Дмитрий Карбышев — несломленный герой концлагеря Маутхаузен: история подвига генерала
- Сын Сибири
- Неблагонадежный курсант
- Первая награда
- Уволили за недоносительство
- Брестская крепость
- Смерть жены
- Новая супруга
- Дочь — первая девушка-курсант
- Линия Маннергейма
- Последняя командировка
- Борьба генерала Карбышева
- Плен
- Нацисты пылись переманить на свою сторону
- Сеть лагерей
- Обстоятельства смерти
- Посмертная слава
1312 возможностей для убийства человека, который не желает отказываться от своих идеалов и не хочет предавать Родину. Именно столько ночей и дней генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев провел в плену у немцев. Нацисты потеряли всякую надежду переманить офицера на свою сторону, поэтому решили расправиться с участником всех крупных войн России и СССР в первой половине XX века. Факты из биографии Карбышева и история подвига генерала – в материале 24СМИ.
Сын Сибири
Дмитрий Карбышев родом из Омска. По национальности – русский, а по происхождению – дворянин. Будущий генерал происходил из семьи кряшенов – православных татар. Отец, казачий офицер Михаил Ильич, прошел Крымскую войну и служил сотником (казачий офицерский чин, равный поручику в регулярной армии) у Георгия Корнилова – отца легенды Белого движения Лавра Корнилова. Мать героя Великой Отечественной войны, Александра Лузгина, была дочерью коллежского советника и купца.
С XVII века Русское государство активно расширялось на восток. Экспедиции в основном состояли из казаков, которые ставили укрепления на покоренных землях. В 1820-х сибирские казаки обосновались в Омске и параллельно строили крепости в киргизской степи. В каждой из них разместился казачий конный отряд. Рядом с крепостями росли поселки, в которых пронеслась слава об удалом казаке Иване Карбышеве. Дальний родственник героя ВОВ и сам стал основателем поселка – с него началась история села Песчаное (ныне Павлодарская область, Казахстан).
«За удаль и отвагу» Ивана произвели в сотники. Уцелели рапорты начальству, в которых описываются подвиги Карбышева. Так, в одной из баталий Иван с конным отрядом в 200 человек и артиллерийским расчетом разбил скопище воинов хана Касимова у озера Кургальджин, захватив пленных и трофеи. Но Карбышев был не только отважен и смекалист, но и имел недюжинную тягу к знаниям. Иван охотно участвовал в нескольких научных экспедициях землепроходцев в середине 1850-х, занимался изучением природных особенностей и богатств Туркестана.
Таким образом, предки Дмитрия Карбышева пришли в Сибирь во времена восточной экспансии Русского государства. Они воевали, изучали, строили и созидали, но твердо решили остаться в тех краях.
Неблагонадежный курсант
Карбышев родился 26 октября 1880 года. В семье было шесть детей, из которых Дмитрий был младшим. Среди родственников мальчика было немало революционеров, которые, презирая царскую власть, выставляли себя радетелями о судьбах народа. Владимир Карбышев, старший брат будущего генерала, состоял в революционном кружке и написал воззвание после попытки народовольца Александра Ульянова, старшего брата Владимира Ленина, убить императора Александра III. Родственник будущего героя сидел в тюрьме, а затем заболел туберкулезом и умер в начале 1890-х.
Биография брата стала причиной появления слова «неблагонадежен» на личном деле кадета Дмитрия Карбышева. Несмотря на это, молодой казак с отличием окончил Сибирский кадетский корпус. Как лучшему выпускнику юноше дали право выбрать, куда поступать. Так, парень мог подать документы в Павловское, Михайловское артиллерийское или Николаевское инженерное военное училище.
Но Дмитрия обуревали сомнения по поводу армейской карьеры. Карбышев задумывался о профессии на «гражданке». Например, юноша хотел поступить в Академию художеств или в Институт гражданских инженеров. Но мечты расходились с реальным положением дел: отец умер, а мать перебивалась копеечной пенсией. Семья не могла поддержать Дмитрия деньгами, поэтому юноша выбрал учебу за казенный счет в Николаевском училище.
