Павел Сухой — прославленный советский авиаконструктор и его разработки
Павел Сухой пришел к профессии авиаконструктора поздно, а с работой были связаны тяжелые испытания. Тем не менее при нем инженеры создали ряд самолетов, совершивших революцию в мировом авиастроении.
Происхождение
Павел Сухой родился на территории нынешней Республики Беларусь, в селе Глубокое, что располагалось в Виленской губернии. Это произошло 22 июля 1895-го. Помимо него, в семействе воспитывалось еще пятеро детей — все девочки.
Когда Павлу исполнилось 5 лет, Сухие переехали жить в Гомель. На новом месте первое время приходилось кочевать с одной съемной квартиры на другую. Но потом родители сумели купить участок и построить на нем свой дом.
Отец будущего авиаконструктора работал директором школы для детей железнодорожников. Сухой-старший не только выполнял свои прямые обязанности, но и руководил кружком хорового пения.
Интерес к авиации
Павел Сухой заинтересовался авиацией в студенчестве, а повлиял на это случай. Однажды Сергей Уточкин — один из пионеров русского воздухоплавания — совершал над Гомелем показательные полеты. Он проводил их над разными регионами Российской империи, преследуя цель популяризации авиации.
На этот раз за полетом самолета Уточкина с земли наблюдали гимназисты, среди которых оказался и Павел. Он шел с занятий и заметил аэроплан в небе, этот случай навсегда врезался в его память.
Образование
В доме Сухих благодаря усилиям отца набралась многотомная библиотека. Павел, как и остальные члены семьи, с малых лет пристрастился к чтению.
Когда ему исполнилось 10 лет, началась учеба в гимназии для мальчиков. Будущий конструктор окончил это заведение в 1914-м. На следующий год Павел Осипович поступил на математический факультет университета Москвы. Но уже шла Первая мировая.
Сухому пришлось прервать обучение и отправиться на фронт. Когда Россия вышла из войны, он приехал в Москву, но нашел свое училище неработающим. Пришлось отправиться домой. И только в 1921-м ему удалось продолжить учебу — теперь в заведении технической направленности.
На этом отрезке биографии он старательно изучал пособия по авиации на иностранных языках — преследовал мечту, зародившуюся после полета Уточкина.
Первые авиапроекты
Параллельно с занятиями в училище Сухой ходил в авиакружок — ему хотелось накопить как можно больше знаний в этой сфере. Еще до получения диплома об окончании заведения он заставил обратить на себя внимание Андрея Туполева. Авиаконструктор позвал молодого человека в свой отдел авиации. Так началась трудовая деятельность Павла Осиповича в КБ.
Под руководством Туполева он участвовал в создании ряда моделей самолетов, например, истребителей И-4. Кстати, как раз Сухой вместе с иными товарищами по работе выдвинул идею развивать металлическое авиастроение.
Туполева заинтересовала эта идея, он сам возглавил комиссию по ее изучению и в итоге дал добро. Вскоре в КБ появился первый аэроплан подобного типа — АНТ-1, правда, у него еще была смешанная конструкция. А для следующей машины — АНТ-2 — уже построили цельнометаллический корпус.
«Рекорд дальности»
Павел Сухой участвовал в создании следующих моделей самолетов той же маркировки. Речь об аэропланах АНТ-25, получивших позднее второе наименование — «Рекорд дальности» или РД.
Машину испытывала группа пилотов под руководством Михаила Громова, который и совершил первый рекордный перелет на АНТ-25. В тот раз летчикам удалось преодолеть без посадок свыше 12 тыс. км, налетав их в рамках испытаний по кольцевому маршруту, проложенному из Москвы через Рязань и Тулу до Харькова.
Этот перелет побил тогдашний рекорд мирового уровня, который поставили французские авиаторы. Однако достижение советских пилотов не зафиксировали, поскольку в Международной федерации учитывались только маршруты по прямой линии. Следовательно, требовалось соблюсти странные условия. В 1935 году такая попытка состоялась.
В воздух поднялся экипаж Сигизмунда Леваневского. Летчики планировали пролететь над Северным полюсом и потом приземлиться в Сан-Франциско. Но не вышло — после преодоления 2 тыс. км в машине начало подтекать масло, пришлось вернуться.
На следующий год попытку повторили. На этот раз самолетом АНТ-25 управляла тройка Валерия Чкалова, куда входили Александр Беляков и летавший в прошлый раз с Леваневским Георгий Байдуков. Команда сумела добраться из Москвы до острова в Охотском море, за 56 часов преодолев свыше 9 тыс. км.
