Борис Кустодиев — известный русский живописец и его работы: факты о жизни и творчестве художника
Борис Кустодиев – мастер психологических портретов. Российский и советский художник, воспевающий народную культуру, праздники и быт, а также людей как носителей культуры. Интересные факты о жизни и творчестве мастера – в материале 24СМИ.
Краткая биография
Борис Михайлович родился в Астрахани в 1878 году в семье преподавателя духовной семинарии. Михаил Кустодиев читал семинаристам основы философии, литературу и ее историю. Мечтал, что сын будет священнослужителем. Поэтому Борис закончил духовное училище в Астрахани в 1892-м, а затем 4 года отучился в семинарии.
Из-за ранней смерти отца матери пришлось подыскивать работу, чтобы содержать четверых детей. Она брала заказы на вышивку и музицировала в домах купцов по праздникам. Работа матери и вращение в среде торговцев сформировали у мальчика любовь к купеческому быту и понимание того, как и чем живет купечество.
Борис Михайлович не испытывал тяги к церковной карьере. После семинарии он отправился на учебу в Высшее художественное училище, работавшее при Императорской академии художеств. Там его учителями стали Василий Савинский и Илья Репин. Кустодиев проучился в училище с 1896 по 1903 год и окончил его с золотой медалью.
Женился в 1903-м и после завершения учебы вместе с женой уехал за границу. Полгода путешествовал по странам Европы, изучая картины именитых мастеров. Рисовал портреты, участвовал в выставках. Вернувшись на родину, продолжал писать и участвовать в деятельности различных сообществах художников.
В 1909-м Кустодиев почувствовал, что его здоровье ухудшается. Врачи предполагали туберкулез, но это оказалась опухоль спинного мозга. Ее безуспешно лечили, сделали три операции, но в конце концов живописец оказался прикован к инвалидному креслу.
В 1917-м в России грянула революция. К этому времени Кустодиев работал только лежа из-за сильных болей в спине. Умер Борис Михайлович 26 мая 1927 года. Причиной смерти стало перенесенное воспаление легких.
Любовь к праздникам
Больше всего Борис любил Масленицу. Он родился на масленичной неделе. Любил веселые народные гуляния и блины. Упоминание об этом есть в переписке между сыном и матерью за 1902 год.
Любимое время года для живописца
Кустодиев почти не рисует отдельных пейзажей. Для него времена года неразрывно связаны с круговоротом жизни людей: Рождество, Великий пост, Пасха. Любимое время года – зима и народные праздники, которые отмечают в провинции: масленичные гуляния, рождественские традиции.
В кабинете Кустодиева висела картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Это одна из шести работ бельгийского живописца, изображающих людей в разные времена года. Картины объединены в цикл. Кустодиев говорил, что у Брейгеля есть удивительная способность гармонично сочетать людей и пейзаж. Поэтому он стремился к тому, чтобы стиль его картин перекликался с творениями Брейгеля.
Другие времена года тоже встречаются на картинах Кустодиева:
- «Пашня» (1917);
- «Сенокос» (1917);
- «Пейзаж с цветочной клумбой» (1917);
- «Осенний сельский праздник» (1910);
- «Осень над городом» (1915).
Их названия звучат как описание сюжета. Вообще, Кустодиев никогда не придумывал особенных названий для полотен. Поэтому в списке работ встречается несколько «Купчих», «Красавиц» и т. д., написанных в разные годы.
В творчестве Кустодиев уделил внимание всем сезонам и главным праздникам. Он утверждал, что все сюжеты – выдумка. Но одновременно верил, что где-то на просторах страны празднование происходит именно так, как нарисовано на картине.
Мастер психологического портрета
Когда речь идет о портретах, то говорят, что Кустодиев работает в жанре психологического портрета. Этот термин применяют, чтобы обозначить портрет, который передает внутренний мир человека: его чувства, устремления.
Среди первых художников, работавших с психологическим портретом, называют Рембрандта и Ренуара. Например, у Рембрандта картины «Святой Матфей и ангел» (1661), «Титус в красном берете» (1658).
Кустодиев видел работы и понял идею, но для себя решил расширить повествование. Глядя на полотно Рембрандта, можно понять, кто изображен (профессия, социальный статус), определить, добрый или злой этот человек, и т. д.