Первая награда
После учебы Карбышев служил на Дальнем Востоке. Сначала его саперный батальон дислоцировался в Маньчжурии, а затем под Владивостоком. Через три года после окончания училища Дмитрия произвели в поручики. В 1903-м Карбышев провел отпуск в городе Нагасаки – тогда молодой офицер еще не знал, что русско-японские отношения зайдут в тупик и начнется война.
Первой наградой поручика стал орден Святого Владимира IV степени за подвиг во время боя у Вафангоу. Японцы высадили десант на Квантунский полуостров, создав угрозу для Порт-Артура. Российское командование решило организовать наступление, чтобы отбросить силы противника и ослабить армию Японии на полуострове. Для этого было придано 33 тыс. бойцов, среди которых был Карбышев.
Офицер передавал сигналы с помощью гелиографической техники. В распоряжении поручика был оптический телеграф, который передавал сообщения посредством вспышек. Карбышев с отрядом попал в окружение, но не сдался, а с боем вывел 60 подчиненных из вражеского кольца, прихватив оружие и оборудование.
Бой у Вафангоу выиграли японцы, но подвиг Карбышева не остался незамеченным. Всего за Русско-японскую войну Дмитрий получил 5 боевых орденов и 3 медали.
Уволили за недоносительство
Герой войны с Японией остался не у дел в 1906 году. Первая русская революция добилась определенных успехов, но руководство страны занялось чисткой среди неблагонадежных кадров. Особое внимание уделяли армии, где среди солдат развернулась антимонархическая агитация. Пока одни занимались пропагандой опасных идей, другие примечали активистов и писали доносы. Карбышев не занимался ни агитацией, ни доносительством, а просто продолжал выполнять задачи службы.
В итоге поручик попал на суд офицерской чести. Изначально военнослужащего обвиняли в агитационной деятельности. Но доказали факт недоносительства, когда его бойцы занимались пропагандой революции. В компетентное ведомство написал некто другой – и на солдат, и на Карбышева.
Офицеру грозил расстрел или тюрьма. Поручик не стал каяться в том, чего не совершал, выдавать революционеров или просить помилование. В армии учли таланты Карбышева, подвиги в годы войны и решили, что стоит приберечь столь ценный кадр. Дмитрия уволили со службы, но через год восстановили.
Брестская крепость
Год, который Карбышев провел вне армии, он работал чертежником во Владивостоке. После восстановления офицера вернули в тот же батальон на должность командира роты. Владивостокская крепость и другие военные объекты нуждались в ремонте и реконструкции, поэтому знания и талант Карбышева оказались востребованы. Отсюда в 1908-м Дмитрий поехал в Санкт-Петербург, чтобы стать учащимся Николаевской военно-инженерной академии. Карбышев вошел в число 30 из 100 абитуриентов, которые прошли экзамены.
Дмитрий окончил академию с отличием, получил звание штабс-капитана и был переброшен к западным границам для укрепления рубежей. Брестская (Брест-Литовская) крепость, построенная при Николае I, нуждалась в модернизации. В начале XX века сооружение имело лишь один достроенный форт, другие еще возводились.
В те времена строители только начали осваивать использование железобетона. В распоряжении инженеров еще не было ни руководств, ни расчетных таблиц. Поэтому одному из лучших выпускников академии пришлось потрудиться, чтобы решить ряд непростых инженерных задач и не совершить просчет. Карбышев руководил модернизацией VII форта. Штабс-капитан успел завершить работы к началу Первой мировой войны.
Дмитрий Михайлович еще до злополучных 1914-го и 1941-го сказал, что Брестская крепость достойно послужит стране. Накануне войны руководство требовало от военных инженеров нарастить темпы. Карбышев и коллеги буквально дневали и ночевали на стройке. На работу штабс-капитан любил добираться на велосипеде, преодолевая в оба конца 25 км. Многие офицеры из-за такого ритма жизни засыпали прямо за ужином. Но Карбышев всегда был собран, подтянут, тщательно выбрит и не позднее 5 часов утра спешил к форту, чтобы раздать задачи и проконтролировать ход работ.
