Юрий Визбор — творческий путь знаменитого советского барда
За что бы ни брался Юрий Визбор, все у него получалось легко и замечательно. Это был разносторонний человек, оставивший после себя след в музыке, поэзии, кинематографе, журналистике и живописи.
Происхождение
Визбор — коренной москвич, он родился в столице 20 июня 1934 года. Когда его спрашивали о национальности, бард отвечал, что он русский. Хотя в его жилах текла литовско-украинская кровь.
Мама была уроженкой Украины, медработником, больше 30 лет отдавшим советскому Минздраву. С будущим мужем она познакомилась в Сочи, где работала по специальности. А Иозас, военнослужащий, лежал в больнице после ранения на реабилитации. После поправки он забрал понравившуюся девушку к себе в Москву.
Иозаса в семье чаще называли Юзеком, а Визбор писал свое отчество как Иосифович. Его отца, бывшего красноармейца, в конце 1930-х арестовали за поддержку организации контрреволюционеров и приговорили к расстрелу. Только в 1958-м его посмертно реабилитировали.
Мать с маленьким сыном перебралась в 1941-м на московскую улицу Сретенку. Здесь прошли детские годы будущего поэта. Мария вышла замуж повторно — отчимом Визбора стал рабфаковец Иван Ачетков, трудившийся в сфере строительства. У мальчика не сложились с ним отношения — вероятно, из-за этого семья распалась в 1951-м.
Несостоявшийся летчик
В детстве Визбор любил играть в футбол, но потом стал мечтать о небе. Будучи старшеклассником, поступил в аэроклуб и уже спустя пару лет умел управлять самолетом Як-18.
Окончив школу, он, вопреки мечте, поступил не в авиационный, а в педагогический институт. Дело в том, что в этот вуз как раз намеревался пойти его близкий товарищ Владимир Красновский. Он позвал Юрия составить компанию. Тот поначалу скептически относился к желанию друга и к самому учебному заведению, но, увидев все величие архитектурного сооружения, мгновенно решил, что тоже поступит только сюда.
Поэзия
Наиболее раннее стихотворение Визбор сочинил в 14 лет. Летом в пионерлагере он был вожатым и впервые полюбил девочку. Лирические строки, разумеется, посвящались светлому чувству.
Ощущение влюбленности в течение всего творческого пути служило для Юрия основным источником вдохновения. Например, знаменитая «Милая моя» вышла из-под его пера как посвящение супруге — Аде Якушевой, тоже популярному в ту пору барду.
Авторская песня
Регулярно сочинять Юрий Визбор начал в студенчестве. В педагогическом он попал в струю стремительного развития самодеятельности. Тогда в СССР формировались песенные традиции, каждый второй был туристом и гитаристом. Молодежь постоянно отправлялась в походы по Подмосковью, Карелии и иным живописным краям, которые своей красотой вдохновляли на создание музыки и стихов.
Первые композиции Визбора — это «Парень из Кентукки» и «Мадагаскар». Созданные на 1-м курсе, они мгновенно разлетелись по студенческому сообществу. А сам Юрий вошел в число выдающихся представителей авторской песни — молодого на тот момент жанра.
Армия
Срочную службу Визбор проходил у берегов Белого моря, под Мурманском. Однако и в этих суровых краях параллельно с обучением специальности радиста он не переставал писать новые стихи и песни.
Его сочинения появлялись в армейской периодике. Правда, теперь он отошел от лирики и переключился на рассказы о героизме, доблести и храбрости советского солдата.
Север с его завораживающей суровой природой Юрий Иосифович не забывал потом никогда. Впоследствии он посвятил этому краю еще не одну песню. Слушая эти его творения, люди отчетливо представляли заснеженные горы и реки, в окружении которых трудятся советские люди.
Журналистика
Демобилизовавшись, Юрий Визбор пошел работать на столичную радиостанцию. Только в штат его не приняли, поэтому поначалу журналисту приходилось зарабатывать нерегулярно. Но и эта нестабильность не остановила творческие порывы молодого поэта. Он сочинил такие ставшие впоследствии классикой авторской песни произведения, как «Охотный ряд» или «Синий перекресток».
Песни Визбора стали звучать по всей стране. Преимущественно творчество распространялось посредством перезаписи с одной магнитофонной кассеты на другую. Как правило, Юрий Иосифович создавал их полностью самостоятельно. Но в 1960-м свет увидело произведение, в котором он выступил только как композитор, стихотворение «Если я заболею» сочинил поэт Ярослав Смеляков.
