Виктор Васнецов — творческий путь русского художника-сказочника
Виктор Васнецов — русский живописец и иллюстратор. Он наиболее известен картинами на мифологические и сказочные темы. Его работами иллюстрируют былины в учебниках литературы. Поэтому с Васнецовым каждый школьник знаком с детства, и кажется, что ничего нового о живописце узнать невозможно. Но действительно ли это так? Интересные факты о художнике – в материале 24СМИ.
Детство и семья
В 1848 году, 15 мая, Виктор Васнецов родился в маленьком поселке Лопьял в семье священнослужителя Михаила Васнецова и его супруги. Расположено село в Вятской губернии и до сего дня почти не изменилось. Здесь живет около 400 человек.
Мальчик с детства оказался связан с живописью. Один его дед – иконописец, второй – купец. В юности он работал в лавке у торговца иконами.
Часто термин «семейная династия» ни с чем не ассоциируется. На деле это значит, что внуку не придется учить теоретическую суть того, чем занят дед. Не нужно «проверять на практике». Он использует уже доказанный результат и при необходимости усовершенствует его. Семейная династия священнослужителей и иконописцев означает, что ребенок с детства хорошо знаком с религией и народным творчеством, умеет рисовать. Помощник в лавке, торгующей иконами, на практике знакомится с тем, какие сюжеты (и иконы) пользуются спросом. Осталось только найти собственный стиль и начать писать.
Петербургская художественная академия
Студентом академии Виктор Михайлович стал в 1867 году. В это время академия выполняла функции не только учебного заведения, но и министерства. Она регулировала художественную жизнь в стране. Определяла, что и как нужно рисовать и кто лучший художник.
В середине XIX века академия считала лучшим французского живописца Жана-Огюста Доминика Энгра (портретист). Продвигаются его стиль, манера рисования и сюжеты. Сегодня из всех работ этого художника российскому школьнику известна только картина, изображающая Жанну д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе. Картина написана в 1854-м.
Несмотря на то, что Энгр отличный художник, студенты академии выражают недовольство. Они настаивают на своем праве рисовать то, что видят: реальных людей и настоящую природу. Так начинается движение передвижников. Молодые люди публично порвали с академией и начали гастролировать по России с собственными выставками работ.
Периоды учебы Васнецова:
- рисовальная школа частного общества поощрения художников, курс Ивана Крамского с 1867 по 1868 год;
- академия с 1868 по 1875 год.
Учебу Васнецов заканчивает с серебряной медалью академии за картину «Перед народом», изображающую встречу Понтия Пилата и Иисуса Христа. После окончания учебы он сначала ездит с выставками в Европу как академический художник, а позже присоединяется к передвижникам.
За рубежом
Свою вторую медаль (бронзовую) Васнецов получил в Лондоне. Там в 1874 году проходила Всемирная торговая выставка. Сейчас понять, какие картины Васнецова были там представлены, довольно трудно.
Одну из них английская «Википедия» называет «Провинциальный торговец» и датирует 1870 годом. Но в русской версии в списке работ такого названия нет. Есть «Книжная лавочка» с другим годом написания. То же относится и ко второй картине – «Мальчик с бутылкой водки» (1872). В 1876-м Илья Репин приглашает Васнецова в Париж. Там художник продолжает изучать современную живопись, знакомится с разными стилями. В столице Франции происходит сюжетный переход в творчестве Виктора Васнецова. От реализма он уходит к жанру народной сказки и начинает писать эскизы к новой картине «Иван-царевич на Сером Волке».
Абрамцево
Следующим местом, важным для биографии художника, становится усадьба Абрамцево. Сегодня это музей-заповедник, а 170 лет назад – усадьба промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Хозяин усадьбы собирал под свое крыло художников, актеров, музыкантов.