В Брест-Литовске офицеры выкраивали время на досуг: ходили в гости друг к другу и устраивали небольшие посиделки. Однако Карбышева в таких компаниях можно было увидеть очень редко. Поговаривали, что жена, немка Алиса Троянович, не пускает мужа на вечеринки. Супруга ревновала Дмитрия, который не был красавцем, но все равно пользовался успехом у женщин. Несмотря на плотный график и ревнивую жену, Карбышеву удавалось поиграть с товарищами в теннис.
Смерть жены
Карбышев был младше жены на шесть лет. Он не давал поводов ревновать, проявлял чрезмерную заботу и внимательность. Даже трехдневная командировка не обходилась без письма. Но Алиса все равно ревновала и однажды довела себя до нервного срыва.
Что на самом деле произошло с Троянович, доподлинно неизвестно. Есть версия, что женщина устроила сцену и выставила себя женщиной, которую предали. Ситуация завершилась гибелью Алисы, которая, как считается, застрелилась. По другой версии, произошел несчастный случай. Однако после смерти жены инженер стал менее общительным и погрузился в работу.
Новая супруга
Через 10 лет после начала Русской-японской войны Дмитрий Михайлович снова стал участником боевых действий. Штабс-капитан воевал в Карпатах, находясь в составе 8-й армии генерала Алексея Брусилова. В 1915-м Карбышев участвовал в штурме Перемышльской крепости. В ходе сражения получил ранение в ногу. С поля боя его вынесла молодая медсестра Лидия Опацкая, которая помогала раненым с первых дней войны. Уже в 1916-м подполковник Карбышев женился на своей спасительнице. В том же году офицер участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве, а через год занимался укреплением рубежей на границе с Румынией.
Дочь — первая девушка-курсант
После войны Дмитрий Михайлович впервые стал отцом. В 1919-м родилась Елена Карбышева, которая в 1938 году поступила в Военно-инженерное училище, в котором учился ее отец. Но тогда учебное заведение уже носило имя Валериана Куйбышева. Елена стала первой девушкой-курсантом военного училища. В семье Карбышевых были еще двое детей – Татьяна (1926–2003) и Алексей (1929–1988).
Дмитрий Михайлович, находясь в командировке, слал домой письма и покупал детям подарки. Из Ружан (Белорусская ССР) офицер писал, что купил Тане и Алеше по выдвижному карандашу. «Если попаду в населенный пункт, куплю что-нибудь еще», – говорил в письме домой Карбышев.
Линия Маннергейма
Карбышев в 1930-х считался авторитетным инженером, фортификатором и ученым, который накопил приличную коллекцию наград. Среди них были золотые часы, которые офицеру вручил Михаил Фрунзе за уникальные идеи при штурме Перекопа в годы Гражданской войны.
На войну с Финляндией Дмитрий Михайлович стремился не только из патриотических чувств. На Карельском перешейке советские войска пытались пробить вражеский укрепленный район, который военные авторитеты считали неприступным. Карбышев хотел изучить современные фортификационные наработки, помочь коллегам найти слабые места в линии Маннергейма и поделиться опытом. Генерал выполнил эти задачи, но едва не погиб от пули снайпера.
Карбышев не отсиживался в тылу и не теоретизировал. Генералу нужно было все потрогать своими руками и проанализировать. «Земля не успела остыть от взрыва снарядов, а он уже в воронке: что-то измеряет, что-то записывает», – говорила о Дмитрии Михайловиче его вторая жена.