Кустодиев начинает скрупулезно работать над фоном, как на картине «Купчиха за чаем». Из фона этого известного произведения зритель узнает, как одевались купчихи в домашней обстановке, как сервировали стол к чаю. Что чай пили в одно и то же время, как в Англии. Одномоментность подчеркивается семьей, чаевничающей в беседке за плечом купчихи. Сама женщина выглядит спокойной, уверенной в себе и в правильности окружающей обстановки.
Возможно, не в каждой купеческой семье царит спокойная идиллия. Но Кустодиев верит, что где-то она есть и люди будут к ней стремиться. Для этого он и рисует «образцовый мир». «Говорящий» фон – отличительная черта кустодиевского портрета.
Певец купеческого сословия
В детстве Борис Кустодиев жил с матерью и сестрами во флигеле богатого купеческого дома. Когда он вырастет и будет вспоминать детство, то напишет, что весь смысл купеческого быта оказался у него под носом, как иллюстрация к пьесе Островского.
Быт представлен на многих его полотнах. Но с тем, что изображено на картинах, критики так и не определились. Одни считают, что художник ностальгировал и с любовью писал бытовые сцены. Другие доказывают, что это была ирония и на самом деле Кустодиев с сарказмом относится к героям картин – купцам и купчихам. Разрешить этот спор невозможно. У обеих сторон нет подтверждаемых доказательств. Зритель может составить собственное мнение о полотнах и отношении автора к героям.
«Купец, считающий деньги» (1918). На картине изображен пожилой мужчина в лавке. На стойке перед ним лежат купюры и стопки монет. Рукой он опирается на расписные счеты с костяшками. Позади купца возвышается стеллаж с товарами. Он запечатлен в момент разговора. Кто-то вышел из подсобного помещения и говорит, а купец слушает. Это рутинное торговое действие, такое же, как закупка товара или расстановка его на полках. Автор не хвалит и не критикует героя.
Картина «Купец с купчихой», написанная в 1913 году, представляет зрителю дородных мужчину и женщину, идущих по заснеженной улице. Мужчина что-то рассказывает жене, а та смеется, прикрыв рот ладошкой.
Сюжет картины «Чаепитие» (1913) созвучен названию. На картине изображена купеческая семья. Они чаевничают в просторном дворе за массивными деревянными воротами.
Картина «Пасхальный обряд» (1916) посвящена возвращению из церкви в Светлое Воскресение. Купчиха и купец обмениваются пасхальными яйцами и поздравляют друг друга (христосуются). Пожалуй, единственное полотно в купеческой теме, где при желании можно увидеть иронию.
Лубочные картинки в творчестве Кустодиева
Борис Михайлович любит изображать большие скопления людей. Сюжеты таких картин разнообразны:
- «Постановка мебели в мастерской И. Репина» (1899);
- «Ярмарка» (1906);
- «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906);
- «Праздник в деревне» (1907);
- «Ярмарка» (1908);
- «Гулянье» (1910);
- «На Волге» (1910);
- «Хоровод» (1912);
- «Масленица» (1916).
Часто их объединяют под фразой «рисует лубочные картинки». Лубком называли рисунки на доске (на сундуках, шкатулках). Как вид искусства это народное творчество. Характеризуется наличием сюжета и яркими красками, используемыми для его создания.
Художник не считал собственное творчество лубком, хотя и изучал его как вид живописи. В XIX веке лубок был средством сатиры и пропаганды. После войны 1812 года с его помощью высмеивался Наполеон Бонапарт и французская армия. Дворяне не любили лубочные картинки за простоту. Цензура запрещала изображать на них царственных особ, а церковь пыталась запретить лубок как вид деятельности, но не вышло.
Женщины в творчестве Тициана и Кустодиева
Женой Бориса Кустодиева стала Юлия Прошинская. У супругов родились мальчик Кирилл и девочка Ирина. Отец очень любил дочь и часто изображал на картинах. Когда Ирина повзрослела, Кустодиев сравнивал ее с дочерью Тициана Лавинией и в шутку называл «Путей Борисовной». «Путями» в просторечье именовали пышнотелых женщин. Ирина в воспоминаниях тоже отзывалась об отце с любовью.
Тициан, как и Кустодиев, любил дочь и часто рисовал. Лавиния и другие его натурщицы были рыжеволосыми, белокожими и пышнотелыми. Этот тип красоты до сих пор называют тициановым.
Борис Михайлович написал несколько семейных и отдельных портретов членов семьи:
- «Семейный портрет» (1904), здесь изображены Кустодиев и его жена, держащая на руках младенца;
- «Ирина Кустодиева» (1906);
- «Портрет И. Б. Кустодиевой» (1906).
