Василий Перов — художник-реалист и его полотна: факты о живописце и его творчестве
- Эпоха и творчество
- Отец художника
- Фамилия живописца
- Путь к живописи
- Жизнь в Арзамасе
- Первая картина
- Московское училище живописи
- Награжденные картины
- Самая грустная картина
- Самая мистическая работа
- Самая яркая: картина, которую критиковали за краски
- Работа, вызвавшая скандал
- Самая ироничная картина
- Исторические портреты
- Картины на религиозную тематику
Василий Перов — русский живописец второй половины XIX века. Его называют «певцом народной скорби», но это лишь наиболее заметное из направлений его творчества. Подробнее об эпохе отмены крепостного права, жизни и картинах художника — в материале 24СМИ.
Эпоха и творчество
1850–1860 годы в России оказались одинаково значимыми для литературы и живописи. В обществе образовалась большая группа людей, занимавшихся изучением народной жизни. Они собирали и издавали сборники народных сказок и песен, коллекционировали предметы старины, пробуждали в людях интерес к истории государства. Новые литературные произведения меняли вкусы общества.
Студенты Императорской академии художеств отказались писать картины на заданные мифологические темы и потребовали права выбирать собственные сюжеты. После отказа администрации они в знак протеста покинули академию и создали Общество передвижников. Среди его целей были:
- создание картин о народной жизни;
- проведение выставок в провинции;
- поддержка самобытных живописцев, которые создают полотна, не считаясь с мнением академиков.
Василий Перов — один из учредителей Общества передвижников, бунтарь и создатель новых тенденций. Живописец не только трогательно изображал жизнь людей в своих работах, но и хорошо разбирался в ней.
Отец художника
Василий Перов родился в семье барона Григория Криденера 21 декабря 1833 года. Родители заключили брак уже после рождения сына. Фактически Вася был незаконнорожденным, не получившим право на титул отца или наследство, хотя и рос в родной для него семье. От отца мальчик унаследовал умение подмечать мелочи, незаметные для других людей. Григорий Карлович был начитанным и умным человеком, к тому же весьма язвительным.
Ранние годы Васи проходили в Архангельске, куда отца назначили прокурором. Из-за интриг барон вынужденно покинул столицу, но и в глубинке критиковал местную администрацию, писал сатирические эпиграммы на французском языке и распространял в светском обществе. Местный градоначальник строчил в ответ жалобы на Криденера в Санкт-Петербург, и это вынудило мужчину подать в отставку. Освободившись от службы, он с семьей вернулся в столицу.
Фамилия живописца
Перов — прозвище, полученное Василием в детстве. Он учился в приходской школе вместе с крестьянами. Фамилий у крестьянских детей не было, и, чтобы различать их, дьяк-учитель давал прозвища.
Пока будущий художник старательно писал в тетради задание, его ленивый сосед по парте болтал ногами. Учитель, посмотрев на нерадивого ученика, строго сказал: «Тебе бы только ногами болтать. Что ж, будешь Иван Болтов, а вот он будет Василий Перов». Став взрослым, художник сохранил детское прозвище, хотя в документах раннего периода его именовали Васильевым.
Путь к живописи
Отец иногда наказывал сыновей за детские шалости. Их оставляли подумать над своим поведением в отцовском кабинете. Над рабочим столом Григория Карловича висел его портрет с собачкой.
Барону хотелось видеть вместо нее другую собаку, и он выписал из Арзамаса художника, чтобы тот исправил картину. Василию, отбывавшему как раз наказание в отцовском кабинете, понравилось все: процесс смешивания красок и то, как работал мастер. Воодушевленный мальчишка тут же запасся карандашами с бумагой и отправился рисовать во двор. Получалось не очень удачно. Тогда мать посоветовала попробовать копировать имевшиеся в доме картины. Отец снисходительно усмехался, а Василий оттачивал мастерство.
Жизнь в Арзамасе
В 1843 году Василий Перов стал учеником арзамасского училища. Этот период подарил ему три жизненных навыка:
- Первый приобретен в стенах училища. Он выражается в соответствии требуемого поведения ученика первому указу Петра I: «Подчиненный должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». В школе не поощрялось творчество и вольнодумство. Василию часто доставалось от педагогов за непоседливый характер.
- Второй навык — любовь к литературе. Василий Перов часто бывал в доме у отцовского друга, купца Безобразова. Тот знал несколько иностранных языков и собрал большую библиотеку. Ему нравилась тяга к знаниям будущего художника. Безобразов разрешал брать книги из библиотеки и часто сам подсказывал, что стоит прочитать.