Последняя командировка
Дмитрий Михайлович следил за ситуацией в Европе и не питал иллюзий по поводу пакта с Германией. Карбышев был одним из немногих офицеров, который утверждал, что следующим противником СССР будет Берлин. Офицера тянуло в БССР, на западную границу, через которую шли все враги: Германия, Польша и даже Франция в XIX веке начала вторжение после пересечения реки Неман.
В начале июня 1941 года Карбышев прибыл в БССР. Лидия Васильевна по традиции клала в чемодан супруга маленькую иконку, но в этот раз забыла это сделать. На западных рубежах Дмитрий Михайлович осмотрел состояние укреплений в Осовце, Замбровске, Бресте. Под руководством генерала в сжатые сроки возводили дополнительные оборонительные сооружения.
Накануне войны офицер прибыл в Гродно. 22 июня немцы совершили на город авианалет, одна из бомб разорвалась неподалеку от штаба 10-й армии, где находился 60-летний генерал. У инженера был шанс эвакуироваться в столицу СССР, но он решил остаться.
Борьба генерала Карбышева
Карбышев вместе с Красной армией отступал с запада на восток Белоруссии. Несмотря на высокое звание, офицер таскал на плечах раненых солдат и подбадривал паникеров. Красноармейцы под началом Дмитрия Михайловича не единожды пробивали немецкие заслоны, вырываясь из окружения и засад.
Однажды солдаты пересекали поле. Колосья ржи покачивались ветерком под знойным летним солнцем. Бойцы Карбышева, измученные ночным боем, отступали. Позади них был горящий лес, в котором погибли боевые товарищи и сложили головы захватчики. Никто не ожидал, что впереди, прямо в поле, залегли гитлеровцы. Завязался новый бой, в ходе которого советским бойцам удалось прорвать цепь нацистов.
К отряду прибился подросток из соседней деревушки. В памяти парня на всю жизнь отпечаталось воспоминание о седовласом генерале, который даже в самые тяжелые минуты мог выдать шутку. Офицер рассказал подростку о происхождении своей фамилии от слова «карабыш». Он объяснил, что так казаки Урала прозвали сусликов, которые роют землю, и сравнил это занятие животных со своими задачами военного инженера.
Плен
Карбышеву придумали новый план, как избежать немецкого плена. Полковник Петр Сухаревич предлагал начальнику прикинуться крестьянином и спрятаться в деревне. В те дни Дмитрий Михайлович постарел так, что ему можно было дать лет 70–80. Но генерал снова отказался, заявив, что будет бороться, пока находится в сознании.
В августе 1941-го недалеко от деревни Добрейка (Могилевская область) Карбышев с солдатами попал под авианалет и был контужен. Унести офицера не смогли, поэтому он попал в руки нацистов. С тех пор о Карбышеве писали или говорили: «Судьба неизвестна».
Нацисты пылись переманить на свою сторону
За годы ВОВ в немецкий плен попали 75 генералов, из которых только 8 согласились сотрудничать с нацистами. Немцы планировали переманить на свою сторону и Дмитрия Михайловича. Офицера убеждали и уговаривали, но безрезультатно. В 1942-м с фортификатором беседовал Вильгельм Кейтель, занимавший должность начальника верховного командования вермахта. Нацист обещал советскому генералу работу с лучшими военными инженерами и собственную научную лабораторию.
Немцы пересылали Карбышева из лагеря в лагерь, подвергали издевательствам, заставляли с утра до ночи выполнять тяжелую работу. Нацисты надеялись, что генерал передумает. Но в 1943 году наступил переломный момент в войне. Тогда Карбышева перестали уговаривать и отправили во Флоссенбюргский концлагерь, где 63-летний генерал по 12 часов работал на каменоломне.
Карбышеву оставили возможность передумать, но тот не собирался отказываться от убеждений и продолжал выполнять тяжелую работу от звонка до звонка. В начале 1944-го генерала переправили в Майданек, где его осмотрел врач-узник Гофман-Михайловский. Доктор указал, что у пленника был целый букет болезней, среди которых склероз сосудов сердца, эмфизема легких и хронический бронхит.