Еще через год тот же экипаж совершил вошедший в историю легендарный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. Вслед за ними в воздух поднялась команда Громова, которая повторила часть маршрута, но приземлилась уже в Калифорнии. Летчики поставили сразу 2 рекорда дальности.
Собственное конструкторское бюро
Сухой в КБ Туполева проявил такие качества, как способность оригинально решать поставленные сложные задачи, неординарное мышление, высокая работоспособность. За счет этого он быстро выделился среди коллег, за что пошел на повышение — стал замещать генерального конструктора.
Когда в СССР в 1936-м объявили конкурс на разработку и постройку бомбардировщика, победил проект Сухого. Для реализации задумки ему позволили организовать свое конструкторское бюро.
Результатом работы стал Су-2 — первый реализованный проект инженера. Этот легкий бомбардировщик серийно строили до 1940 года, успев суммарно собрать до 900 экземпляров.
Закрытие КБ
В 1949-м, когда уже стартовала работа над созданием реактивных самолетов, правительство решило закрыть КБ. Дело в том, что в июне состоялся испытательный полет модели Су-15, закончившийся аварией.
По факту сам Сухой в случившемся виноват не был, вдобавок пилот остался жив, приземлившись с парашютом. Но решение уже приняли. КБ закрыли, Сухого вернули в бюро к Туполеву на пост заместителя главного конструктора. Что касается разбившегося Су-15, проекты по этой и некоторым другим машинам свернули. Только позже под теми же наименованиями появятся уже новые аппараты.
Сверхзвуковая авиация
Когда началась Корейская война, Павел Осипович вновь понадобился стране. Армия заполучила американский истребитель в качестве трофея — F-86 Sabre требовалось изучить. Под эту задачу сформировали новое КБ, а руководителем назначили Сухого.
С 1953-го его бюро начало вновь работать в полном масштабе. Возрождение организации как раз пришлось на эпоху становления сверхзвуковой авиации. Павел Сухой стал руководить разработками сразу пары новых летательных аппаратов. Первому с кодовым названием «С» сделали стреловидную форму крыла, для второго — «Т» — выбрали треугольную. В итоге обе задумки удалось успешно реализовать.
На послевоенное время пришелся пик конструкторской деятельности Сухого. В эру реактивного воздухоплавания он сумел создать ряд проектов, признанных технологическими прорывами. Инженер оказался в числе основателей советской сверхзвуковой авиации. Так, при нем в СССР появился Су-7 — аппарат, на испытаниях сумевший разогнаться до скорости 2,17 тыс. км/ч.
Су-17
В 1960-х в КБ Сухого приступили к модернизации Су-7. Этот истребитель-бомбардировщик уже стоял на вооружении, но нуждался в улучшениях. Конструкторы стремились усовершенствовать его взлетно-посадочные характеристики и радиоэлектронное оборудование на борту. К тому же решили внедрить набирающее популярность технологическое решение — плоскости с изменяемой геометрией.
В итоге на базе предыдущих разработок получилась модель Су-17. Это первый в Советском Союзе самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Прототип в 1966 году поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора. При испытаниях новая конструкция плоскостей подтвердила ожидания разработчиков — возросла продолжительность и дальность полета, улучшились взлетно-посадочные параметры.
Серийно эту модель собирали вплоть до 1990-го. Все это время она доказывала свою безопасность — даже курсанты справились с машиной легко.
Су-24
Впоследствии на вооружение поступили новые самолеты конструктора — Су-24. На них уже внедрили целиком изменяемую геометрию крыла. Прицельно-навигационное оборудование оснастили вычислительной машиной. Модель получила способность летать на предельно малых высотах, автоматическим огибая рельеф местности.
На Су-24 поставили локаторы, работающие в миллиметровом диапазоне. Это очередной взгляд Сухого в далекое будущее, поскольку об эффективности подобного оборудования активно задумались только в XXI столетии, а Павел Осипович поставил его на самолет еще в 1970-х.
Су-24 неоднократно демонстрировал выдающиеся показатели при пилотировании. В нем предусмотрена возможность меняться обязанностями пилоту со штурманом, чьи сиденья расположены рядом. Этот бомбардировщик стал долгожителем — с момента принятия его на вооружение в 1975 году построили до 1,5 тыс. экземпляров.
Последняя машина
На волне успехов сверхзвуковых моделей в 1970-х в советской армии даже не планировали использовать дозвуковые летательные аппараты. Однако мнение военных переменилось с появлением машины Су-25.
