Алексей Саврасов — певец природы: факты о творчестве знаменитого русского художника-пейзажиста
Факты
29 мая 2023 г. 11:15
Время чтения: 11 минут

Алексей Саврасов — певец природы: факты о творчестве знаменитого русского художника-пейзажиста

Алексей Саврасов – талантливый пейзажист XIX века. Каждому школьнику известны его «Грачи прилетели». Среди современников живописца прославила покровительница – сестра Александра II, Мария. Ее восторг заслужила картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». Интересные факты о жизни и творчестве Саврасова – в материале 24СМИ.

Происхождение художника

Алексей Кондратьевич Саврасов – представитель третьего сословия. В XV–XVIII веках оно состояло из богатых купцов и состоятельных ремесленников, но в XIX веке к нему стали относить зажиточных горожан. Его отец – купец, но в некоторых источниках его считают лавочником со средним доходом.

Родителю якобы не нравилось увлечение сына живописью, и он даже запирал подростка на чердаке в наказание. Предполагалось, что сын подумает и осознает, что картины не принесут столько дохода, сколько торговля.

Доходность искусства

Вероятно, описание конфликта с отцом – только библиографическая легенда.

Когда 14-летний Алеша Саврасов становится учеником Московского училища живописи и ваяния, то сам оплачивает учебу. Для этого создает и продает рисунки на ближайшем рынке. Плата за обучение составляла 2 рубля в месяц, а первый самостоятельный заработок парня – 6 рублей. Их Саврасов выручил за 12 рисунков, т. е. цена четырех работ равна плате за месяц учебы.

Чтобы точно разобраться, мало или много зарабатывал Алеша, можно прочитать отрывок из письма генерал-лейтенанта Абрама Баратынского жене: «Одним был хорош Тамбов в 1804 году – дешевизною съестных припасов. Лучшая говядина стоила 3,5 копейки за фунт... фунт печеного хлеба – копейка, фунт осетрины – 13 копеек... воз дров стоил 5 копеек». Алексей Саврасов родился 24 мая 1830 года. Приведенные цены могли измениться за 30 лет, но все равно творчество юного художника давало хороший доход.

А. К. Саврасов, 1870-е годы (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Savrasov_photo.JPG)
А. К. Саврасов, 1870-е годы / Фото: Wikipedia.org

Образование

Единственное учебное заведение, в котором учился Саврасов, – Московское училище живописи и ваяния. Они «родились» одновременно, т. е. в 1830-м. Называлось заведение «натурным классом». Создали его три художника: братья Алексей и Василий Добровольские, Иван Дурнов. К 1843 году натурный класс получил новый статус училища, а в 1844-м сюда поступил Саврасов.

Первым учителем парня стал живописец Карл Рабус. Рабус работает с акварельными и карандашными рисунками. Известен он тем, что рисует пейзажи Крымского полуострова: «Вид Балаклавы», «Лебеди в высоком тростнике», «Вид Гурзуфа». Также Рабус написал учебник о перспективе в живописи и начал работать над книгой по истории искусства.

Если сравнить пейзажи учителя и ученика, то станет очевидным, что имя того, кому на самом деле подражал Саврасов или чью манеру позаимствовал, история не сохранила. Слишком разный набор приемов у этих художников, Рабуса и Саврасова.

"Вид Звенигорода" К. Рабус (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%81,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%81_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_-_%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0.jpg)
«Вид Звенигорода», К. Рабус / Фото: Wikipedia.org

Краткая история пейзажа

Люди рисовали пейзажи издавна, но до XVI века они оставались фоном для основной сцены, как тот, что расположил за спиной «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Первыми рассматривать задний план как самостоятельную единицу творчества начинают голландские живописцы. Они создают пейзажи в то же время, когда да Винчи трудится над своим шедевром. Понадобится еще 100 лет, чтобы из Голландии новый жанр живописи добрался до дворцов Франции, Англии.

Классическими пейзажами считаются работы Якоба ван Рейсдала, Никола Пуссена, Клода Лоррена.

