Жизнь и война Петра Врангеля — факты о «черном бароне» Белого движения
Петр Врангель относится к наиболее противоречивым представителям Белого движения. Одни считают его чуть ли не главным злодеем, который всеми силами препятствовал социалистическим нововведениям. Другие называют его истинным героем, который радел за сохранение страны. Этот человек до конца дней продолжал бороться с большевизмом и оставил после себя массу интересных фактов и мифов, подробнее о которых — в материале 24СМИ.
Происхождение
Петр Николаевич родом из Ковенской губернии. Сегодня эта территория разделена между Беларусью, Латвией и Литвой. Он появился там на свет в 1878 году. День рождения будущего предводителя белых — 27 августа. Он был по происхождению потомственным дворянином. Отец — Николай — выходец из старинного рода шведских баронов, которые поступили на российскую службу еще в XVIII столетии.
Маму звали Марией Дмитриевной. С ней связан любопытный факт. Дело в том, что она в течение почти всей Гражданской войны продолжала жить в Петрограде. Женщина работала там в просоветском музее, даже в то время, когда ее сын уже возглавлял вооруженные силы Юга России. И только под конец 1920 года, когда маячил полный проигрыш белых, она при помощи друзей Петра перебралась в Финляндию.
Предки
Дворяне по фамилии Врангель известны с XII века — упоминались в Дании, позже — в Эстонии и Латвии, которые тогда были Ливонией. Баронский титул род получил в 1653 году — дарован за преданность и доблесть. Эти люди верой и правдой служили разным владыкам — датским, голландским, ливонским и пр.
Королю Карлу XII служило сразу 79 представителей старинной фамилии. Известно, что 13 баронов погибли в Полтавской битве, а еще 7 человек оказались в российском плену. Предки Врангеля отстаивали в войнах интересы короля Фридриха II, в сражениях с Наполеоном командовали конницей. Когда Лифляндия и Эстляндия стали русскими губерниями, бароны пошли служить Российской империи. Так, в России появилось семеро фельдмаршалов, столько же адмиралов и свыше 30 генералов с фамилией Врангель.
Сегодня имя предка «черного барона» видно в списке офицеров, раненых в войне 1812 года — запись расположена в столице на стене Храма Христа Спасителя. Другой известный предок, которого звали Александром, вошел в историю тем, что пленил Шамиля. Наконец, остров Врангеля в Северном Ледовитом океане назван в честь Фердинанда Врангеля, еще одного представителя этого рода.
Выбор жизненного пути
Петр Врангель принадлежал к семейству, большинство членов которого военные люди. Однако сам не помышлял о военном жизненном пути, тем более что и отец не стремился направить сына в это русло.
Петр Николаевич окончил реальное училище в Ростове-на-Дону, а потом прислушался к желанию отца и поступил учиться в Горный институт Петербурга. Так что по образованию предводитель Белого движения был инженером. Окончил учебу с золотой медалью.
В 1901 году он все же ступил на путь предков и попал в конный полк вольноопределяющимся — как раз здесь многие мужчины из его династии и проходили службу. Через год стал корнетом, младшим офицером, и вступил в ряды запаса гвардейской кавалерии.
После этого Врангель оказался на государственной службе — стал чиновником при генерал-губернаторе Иркутска, занимался особыми поручениями. Но вскоре разочаровался в такого рода деятельности и вернулся в армию.
Боевое крещение
Как раз в это время началась Русско-японская война, которая и внесла коррективы в планы Врангеля. Он вступил в ряды военных добровольно в звании хорунжего, стал служить в Забайкальском казачьем войске. С этого момента Петр Николаевич на всю жизнь остался военным, как и предки, не ушел от судьбы.
Весной 1905 года Петр Врангель оказался в рядах отдельного разведывательного дивизиона. Мужчине довелось поучаствовать в череде кровопролитных сражений, после чего ему вручили ордена Святого Станислава III степени и Святой Елены IV степени. На второй награде красовалась надпись «За храбрость».
Личные качества
У Петра была деятельная и честолюбивая натура. Как только началась война с Японией, он, поступив на службу, стал участвовать в разведвыходах, боевых вылазках, смелых налетах. Такие эпизоды быстро укрепили волю молодого человека, влили в него уверенность в собственных силах, усилили в нем решительность и храбрость.
На всех дальнейших ступенях военной карьеры эти качества не раз отличали Врангеля от остальных. Но, вероятно, ничего бы этого не было, если бы не еще одна черта характера. Это некое постоянное неспокойство души. Мужчина испытывал неуемное стремление к достижению новых и новых успехов, не хотел останавливаться на достигнутом.
