Лавр Корнилов — жизнь и судьба «русского Бонапарта»
- Споры о происхождении Корнилова
- Образование
- Оловянные солдатики и военная карьера
- Личные качества
- Жена и потомки
- Талант писателя
- Прозвища
- Подвиги
- Член Русского географического общества
- Арест царской семьи
- Награждение Кирпичникова
- От Верховного главнокомандующего до лидера Добровольческой армии
- «Ледяной» поход
- Смерть и похороны
- В массовой культуре
Лавр Корнилов вспоминается прежде всего как белый генерал. При этом часто забывают об иных сторонах его жизни. А ведь он был человеком незаурядным, его судьба полна тайн, интересных фактов, мифов и легенд, о которых и пойдет речь в материале 24СМИ.
Споры о происхождении Корнилова
Исследователи биографии Лавра Корнилова спорят по поводу теорий его происхождения. Согласно первой из трех основных гипотез, его настоящее имя — Лавга Гильджирович. Он родился в семье казака-калмыка по фамилии Дельдинов, а матерью была русская казачка из станицы Семикаракорской, что сегодня расположена в Ростовской области. Потом семья распалась, и мальчика усыновил и записал Лавром дядя, Георгий Корнилов из Усть-Каменогорска.
Вторая версия сводится к тому, что Лавр родился в Усть-Каменогорске, Георгий Корнилов был его родным отцом. А калмыки были в его роду по линии матери, казачки по имени Прасковья Хлыновская.
Третье предположение наиболее распространенное. Согласно ему, Лавр Корнилов также появился на свет в Усть-Каменогорске, его день рождения — 18 августа 1870 года. Отца звали Егором, а маму — Марией или Марьям Ивановной, которая по национальности была казашкой. От рождения мальчика называли Лавром Егоровичем, а Георгиевичем он стал уже после окончания учебы в академии.
О том, насколько Корнилов был русским и насколько казахом или калмыком, до сих пор ведутся дискуссии, точка в них еще не поставлена. Об остальных вехах жизни военачальника известно куда больше.
Образование
В детстве Лавр Корнилов обучался на дому — родители постарались нанять сыну репетиторов, чтобы те дали наследнику хорошее традиционное образование. Единственное отличие от стандартного набора знаний — ему не преподавали французский язык.
Позже Лавр Георгиевич с лихвой окупил это и освоил 9 языков, включая редчайшие наречия. Их он изучил самостоятельно, когда не ограничивался знаниями, получаемыми в период учебы в кадетском корпусе Симбирска и дальнейших заведениях. На занятиях стабильно получал высокие оценки, ему давались все дисциплины, ученик прослыл способным, скромным и трудолюбивым.
Следующим местом обучения стало артиллерийское училище, в котором он заработал звание унтер-офицера. А после выпуска пошел еще на дополнительный курс, где стал подпоручиком. Теперь офицер получил право служить в гвардии — оказался в Туркестанском военном округе.
Также в списке пройденных им учебных заведений значится Петербургская академия генштаба. Он отправился сюда по собственной воле в погоне за новыми достижениями в военном деле. Окончил заведение Лавр Георгиевич с серебряной медалью.
Оловянные солдатики и военная карьера
Рассказывают, что Лавр Корнилов подсознательно выбрал военный жизненный путь еще в глубоком детстве, когда любил играть с оловянными солдатиками. Кроме того, говорят, увлекался лубочными картинками, посвященными походам Александра Суворова. Однако это, скорее, байка. Вероятнее, что военную судьбу Лавра определили казачьи корни.
Где бы ни обучался, Корнилов везде показывал блестящие результаты. По этой причине сам имел право выбирать место службы. Как сказано выше, Лавр Георгиевич попал в Туркестанский военный округ. Хотя мог бы обосноваться в местах поблагоприятнее — в столичном гарнизоне либо в гвардии. Но его тянуло туда, где нависала вероятность конфликтов с Великобританией, Афганистаном или с Персией.