Лесной пейзаж. Ок. 1660. Якоб ван Рейсдал (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%91%D0%B9%D1%81%D0%B4%D0%B0%D0%BB,_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B1_%D0%B2%D0%B0%D0%BD#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jacob_Isaaksz._van_Ruisdael_017.jpg)
Лесной пейзаж. Ок. 1660. Якоб ван Рейсдал / Фото: Wikipedia.org

В XVIII веке моду в живописи задают Франция и Италия. Они разделили жанры этого искусства на первый и второй сорта. К первому отнесли мифологические и исторические картины, а также произведения на аллегорические темы. Пейзажи и натюрморты остались вторым сортом. Заказывали их меценаты и только потому, что вместо портрета аристократу захотелось любоваться природой.

XIX век стал золотым периодом в развитии пейзажа, начавшего доминировать в живописи и в приоритетах потенциальных заказчиков. Причина ажиотажа – рост количества покупателей за счет развития промышленности и накопления богатств. Представители третьего сословия стали больше путешествовать. Кто-то увековечивал память о местах, где побывал. Люди, которым не повезло, хотели, чтобы знакомые думали иначе. Сегодня похожим образом поступают некоторые блогеры, используя для коррекции фотографий фильтры Instagram и программу Photoshop.

«Вид на Кремль с Крымского моста»

Когда Алексей Саврасов учился на последнем курсе, в училище готовили выставку студенческих работ. Среди прочих там представили картину Саврасова «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду». Мероприятие посетила Мария Николаевна, дочь Николая I и сестра Александра II. Княгиня была образованной женщиной, президентом Академии искусств и коллекционером. Часть ее коллекции сегодня выставлена в Эрмитаже, а другая – разбросана в коллекциях музеев по всему миру.

Мария Николаевна пришла в восторг от картины Саврасова и с тех пор рекомендовала его всем знакомым. Кроме того, она пригласила художника в закрытый для посетителей Ораниенбаум для рисования пейзажей.

"Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду" А. Саврасов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Savrasov_vid_na_cremlin.JPG)
«Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», А. Саврасов / Фото: Wikipedia.org

Причина восторга: художник взял базовые правила и применил противоположным образом. Например, то, что планирует нарисовать живописец, должно располагаться по центру или как минимум на переднем плане. На картине «Вид на Кремль» стены и башни крепости расположены на заднем плане, а перед ними стоит дерево. Чтобы зритель увидел «главного героя», Саврасов использует свет. Пятно от светового луча падает на пустую землю на переднем плане. Дальше немного подсвечивает дорожку, идущую мимо дерева, а потом взгляд перемещается к башням на заднем плане.

Следующий измененный элемент – воздушная перспектива. Интенсивность света должна слабеть по мере продвижения в глубь пейзажа, т. е. чем дальше, тем светлее. Такие же правила применяют для контраста. Объекты позади утрачивают четкость контуров. Но в этой работе Алексей Саврасов смешивает контрасты и интенсивность освещения. Благодаря такому подходу ему удается изобразить грозу или порывы ветра перед первыми каплями дождя, а не только дерево или здание.

Как говорил ученикам сам художник, жаворонка не нужно видеть. Его нужно слышать. Неудивительно, что Мария Николаевна, разбиравшаяся в живописи, выделила из всех представленных работ эту.

Отказ от переезда в Санкт-Петербург

Художник принял предложение Марии Николаевны и приехал в Ораниенбаум, где создал два полотна: «Вид на окрестности» и «Морской берег». Оба понравились. Его удостоили звания академика, посыпались заказы от придворных, а в 1858 году владелец Третьяковской галереи купил «Вид на окрестности Ораниенбаума».

Оставаться в Санкт-Петербурге Алексей отказался и вернулся домой в Москву. Этот факт часто интерпретируют как «бедный, но гордый художник» вернулся к любимым березкам. Можно расценить ситуацию и иначе. Алексею Саврасову 28 лет. Сестра императора хвалит его за самобытность, новаторский подход к созданию пейзажей и считает талантливым. Ему присвоено звание академика. Логично предположить, что он понимает собственный потенциал.

Придворные – люди, которые будут заказывать картины у любого, кого хвалит император. Однако они небезграмотны, поэтому замечают сходство приемов между грозовым небом Саврасова и картинами Ивана Айвазовского: «Буря на море ночью», «Гнев морей». Они заказывают Алексею Кондратьевичу писать копии Айвазовского. В то время при дворе в моде его морская тематика. Нежелание «работать ксероксом» тоже веская причина для отказа.