В тот же период в жизни Визбора начались поездки по стране с концертами, радуя поклонников живым исполнением песен. А еще он с товарищами начинал развивать радио «Юность», а также музыкальный журнал «Кругозор», который считал для себя истинной школой журналистики.
Журнал включал страницы в виде синих страниц-пластинок. Каждая звучала чуть дольше 7 минут. Издатели старались, чтобы в столь ограниченное время уместился максимум информации.
Песня-репортаж
Для середины XX столетия в СССР понятие авторской песни было достаточно знаковым. Оно представляло ранее невиданное явление, объединившее в себе текст, музыку и исполнительское мастерство. Но именно слова всегда имели первостепенное значение.
Что касается Визбора, он, в отличие от ряда иных бардов, не умел писать о том, с чем не сталкивался лично. Он никогда не выдумывал сюжеты — так Юрий Иосифович стал родоначальником нового жанра под названием «песня-репортаж».
Юрий Визбор при написании песен соблюдал базовые журналистские принципы: актуальность, доступная для восприятия форма повествования, а также информативный текст, пригодный для запоминания, цитирования и даже корректировки под себя.
Когда Визбор, например, брался за песню о трудовом человеке, он не сидел за столом, а облачался в строительную каску со спецовкой и отправлялся в экспедицию. Первой песней-репортажем автора стало произведение «На плато Расвумчорр».
Проза
Большинство людей знает Юрия Визбора как исполнителя собственных песен, в лучшем случае — как киноактера. А ведь он преуспел и в прозе.
Впервые бард попробовал силы в этом литературном направлении после армии, когда сочинил повесть под названием «На срок службы не влияет». Известный советский литератор Константин Симонов в своей рецензии отозвался об этом творении весьма благосклонно. Однако Борис Полевой, тогдашний редактор журнала, отказался публиковать сочинение, выглядевшее куда радикальнее, чем подобные произведения некоторых авторов. Оно увидело свет, когда Визбора уже не было в живых — напечатали сборник его стихов и прозы.
В 1955-м вышел одобренный рассказ Юрия Иосифовича — «Москвичку» напечатали в периодике Московского пединститута «Ленинец». Потом одно за другим в тех или иных изданиях стали появляться его новые сочинения в прозе. Автор уже заработал некую популярность в столичной литературной среде, но первый сборник опубликовал не в Москве, а в Мурманске. Он назывался «Ноль эмоций». На его страницах Визбор отразил впечатления и наблюдения, полученные во время поездок по Кольскому полуострову, сопровождавшихся многочисленными знакомствами с людьми.
В повести «Завтрак с видом на Эльбрус», созданной Визбором за год до смерти, рассказано о бренности бытия, превратностях жизни человека. Получилось довольно депрессивное произведение, при этом частично автобиографичное.
Живопись
Природа наградила Визбора множеством талантов, в их числе — дар живописца. В итоге рисунки стали заметной частью его творческого наследия.
Первые уроки рисования маленькому Юре преподал отец. А впоследствии он самостоятельно стал художником, правда, сам себя таковым не считал. Визбор относился к собственной живописи как к чему-то второстепенному.
Он восхищался работами импрессионистов или мастеров эпохи Возрождения, но никогда не ориентировался на них. Вместо этого старался по-своему перенести на холст впечатления от увиденного, собственное восторженное настроение, приподнятое состояние души.
На полотнах Визбора видны горы, пейзажи любимого им Севера и многое другое — то, что он так ценил. Выставка картин барда впервые состоялась только после его ухода из жизни— в 2000-м в столице.
Альпинизм и походы
Помимо прочего, Юрий Визбор слыл опытным походником, сплавлялся на байдарках, совершал альпинистские восхождения и занимался горнолыжным спортом. Он отправлялся в экспедиции по Памиру, Кавказу, Северному морскому пути и пр. Это увлечение сформировалось в нем еще со студенчества и, разумеется, отражалось в творчестве.
Он сочинил ряд стихотворений о Северном Кавказе, известнейшим оказался «Домбайский вальс». Популярная песня зародилась в 1961-м — первые строчки «Лыжи у печки стоят...» пришли ему в голову в процессе пребывания в лагере альпинистов. Впоследствии Визбор еще бывал в тех же краях и сочинял новые стихи, но тематикой Домбая они не ограничивались.
Поэт написал столько ярких произведений на походно-туристическую тематику, что любители подобного активного отдыха распевают их под гитару у костра по сей день.
