Ульрих Шпек: шахматная игра Путина и Запада в Украине
Присоединение Крыма к России в прошлом месяце произошло практически молниеносно. Однако сейчас Владимир Путин и Запад ведут гораздо медленный и вдумчивый матч на шахматной доске, раскинувшейся на большей части восточной Украины, считает Ульрих Шпек из института Карнеги, занимающийся изучением внешней политики Европейского союза и стратегической роли Европы в условиях глобальных перемен.
По его словам, которые приводит CNN, вместо того, чтобы поставить друг другу мат, обе стороны сейчас ждут ошибки соперника. Путин сделал первый ход, разместив на границе 40-тысячное войско, а в самой Украине - сепаратистов, которые официально не связаны с Россией.
Теперь же Москва ждет, когда прозападное правительство Киева попытается силой вернуть себе восток страны, тем самым дав повод узаконить вторжение российских войск на территорию Украины, как это было в 2008 году в Грузии, когда Михаил Саакашвили напал на Южную Осетию, побудив российское вторжение.
Проблема Путина – время, считает Шпек, он не может ждать вечно, чтобы нанести удар, держа войска на границе, а сепаратисты на востоке Украины могут сдаться без внешней поддержки. Пока идет время, ситуация продолжает оставаться напряженной, а проблеска света в конце туннеля так и не видно.
С другой стороны президент США Барак Обама, канцлер Германии Ангела Меркель должны держаться единым Западным фронтом, поддерживая угрозу реальных экономических санкций, чтобы подорвать финансирование Кремля и заставить его ходить по струнке.
Однако трещины в западном единстве видны повсюду и невооруженным взглядом. Европа, хоть и обеспокоена российской агрессией на Украине, но опасается вступать в коллективную конфронтация по отношению к Путину. Некоторые из стран боятся давления России, особенно в сфере их энергосбережения. Другие беспокоятся о цене, которую должны будут заплатить в случае ужесточения санкций. И уж к тем более они не уверены, готовы ли отказаться от идеи сотрудничества с Россией, которая во многом является жизненно важным партнером.
Обама, с другой стороны, склонен к тому, чтобы дожать Кремль. Вашингтон использует для конфронтации с Россией, и с Путиным в частности, свою гораздо меньшую чем у Европы экономическую связь с Россией.
Шпек считает, что американские лидеры обеспокоены не столько ситуацией в восточной Европе, сколько позицией России, которая ведет более агрессивную и экспансионистскую политику. США хотят утвердить ключевые нормы международного права, согласно которым территориальная целостность может быть изменена только с согласия всех игроков.
Украина для них стала благоприятной возможность просигнализировать своим союзникам и соперникам, что Америка не отказывается от своих глобальных обязательств.
Но каковы бы не были различия между лидерами США и ЕС, чем больше будет согласованности в их действиях, тем больше у них шансов на то, чтобы отбить попытки Москвы подорвать суверенитет и территориальную целостность Украины.
Запад должен убедиться в том, что временное правительство Украины не потеряет самообладания, даже в условиях, когда сепаратисты берут под свой контроль все большую территорию востока страны, а любая крупномасштабная операция по подавлению протестных настроений даст поводу Путину вторгнуться в Украину.
В этом свете трудно сказать, кто находится в лучшем положении. Путин является отличным тактиком. За годы работы агентом КГБ в Дрездене в 1980-х годах он приобрел много опыта в поиске и использовании слабых мест Запада. И он, кажется, имеет широкую поддержку россиян, которые в большинстве своем одобряют его конфронтационную политику. Слабость же Путина заключается в его экономической зависимости от Запада. Без постоянного потока доходов от продажи газа и нефти Кремль рискует остаться без средств для финансирования дорогостоящих и рискованных проектов внешней политики.
Запад не питает особого желания противостоять России. Но если танки Путина появятся в восточной Украине без всякого притворства легитимности, то это даст Меркель и Обаме необходимую поддержку для более жестких санкций.
Если Путин хочет добиться своей главной цели – предотвратить сближение Украины и Запада, ему надо действовать быстро. Он, наверное, должен иметь куда больший контроль над сепаратистами. Полномасштабное военное подавление протестующих на востоке Украины даст ему повод ввести российские войска под видом миротворцев. Поэтому в стране может быть создан еще один очаг «народного сопротивления», который еще больше дестабилизирует ситуация и предотвратит попытки Запада «помочь Украине встать на ноги».
Такой сценарий возможен, если Москва поймет, что Запад не решится на болезненные санкции, которые навредят внутреннему кругу Путина и лишат Кремль источника доходов. Но если США и ЕС продемонстрируют готовность к экономической войне, то они смогут противостоять «российской военной машине», - заключает Ульрих Шпек.
Напомним, 28 апреля США ввели новые санкции в отношении России, включив в свой черный список 7 россиян и 17 российских компаний. Сегодня, 29 апреля, новые санкции ввели Канада, Япония и Евросоюз, правда последний ограничился лишь рядом российских и украинских официальных лиц, не став распространять санкции на российские банки и компании.