Здесь гостили Илья Репин, Виктор Васнецов, Валентин Серов. Из писателей в усадьбе бывали Федор Тютчев, Иван Тургенев, Николай Гоголь. После того, как Васнецов вернется из-за границы, его постоянным кругом общения будут посетители Абрамцева. С 1878-го по 1893-й они объединятся в неформальный Абрамцевский кружок. В имении будут созданы мастерские художественных ремесел, где смогут работать приглашенные художники и скульпторы.
Творчество и конфликты с передвижниками
Виктор Васнецов – неконфликтный человек, но передвижники – это художники, ищущие новые пути развития русской живописи. Поэтому расхождения во мнениях – это норма для того, кто прокладывает новый путь.
«После побоища Игоря Святославовича с половцами»
В картине «После побоища», созданной в 1880 году, Васнецов впервые изображает не сказочный сюжет, а эпизод исторической летописи. Кроме того, он сознательно берет не героическую батальную сцену, а ее результат, нарушая принятые каноны. В обществе разгорается скандал.
За выбор поля битвы после сражения его критикуют академические художники, а за «неправильные трупы» достается от передвижников. Те негодуют из-за отсутствия изрубленных доспехов и ран на телах павших витязей. Газеты одна за другой печатают разгромные рецензии. Вдохновитель передвижников Владимир Стасов пишет, что художник «увлечен условностями». В ответ на это Васнецов упрекает Стасова в стремлении к «однобокой правде».
Наблюдая за спором, Иван Крамской напишет, что «Васнецову сложно пробить рутину художественных вкусов». Также он одним из первых отметит то, что Васнецов воссоздает не стоп-кадр после сражения, а то, как битва запечатлелась в народной, былинной памяти. Ныне картина выставлена в Третьяковской галерее вместе с эскизами к ней.
Кроме «Побоища», на историческую тематику Виктор Васнецов создает картины «Крещение Руси» и другие. Через 5 лет его пригласили в Киев оформлять Владимирский собор, где художник создает одноименную фреску, используя картину как исходник для работы.
«Аленушка»
Еще одна картина, не встретившая понимания со стороны зрителей, – «Аленушка» (1881). На написание Васнецова вдохновляет девочка-сиротка, которую он увидел в Абрамцеве. Мы воспринимаем картину как иллюстрацию к сказке об Аленушке и братце Иванушке, превратившемся в козлика из-за козней злой мачехи. Но на самом деле живописец рисовал настоящую девушку.
Васнецов так отзывался об Алене: «Девушка, поразившая воображение». Тоска, которую он увидел в глазах незнакомки, послужили толчком для создания произведения.
Первоначальное название полотна – «Аленушка-дурочка». Дурочками в те годы называли неприкаянных сироток. Оставшись без родных, такие дети лишались дома, и общины их растили совместно, т. е. то в одном дворе накормят, то в другом. Могут и не накормить или даже побить. Вот такую несчастную девчушку он и изобразил на картине.
Готовая «Аленушка» упорно не продавалась. Павел Третьяков, основатель одноименной галереи, поддерживал художников-передвижников и с готовностью покупал их новые работы. Например, работа Василия Перова «Тройка», где дети тянут сани с бочкой, не вызывала отторжения. Но в «Аленушке» он считал неправильным сказочные елки на заднем плане и не хотел покупать. Меценат Савва Мамонтов выкупил картину, чтобы поддержать Васнецова, но ему, поклоннику сказочных сюжетов, была чужда реалистичная девушка с растрепанной косой и в рваном платье. Поэтому вскоре Мамонтов перепродаст «Аленушку».
Сказочной героиней Аленушка стала в 1900 году. В это время за Васнецовым закрепилась репутация главного русского сказочника. Издательство готовило к выпуску альбом с репродукциями его сказочных работ. Под каждой иллюстрацией печатали отрывок из сказки. Под «Аленушкой» разместили отрывок из сказки с братцем Иванушкой. Так несчастная сиротка превратилась в сказочную героиню.