Поначалу они отреагировали на пилотные проекты скептически, но по настоянию Сухого инженеры не забросили разработку. В 1972-м сам конструктор одобрил ключевую концепцию нового самолета.
Штурмовик отличался установленным комплексом повышенной боевой живучести — речь о бронированной капсуле-кабине пилота, а также о внедренных технологиях в виде пористого материала для заполнения баков с горючим и пр. За счет подобных разработок гарантировалось уменьшение потерь боевых самолетов в настоящих условиях сражения.
По факту Су-25 стал последней крылатой машиной, полностью созданной при Сухом, поскольку вскоре его не стало.
Су-27
Отдельные реактивные самолеты, созданные Павлом Осиповичем, летают и сегодня. Среди прочего он успел поучаствовать в начальном этапе разработки модели Су-27. На базе этого истребителя 4-го поколения впоследствии появилось целое семейство боевых крылатых машин, по сей день составляющих основу российской военной авиации.
В Су-27 применили интегральную компоновку, в этом заключалось принципиальное технологическое отличие аппарата. За счет этого решения на главных режимах полета увеличились аэродинамические качества, возросла маневренность. В «сушке» реализовали ряд идей, ставших в итоге залогом успеха последующих моделей семейства.
Учитель Сухого Туполев говорил, что некрасивые самолеты не летают, а многие эксперты убеждены, что линейка Су-27 — это самые эстетически совершенные самолеты в мире.
Смерть
Однажды Павел Сухой перенес туберкулез, заработанный на фронте. Всю жизнь его одолевали осложнения этой болезни и в конце концов стали причиной смерти. После 1974 года проблемы с дыханием только усилились, конструктор не мог обойтись без баллона с кислородом, часто проходил не приносящее пользы лечение.
15 сентября 1975-го 80-летний Павел Осипович умер, это случилось в санатории подмосковной Барвихи. Знаменитый авиаконструктор похоронен на столичном Новодевичьем кладбище, над могилой установлена плита с барельефом профиля инженера.
В том же 1975-м Сухому посмертно присвоили золотую медаль имени Туполева. Он оказался первым конструктором, чей вклад в развитие авиации отметили подобным способом.
Характер
Сухой слыл достаточно замкнутым человеком, избегавшим публичных выступлений. В работе он также привык полагаться на себя, часто самостоятельно принимая ответственные технические решения. Впрочем, руководитель никогда не отталкивал талантливых коллег, если те предлагали интересные идеи. Часто Павел Осипович поручал соратникам ответственные задачи, чем выгодно отличался от остальных главных конструкторов.
Случалось, что коллеги принимали не очень удачные решения — в таких ситуациях руководитель не спешил упрекать подчиненных, вместо этого деликатно помогал разобраться в вопросе. Если же происходили серьезные просчеты, ни на кого не перекладывал ответственность с себя.
В молодости конструктор переболел скарлатиной и сыпным тифом. Впоследствии осложнения на горле проявились в навсегда осипшем приглушенном голосе. Поэтому многие, кто работал бок о бок с инженером, считали его немногословным и сухим в общении.
Семья
Когда Павлу исполнилось 23 года, он женился. В этот период Сухой трудился школьным учителем — там и познакомился с коллегой, преподавательницей французского Софьей. Позже им пришлось на короткое время расстаться, но взаимная симпатия не угасла.
После повторной встречи в 1923-м молодые люди поженились. Поначалу приходилось жить в скромных бытовых условиях — жене выделили от института комнату. Позже положение наладилось, а в браке родились двое детей — сначала дочь Ирина, потом сын Дмитрий.
Память
Сегодня конструкторское бюро, носящее имя Сухого, относится к наиболее высокотехнологичным на планете. Наряду с прочими российскими организациями («Туполев», «МиГ» и «Ил») компания входит в список мировых лидеров по созданию боевой авиатехники.
КБ присвоили имя Сухого в 1977-м. Также в честь авиаконструктора назвали улицы в ряде городов, в том числе белорусских. На малой родине инженера с 1985 года действует музей, там же в качестве памятника красуется Су-17М. На стене московского дома, где жил Павел Осипович, закреплена мемориальная доска.
Павел Сухой — талантливый авиаразработчик, которого воспринимали как человека, на десятилетия опередившего время. Большинство его изобретений были рассчитаны на перспективу — многие удалось реализовать гораздо позже уже последователям конструктора.