Щ-408 — последний бой героической «Щуки»: факты о подвиге экипажа подлодки
Факты
25 мая 2023 г. 19:15
Время чтения: 9 минут

Щ-408 — последний бой героической «Щуки»: факты о подвиге экипажа подлодки

В мае 1943 года в Балтийском море совершила свой последний поход советская подлодка Щ-408. Она оказалась единственной субмариной, погибшей в этих краях во время надводного сражения. Об истории «Щуки», ее героическом экипаже, последнем бое и памяти о нем — в материале 24СМИ.

Подводные лодки проекта «Щука»

«Щуки» — первые средние подлодки, построенные в СССР. Субмарины 6 серий строили в 1930–1945 годы. Всего за этот период успели выпустить 86 боевых единиц типа «Щ», за счет чего аппараты оказались наиболее многочисленными субмаринами Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Цели и причины разработки проекта

К проектированию лодок серии «Щ» инженеры приступили в 1928 году. Причина заключалась в том, что военный флот страны нуждался в субмаринах сравнительно небольших габаритов, но без ущерба вооружению.

Первоначально подлодки задумывались как малые, рассчитанные на ведение боевых действий на Балтике, ее акватория отличается стесненными навигационными условиями. Субмарины собирались применять в Финском заливе, богатом на узкие участки, шхеры и небольшие глубины.

Впоследствии в предвоенный период в Советском Союзе провели классификацию, согласно которой «Щуки» отнесли к среднему типу.

Разработчики

Лодки поручили разрабатывать Техническому бюро Балтийского завода, руководимому Борисом Малининым. В 1929-м группа инженеров во главе с ним уже завершила проект. Первые 3 экземпляра заложили 5 февраля 1930 года.

Субмаринам присвоили имена собственные — для головного корабля выбрали наименование «Щука», другие назвали «Окунем» и «Ершом». Вскоре появилась и 4-я лодка новой серии — «Язь», ее построили уже не в Ленинграде, а на нижегородском заводе «Красное Сормово».

Помимо имени собственного, «Щуки» имели номерное наименование — «серия III». В дальнейшем всем остальным субмаринам «Щ» также присваивали порядковые номера. Когда выпустили очередную серию, состоящую из 12 кораблей, это была уже «серия V». Ее собирали на Балтийском заводе, на Северной верфи и на Заводе имени Марти.

Эти боевые единицы создавали с тем расчетом, что они пойдут в эксплуатацию на Дальнем Востоке. По этой причине лодки только начинали делать в Нижнем Новгороде и Ленинграде, а потом по железной дороге отправляли в Хабаровск и Владивосток. Там сборку завершали, чтобы уже спустить корабли на воду и ввести в строй на Тихоокеанском флоте.

Те экземпляры, что собирались для использования на Балтийском и Черном морях, отправлялись к будущим акваториям службы по внутренним водным артериям страны.

ТТХ

Сроки на проект установили ограниченные. Поэтому конструкторы решили не начинать разработку с нуля, а оттолкнуться от уже имевшихся в распоряжении «Ленинцев». Новые «Щуки» отличались от этих подводных минных заградителей уменьшенными размерами и упрощенной конструкцией, поскольку им не требовались минные трубы. Вдобавок при проектировке субмарин «Щ» взяли во внимание отдельные технические решения, недавно реализованные на английских L-55 — у советских инженеров появился доступ к технологиям после того, как такой корабль удалось поднять в 1920-х со дна Финского залива.

Основные тактико-технические характеристики «Щук» конструкторы обозначили сразу на первоначальной стадии разработки. Подлодки разных серий при определенных технических различиях обладали массой схожих параметров. Новые корабли получили арсенал, включавший 6 торпедных аппаратов: 4 на носу и 2 на корме. Кроме того, субмарины оснастили 45-миллиметровыми пушками на рубке перед ограждением.

Эксплуатация в военный период

Из всех построенных в довоенное время подлодок «Щуки» стали наиболее многочисленными в строю военно-морского флота СССР. Перед ВОВ как раз на этих машинах набивали руку советские подводники и командный состав. В результате до начала боевых действий морякам удалось поставить на субмаринах ряд рекордов касательно автономности плавания. Позже такие достижения серьезно помогли в сражениях.

За «Щуками» как за основной ударной силой советского подводного флота числятся сотни боевых успехов. Правда, воевавшим на субмаринах подводникам эти высоты дались немалой ценой. Из 86 построенных средних субмарин в гавань не вернулся 31 корабль.