Интересный факт:
- Уже нельзя узнать точно, действительно ли девочку, встреченную Васнецовым, звали Аленушкой. В народе бытовала традиция использовать имя Аленушка как синоним слова «девочка» при обращении к незнакомке.
«Иван-царевич и Серый Волк»
Художник закончил работу над «Иваном-царевичем и Серым Волком» к 1889 году. В общей сложности он проработал над ней больше 10 лет. Прообразом царевны стали племянницы Саввы Мамонтова. На картине «Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой» девушка сидит в кресле в такой же позе, как и Елена Прекрасная на волке. Длинные локоны Натальи расположены почти так же, как у Елены. Вот только Наталья – брюнетка, а сказочная принцесса, как и положено по канонам, – блондинка, олицетворяющая «светлую сторону».
Из всех детей семейства Мамонтовых художники больше других любили изображать Веру. 11-летняя Вера наблюдает за зрителем с картины Серова «Девочка с персиками» (1887). Через десяток лет после поедания персиков Виктор Васнецов нарисует ее на картине «Девушка с кленовой веткой» (1896), и еще он воссоздал Веру в образе боярской дочери на картине «Боярышня» (1884). Так в творчестве Васнецова сказка в очередной раз пересеклась с реализмом.
Интересный факт:
- Считается, что «Снегурочка» написана с Александры Мамонтовой, а на полотне «Богатыри» лицо Алеши Поповича похоже на лицо ее брата Андрея.
Русский сказочный модерн
Модерн в искусстве появляется в конце XIX века. В годы, когда Васнецов создавал свои шедевры, у модерна еще не было единого названия и до сих пор нет единого определения. Французы называли его арт-нуво. Он рассматривается как поиск новых путей в искусстве, и это именно то, чем занимался Виктор Васнецов.
Творчество Васнецова носит признаки модерна. Его картины «Сирин и Алконост», «Гамаюн, птица вещая» изображают сказочных персонажей. Но их лица реалистичны, как и эмоции, которые они передают.
Под впечатлением от картины поэт Александр Блок пишет стихотворение «Гамаюн», в котором упоминает трагические события – нашествие монголо-татар на Русь. Впоследствии поэты будут неоднократно обращаться к образу, навеянному картиной живописца и стихотворением Блока.
«Богатыри»
Картина, над которой художник работал больше других, – «Богатыри». Считается, что он писал ее целых 20 лет. Впервые идея изобразить трех богатырей пришла к нему в мастерской Василия Поленова. Обсуждали в тот момент фон на картине Ильи Репина «Садко». Васнецов послужил моделью для образа былинного гусляра.
Прозвучала фраза, что «не цвет воды задает тон картине, а впечатление от былины должно задавать тон всему остальному». В этот момент Васнецов решил нарисовать богатырей и не ошибся. Вот уже больше 100 лет его богатыри задают тон тому, как воспринимают художники, актеры и зрители Муромца, Добрыню и Алешу Поповича.
Первый эскиз он нарисовал и презентовал Поленову. На эскизе указаны две цифры: «75» и «10 марта 1898». Их интерпретируют, как дату начала и окончания работы, т. е. 1875–1898 годы. Друг эскиз вернул с комментарием: «Отдашь, когда увижу большую картину, сделанную по этому наброску».
Кроме «Богатырей», на ту же тематику создан еще ряд полотен. Это «Витязь на распутье» (1882) и «Илья Муромец» (1914). Барельеф на тему «Витязя на распутье» изображен на могиле художника. Он умер в 1926 году в Москве. Причина смерти – старость. К тому времени Васнецову исполнилось 78 лет.
Интересный факт:
- Считается, что Васнецов в 1915 году участвовал в конструировании военной формы для парада русской армии. Ему приписывается создание буденовки. По форме этот головной убор напоминает шлемы с картин о богатырях.