Личные качества
Лавр Корнилов отличался амбициозностью, цепкостью и упрямством, как многие провинциалы, привыкшие пробиваться самостоятельно. В военном училище о нем говорили как о добром, скромном, тихом человеке, которому присуща исполнительность, послушность, приветливость. Вместе с тем отмечали некоторую грубоватость, сформированную из-за недостаточной воспитанности.
Это был любознательный, самолюбивый человек, всерьез относящийся к военному делу и наукам. Видя это, наставники небезосновательно прочили ему большое офицерское будущее.
Внешне малоприметный, худощавый молодой человек невысокого роста, в процессе обучения он раскрывался наиболее полно — каждый экзамен становился для него своеобразным «звездным часом».
В зрелости, уже став командиром, показывал себя храбрым военачальником. Алексей Брусилов вспоминал о нем как о добром по отношению к подчиненным офицере, но требовательном в исполнении приказов.
Антон Деникин называл Корнилова отважным, талантливым и справедливым генералом. В число его важнейших качеств выносил способность воспитывать армию и умение сохранять высокую военную этику по отношению к соратникам. По мнению Деникина, за счет таких черт характера Лавр Георгиевич и сумел заработать авторитет в офицерстве.
Жена и потомки
В 1896 году Лавр Корнилов вступил в брак с Таисией Марковиной. Девушка приходилась дочерью одному титулярному советнику. Венчание прошло в православной церкви Ташкента. В союзе появились трое детей, один ребенок умер рано.
После смерти генерала вдова тоже вскоре скончалась, пережив мужа всего на 5 месяцев. Остались сироты — сын Юрий и дочь Наталья. Опекать их взялся Антон Деникин, который и вывез наследников Корнилова в 1920 году из страны.
Дочь скончалась в эмиграции в 1983-м, это произошло в Брюсселе. Ее сын, названный в честь знаменитого деда, ушел из жизни в 2000 году. У него также родился сын, нареченный Лавром, который по состоянию на 2022 год живет во Франции.
Юрий стал инженером, работал в США в компании по производству автомобилей. В 1987 году его не стало. Его дочерей Елены и Натальи тоже уже нет в живых. Известно, что дочь Елены живет где-то в Соединенных Штатах. Никто из потомков Корнилова никогда не был в СССР или РФ.
Талант писателя
Когда Лавр Георгиевич стал жить отдельно от родителей, у них недоставало средств, чтобы высылать сыну приличное содержание — самим приходилось жить скромно. Но, будучи молодым энергичным юнкером, Корнилов нуждался в средствах. Он принялся работать репетитором — обучал молодежь, готовившуюся к поступлению. Вскоре ему стало понятно, что надо бы работать не только ради себя, но и для родных. И тогда он начал писать и выпускать первые статьи, посвященные вопросам зоогеографии.
Стали появляться излишки средств, но он не тратил их на праздные развлечения, а копеечку к копеечке складывал и отправлял родне. Впоследствии его литературный дар, ставший приносить доход, раскрылся еще шире. Корнилов написал ряд общественно полезных работ.
Прозвища
Корнилов жалел о падении Российской империи, поскольку придерживался консервативных взглядов. Отдельные генералы называли его «русским Бонапартом» за его военный талант, а также увлеченностью деяниями именитого полководца. Однако Корнилов не проявил той амбициозности, которой от него ждали. Он не потребовал у Александра Керенского достаточной полноты власти, что в итоге стало роковой ошибкой.
Другое прозвище или эпитет, закрепившийся за Корниловым, — «не человек, а стихия». Так стали говорить, оценивая поведение генерала в боях. Он лично ходил в сражения с дивизией, проникал в неприятельский тыл. Особенно запомнился его отчаянный шаг, когда он совершил ночную атаку на австро-венгров.