- Третий навык — живопись. В Арзамасе работала школа Александра Ступина. Она больше напоминала иконописную мастерскую. Художник принимал заказы от местных дворян на иконы, портреты и пейзажи. Пойти к Ступину тоже рекомендовал Безобразов.
Арзамасский период биографии Перова дает представление о его характере, увлечениях, а также объясняет, откуда у живописца такое понимание народной жизни.
Однажды матушка Василия узнала от подруг, что в школе Ступина для картин позируют женщины легкого поведения, ученики употребляют алкоголь и непотребно ругаются. Она пришла в ужас и потребовала бросить школу. Отец выслушал претензии жены, посмеялся и заверил в том, что «Васенька не пропадет». Мол, у сына талант к живописи, и это стоит развивать. К этому времени родители переехали в Арзамас и могли контролировать досуг Василия.
Правда, чтобы успокоить мать, пришлось обещать, что Вася не будет водить компанию с другими учениками. Это испортило отношения Перова с коллективом. Вскоре он бросил школу, но за время учебы хорошо научился работать с красками.
Первая картина
Первая самостоятельная картина Василия Перова называется «Распятие». Она написана в селе Пияишном, в имении родителей. Долгое время работа размещалась как запрестольный образ в церкви в селе Никольском. В настоящее время ее местонахождение неизвестно.
Изобразить распятого Иисуса Христа Василию Перову помог приятель по дворовым приключениям Иван. Они вместе смастерил крест, на котором обнаженный друг изображал Спасителя, чтобы получилось натурально. Местные крестьяне сочувственно смотрели на Ивана и нервно реагировали на Василия. Они верили, что для получения такой реалистичной работы друг Перова действительно был распят. Одним словом, талант оказался налицо, и стало понятно, что в дальнейшем Василий Григорьевич будет художником.
Московское училище живописи
Василий Перов завершил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учился с 1852 года. Обучение состояло из курсов. Вели их разные художники с собственными привычками и предпочтениями.
Аполлон Мокрицкий, преподаватель портретной живописи, рассказывал ученикам о великих мастерах и их полотнах. Плюс уравновешивался минусом. Учитель заставлял копировать собственные работы как образцы для подражания и запрещал рисовать с натуры.
Михаил Скотти, преподававший историческую живопись, твердил, что «реальная жизнь — лучший учитель». Сменивший его Сергей Зарянко считал примерно так же, но мыслил «геометрическими фигурами» — прежде чем изобразить натуру, заставлял ее измерять и требовал математической точности в готовом изображении.
Разноголосица мнений и требований педагогов заставляла молодых художников сомневаться в собственных силах. Одни оставляли живопись, другие становились владельцами небольших студий и создавали копии произведений известных художников. В Василии Перове разнообразие мнений не убило мастера, а подарило понимание разных техник.
Награжденные картины
В 1856 году Перов получил малую серебряную медаль Императорской академии художеств за портрет брата Николая. Это ободрило, и он с жаром принялся за новые произведения. Большой серебряной медали удостоили его «Приезд станового на следствие». За него Перова назвали наследником Павла Федотова, русского живописца, работавшего с жанровыми произведениями. Самая известная картина Федотова — «Сватовство майора».
На малую золотую медаль художник решил послать картину «Сцена на могиле». На ней у могильного креста горюют три женщины: мать, сестра и жена умершего. Но Перов остался собой недоволен. Завершив работу, он решил, что сюжет слишком искусственный, и передумал отправлять. Позже, в 1860 году, малую золотую медаль дали его картине «Первый чин», а большой удостоился «Сельский крестный ход на Пасхе», написанный в 1867 году.
Самая грустная картина
Такой считается «Тройка», созданная в 1866-м. На холсте изображены трое детей, которые тянут бочку с водой. Размер полотна — 51,5 на 65,8 см.
Мальчик по центру — Васенька. Художник долго не мог найти подходящего ребенка. Однажды встретил на улице крестьянку с мальчишкой, который подходил больше других. Он попросил у матери разрешения написать ее сына. Женщина долго отказывалась: по народным поверьям, человек на портрете, идентичный оригиналу, перетягивает жизненную энергию, и тогда его прототип умирает.