Васнецов и его архитектурные навыки
Кажется, что увлечению художника архитектурой просто неоткуда взяться. На самом деле оно получено от первого учителя-художника – Михала Эльвиро Андриолли. В Вятке Васнецов был семинаристом, а Андриолли пребывал в ссылке за участие в восстании.
Андриолли увлекался мазовецкой деревянной архитектурой. Интересовался деревянным зодчеством Карелии и Сибири. Смешивал элементы этих стилей, создавая собственный. Вернувшись в Варшаву, он проектировал виллы и в какой-то степени задал тот стиль, который получили пригороды польской столицы во 2-й половине XIX века.
Васнецов реализовывал увлечение деревянным зодчеством разными путями. Он создавал декорации для театра. Рисовал берендеевы палаты к опере «Снегурочка». Строил здания. Свой дом в Москве спроектировал в стиле боярских палат. Сегодня это здание – музей и филиал Третьяковской галереи. Позже, вдохновляясь архитектурным стилем Васнецова, архитектор Алексей Щусев построит Казанский вокзал (1911) в Москве.
В 1882 году Васнецов спроектировал церковь в Абрамцеве. Ассистировал ему художник Василий Поленов. Кроме того, архитектурные навыки живописец продемонстрировал в 1898-м в Париже. Там открылась Всемирная выставка, и художнику поручили отвечать за оформление русского павильона.
От ковра-самолета к железной дороге
«Ковер-самолет» (1880) – работа, созданная по сказочным мотивам. Но ее можно считать одним из первых полотен в жанре рекламы. Савва Мамонтов в это время возглавляет правление Донецкой железной дороги. Ее только строят. Он покровительствует Васнецову, любит сказочные сюжеты, не принимает реализм и планирует украсить свой рабочий кабинет в управлении картиной, демонстрирующей возможности скоростного перемещения.
И получает в ответ «Ковер-самолет». Ну нет в русских сказках поездов, что ж поделаешь. По легенде, члены правления категорически отказались от того, чтобы полотно висело в управлении, аргументируя тем, что посетители неправильно поймут и будут считать железную дорогу несерьезным средством передвижения.
«Три царевны подземного царства» созданы в это же время. Всего Мамонтов заказал три картины. Царевны – олицетворение подземных недр России. Две старшие – царевны золота и каменьев драгоценных. Младшая – царевна каменного угля, который добывали в Донбассе. Эту картину члены правления тоже отказались размещать в таком серьезном учреждении. Поэтому картины висели у Мамонтовых дома. После смерти заказчика, согласно завещанию, были переданы в Третьяковскую галерею.
Васнецов после революции
Васнецов писал полотна и на религиозную тематику. Среди них «Страшный суд» (1904), «Богоматерь с младенцем» (1882), «Сергий», «Четыре всадника Апокалипсиса» (1887). После революции эти картины старались не экспонировать и продвигали сказочную тематику, хотя живописец продолжает работать над разными по жанру произведениями: «Кощей Бессмертный» (1917–1926), «Портрет Зинаиды Васнецовой, жены сына художника Алексея» (1923). Он пишет много портретов как сказочных героинь, так и живых людей – членов семьи, друзей.
Не забывает о пейзажах. Рисует парк, баню, березы и другие достопримечательности, которые окружают его в Новом Рябово. Это имение Васнецов приобрел незадолго до революции в Вятской губернии в память о местах, где провел детство. По описанию, в имении стоял одноэтажный деревянный дом с мезонином. У входа на террасе любила греться его собака – шотландский сеттер Тина. От террасы можно было пройти в сад. Оттуда – спуститься к реке Яхроме.
У реки стояла мельница, похожая на декорацию к опере «Русалка». Сын его друга Прахова вспоминал, как Виктор Васнецов радовался и мечтал пригласить к этой мельнице «главного мельника». Федор Шаляпин исполнял партию мельника в опере. Когда приезжали гости, то все собирались пить чай на террасе, а затем прогуливались по саду. Чаще других в гости к Васнецовым приезжал его брат Аполлинарий.