Картина «Красавица», написанная в 1915 году, одна из самых запоминающихся работ художника. На ней изображена обнаженная женщина, поднимающаяся с пышной белой постели на фоне цветастых голубых обоев и пухового розового одеяла. Ирина писала, что в этой работе отец наконец нашел собственный самобытный стиль.
С одной стороны, русская Венера не пушинка. Если убрать розовое одеяло, она станет весить как купчиха Нонны Мордюковой из фильма «Женитьба Бальзаминова». Но с другой стороны, легкость одеяла перевешивает, и кажется, что невесомая Венера готова вспорхнуть с постели так же легко, как перышко.
Борис Кустодиев говорил, что у пышных женщин есть недостатки, но они его вдохновляют. Дородная Венера – древнейший в мире художественный образ. Начало ему задали Венеры палеолита – статуэтки возрастом 30 тыс. лет.
Театр и работа оформителя
Впервые Кустодиев начал работать в театре в 1911 году. Готовил декорации к пьесе Александра Островского «Горячее сердце». Его работу заметили. В 1913-м он создает декорации и костюмы к «Смерти Пазухина» Михаила Салтыкова-Щедрина. Будет выполнять заказы на костюмы и по другим пьесам.
В то же время Кустодиев продолжает писать портреты. Изображает актеров, певцов, авторов постановок, зрителей театра. Среди них:
- «Портрет артиста МХАТ В. Лужковского» (1913);
- «А. С. Пушкин на набережной» (1915);
- «Портрет В. И. Немировича-Данченко» (1915);
- «Портрет Ивана Ершова в роли Зигфрида» (1908).
Знаменитый портрет Шаляпина в роскошной шубе Борис Кустодиев напишет позже – в 1921 году, а до революции в похожем стиле нарисует автопортрет, где на фоне зимнего города стоит мужчина в шапке с меховой оторочкой и шубе с таким же массивным воротником.
Идея шаляпинского портрета возникла, когда певец пришел к Кустодиеву обсудить новую постановку. Федор Шаляпин выглядел лихо и напоминал художнику его купцов. Тогда Борис Михайлович попросил певца попозировать. Тот смутился и сказал, что пальто, наверное, краденое, так как он получил вещи в качестве платы за концерт. Но «пальто хорошее», а он не мог не надеть. На что Кустодиев ответил, что такое событие тем более стоит зарисовать.
Творчество в период революции
Приход Февральской революции Борис Кустодиев встретил уже в инвалидной коляске. Его первая тематическая картина, посвященная революционным событиям, названа лаконично – «27 февраля 1917 года». По легенде, утром 27 февраля Кустодиев услышал на улице шум. Выглянул в окно и увидел толпу празднующих революционеров. Он любил переносить на холст народные гуляния и любые массовые события. Здесь тоже не удержался и зарисовал первую из двух революций 1917 года. В последующие годы большевики будут использовать эту работу на торжественных мероприятиях, посвященных годовщине революции.
Большинство художников относились к дворянам или были выходцами из состоятельной мещанской среды. У одних революция вызвала ступор. Они прекратили рисовать и стремились как можно быстрее уехать. Другие «впали в анабиоз». Они продолжали писать на те же темы, что и раньше. Т. е. пытались делать вид, что ничего не случилось.
Кустодиев выбирает оба пути одновременно. С одной стороны, он пишет:
- «Елочный торг» (1918);
- «Осень» (1918);
- «Купчиху за чаем» (1918);
- «Купца в шубе» (1920).
С другой стороны, создает много революционных и постреволюционных образов. Его «Пекарь» и «Жнея» ассоциируются с оформлением помещений в стиле сталинского ампира 1930-х, хотя написаны они намного раньше – в 1918 году. Появляются портреты людей в форме матросов и солдат, а также виды Петрограда в 1919-м и «Первомайский парад» 1920-го. Но это не значит, что Кустодиев примкнул к революции или ее восхваляет. Он просто рисует то, что видит. Точно так же он создавал «Манифестацию» и «Чтение манифеста» в 1908 году.
Несмотря на болезнь, до конца жизни Борис Кустодиев сохраняет удивительную трудоспособность и аполитичность. Он будет работать над новыми декорациями для театра и писать портреты, потому что любит людей и стремится поддерживать в зрителе желание созерцать и стремиться к стабильности и счастью.