Сеть лагерей
С августа 1941-го по февраль 1945-го советский офицер побывал в 13 местах заключения. Генерала держали в концлагерях и тюрьмах Белоруссии, Польши, Германии, Австрии. Генерал-майор Иван Корнилов, который тоже находился в немецком плену, вспоминал, что Карбышев выдерживал всевозможные издевательства и репрессии, сохраняя твердость духа и мужество.
Генерал-майор Александр Носков рассказал о случае в лагере Хаммельбург. Здесь некий немецкий офицер заговорил с Карбышевым о неизбежной победе Германии. Фашист был уверен, что Москва падет. Но предсказание Дмитрия Михайловича оказалось точнее. Генерал сказал, что оккупанты под Москвой «получат штык в грудь».
Обстоятельства смерти
Последней остановкой фортификатора стал Маутхаузен. В австрийский лагерь Карбышева перевели из Заксенхаузена (Германия) в начале февраля 1945 года. Накануне его прибытия около 400–500 узников совершили побег из «блока смерти». Подразделения СС, вермахта, полиции и даже Гитлерюгенда занимались поимкой беглецов. В нацистских документах операция получила название «Мюльфиртельская охота на зайцев».
Чем ближе становилось поражение, тем больше неистовствовали и нервничали немцы. По воспоминаниям майора канадской армии Седдона де Сент-Клера историографы восстановили последние часы жизни генерала Карбышева. В концлагерях царила атмосфера смерти, поэтому кончина очередного узника вызывала безразличие у многих заключенных, которые понимали, что скоро станут следующими.
18 февраля немцы отобрали около 400–500 узников, среди которых были Карбышев и де Сент-Клер. Людей загнали в душевую и велели раздеться. Из душа на обнаженных пленников полилась ледяная вода. Слабые здоровьем узники падали и уже не вставали. У одних отказывало сердце, а другие теряли сознание и захлебывались в воде, которая не уходила в канализацию. Выживших заковали в деревянные колодки и вытолкали на улицу, разрешив надеть нижнее белье.
Пленников построили на холоде, а затем притащили пожарные брандспойты. Пытка ледяной водой продолжилась. Как вспоминал де Сент-Клер, узников, которые уклонялись от струи, забивали до смерти дубинками. Канадский офицер говорил, что только видел, как Карбышев упал на землю. 64-летний советский офицер не пережил пытку.
В тот день в живых осталось 70 человек. Де Сент-Клер не понимал, почему немцы не довели начатое до конца. Позже выяснилось, что к лагерю приближаются союзные войска, поэтому им было уже не узников.
По другим свидетельствам, которые ссылаются на советского подполковника Сорокина, прибывшего в Маутхаузен 21 февраля, Карбышев уклонился от струи воды, за что получил дубинкой по голове. Тело генерала вместе с другими убитыми сожгли в лагерном крематории.
Посмертная слава
О подвиге Карбышева, который не дожил до Победы два с половиной месяца, узнали не сразу. Все годы войны генерал числился пропавшим без вести. Только свидетельства вернувшихся из плена советских солдат и офицеров помогли восстановить события, которые происходили с Дмитрием Михайловичем после августа 1941-го.
В 1946 году Карбышеву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Похоронить его было невозможно, а также точно установить, как он погиб. Однако неоспорим тот факт, что генерал выдержал все испытания и не перешел на сторону врага.
Карбышеву установлены памятники в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Казани, Самаре, Тюмени и ряде других российских городов. Также память о генерале была увековечена в Республике Беларусь и на территории бывшей УССР. На месте лагеря Маутхаузен стоит мемориальный комплекс, на входе в который установлен памятник Карбышеву.
Дмитрий Карбышев не посрамил казачью честь и стал достойным потомком своих предков, которые покоряли Сибирь. Выстояв в схватке с соблазнами, остался верен идеалам и стране. Только нацистская экзекуция помешала герою утонуть в лучах славы, увидеть семью и продолжить работать во благо родины.