян.

Этот контакт с публикой стал отличительной чертой выступлений фокусника. Даже если он и не вызывал никого на сцену, все равно общался с пришедшими на представление.

Армянский акцент

Реплики в адрес зрителей артист произносил с ярко выраженным армянским акцентом. Вслед за этим всякий раз следовал новый трюк, после чего зал взрывался восторгами, аплодисментами и хохотом.

Арутюн Акопян знал, что любому выступающему на сцене человеку необходима собственная маска, запоминающийся образ. Для себя он избрал армянский акцент, чем и выделялся среди остальных фокусников и не только.

Многие исследователи уверены, что он намеренно работал над характерным произношением. При желании артист мог бы избавиться от акцента, но в таком случае лишился бы яркой индивидуальной окраски.

Отношения с властями

Еще при Иосифе Сталине у Акопяна возник роман с некой девушкой Маргаритой, которая оказалась любовницей Лаврентия Берии. Высокопоставленный государственный муж решил устранить соперника путем высылки его в Армению. Там фокуснику пришлось жить вплоть до смерти вождя народов, хотя в этот период он не просиживал без дела — постоянно оттачивал мастерство иллюзиониста.

С возвращением в Москву активная эстрадная работа возобновилась. Акопян успел заслужить первые призы в Париже, в Коломбо, в Карловых Варах. При Никите Хрущеве он пользовался благосклонностью властей. Сам генсек любил приглашать фокусника на правительственные концерты, хвастался талантом иностранным делегатам. Особенно Никите Сергеевичу нравился трюк, когда артист сжигал американские доллары, после чего в его руках появлялись советские рубли.

Леонид Брежнев тоже любил артиста и искренне считал, что невозможно совершать такие немыслимые фокусы за счет исключительной ловкости рук. Генеральный секретарь, как говорят, даже просил Акопяна научить его азам черной магии.

Заграничные гастроли

Арутюн Амаякович оказался в числе первых эстрадников из СССР, которые стали свободно выезжать с гастролями за границу. С середины 1950-х он начал привозить из поездок громадные денежные суммы, заработанные на зарубежных концертах — иностранная публика любила его не меньше советской.

Любопытно, что фокусник десятки раз получал предложения остаться за границей, ему сулили стабильную занятость и многомиллионные гонорары. Но он оставался к этим перспективам безразличен. Артиста не манило накопительство. Более того, известно, как он отдавал заработанные деньги в пользу нуждающихся — жертвовал в Фонд мира или отправлял пострадавшим от сильнейшего землетрясения 1988 года в Армении.

Арутюн Акопян при всем заработанном богатстве оставлял себе лишь малую часть. Это указывает на его невероятную щедрость, открытость и доброту. Его волновало только одно — артист приносил людям радость и счастье, а главной наградой за труд считал улыбки на лицах зрителей.

Разоблачение шпиона

В биографии гастролирующего артиста случалась масса любопытных историй, чаще курьезных или забавных. Но однажды благодаря ловкости его рук удалось задержать шпиона.

Никита Хрущев устроил загородный прием иностранным гостям. На пикнике присутствовал и Арутюн Акопян, который показывал гостям фокусы. В числе демонстрируемых трюков был и такой, когда иллюзионист незаметно забирал у людей личные вещи, а потом раздавал пораженным «жертвам» обратно.

Среди прочего он вытащил у одного иностранца любопытный хронометр. Неподдельно удивившись чудному механизму, Акопян стал восхищаться его размерами, качеством стекла. Также он с иронией добавил, что отверстия в предмете, видимо, предназначены для скрытых камер и диктофонов.

Как ни странно, фокусник попал в точку. Все эти шпионские мини-устройства и правда присутствовали в хронометре. Так изобличили шпиона. Правда, советские спецслужбы и без того уже держали его на карандаше.

Семья

Главной женщиной в жизни Акопяна была Лия, не только жена, но и помощница в эстрадной работе. Супруга помогала Арутюну Амаяковичу во всем, став его правой рукой и ассистенткой на протяжении всего творческого пути. Хотя она состоялась и как певица, за плечами которой была консерватория.

В браке родился единственный сын — Амаяк, названный в честь дедушки. Он тоже стал артистом, пойдя по отцовским следам. Часть сегодняшней публики, услышав фамилию Акопян, представляет как раз его. Он унаследовал от отца секреты мастерства и состоялся как самостоятельный фокусник, демонстрирующий собственные новые трюки.

Последние годы и смерть

В 1995 году фокусник дал последний в жизни концерт. Дальше выступать он не мог, поскольку начались серьезные проблемы со здоровьем. У артиста диагностировали лейкемию, которая и стала причиной смерти, правда, после постановки неутешительного диагноза иллюзионист прожил еще 10 лет.

Последнее время он оставался прикованным к постели, но даже в этом состоянии мышечная память рук не подводила — Арутюн Амаякович не выпускал колоду карт. Скончался знаменитый артист 13 января 2005 года. Его похоронили на московском Троекуровском кладбище — над могилой установлен памятник скульптора Фридриха Согояна, изображающий иллюзиониста в мантии и цилиндре.

Арутюн Акопян в фильме Тегеран-43 (https://www.youtube.com/watch?v=EFEDpFOjqaY)
Арутюн Акопян в фильме «Тегеран-43» / Фото: кадр из видео youtube.com
Читайте такжеМарк Твен — стендап-комик позапрошлого века: жизнь и творчество писателя

В памяти и культуре

Арутюн Амаякович оказался первым советским иллюзионистом, которому присвоили звание народного артиста. Это произошло в 1982-м. Тремя годами позже на Центральном телевидении показали документальную ленту, посвященную биографии и творческому пути артиста. Ее название — «Необыкновенный концерт». А уже после смерти фокусника, в 2008-м, на экраны вышла новая картина о нем — «Чародей. Арутюн Акопян».

Кстати, и сам фокусник снимался в кино, чаще в эпизодах, где режиссерам требовалось его мастерство. Например, в числе первых появлений иллюзиониста на экране — короткая сцена в рязановской «Карнавальной ночи», а на фото выше представлен кадр из фильма «Тегеран-43» с участием Акопяна.

Арутюн Акопян — легендарный артист, достойный того, чтобы о нем написали не одну книгу. Каждое его выступление становилось событием, а большинство придуманных им трюков давно превратились в классику иллюзии.

Читайте также