Кандагар-1995 — история захвата самолета Ил-76 в Афганистане
Факты
7 августа 2023 г. 9:55
Время чтения: 11 минут

Кандагар-1995 — история захвата самолета Ил-76 в Афганистане

3 августа 1995 года российский Ил-76 не долетел 450 км до Кабула и был принудительно посажен афганскими радикалами в городе Кандагаре. Члены экипажа стали заложниками чужой гражданской войны и непростой политической обстановки. Россияне 378 дней пробыли в плену, а затем совершили дерзкий побег. Не обошлось без конспирологических теорий, в которые вплетены политики, деньги, оружие и Виктор Бут. Подробнее о том, как происходил захват самолета, как экипаж жил в плену 12 месяцев и как оказался на свободе, – в материале 24СМИ.

Ил-76 в афганском небе

В середине 1990-х Россия переживала трудные времена: конфликт в Чечне, криминализация и обнищание населения. Некогда сильная советская авиация столкнулась с кризисом и распалась на мелкие компании, которые были рады любому заказу. Тяжелые транспортные самолеты Ил-76 – наследие СССР, которое было востребовано на международных линиях. Приоритет отдавали заказам, за выполнение которых полагалась щедрая оплата, а опасность отодвигалась на второй план.

Татарстанская компания «Аэростан» родилась в новых экономических условиях и пыталась приспособиться к правилам игры. Самолет Ил-76ТД (транспортный дальний) 1994 года выпуска регулярно совершал коммерческие рейсы из города Шарджа (ОАЭ) в Баграм, который расположен в афганской провинции Парван и в 60 км от Кабула. Из Эмиратов в государство Южной Азии российский самолет доставлял текстиль, электронику, технику.

Позже точка вылета переместилась из Шарджи в Тирану (Албания), а конечный пункт остался в Афганистане, но был перенесен в Кабул. Российский экипаж продолжил выполнять задачу: доставлял груз из точки А в точку Б. Пилоты в первую очередь думали о безопасности товара, а политическими событиями в Афганистане никто глубоко не интересовался.

Советские войска покинули страну в феврале 1989 года, но ситуация осталась напряженной. После выхода СССР из конфликта образовался Северный альянс, который основали полевые командиры. Они заняли Кабул и другие территории, которые контролировала Демократическая Республика Афганистан, ранее поддерживаемая Москвой. Северному альянсу противостояло радикальное движение «Талибан» (террористическая организация, запрещена в России), которое контролировало большую часть территории Афганистана и побеждало в конфликте.

В середине 1990-х страна в Южной Азии была одним из направлений для коммерческих авиаперевозчиков. Русские летчики думали, что занимаются перевозкой продуктов питания, воды, народно-хозяйственных товаров. У албанцев был договор о торговле с Афганистаном, поэтому по документам формально был полный порядок. До несчастливого рейса пилоты совершили два успешных перелета, в ходе которых доставили грузы для Северного альянса.

Командир воздушного судна Владимир Шарпатов на тот момент имел солидный опыт. После распада СССР он перевозил «самоходки», поэтому полеты в Афганистан, как тогда думалось, с гуманитарным грузом, казались простой задачей. Помощником Шарпатова являлся Газинур Хайруллин, который ранее доставлял грузы в Афганистан, когда там воевали советские солдаты, возил «гуманитарку» в Армению после спитакского землетрясения в 1988 году.

Кроме Шарпатова и Хайруллина, в состав экипажа входило 5 человек. Александру Здору были доверены задачи штурмана, Асхату Аббязову – бортинженера, Юрию Вшивцеву – бортрадиста. Ведущими инженерами на борту были Виктор Рязанов и Сергей Бутусов.

Самолет Ил-76 за четыре месяца до захвата
Самолет Ил-76 за четыре месяца до захвата / Фото: wikimedia.org

О войне Северного альянса и «Талибана» экипаж знал. До рейсов в Кабул они возили в контролируемый радикалами Кандагар народно-хозяйственную продукцию, поэтому знали диспетчеров в местном аэропорту и некоторых летчиков, которые состояли на службе у талибов. 3 августа 1995 года команда Ил-76 отправилась в третий рейс с грузом для кабульского правительства, но на этот раз все пошло не по плану.