На такую статистику повлияла совокупность обстоятельств. Именно «Щук» чаще остальных машин бросали в бои. При этом сражения постоянно были сопряжены для подводников с тяжелейшими условиями. Сыграла роль непростая акватория Финского залива, вдоль и поперек иссеченная вражескими минными заграждениями — они обычно и губили корабли. К таковым относится и героическая ПЛ Щ-408.

Щ-408, подводные лодки серии Щ (https://www.youtube.com/watch?v=SQ5kXS5aUCk)
Подводные лодки серии «Щ» / Фото: кадр из видео youtube.com

Командир подлодки Щ-408

Командира легендарного подводного корабля СССР звали Павлом Кузьминым. Уроженец Грозного происходил из семьи рабочего. Окончив школу, успел потрудиться в городской котельной, а потом пошел учиться в военно-морское училище.

Окончив заведение в 1938-м, Павел Семенович отправился служить на Балтийский флот. Войну он встретил, занимая должность начальника БЧ-1. А в октябре 1941-го получил звание капитан-лейтенанта и повышение — стал командиром только что созданной субмарины Щ-408. Тогда же сформировали и экипаж боевого корабля — вместе с Кузьминым команда составила 40 человек.

Подлодку построили в Ленинграде, в 1940 году ее спустили на воду, а в 1941-м включили в состав Балтийского флота. Первый боевой выход Щ-408 состоялся в мае 1943-го. Ставший одновременно последним, он теперь описан во всех учебниках истории.

Обстоятельства рокового похода

«Щука» вышла в боевой поход из Кронштадта ночью на 8 мая. Ее сопровождал эскорт тральщиков. Перед экипажем поставили задачу пройти в Балтику и приступить к действиям на вражеских коммуникациях. Когда наступило утро, подводная лодка легла на грунт неподалеку от полуострова Каравалдай. А на следующий день пришла на базу, расположенную на острове Лавенсаари.

Потом 18 мая балтийское командование не сумело выйти на связь с ушедшей в поход другой субмариной — Щ-303, на которой некогда служил Павел Кузьмин. По этой причине ему приказали выйти на своей ПЛ в новый боевой поход.

Кстати, Щ-303 — субмарина, вошедшая в число наиболее прославленных на Балтике в военные годы. С 1940 года ей командовал Иван Травкин. Первый боевой выход подлодки состоялся в июле 1942-го. Когда стартовала военная кампания 1943-го, она начала действовать первой.

6 мая ПЛ Щ-303 покинула кронштадтскую базу и, пройдя через Гогландский рубеж, вышла к Нарген-Порккала-Уддским заграждениям. Однако перебраться через это препятствие не получилось — командир несколько раз приказывал ложиться на дно, ведь противник стоял в непосредственной близости.

Как раз мешали белые ночи — подолгу оставаться на поверхности не представлялось возможным, соответственно, не выходило зарядить аккумуляторы и отправить сигнал в штаб. Приходилось экономить остатки запасов электроэнергии: камбуз практически прекратил работать, подводники остались без чая и горячей еды. А также иссякал кислород, начиналось удушье.

В это время произошло еще одно негативное событие. Борис Галкин, служивший на борту старшиной машинистов в трюме, оказался предателем. Единственным за всю войну из числа подводников. Когда моряк остался один на посту, он задраил двери переборок и подал воздух под давлением в цистерны, чтобы подлодка побыстрее поднялась на поверхность.

Вражеские противолодочные корабли тут же ее обнаружили — Галкин вышел на палубу и принялся размахивать белым флагом. Но в это время экипаж сумел открыть задраенные двери, Травкин приказал срочно погружаться.

Читайте такжеДмитрий Карбышев — несломленный герой концлагеря Маутхаузен: история подвига генерала

Предатель остался снаружи, но выжил. Его подобрал неприятельский катер. Вслед за этим враг пустился бросать бомбы. Лодке удалось спастись только чудом.

Несколько следующих суток команда непрерывно ремонтировала корабль и восстанавливала запасы электроэнергии. Однако о поставленной задаче по форсированию рубежа пришлось забыть.

В итоге и связь с командованием наладили — штаб позволил кораблю вернуться на базу Лавенсаари, а оттуда уйти в Кронштадт. Но это произошло потом, а по состоянию на 18 мая руководство решило, что подлодка погибла, поэтому и отправила в море другой корабль — Щ-408.

Командир подлодки Щ-408 Павел Кузьмин (https://www.youtube.com/watch?v=FZwA_qfgYK8)
Командир подлодки Щ-408 Павел Кузьмин / Фото: кадр из видео youtube.com

Последний бой 408-й «Щуки»

К ночи на 19 мая подлодка в сопровождении тральщиков благополучно дошла до заранее выбранных координат. На этой точке ей следовало погрузиться. Вскоре субмарина сумела преодолеть заградительную линию из подводных бомб, а дальше события приняли трагический оборот.