Подвиги
Лавр Корнилов служил в период с 1898 по 1904 год в Туркестане, занимая должность старшего адъютанта в штабе округа. После он стал штабс-офицером по штабным поручениями. За счет знания тюркских языков и восточной внешности добивался успехов в разведывательной деятельности в Средней Азии. Известно, как он, рискуя жизнью, обрядился туркменом и удачно провел в Афганистане рекогносцировку крепости, принадлежавшей англичанам.
Потом разразилась война с японцами. Здесь Корнилов тоже проявил талант военачальника и отважность солдата. Однажды повел за собой бойцов в штыковую атаку, что помогло вывести бригаду из вражеского окружения. За проявленную храбрость его повысили до звания полковника и наградили Георгиевским крестом IV степени.
В период Первой мировой войны оборонявшаяся дивизия Лавра Георгиевича несла тяжелые потери в Карпатах. В строю катастрофически не хватало людей. Чтобы прервать вражеское наступление, Корнилов принял нестандартное решение: собрал роту саперов в количестве до 200 человек. Привлек даже писарей и всех, кто попался под руку. С этими людьми собрался атаковать неприятеля сам.
Настала ночь, Корнилов повел отряд за собой. Застигнутые врасплох австрийцы бежали в ужасе из-за молниеносной атаки. Австро-венгерский генерал вместе с 1,2 тыс. солдат сложил оружие, но, когда увидел, каким мизерным числом русских оказался захвачен, разрыдался от досады.
Член Русского географического общества
В период туркестанской службы Корнилов совершил ряд разведывательных и исследовательских экспедиций, передвигаясь по территориям Персии, Восточного Туркестана и Афганистана. По результатам проведенных работ он написал книгу с названием «Кашгария, или Восточный Туркестан». Труд принес автору международный успех, став важным вкладом в этнографию, географию, геополитическую и военную науку.
В книге он обобщил полученную информацию, касающуюся этнографических и географических особенностей центральноазиатских районов. Его отряд обследовал территории, которые прежде были белым пятном как для русских, так и для европейских географов.
Также ходил с экспедициями на Памир, побывал в Белуджистане — там, где сегодня расположен Пакистан. Он явился сюда под видом обычного путешественника, интересующегося жизнью местных народов. Но на самом деле провел разведку позиций Британии в регионе.
Благодаря собранным военным, этнографическим и географическим материалам Корнилов удостоился принятия его в действительные члены Русского географического общества.
Арест царской семьи
Революция кардинально изменила судьбу Корнилова, что, впрочем, справедливо по отношению к большинству тогдашних русских офицеров. В разгар событий начала 1917 года Николай II назначил Лавра Георгиевича командующим войсками Петроградского округа.
После Февральской революции Корнилов, по сути, поднялся на пик карьеры. Кстати, так получилось, что Корнилов оказался последним военачальником, назначенным на тот или иной пост императором.
Когда государь отрекся от престола, Корнилову пришлось отвечать за безопасность бывшего царя и его семейства. Теперь они находились под стражей. Современники вспоминали, что возложенная миссия тяготила генерала, но Временное правительство приказало именно ему провести арест императорской семьи в Царском Селе.
Любопытно, что свидетели тех событий утверждают: по факту арестом Корнилов спасал Романовых от солдатской расправы, ведь как раз разбушевался местный гарнизон, а в Петроградском совете царило самоуправство. Вдобавок историки пишут, что Александра Федоровна благосклонно отнеслась к тому, что арест провел этот славный генерал, а не кто-то из членов Временного правительства.
Награждение Кирпичникова
После ареста Романовых Временное правительство уверилось в демократизме Корнилова. На новой должности он старался соответствовать положению. Генерал ездил на матросские митинги, принимал парады в гарнизонах, вручал Георгиевские кресты отличившимся, в том числе революционному унтер-офицеру Тимофею Кирпичникову. В связи с этим сложился очередной миф вокруг Корнилова.