3 августа 1995 года — хроника захвата

В этот день команда Ил-76ТД готовилась вновь преодолеть 4,3 тыс. км и доставить 1,2 тыс. ящиков для Северного альянса. 90% пути преодолели без проблем и внештатных ситуаций. Когда самолет пролетал недалеко от Кандагара, с пилотами вышли на связь боевики «Талибана», которые подняли в небо истребитель МиГ-21. Афганцы потребовали приземлиться в Кандагаре для досмотра груза. Летчики пытались объяснить талибам, что доставляют товар не для них, а для правительства Афганистана, но пилот истребителя настойчиво требовал совершить посадку в указанном городе.

Как позже делился мнением Хайруллин, Ил-76 летел тем же маршрутом, что и ранее, поэтому талибы их поджидали. Разведка сработала оперативно, а далее в дело вступили воздушные силы. Пока россияне думали, что везут гражданские товары, в Кандагаре были уверены, что найдут в грузовом отсеке оружие или боеприпасы. Еще во времена СССР Москва прекратила поставки вооружения конфликтующим сторонам в Афганистане. Но Албания действовала вопреки решению и обеспечивала кабульское правительство военной продукцией.

Пилоты истребителя дали понять российским летчикам, что готовы сбить самолет, поэтому пришлось зайти на посадку. Позже на земле команда Шарпатова познакомилась с экипажем истребителя. Хайруллин говорил, что военные оказались хорошими людьми: сочувствовали им, говорили по-русски и объясняли, что не могли ослушаться приказа. Оба – выпускники летного училища в Алма-Ате, многодетные отцы с кучей родственников, которых ждала расправа, если бы пилоты не выполнили приказ.

Грузом оказалась не народно-хозяйственная продукция, а боеприпасы для стрелкового оружия. Талибы схватили командира самолета и утащили на допрос, в ходе которого его едва не обвинили во вмешательстве во внутренние дела Афганистана. Затем экипаж отправили под арест. Тогда летчики еще надеялись, что ситуация скоро разрешится и они отправятся домой. Но россияне застряли в Кандагаре на год.

Застенки Афгана — в плену у талибов

Когда уроженцы России оказались на афганской земле, вокруг них собралась толпа местных жителей. Люди кричали, размахивали руками, всем видом показывая, что не рады им. К пленникам приставили переводчика по имени Абдулла, который не только помогал общаться, но и тайно следил за россиянами. Афганцы по-разному относились к пленникам. Одни жалели и считали, что нужно отпустить. Другие были не против, чтобы уроженцы РФ отпустили бороды, приняли ислам и остались в Кандагаре. Немалая часть желала, чтобы талибы расправились с летчиками – в назидание другим.

Экипажу грозили смертной казнью, но боевики понимали, что от живых пилотов выгоды больше. В первую очередь 7 пленников и самолет – это предмет торга для представителей радикального движения. Однако переговоры шли медленно и бесплодно. После распада СССР Россия не могла похвастаться авторитетом на международной арене, который у страны был еще в начале 1980-х. Талибы не боялись, что на них надавят силой, ведь в то же самое время на территории РФ, в Чечне, действовали боевики Шамиля Басаева, который получил отпор не сразу.

Российские власти, представители «Аэростана» и предприниматель Виктор Бут пытались убедить талибов отпустить пленников в обмен на технику, товары или деньги. Хайруллин отмечал, что первые полгода сохранялась вера в успех переговоров.

Но радикалы поняли, что русских выгодно держать в плену: защита от обстрелов со стороны Кабула и повышенный интерес международного сообщества к религиозно-политическому движению, о котором многие, в том числе и летчики, слышали лишь отдаленно. В Кандагар стали приезжать делегации, а крупнейшие мировые издания освещали события в Афгане, уделяя особое внимание лидерам талибов.

