«Вокзал для двоих»: факты, курьезы и ляпы со съемок фильма
Эльдар Рязанов – знаменитый советский режиссер, многие фильмы которого горячо полюбили в народе. Картина «Вокзал для двоих», вышедшая на экраны в 1982 году, исключением не стала и была с теплом принята советскими гражданами, а потом и россиянами. Разумеется, с фильмом связано множество интересного: занятные факты, нелепые и курьезные случаи, всевозможные ляпы – здесь приведены наиболее любопытные.
Почти родня
Игравшие главные роли Людмила Гурченко и Олег Басилашвили к началу съемок были незнакомы. По словам актрисы, она даже отчества партнера по площадке не знала. Это затрудняло процесс. Басилашвили даже отказался целоваться с партнершей – первый день, едва знакомы. Пришлось переписывать сцену. Сблизиться помог случай, носивший довольно бытовой характер.
Съемки финала картины шли в первую очередь – торопились заснять подходившую к концу зиму. Мороз под 30 градусов, сильный ветер, актерам хочется в туалет. А из удобств там, где снимали (в Люберецком районе), чистое поле да гора.
Вот и получилось, что естественные потребности Басилашвили справлял с одной стороны возвышенности, а Гурченко – с другой. После такого уже не до расшаркиваний. «А к концу картины это был родной человек», - вспоминала Людмила Марковна о партнере по фильму.
Н-но, Эльдар!
При съемке зимней сцены, когда герои фильма торопятся успеть до переклички в колонию, произошел и другой курьез. Чтобы эпизод оказывал большее воздействие на сознание кинозрителя, съемки требовалось выполнять в движении. А с техникой у кинематографистов в то время было намного сложнее, чем теперь.
Проблему решили просто: посадили оператора на сани и пустили перед бегущими актерами. А в качестве «тягловых» пристроили членов съемочной команды. В роли «лошади» выступил и сам режиссер.
Стихийная массовка
Когда снималась сцена на рынке, рабочий процесс привлек внимание прохожих. Число попадавших в кадр любопытствующих оказалось столь велико, что оставить это без внимания не представлялось возможным. Потому было придумано оригинальное решение: зевак задействовали в качестве массовки, заставив изображать рыночную толпу.
Увековечил
Тюремные эпизоды для фильма «Вокзал для двоих» снимали в Икшинской колонии для несовершеннолетних – Олег Басилашвили провел там 2 месяца за съемочный период. В качестве консультанта по вопросам жизни в местах заключения для актера выступал местный «авторитет» по фамилии Онофренков.
В благодарность за свои услуги заключенный, оказавший серьезную помощь будущему народному артисту, попросил Басилашвили «увековечить его в картине». Что, после продолжительного обдумывания, благодарный актер и сделал. Фраза «Онофренков, кончай», которую герой картины произносит спросонья – так неизвестный широкой публике криминальный «авторитет» вошел в советский кинематограф.
«Сто грамм не стоп-кран: дернешь — не остановишься!»
Киноартисты часто вспоминают, что на съемочной площадке «Вокзала для двоих», как и других фильмов Эльдара Рязанова, часто играли «от бедра» - без импровизаций не обходилось. Так, например, растащенные на цитаты народом фразы проводника Андрея, сыгранного Никитой Михалковым, в сценарии изначально не прописывались. Автором «перлов» стал сам актер и режиссер.
Все серьезно!
Александр Пятков в фильме играл контролера, выпускающего героя Басилашвили на свидание из колонии. Чтобы лучше проработать образ и достоверно сыграть, актер, слабо представлявший царящие в местах заключения порядки, на несколько дней встал на КПП для исполнения соответствующих роли обязанностей. Причем в этот период не афишировалась истинная профессия фиктивного «контролера» – работал Пятков по-настоящему, проверяя, как и положено, заключенных.
Бессердечная особа
Уже после выхода фильма на экраны с Аллой Будницкой, игравшей в кино эпизодическую роль супруги Платона Рябинина, произошел нелепый, но забавный случай. Привыкшая всегда «отовариваться» на одном рынке актриса внезапно получила от ворот поворот. «Иди отсюда! Такого мужика засадила! Как ты могла?!» - такими словами встретил постоянную покупательницу мясник.
Этот любопытный эпизод только снова доказывает, как быстро фильм полюбился простым людям и стал народным.
Ляпнина
Как правило, ни одна кинокартина, за редким исключением, не обходится без «киноляпов», которые выявляют внимательные зрители. Не обошлось без накладок и в фильме «Вокзал для двоих».
Во-первых, выделяют малозаметные. Типа изменяющегося от сцены к сцене узора галстука главного героя или периодически исчезающей и появляющейся посуды на заднем плане в ресторане. Подобные нестыковки возможно обнаружить только тщательно просматривая фильм и концентрируясь на деталях – в динамике эти моменты легко проскальзывают.
Во-вторых, более серьезные. Эти оставить без внимания затруднительно, даже если не ставить обнаружение таких накладок целью:
- Герой Михалкова в сцене разговора с Верой ставит чемоданы возле колонны, а забирает из угла у самовара.
- В сцене на рынке дыни «перемещаются» по прилавку – плоды крупные, сразу бросаются в глаза.
- «Путешествуют» также следы от побоев по лицу Рябинина (съемки проводились в разных местах, грим приходилось накладывать заново каждый раз).
- За время путешествия по пешеходному мосту героиня Людмилы Гурченко трижды встречает женщину в красной кофте.
В третью категорию можно отдельно выделить один большой «ляп», который, как правило, никто не замечает.
Основой сюжетной завязки кинокартины «Вокзал для двоих» становится остановка, когда пассажиров поезда централизованно кормят в вокзальном ресторане. В этом эпизоде происходит знакомство главных героев.
Такая процедура, когда людей выводят из поезда на кормежку, действительно, имела место. Но в 30-40 годах – после появления вагонов ресторанов, еще при Хрущеве, этот элемент логистики исключили. Другими словами, сюжетная канва фильма начинает строиться вокруг несуществующего уже лет 30 на момент съемок процесса.
Стала ли причиной такого курьеза невнимательность режиссера, неизвестно. Возможно, так проявилось его желание художественно приукрасить картину воспоминаниями о молодости. Ведь когда Эльдару Рязанову было лет 20, такая процедура кормления в поездах еще практиковалась.
Может также быть, что успешный советский режиссер просто не представлял, как изменилось к моменту съемок положение дел на железных дорогах, поскольку предпочитал путешествовать самолетом либо автомобилем.
Независимо от истинных причин, «Вокзал для двоих» продолжает оставаться народно любимым фильмом, а перечисленные «ляпы» вовсе не мешают его просмотру.