Турецкий гамбит. Что задумал Эрдоган?
Как и предполагалось, российское участие в борьбе против террористов ИГИЛ вызвало негативную реакцию западных партнеров Москвы. Однако, неожиданностью для многих стала резкая критика со стороны Турции, единственного близкого соратника из НАТОвского легиона.
Отношения между Турцией и Россией начали обретать иные очертания после того, как российский самолет случайно пересек турецко-сирийскую границу. Как отмечают политологи, преувеличение важности инцидента со стороны НАТО только подливало масло в огонь раздора, который в итоге вылился в скандальные заявления Эрдогана:
"Всем известны наши хорошие отношения с Россией. Но если Россия потеряет такого друга, как Турция, с которым она сотрудничает во многих сферах, она потеряет многое, и Москве следует знать об этом".
Почему российский партнер, имеющий тесные экономические, политические, а с недавних пор и энергетические связи с Москвой, резко сменил свою риторику, и к чему это приведет?
Кость в горле
Официальная позиция Турции по отношению к сирийскому конфликту аналогична позиции Запада. Турецкий президент неоднократно, словно под копирку США, называл президента Сирии Башара Асада тираном. А еще несколько лет назад Асад и Эрдоган являлись крупными партнерами в регионе.
Сирия отказалась от поддержки курдских боевиков и стала служить транзитным коридором для турецких товаров, но впоследствии западное давление на Анкару взяло верх, и Реджеп Эрдоган оказался в одном ряду с Вашингтоном и НАТО.
"Эрдоган бросается из крайности в крайность. То он стелется перед Асадом, то становится одним из его главных гонителей", - отмечает в одной из своих статей The Economist.
Башар Асад стал главным яблоком раздора между Анкарой и Москвой. Полгода назад турецкий лидер заявил, что Владимир Путин сменил свою позицию по отношению к Сирии:
"Он не занимает изначальную позицию; больше не показывает, что "мы будем с Асадом до конца", - говорил Эрдоган.
Однако, слова турецкого лидера, как показало время, не отвечают действительности.
Россия неоднократно заявляла, что не отступается от своих принципов и будет до последнего отстаивать право на самоопределение сирийцев. Свержение Асада будет расцениваться как умаление демократических устоев. Турция продолжала сотрудничество с Москвой и не подвергала резкой критике поддержку Сирии военной техникой. Что же стало поворотной точкой в позиции Анкары?
Удачная ошибка
Обострение отношений Турции и России начались после скандала с самолетом РФ. Официальный постпред России при НАТО Александр Грушко уверен, что произошедший инцидент был использован и растиражирован Североатлантическим альянсом, чтобы включиться в информационную войну.
Директор Международного института новейших государств, политолог Алексей Мартынов в беседе с газетой "Взгляд" подчеркнул, что истерия на Западе будет нарастать. Преувеличение важности произошедшего со стороны НАТО сыграло свою роль, и до этого относительно нейтральная позиция Анкары стала радикальной.
Примечателен и тот факт, что скандальное заявление турецкий президент сделал в Брюсселе во время встречи с руководством ЕС и НАТО. Запад заметил, что в последнее время Анкара крайне сблизилась с Москвой. Более того, Турция - едва ли не единственная страна из НАТОвского анклава, которая не вступила в санкционную войну, начав плодотворное сотрудничество.
По закону жанра долго такая дружба продолжаться не могла. Под давлением Вашингтона Анкара рано или поздно должна была подключиться к антироссийскому вектору, и ошибка российских пилотов стала очень удачным поводом.
Почему именно сейчас?
Ответ на этот вопрос стоит искать не в международных отношениях Турции, не в позиции к Асаду, а во внутренних делах страны.
Через три недели в Турции пройдут парламентские выборы, на которых Эрдогану необходима победа. А лучший способ победить - дать своему народу то, чего он хочет. Лишь отстаивая национальные интересы, президент Турции может заручиться поддержкой народа, обеспечив победу "своих" депутатов.
Тот самый национальный интерес - это Сирия и связанная с ней курдская проблема. Поэтому признать сегодня, что его ставка на исламистов (не халифатовских) и свержение Асада оказалась битой, Эрдоган попросту не может.
После выборов
Говорить о полном разрыве отношений Москвы и Анкары рано, по крайней мере, предыдущие заявления турецкой стороны свидетельствуют о желании продуктивно работать с Россией.
"Обязательно встречусь с Путиным, чтобы обсудить с ним ситуацию в Сирии и выразить свою озабоченность по этому вопросу. Раз наши страны друзья, я попрошу его переоценить действия России в Сирии", - говорил Эрдоган в конце прошлой недели.
Главное заблуждение Анкары: сирийский президент поддерживает террористическую деятельность сирийских курдов против Турции. Москва и Дамаск не поощряют курдов, и этот посыл нужно донести до Эрдогана. Более того, турецкий лидер должен понять, что с уходом Асада Сирия развалится, что позволит создать Большой Курдистан, который только усугубит положение Анкары.
В этом году российский президент Владимир Путин и Реджеп Эрдоган проведут две встречи: в Анталье на саммите "двадцатки" и в Казани на двухсторонних переговорах. У президента Турции еще есть время посмотреть на ситуацию свежим взглядом, взвесив все "за" от сотрудничества с Москвой.