Жена и дети
Когда Врангелю исполнилось 29 лет, он решил жениться. Возлюбленной оказалась 24-летняя Ольга Иваненко, которая на тот момент была фрейлиной императрицы. Девушка, как и Петр, происходила из знатной семьи и могла бы устроить личную жизнь, связав себя семейными узами с каким-нибудь придворным вельможей, князем. Но она стала женой белого генерала.
Ольга еще в юности прошла курсы медсестер, а потом стала военным врачом. В армии она и встретилась с будущим супругом. В статусе жены она окружила Петра заботой, приучила его к спокойной семейной жизни и родила ему четверых детей. Она же иной раз самостоятельно лечила мужа от болезней.
Первая мировая война
По окончании войны с японцами Петр Врангель больше не представлял себя вне армии. Он поступил в Академию Генштаба, которую окончил в 1910 году, и к началу Первой мировой войны уже был ротмистром. В бои вступил, командуя кавалерийским эскадроном.
В 1914 году у Врангеля уже росли трое детей, но тот не стал отсиживаться дома и пошел воевать. Прошло только 3 недели с начала войны, как совершил подвиг, за который одним из первых удостоился ордена Святого Георгия IV степени. Его фото даже опубликовали в популярнейшем тогда военном журнале под названием «Летописи войны».
Карьера ротмистра продолжала идти вверх, даже несмотря на то, что у кавалеристов в новых условиях окопной войны оставалось все меньше шансов проявить себя. Под конец 1914 года Врангель стал полковником, а в начале 1917 года его произвели в генерал-майоры.
Подвиг под Каушеном
Упомянутый выше подвиг, за который Врангелю повесили на грудь орден Святого Георгия, навсегда вошел в военную историю. Это случилось 6 августа, когда Петр Николаевич сделал нечто невозможное. С конницей атаковал немцев у деревни Каушен. Врага удалось захватить.
Дело в том, что доскакать на конях до деревни можно было, только мастерски используя особенности местности. В распоряжении Врангеля были пригорки, перелесок и ветряная мельница. Он направил эскадрон к мельнице внезапно для немцев, выскочив перед ними из дыма поля сражения. В итоге многие кавалеристы все равно погибли, но оставшиеся, включая самого Врангеля, пустились в рукопашную. И в результате Каушен взяли.
Гражданская война
Петр Врангель, естественно, не принял Октябрьскую революцию — после нее ушел из армии и поселился в Крыму как частное лицо. Но уже в декабре его на полуострове арестовали местные большевики. Впрочем, предъявить ему было по сути нечего, поэтому вскоре генерал оказался на свободе. Когда здесь появились немцы, он перебрался в Киев, планируя начать служить у гетмана Скоропадского.
Но и гетман не впечатлил Врангеля, поэтому намерения пришлось пересмотреть. Теперь Петр Николаевич подался в Екатеринодар — сегодняшний Краснодар. Здесь, на Кубани, он вступил в Добровольческую армию, где стал командовать конной дивизией.
Кстати, он получил прозвище «черный барон» в период Гражданской войны, потому что любил носить черную черкеску — с 1918 года Врангель везде появлялся преимущественно в этом колоритном облачении.
Белые достигли определенных успехов с 1918 по 1919 год. Во многом это заслуга как раз Врангеля. Он умел собирать все силы на отдельном фронтовом участке и наносить мощнейшие удары красноармейцам, заставляя последних спасаться бегством.
Врангель и Деникин
Летом 1919 года эскадрон под предводительством барона захватил Царицын (нынешний Волгоград). Это был успех, но именно после него генерал попал в немилость у Антона Деникина, командира Добровольческой армии.
Военачальники по-разному смотрели на дальнейшие шаги. Антон Иванович хотел наступать на Москву. Тем временем Врангель считал, что лучше двигаться на восток, чтобы соединиться с силами Александра Колчака.
В результате наступление на Белокаменную провалилось, что доказало правоту Врангеля. Но все равно Деникин из-за конфликта освободил барона от должности командующего. В начале 1920 года Петр Николаевич сложил полномочия и уехал в Константинополь. Однако его военная карьера еще не завершилась. Через пару месяцев в отставку ушел Деникин — его место занял Врангель.
Несостоявшееся покушение
Советское командование всерьез опасалось действий врангелевских формирований. Преемника Деникина стали пытаться устранить. Так, в 1923 году произошла неудачная попытка расправы над бароном.
Когда Врангель находился в Сербии, в дверь его дома постучал Яков Блюмкин, покровитель Есенина и убийца посланника Германии Мирбаха. Чекисты планировали представиться кинооператорами из Франции, которым барон предварительно дал согласие на съемку. Они притащили с собой ящик, битком набитый оружием, который хотели выдать за кинокамеру. Но красные допустили ошибку, которая их сразу выдала.
