История персонажа
Фильм «Семнадцать мгновений весны» вошел в историю советского кинематографа. Люди разных поколений оставляют восхищенные отзывы о художественной картине Татьяны Лиозновой. Одним из второстепенных персонажей, вызывающих сочувствие у зрителей, был профессор Вернер Плейшнер, завербованный Штирлицем. В фильме его сыграл актер Евгений Евстигнеев.
История создания персонажа
Сценарий для фильма писал автор одноименного романа Юлиан Семенов. Изначально не ставилась задача пересказать книгу в кино, некоторые эпизоды претерпели изменения. По мнению писателя Дмитрия Быкова (внесен Министерством юстиции РФ в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента), образ Плейшнера — демонстрация сложности отношений между интеллигенцией и властью. Профессор олицетворяет запуганного жестокой системой интеллектуала, решившего замкнуться в себе.
Биография профессора Плейшнера
В биографии профессора присутствует много белых пятен, советский писатель Юлиан Семенов в своем описании подробно остановился на последних годах его жизни. Вернер Плейшнер преподавал в Кильском университете, проводил большую часть времени в библиотеке и был аполитичным. При этом мужчина испытывал жгучую ненависть к нацистскому режиму Адольфа Гитлера, установившемуся в стране.
До встречи со Штирлицем Плейшнер успел побывать в концлагере, после Дахау он чувствовал себя морально раздавленным. Во время заключения от него ушла жена, в семье не хотели иметь ничего общего с опальным родственником. После освобождения Вернер по протекции брата, сотрудничавшего с советской разведкой, устроился на работу в музей Пергамон в отдел Древней Греции.
Штирлиц решил установить контакты с профессором после исчезновения Кэт и смерти Эрвина Кина. Плейшнер согласился на вербовку, но заранее сказал, что в случае провала не сможет выдержать пыток гестаповцев. Мужчина отправился в нейтральную Швейцарию, ему поставили задачу выслать телеграмму и встретиться с резидентом в явочной квартире.
В Берне Вернер увидел мирную жизнь, в ресторане у него случилась истерика при виде ранее недоступных продуктов и возможности выражать публично собственное мнение. Он выкрикивал ругательства в сторону Адольфа Гитлера, читал газеты, на страницах которых публиковали карикатуры на нацистский режим. В спокойной Швейцарии о войне напоминали только редкие фотографии, публикуемые в печатных изданиях.
Внешность и образ профессора Плейшнера
Евстигнееву, исполнившему роль профессора в фильме, удалось передать чувства искалеченного концлагерем человека. Внешность Плейшнера оказалась обманчивой, за завесой образа сломленного интеллигента спрятался мужчина с сильным характером, готовый принести себя в жертву.
Евгений Александрович придавал большое значение походке киногероя. Его Плейшнер двигался полубоком, с низко опущенной головой, опасаясь каждую минуту быть разоблаченным. Он почти не улыбался, говорил отрывистыми фразами. В Швейцарии с Вернером произошел ренессанс. Почувствовав свободу, персонаж Евстигнеева распрямил спину и даже станцевал по дороге к явочной квартире на Цветочной улице в Берне. Однако вскоре с ним произошла еще одна трансформация: после провала эйфория уступила место чувству неизбежности смерти.
Профессор Плейшнер в кино
Плейшнер не сумел справиться с поставленной Штирлицем задачей. По меткому выражению закадрового голоса фильма «Семнадцать мгновений весны» Ефима Копеляна, профессор, опьяненный воздухом свободы, потерял бдительность и забыл важную деталь о явочной квартире. Цветок в горшке на окне должен был стать для него сигналом, предупреждающим о провале резидента, но мужчина не обратил на него внимания.
В квартире профессора ждали гестаповцы. Чтобы не оказаться в концлагере, Плейшнер принял яд, он не раскрыл свою связь со Штирлицем. Мужчина раскусил ампулу и выпал из окна. Он ушел из жизни 13 марта 1945 года.
Цитаты
- «Знаете, меня научили спорить лишь с теми, кому можно верить до конца. И я верил лишь одному человеку — брату.»
- «Пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку.»
Интересные факты
- Если присмотреться к сцене с отправкой телеграммы из Берна, то можно увидеть на бумаге советский герб.
- Смерть Плейшнера снималась в Риге. Цветочная улица — это Яуниела.
- О том, как погиб профессор, Штирлиц узнал только в 12-й серии фильма от владельца птичьего магазина.
- По замыслу режиссера, в зоопарке Берна Вернер на некоторое время остановился у вольера с медвежатами и наблюдал за их играми. Однако на съемках животные почти не двигались из-за прохладной погоды, тогда работники измазали ветки дерева медом.
- В книге Плейшнер не принимал ампулу с ядом, а выпрыгнул в окно.
- В интернете гуляет байка о якобы открытом в Берне музее имени Плейшнера с подробным описанием экспозиции.