В конце концов мать согласилась на уговоры. Художник нарисовал «Тройку». Ее купил Павел Третьяков для галереи, а через 4 года к Василию Перову пришла крестьянка и попросила себе портрет. Васенька умер от оспы. Перов отвел ее в Третьяковку, где женщина долго плакала перед «Тройкой». Мастер пожалел мать и написал для нее отдельный портрет сына.
Самая мистическая работа
«Утопленница», написанная в 1867 году, может служить свидетельством того, что жизнь человека устроена сложнее, чем кажется. Когда Перов искал натуру для полотна, он пришел в морг. Местный сторож показал барину все имевшиеся трупы. В одной из девушек, выловленных из Невы, Перов узнал проститутку Фанни. Однажды девушка уже позировала ему для образа Богородицы. Тогда, узнав, кого пишет художник, она смутилась и убежала из мастерской со слезами, сказав, что недостойна изображать Деву Марию.
На полотне изображен городовой. Перед ним на земле лежит труп темноволосой девушки в черном платье, выловленный из воды. Кроме картины Перов написал рассказ «Фанни под № 30», где описал встречу с девушкой.
Самая яркая: картина, которую критиковали за краски
Критиком полотна «Приезд гувернантки в купеческий дом» выступил Иван Крамской. Он дал такое описание:
- Купец списан у Александра Островского, но вполне соответствует.
- Гувернантка тоже ничего, но краски слишком яркие.
- На картине чересчур людно.
Работа, вызвавшая скандал
Такой картиной в творчестве Василия Перова стал «Сельский крестный ход на Пасхе». Коллега по цеху Владимир Стасов похвалил ее за реалистичность, а Священный синод Русской православной церкви потребовал запрета.
На самом деле на полотне изображен не Пасхальный крестный ход. В Российской империи был обычай в светлую седмицу освящать крестьянские подворья, благословлять будущий урожай и желать процветания хозяину. Священники не получали зарплату и кормились с того, что жертвовали прихожане, поэтому освящение подворий было важным источником дохода. В ответ на благословение крестьянин угощал священника и одаривал «чем Бог послал». Часто батюшке подносили стопочку.
Вместе со священником поздравлять ходили бедняки, которым помогала церковь. Их тоже следовало угостить. Вот такую «наугощавшуюся» процессию и изобразил Перов. Один из ходоков остался спать у крыльца. Второй несет перевернутый образ, но пока стоит на ногах. Нетрезвый батюшка выронил символ Пасхи и наступил на него. Дьяк старается не допустить святотатства и пытается забрать яйцо из-под сапога.
От Павла Третьякова представители Синода потребовали снять картину с экспозиции и убрать в запасники. Вместе с ней на выставке были представлены «Проповедь в селе» и «Чаепитие в Мытищах». Они не вызвали такого негодования, как «Крестный ход», хотя тоже иллюстрировали упадок веры и большое количество обнищавших людей: бедный крестьянин с детьми на проповеди и солдат, просящий подаяние у пьющего чай батюшки.
Самая ироничная картина
«Охотники на привале» написаны в 1871 году. С детства Василий Перов увлекался охотой в отцовском имении. В зрелом возрасте сотрудничал с журналом «Охота и природа» в качестве иллюстратора и корректора, поэтому считался экспертом. Но картина пестрит неточностями:
- Охотники охотились одновременно «на все»: на переднем плане лежат утка, тетерев и заяц. Они обитают у водоема, на лесной опушке и в поле. Никто не ходит сначала за одной уткой на пруд, затем за одним тетеревом в лес.
- Время охоты на изображенную добычу не совпадает по сезонам. На уток охотятся, когда стаи летят на юг и в пути опускаются на ночевку у водоема. На зайца охотники отправляются по первому снегу, когда зверек полностью сменил шубу. Утки к этому моменту уже улетели.
- Заяц Перова еще только начал линять. Это невыгодная добыча из-за плохой шкуры.
- Охота ведется с гончими. Часто это русские борзые. На картине нет стаи, но есть охотничий рожок, которым ее созывают. За спиной охотника изображена только одна собака. Она мало похожа на борзую, смахивает на овечку и роет нору так, будто это норная собака. Поэтому трудно определить специализацию животного.
- Ружья не складывали на землю, чтобы в дуло не попала грязь.
Заядлые охотники находили на картине и другие смешные огрехи, превращая созерцание в увлекательный квест «Найди 10 ошибок».