Дело в том, что в Сербии, как и во Франции, было совершенно не принято стучаться в двери, там уже вовсю пользовались звонками. А чекисты постучали, что сразу дало охране понять — это не французы, а пришлые люди из Советской России, от которых ничего хорошего ждать не приходится. И не открыли им дверь.
Крым Врангеля
Весной 1920 года барон, командуя армией, вернулся в Крым. Здесь он решил собрать вокруг себя оставшиеся белые силы ради борьбы с красными. Но, помимо этого, фактически став правителем Юга, принялся руководить и железнодорожным транспортом полуострова.
Генерал лично занимался этими вопросами, на его территориях стали строить стратегически важные железные дороги, по которым сразу пошли воинские эшелоны.
О том, что недалеко от Балаклавы находятся залежи каменного угля, было известно еще с рубежа XVIII–XIX веков. Петр Николаевич решил развернуть разработки полезного ископаемого. Он издал указ о прокладке железной дороги в Бахчисарайский район, пытался всеми способами ускорить строительство и приступить к добыче угля. Но не успел закончить начатое.
Когда «черный барон» покинул полуостров, сюда пришли красные и столкнулись с той же проблемой — нехваткой угля. Уже советская власть восстановила строительство железнодорожной ветки, которую начал делать белый генерал.
В эмиграции
После прорыва Красной армии на полуостров в 1920 году барон сделал все, что было в его силах: организовал скорую эвакуацию гражданского населения и военных за рубеж.
Он сумел не допустить неразберихи. Кому хотелось уехать — покинули родину. Из Ялты, Севастополя и Феодосии вышло 126 судов, которые вывезли на борту 146 тыс. человек. Покинул страну и сам генерал.
За рубежом Петр Врангель не отказался от антибольшевистской деятельности. Он организовал штаб и оставался в постоянной готовности ворваться в бой. Он же создал и Русский общевоинский союз — эта организация белоэмигрантов с 1924 года стала крупнейшей за границей. На пике развития она включала до 100 тыс. участников, которых объединяла общая цель — возобновить вооруженную борьбу с большевиками.
Большевики относились к этому союзу серьезно, поэтому планомерно стали истреблять его руководителей. Кого-то спецслужбы уничтожили, кого-то похитили. До сих пор не утихают споры и по поводу участи самого Врангеля: предполагают, что он умер не своей смертью, а в этом ему «помогли» советские агенты.
Смерть и похороны
Осенью 1927 года барон, не оставляя мысли о восстановлении прежней России, все же решил позаботиться и о семье — переехал с ней с Брюссель. Здесь он устроился работать в бельгийскую фирму инженером. А уже весной 1928 года заболел.
Болезнь стала быстро развиваться и съедать Врангеля изнутри. Вскоре он умер. Официальная причина смерти — туберкулез. Часть историков уверены, что заболел он неспроста — его заразили советские спецслужбы. Впрочем, прямых доказательств так и не обнаружили.
Похоронили барона там же, в Брюсселе. А позже его верные соратники добились перезахоронения: в 1929 году останки Врангеля нашли новое пристанище в Белграде.
В массовой культуре
Будучи значимой и яркой фигурой Первой мировой и Гражданской войн, Петр Николаевич неоднократно становился героем ряда художественных произведений. Первое, что приходит на ум, — строчка популярного марша красноармейцев: «Белая армия, черный барон...» Также эта личность упомянута в поэзии Марины Цветаевой, Владимира Маяковского, в прозе Михаила Булгакова, Василия Аксенова. Да и сам барон стал автором книги воспоминаний. Его десятки раз играли разные артисты в кино.
В начале 1930-х годов формировался неожиданный культ личности Врангеля. Персону стали возвеличивать, он то и дело мелькал в произведениях искусства и культуры, в средствах массовой информации. Это продолжалось вплоть до середины 1970-х. Врангеля стали цитировать, да и сегодня его цитаты то и дело публикуют в интернете.
Барону установлен ряд памятников. С 2007 года таковой стоит в Сербии, с 2009-го — в Литве, а с 2016-го — в Керчи. В Ростове-на-Дону сохранился дом Врангеля, который официально признан объектом культурного наследия. Правда, зданием никто не занимается — с тех пор, как его затянули баннером к мундиалю 2018 года, оно так и стоит, потихоньку разрушаясь.
Петр Врангель — человек со сложной биографией, во всех смыслах выдающаяся личность. И речь не о его высоком росте. Прежде всего это крупный лидер Белого движения, патриот, предводитель русской эмиграции, а также талантливый кавалерист, герой Первой мировой.