В 1858 году после смерти Карла Рабуса Саврасову доверят вести пейзажный класс. Училище станет единственным местом, где он работал в своей жизни.

Читайте такжеВиктор Васнецов — творческий путь русского художника-сказочника

Саврасов и передвижники

Идея сообществ, объединяющих художников, появилась раньше передвижников. В 1858 году московская интеллигенция уже собиралась для обсуждения художественных приемов и новых картин. В 1860 году при Московской публичной художественной галерее создали официальное объединение – МОЛХ. Расшифровывается как Московское общество любителей художеств. Его целью стала организация выставок галереи. Покровительствовала им императрица Мария Федоровна.

Саврасов участвует в первой выставке МОЛХ, а затем отправляется в путешествие по Европе. Участвует во Всемирной выставке в Лондоне. Выставляет там «Вид на окрестности Ораниенбаума». Во время визита в Швейцарию художник увидел Альпы, вдохновился и приступил к написанию альпийских пейзажей. Картина называется «Вид на Швейцарские Альпы из Интерлакена».

Общество передвижников возникло в 1863-м. Часть студентов Академии художеств в Санкт-Петербурге отказалась следовать правилам конкурса и писать картины на заданную мифологическую тему. «Бунтовщики» считали, что живопись нужно приблизить к народу и рисовать реальность. Для этого и создали общество. Его цели обозначили как:

  • знакомить людей в провинции с искусством (для этого проводить выставки);
  • рисовать полотна для выставок;
  • помогать авторам, которые рисуют то, что не соответствует правилам академии, продавать свои работы.

Первая выставка передвижников состоялась в 1871 году. Алексея Саврасова иногда относят к движению, хотя, по сути, он не входил в это общество. Его взаимодействие ограничено первой выставкой. Для нее Саврасов подготовил три картины: «Грачи прилетели», «После метели» и «Дорога в лесу».

"Грачи прилетели" А. Саврасов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:RooksBackOfSavrasov.jpg)
«Грачи прилетели», А. Саврасов / Фото: Wikipedia.org

«Грачи прилетели», или почему им не по пути

Цели передвижников и Саврасова не совпадали. Он безразличен к пункту «знакомить жителей провинции с искусством» и не нуждается в помощи для продажи картин. Логично предположить, что у человека, приехавшего из путешествия по Европе, нет недостатка в деньгах и заказчиках.

Расхождения могли оказаться и более глубокими. Так, картину «Грачи прилетели» привычно рассматривают, как изображение маленькой обветшавшей деревеньки посреди бескрайних полей. Восхищаются признаками грядущей весны: тающим снегом и прилетевшими птицами.

На самом деле художник слукавил, ну или зритель невнимательно смотрит. Если прочитать описание изображенного села отдельно от картины, то узнать его невозможно. В «Грачах» изображено село Молитвино. В XIX веке оно было известно коневодством. Местная коневодческая ярмарка – четвертая по величине в губернии. Здесь построено 242 дома, из которых 1/5 – это здания, стоящие на каменных фундаментах. Также выстроены полностью каменные дома и каменные торговые ряды. Работают три мануфактуры, больничный комплекс и церковно-приходское училище. По сути, зритель должен увидеть маленький город, а не покосившуюся деревню.

Есть два варианта объяснений феномена:

  1. Художник пребывал в депрессии после смерти дочери и поэтому рисовал мрачные пейзажи. В 1857 году Саврасов сделал предложение руки и сердца сестре друга Софье Герц. У пары родилось пятеро детей: 4 дочери и сын. Две девочки умерли во младенчестве. В 1871-м как раз умерла новорожденной вторая дочь, и родители остро переживали эту смерть.
  2. На том, чтобы рисовать мрачные пейзажи, настаивали передвижники. Они считали, что если изображать глубину народных страданий, то эти картины лучше продаются. Об этом феномене якобы высказался даже Федор Достоевский: «Дайте русскому человеку самую поэтичную картину, и он ее отбросит. Взамен выберет ту, где кого-то секут».