На водной поверхности появилось масляное пятно. Исследователи считают, что оно образовалось потому, что при форсировании рубежа от взрыва мины повредилась цистерна с горючим на «Щуке». Так или иначе, но след вскоре заметил пилот вражеского самолета. Он сообщил об этом своим — вскоре к месту обнаружения лодки уже прибыли десантные баржи немцев и принялись бомбить.

Сложилась критическая ситуация, в которой Кузьмин решил всплыть. У команды оставался вариант сдаться врагу в плен, но они предпочли дать последний бой,. 22 мая Щ-408 всплыла. Экипаж даже успел отправить командованию телеграмму с сообщением о своем местоположении, о полученных повреждениях и том, что они столкнулись с флотом врага. Наконец, подводники просили выслать авиацию на помощь.

Завязалась ожесточенная перестрелка с силами неприятельского флота. Советским морякам удалось потопить 2 финских катера, но сама «Щука» при этом тоже получила серьезные повреждения и пошла ко дну. Противник тем временем не останавливался. К месту сражения подоспел минный заградитель. Теперь немцы с финнами пустились бомбить уже легшую на дно подлодку.

10 советских истребителей вылетели из Лавенсаари, но при атаках немецких барж не сумели нанести им никакого ущерба. Более того, на обратном пути они наткнулись на финских летчиков, в схватке с которыми потеряли 1 самолет.

Важная находка

Десятилетиями о точном месте трагедии никто ничего не знал. В сохранившихся немецких и финских записях говорилось о координатах, не соответствовавших действительности. И только в 2016 году подлодку удалось отыскать. На поиск ушло 6 часов, операция проводилась в рамках проекта под названием «Корабли Великой Победы».

В экспедиции бок о бок работали российские и финские водолазные команды. Субмарину нашли на глубине 72 м в территориальных водах Эстонии, неподалеку от острова Вайндло. Оказалось, что «Щука» лежит в 3 милях от ранее предполагаемого места. Сонограмма позволила утверждать, что это именно Щ-408.

При подводном осмотре выяснилось, что на корпусе ПЛ отсутствуют серьезные повреждения от глубинных бомб. Исследователи сделали вывод, что вражеские корабли так и не сумели попасть в ушедшую под воду советскую подлодку. Зато ее рубка оказалась вся изрешечена осколками и снарядами — главные повреждения появились при артиллерийской схватке 22 мая.

Также при исследовании нашли ряд пробоин в цистернах и корпусе — через них и уходил воздух под давлением. Из-за этого экипаж лишился шансов на подъем или выход из зоны сражения.

Установили, что запертые в корабле подводники оставались живыми еще несколько дней. У них была возможность покинуть субмарину через торпедные аппараты либо верхний люк на рубке. Но это бы означало сдачу в плен. Водолазы не нашли ни единого следа того, что кто-то пытался выбраться наружу. Следовательно, команда, которую ждала неминуемая гибель, до последнего осталась верна своему воинскому долгу.

Останки ПЛ по-прежнему лежат на дне. Их внесли в эстонский госреестр памятников культуры. Государство взяло остов корабля под охрану, «Щука» признана памятником подводной археологии.

Щ-408 на дне (https://www.youtube.com/watch?v=OBvmaH9KfOQ)
Щ-408 на дне / Фото: кадр из видео youtube.com

Память о подвиге

О подвиге подводников не забыли — в начале 1960-х в честь Павла Кузьмина назвали улицу в Ленинграде. Там же, в Кировском районе, расположена школа, в стенах которой энтузиасты организовали небольшой музей, посвященный подвигу Щ-408 и иных советских субмарин времен ВОВ. Сегодня там размещена экспозиция, включающая 3 интерактивные панели и 4 витрины.

В 1964 году командира субмарины посмертно наградили. Любопытно, что его мужество отметила британская, а не советская сторона. Так выглядела тогдашняя традиция — героям из Красной армии присуждали иностранные ордена и медали, а зарубежным — советские. Но остальных членов команды корабля до сих пор никак не наградили.

Читайте такжеПанфиловцы — герои Великой Отечественной: факты, мифы и споры о подвиге

После обнаружения остова субмарины на месте ее гибели отдали воинские почести экипажу. В церемонии участвовали тоже ставшие подводниками сын и внук Павла Кузьмина.

В храме эстонского города Палдиски расположена освященная мемориальная доска в память о погибших советских моряках. Они пали, но не сдались врагу. Поэтому с подачи журналистов в 1960-х лодку Щ-408 прозвали «Балтийским Варягом».

Читайте также