Кино
В кинематографе Юрий Иосифович состоялся как актер, режиссер и сценарист. Упомянутый выше «Домбайский вальс» он создал в соавторстве с Сергеем Смирновым, когда они трудились над сценарием к кинофильму «Выше неба».
Визбор выступил как сценарист документальной кинокартины «Тува — перекресток времен». А к картине в таком же жанре под названием «Город под Полярной звездой», с которой бард работал еще и в качестве режиссера, он сочинил известное произведение «Забудутся песни и споры».
Помимо этого, в фильмографии Визбора числятся такие картины, как «Белорусский вокзал», «Красная палатка», «Ты и я» и пр. Но роль Мартина Бормана в «Семнадцати мгновениях весны» превратила барда в знаменитость.
Когда фильм Татьяны Лиозновой вышел на экраны, Визбору не было прохода на улицах. Мальчишки кричали ему вслед: «Дядя Борман!» Вместе с тем посыпались десятки предложений сняться в новых картинах. Дошло до того, что ему пришлось скрываться от поклонников и не подходить к телефону.
Характер
Юрий Визбор перепробовал массу занятий и профессий: ему довелось работать радистом, преподавателем, репортером, кинодеятелем. Но всякий раз он оставался верен своим представлениям о добре и справедливости, о чести и счастье.
Прекрасно осознавая, на какой уровень популярности он взлетел, Юрий Иосифович не зазнавался, поскольку никогда не ставил перед собой цель стать известным. Он жил иначе — старался поделиться своей огромной душой со всеми. Так оно и вышло — песни барда пели за столом, в подъездах, в лесу у костра.
Женщины и дети
Впервые поэт женился в 1958-м. Избранницей стала Ада Якушева. С этой девушкой он учился в одном вузе. В семье появилась дочь, названная Татьяной. Она также сочиняла и пела песни, а работала журналисткой. Это творческое занятие продолжили и ее дети — Юрий с Варварой.
Визбор много колесил по СССР и почти в каждом путешествии влюблялся в новую женщину. Супруга Ада демонстрировала поразительную терпеливость и покорность, но однажды не выдержала: брак прекратил существование, когда Юрий Иосифович познакомился с Евгенией Ураловой.
Большинство песен автор писал на волне вдохновения от новых знакомств с представительницами прекрасного пола. Например, свой «Перевал» он создал, когда снова влюбился и разорвал старые отношения.
В браке с Ураловой у Визбора родилась вторая дочь — Анна. Но и эта семья просуществовала только 7 лет. Новой любовью барда стала Татьяна Лаврушина. Впрочем, с художницей он расстался уже через 6 месяцев.
Четвертой и последней женой поэта оказалась Нина Тихонова — с этой женщиной, по профессии журналистом, он оставался вместе в течение 10 лет, пока не ушел из жизни.
Смерть
Никто не слышал от Юрия Иосифовича жалоб на состояние здоровья. Однако в 1982 году у него неожиданно для всех случился инфаркт. В тот раз поэт сумел выкарабкаться — после прохождения реабилитационного курса он даже совершил горный поход.
Наступил 1984-й. После возвращения из экспедиции Визбор вновь ощутил сильное недомогание. Пришлось воспользоваться помощью московских врачей, которые вынесли неутешительный вердикт. У барда диагностировали онкологическое заболевание печени, оно в итоге и стало главной причиной смерти.
Поэт скончался в 1984-м. Это произошло 17 сентября. Одному из родоначальников советской и российской авторской песни судьба отвела всего полвека. Но и за эти 50 лет он успел сделать столько, что многим не удалось бы за срок впятеро длиннее. Местом упокоения поэта стало московское Кунцевское кладбище — фото могилы представлено ниже.
Память и наследие
В Самаре в 2013-м появилась улица Визбора. Мемориальные доски ему закреплены на доме в Москве и на горе Чегет, расположенной на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Сегодня в Москве работает альпинистский клуб — сообщество носит имя барда. А на Тянь-Шане одна из вершин названа в его честь, как и на Алтае.
В Тверской и Астраханской областях регулярно проходят фестивали имени Визбора, на которых звучат как всем давно полюбившиеся, так и новые авторские песни.
Кинематографисты сняли о своем коллеге ряд документальных картин, посвященных биографии и творчеству барда.
Юрий Визбор не писал таких остросоциальных песен, как Александр Галич или Владимир Высоцкий. Он говорил о горах, морях, небе, о преодолении природной стихии, а также о людях со всеми их сильными и слабыми сторонами. Для многих именно такая лирика по душе, поэтому автор и заработал популярность в народе без официальных концертов и записей.