Какое бы из объяснений ни оказалось правдой, Алексей Саврасов больше с передвижниками не работал, но к картине возвращался. В 1872 году к нему обратилась императрица Мария и попросила написать копию шедевра. Она предназначалась для Всемирной выставки 1873-го, запланированной в Вене. Критики называли «Грачей» лучшей работой в творчестве Саврасова.

«Охотники на привале», или художественная кооперация

Каждый художник знает собственные слабые и сильные стороны. Сильная сторона Саврасова – пейзаж. Слабая – изображение людей. Считается, что в картине Василия Перова «Охотники на привале» пейзаж рисовал Саврасов, а охотников – Перов. Осень и охотники идеально дополняют друг друга.

Неумение рисовать людей заметно по картине «Бурлаки на Волге», написанной Алексеем Кондратьевичем в 1871-м. Изображают измученных работников порта многие живописцы. Известнейшими среди них стали «Бурлаки на Волге» Ильи Репина. Картина создавалась в 1870–1873-м.

Лирический пейзаж

Саврасов считается мастером лирического пейзажа. В Большой российской энциклопедии его определяют как такой, что гармонично сочетается с настроением зрителя.

"Осень. Деревушка у ручья" А. Саврасов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Savrasov_autumn_village.jpg)
«Осень. Деревушка у ручья» / Фото: Wikipedia.org

С этим трудно согласиться. Достаточно взять «Золотую осень» Исаака Левитана и повесить рядом с «Осенью. Деревушка у ручья», написанной Саврасовым. На первой – сентябрь, на второй – ноябрь или конец октября. Вряд ли настроение зрителя успеет измениться, пока он переводит взгляд с одного полотна на второе.

Скорее, лирический пейзаж оживляет в человеке ощущения, которые он испытывал ранее, находясь в обстановке, похожей на изображенную на полотне. Так, на картине «Проселок» под ногами ощущается чавкающий глинозем и мокрая, холодная от дождевых капель трава на обочине. Глядя на «Сельский вид», зритель чувствует гул пчел над цветущими деревьями. А на картине «Грачи прилетели» ощущается температура воздуха 0–3 °C по подтаявшим прогалинам.

Последние годы

О биографии Саврасова в последние годы жизни сохранилось мало фактов.

В 1869 году он пишет «Лосиный остров в Сокольниках». За эту работу Московское общество любителей художеств награждает его премией. В том же году художник начинает работу над учебником по изобразительному искусству. Соавтором выступает его коллега Василий Пукирев.

"Лосиный остров в Сокольниках" А. Саврасов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Elk_Island_by_Savrasov.jpg)
«Лосиный остров в Сокольниках» / Фото: Wikipedia.org

По легенде, Лосиный остров – место, где любил охотиться на медведей Иван Грозный. Хищников на полотне нет, но их легко представить, настолько массивным выглядит нарисованный участок леса. Его мощь подчеркивается микроскопическим размером крестьянских коров, пасущихся рядом.

В 1870–1880-х годах Алексей Саврасов создает весенние и зимние пейзажи. Это картины:

  • «Зима» (1871);
  • «Закат над болотом» (1871);
  • «Сухаревская башня» (1872);
  • «Весенний день» (1873);
  • «Ранняя весна. Оттепель» (1880);
  • «Весна. Огороды» (1893);
  • «Распутица» (1894).
Читайте такжеМихаил Врубель и его полотна — факты о жизни и творчестве художника

Жизнерадостных работ мало. Даже картина «Радуга» не радует зрителя красками, несмотря на оптимистичное название. Возможно, что автор продолжал скорбеть. Он пристрастился к алкоголю. В 1882 году администрация училища уволила Саврасова. С тех пор и до конца жизни живописец медленно спивался. Творческие периоды чередовались с депрессиями.

В конце концов обедневший Алексей Саврасов умер в лечебнице на Хитровке 26 сентября 1897 года. К этому времени он не жил с женой, поэтому похоронили его скромно. Присутствовали Павел Третьяков и швейцар из училища. Его ученик Исаак Левитан так отреагировал на смерть учителя: «Ушел из жизни один из самых глубоких русских пейзажистов».

Читайте также