Пленников называли «гостями» и держали на складе, который охраняли вооруженные боевики. За настроением, планами и любыми действиями следил переводчик Абдулла, который, когда было нужно, становился невидимой тенью летчиков. Больше года россияне жили в неизвестности, не зная, что ждет их завтра. Была надежда, что талибы отпустят их, но при этом снедал страх, что их расстреляют.

Однажды ночью к складу подъехала группа военных, которые приказали пленникам встать и выйти на улицу. Их усадили в машины и повезли в неизвестном направлении. По пути некоторые члены экипажа решили, что их везут убивать: выроют могилы посреди бескрайних пустынных просторов Регистана и всадят несколько пуль. Россиянам было сложно сохранять спокойствие, когда на любой вопрос был один ответ: «На все воля Аллаха». Опасения не подтвердились: Северный альянс начал наступление, поэтому талибы решили спрятать летчиков в другом месте, выбрав для этого здание заброшенной фабрики.

Дни складывали в недели, а те – в месяцы, которые тянулись очень медленно. Пленники пытались отвлечься: учили английский язык, занимались спортом – соорудили перекладину из металлолома, который нашли на складе. Талибы снабжали россиян религиозными книгами, но читать их не заставляли. Но другую литературу не давали. Однажды пленникам передали журналы, а через некоторое время стали доходить письма от родственников. Сохранились фото, сделанные во время пребывания летчиков в кандагарском плену.

Однажды талибы захотели, чтобы россияне научили их летчиков управлению Ил-76. Но они считали, что для этого хватит одного человека. Однако пилоты объяснили, что нужен весь экипаж, иначе ничего не получится. Афганцы отказались от этой идеи, но пленники стали продвигать другое: чтобы использовать самолет, ему нужно техобслуживание.

Побег

У «гостей» афганских радикалов было много свободного времени, поэтому они обсуждали варианты побега. Пленники представляли, как разоружат охрану, заберут автоматы, преодолеют горы и доберутся до границы. Некоторые хотели отрастить бороды и слиться с местным населением. Идеи казались фантастическими, а результатом в случае провала могла стать смерть или усиление охраны.

Экипаж был единодушен в том, что только на самолете можно покинуть ненавистные застенки Афгана. Однажды талибы предложили пленникам поработать на них, транспортируя топливо на Ил-76. Однако россияне отказались способствовать деятельности членов радикального движения. Советник главы Татарстана, который навещал пленников, сказал летчикам, что они упустили прекрасную возможность сбежать.

Сначала экипаж убедил боевиков, что самолет без техобслуживания превратится из дорогой и полезной техники в груду металла. Россияне объяснили, что талибы могут выручить за исправную машину очень много денег. Радикалы были не против пополнить закрома десятками миллионов долларов, но медлили с допуском летчиков к Ил-76. Пленники лишь один раз были на аэродроме и тогда успели получить некоторое понимание того, что он собой представляет: истребители, вертолеты и крупнокалиберные пулеметы.

Талибы внезапно решили отвезти «гостей» к самолету. На календаре была пятница, 16 августа, а на часах – время для молитвы. Люди в мечетях, а на улице жара 45 °C. Россиян привезли на аэродром и разрешили запустить двигатели, которые не использовались год. Для начала летчикам предстояло проверить, работает ли вспомогательная силовая установка (ВСУ). Без нее невозможен запуск основных четырех моторов Ил-76. Экипаж приступил к работе, а талибы внимательно следили за ними. Но установка автоматически отключилась из-за высокой температуры.

Читайте такжеТеракт в Беслане — факты о трагедии сентября 2004 года

Через переводчика россияне объяснили, что нужно охладить ВСУ, подождав полчаса. Боевики и сами страдали от жары, поэтому оставили трех бойцов рангом пониже, а сами спрятались от солнца в здании, которое стояло на территории аэродрома. В этот момент летчики решили снова попробовать запустить машину. Установка внезапно заработала, включились 2-й и 3-й двигатели.