Перов любил природу. На тему «Человек и природа» он написал еще ряд полотен:
- «Птицелов» в 1870 году;
- «Рыболов» в 1871-м;
- «Рыбная ловля» в 1878-м.
За «Птицелова» художник получил звание профессора. Также ему предложили вести курс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Исторические портреты
До изобретения фотографии люди заказывали портреты художникам. Обращались с этим вопросом и к Василию Перову. Однако он принимался за работу только для тех заказчиков, которых хотел увековечить для потомков. Перов — единственный портретист, задавшийся такой целью. Среди его работ портреты:
- купца Иллариона Прянишникова;
- купца и собирателя рукописей Алексея Хлудова;
- писателя Александра Островского;
- этнографа Владимира Даля;
- писателя Федора Достоевского;
- сенатора Лукьяна Камынина;
- архитектора Петра Кампиони;
- историка Михаила Погодина;
- писателя Ивана Тургенева;
- художника Алексея Саврасова.
Исторической живописью как жанром Перов не увлекался. Он написал не больше пяти картин такого плана. Среди них «Суд Пугачева» 1875 и 1879 годов, а также «Плач Ярославны» в 1881 году. Работать над эпохой Емельяна Пугачева он начал под влиянием романа «Пугачевцы» графа Евгения Салиаса. Василий Григорьевич планировал создать целую серию полотен, посвященных стихийному народному бунту. Но мастер болел и из всей задумки создал только несколько эскизов и незаконченных картин.
Представить, что могло бы получиться из пугачевского бунта, если бы Перов закончил работу, можно по картине «Никита Пустосвят. Спор о вере». Ее сюжет относится к Стрелецкому бунту 1682 года. Полотно визуально делится на две части: в левой — царевна Софья с придворными, в правой — раскольники во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом.
Василий Перов пытался закончить «Никиту» к 1882-му — двухсотлетию с момента события. Однако в конце 1881-го он заразился тифом и скоропостижно скончался 29 мая 1882 года. Причиной смерти стала чахотка и осложнения от перенесенного воспаления легких.
Картины на религиозную тематику
В СССР было принято выделять в творчестве Перова картины, которые изображают бедственное положение крестьян. Поэтому его и называли «певцом народной скорби». А вот его религиозное творчество старались замалчивать, хотя это части одного целого. На темы библейских сюжетов он писал немного.
Его главные полотна:
- «Христос и Богоматерь у житейского моря»;
- «Христос в Гефсиманском саду».
«Богоматерь» написана в 1867 году к академической выставке. Перов готовил для нее четыре работы и получил за них звание академика. Сюжет «Богоматери» он якобы увидел во сне. Слева бушует житейское море. Младенец Иисус тянет к нему руки, а Божья Матерь глядит на это с опаской. Справа по камню ползет змея, но герои не видят ее.
Гефсиманский сад — место, где Иисус молился в ночь перед арестом. Картина Перова чуть ли не единственная в мире, на которой изображен Сын Божий, но его лица зритель не видит. Этим художник подчеркивает, насколько незначителен сам лик на фоне тех душевных терзаний, которые испытывает Христос. На полотне также отсутствуют апостолы. Они спят, и этот момент, важный для Бога, для них ничего не значит.
Свет и тень становятся отдельными персонажами. Они наполняют полотно дополнительными смыслами. Из света соткан терновый венец, лежащий справа от Спасителя. Из него же художник формирует чуть выше загадочный белый цветок, одновременно похожий на символ Святого духа и будущий крест. Город за спиной Бога погружен во тьму, и только в нескольких окнах горит свет, подчеркивая то, ради чего приносится жертва.
«Сельский крестный ход», написанный на 17 лет раньше «Иисуса в Гефсиманском саду», подчеркивает пустоту веры. Священник и сопровождающие — участники древнейшего языческого обряда, посвященного богине весны и плодородия. Иконы не меняют его суть, и тогда логично, что именно этот художник создает образ одинокого, страдающего Иисуса. «Тройка», «Утопленница» и другие сюжеты, написанные между этими картинами, демонстрируют, что общество вокруг нездорово и требует лечения.
Василий Перов часто оказывался недоволен собственным творчеством и уничтожал картины так же, как Николай Гоголь — второй том «Мертвых душ». Он повторял «хорошо-то хорошо, но думаю, что можно и лучше». Так, он порезал в клочья лучший из своих «Пугачевских бунтов» и картину «Старики-родители над могилой сына». К счастью, эта тенденция коснулась незначительной части его работ.