Считается, что он наградил Тимофея Ивановича за убийство офицера и организацию бунта. Но сохранились документы — они вносят ясность. По факту награждение состоялось за то, что Кирпичников первым встал на борьбу за народную свободу, когда возглавил учебный батальон. Под пулями он подал личный пример храбрости, увлекая за собой солдат, чтобы захватить полицейские пулеметы.
От Верховного главнокомандующего до лидера Добровольческой армии
Корнилов стал Верховным главнокомандующим русской армией летом 1917 года. Он занял место Брусилова, после чего в офицерских кругах сразу окрепли надежды на спасение старой России. Да, Лавр Георгиевич старался восстановить жесткую управленческую систему, но ему мешало бездействие структур Временного правительства.
Он посчитал, что в стране сложилась катастрофическая ситуация. По этой причине в августе организовал наступление на Петроград, после чего Александр Керенский объявил его мятежником.
Вплоть до Октябрьской революции его вместе с ближайшими соратниками содержали под арестом, пока не освободили в соответствии с распоряжением генерала Николая Духонина. После этого Лавр Корнилов отбыл на Дон, где стал в ряд главных организаторов Добровольческой армии и первым ее главнокомандующим.
«Ледяной» поход
На Дону Корнилов, увы, не снискал поддержки со стороны казачества. К тому же положение пошатнуло самоубийство атамана Алексея Каледина. Лавру Георгиевичу пришлось податься дальше — на Кубань. В феврале 1918 года Добровольческая армия предприняла первое военное выступление, запомнившееся под названием «"Ледяной" поход».
Корниловцев набралось чуть больше 3 тыс. человек, вдобавок они были плохо вооружены. Горстка белогвардейцев пыталась пробиться на Кубань с боями. Столкнувшись с фактом, что Екатеринодар (сегодняшний Краснодар) уже взяли красные, Корнилов решил идти на штурм города. Но 31 марта это мероприятие закончилось для него печально.
Смерть и похороны
По новому стилю дата смерти — 13 апреля. Лавр Корнилов умер от взрыва гранаты, которую бросили в дом, где тот находился. Причиной смерти стали несовместимые с жизнью ранения — он погиб в 47 лет.
Лавр Корнилов был похоронен в немецком поселении под названием Гначбау. Погребением озаботились сослуживцы. Но вскоре их отсюда выбили большевики, которые осквернили могилу белого генерала — извлекли тело из земли, некоторое время таскали его по городским улицами и в итоге сожгли.
Потом белогвардейцы под предводительством Деникина вновь отбили Екатеринодар. В этот период решили провести торжественное перезахоронение останков Корнилова в местном кафедральном соборе. Но при раскопках тело не нашли — удалось отыскать только кусок гроба.
В массовой культуре
Лавр Корнилов как один из лидеров Белого движения не раз становился персонажем литературных произведений. Его упоминал Алексей Толстой в «Хождении по мукам», Михаил Шолохов в «Тихом Доне», Роман Гуль в книге «Ледяной поход». Также в разные годы зритель видел десятки киновоплощений генерала — в советское время в качестве отрицательного героя.
В 1919 году на ферме, где погиб Корнилов, создали музей его имени, а рядом соорудили символическую могилу. Здесь же похоронили и его жену, не вынесшую горя потери и ушедшую вскоре после супруга.
Вскоре большевики уничтожили музей. Но в 2004 году экспозицию решили воссоздать. Также с 2013 года в Краснодаре стоит памятник генералу. А на месте гибели установлен памятный камень, представленный на фото выше.
Лавр Корнилов — личность незаурядная, помимо военных успехов, оставившая и неосязаемое наследие. Его цитаты вспоминают до сих пор. В советский период о нем постарались забыть — деяния в Гражданскую войну перевесили его заслуги в качестве военного дипломата, исследователя, разведчика. Но сегодня эти детали становятся общественным достоянием.