Владимир Шарпатов начал выводить самолет на взлет. Охранники начали кричать и наставлять на экипаж оружие. Пленники постарались выиграть время, убеждая конвоиров, что все в порядке – проверка технических моментов. Но один из боевиков все-таки изготовился стрелять. В этот момент беглецы выбили у него автомат из рук и скрутили троицу.

Взлет прошел успешно, и Шарпатов направил самолет в сторону Ирана. Вплоть до границы пилоты держали предельно низкую высоту, чтобы сохранить невидимость для радиолокационных станций талибов. Юго-западное направление выбрали специально. Беглецы полагали, что боевики отправят за ними истребитель, который полетит на север, в сторону Таджикистана, граничащего с Россией. На территории Ирана летчики связались с местными диспетчерами, объяснили, кто они и куда направляются. В день побега Ил-76 приземлился в аэропорту эмирата Шарджа.

После возвращения

Из Шарджи бежавших из плена доставили в Абу-Даби, откуда 18 августа бортом МЧС они вернулись в Россию, где спустя год встретились с родственниками. К героям кандагарской истории был повышенный интерес со стороны прессы. Через четыре дня Шарпатова и Хайруллина удостоили звания Героев России, а их товарищи получили ордена Мужества.

Врач из бригады Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» осматривает члена экипажа российского самолета Ил-76
Врач Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» осматривает члена экипажа российского самолета Ил-76 / Фото: Олег Гевелинг / ТАСС

Возвращение экипажа совпало с завершением Первой чеченской кампании. Конфликт активно обсуждали в СМИ, в том числе касались домыслов и конспирологических теорий. Журналисты-расследователи не упустили историю «кандагарской семерки», которая ловко сбежала от вооруженных до зубов афганских радикалов. При этом экипаж не пострадал, а самолет не получил ни царапины. Возникла плодородная почва для мифов и слухов.

Поговаривали, что якобы талибы фактически сами «усадили пилотов в самолет» и чуть ли не крестили в спину уходящих пленников. Будто этому помог «мешок денег», который боевики получили в обмен на экипаж и самолет. Некоторые расследователи приплетают к истории имя Виктора Бута, который якобы продавал оружие кабульскому правительству. Главный контраргумент: почему россиян держали в плену 378 дней, если вопрос с выкупом можно было решить сразу?

Семь российских летчиков благополучно вернулись на родину бортом МЧС России из Абу-Даби. Москва, 18 августа 1996 года
Российские летчики благополучно вернулись на родину бортом МЧС России из Абу-Даби. Москва, 18 августа 1996 года / Фото: Сергей Величкин / ТАСС

Хайруллин объяснил, что побег удался благодаря стечению обстоятельств. Летчиков привезли на аэродром, когда там никого не было – военные отправились в мечеть. Охранники разделились, не пожелав изнывать от жары. Топлива хватало – талибы не слили керосин. Но основа всего – желание сбежать, вырваться на свободу и снова увидеть близких.

Читайте такжеАшинская трагедия — история железнодорожной катастрофы 1989 года

На основе реальных событий

Дерзкий угон самолета под носом у афганских радикалов стал основой для сценария остросюжетного фильма «Кандагар» (2010), снятого по мотивам реальных событий. Но в некоторых моментах авторы допустили ряд отступлений. Например, переводчик показан как главный идеолог побега. На самом деле Абдулла подслушивал разговоры летчиков, пытался быть на шаг впереди пленников. Пилоты знали об этом, поэтому меняли тему разговора, когда в помещение входил переводчик.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Кандагар»

В фильме Андрея Кавуна имена героев изменены. Роль командира судна, прототипом которого послужил Шарпатов, исполнил Александр Балуев. Второго пилота сыграл Владимир Машков. Авторы картины изменили детали, но сохранили суть, рассказав историю людей, которые не пали духом и бросили вызов талибам.

Кандагар не сломил героев, они оправились после плена и вернулись в авиацию. С Хайруллиным продолжала летать часть участников афганской эпопеи. О тех событиях летчики вспоминать не любят. «Для меня это незаживающая рана», – сказал однажды в интервью Газинур Гарифзянович.

Читайте также