Настя

Nastya
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
проститутка

История персонажа

Настя из пьесы Максима Горького «На дне» – девушка, живущая в ночлежке. Настя занимается проституцией. Она сожительствует с Бароном и дает ему деньги на выпивку.

Создание персонажа

Персонажи «Пьесы на дне» созданы Горьким из его опыта в прошлом. В героях Горький воплотил образы людей, существовавших в действительности и запомнившихся писателю.

Ему с матерью приходилось ночевать в приюте Нижнего Новгорода, построенном купцом Бугровым. Ночлежный дом возвели рядом с рынком, как-бы разделяя «верхний» город и «нижний». Ее обитателями оказывались люди разных профессий и финансового состояния: поденные рабочие, мелкие закупщики, воры, проститутки. Настя в пьесе как раз и стала олицетворением представительниц последней категории – женщин и девушек, зарабатывающих продажей собственного тела.

Биография Насти из пьесы Максима Горького «На дне»

Автор не приводит описание жизни персонажа до того, как Настя поселяется в ночлежке. Не знают его и герои пьесы, но предполагают, что девушка – сирота и воспитывалась в приюте. Когда повзрослела и покинула приют, то оказалось, что ей некуда идти.

Также возможно, что девушка происходит из мещан. Она обучена грамоте – в первой сцене читает книгу. Еще можно обратить внимание на такую особенность речи, как отсутствие бранных слов.

Типичная мечта провинциальной барышни – возвышенная любовь. Влюбившись, такая девушка готова сбежать из родительского дома с пылким женихом. Когда кавалер бросал и признавался, что не может жениться, то не все возвращались домой. Свою историю о большой любви Настя рассказывает страннику Луке. Другие ей не верят. И нет в том ничего удивительного, ведь пересказывая, она каждый раз меняет имя жениха. Но возможно, девушка испытала нервный срыв и страдает провалами в памяти.

Настя сожительствует в ночлежке с Бароном. Он то подтрунивает над ней, то злится, когда она ему не верит и обещает поколотить.

Внешность и характер Насти

Настя – мечтательная девушка, и некоторые жильцы считают ее глупой. Скорее, она безразлична к окружению. В одной из сцен Настя говорит, что уйдет из ночлежки, так как чувствует себя лишней. В ответ слышит, что все люди на земле лишние.

Лилия Толмачева в образе Насти в фильме-спектакле «На дне» / Фото: Народный Брифли
Лилия Толмачева в образе Насти в фильме-спектакле «На дне» / Фото: Народный Брифли

На внешности автор не заостряет внимание, но, скорее всего, это хрупкая и изящная девушка, не лишенная привлекательности. Возраст – 24 года.

Отношения Насти с окружающими

Если Квашня пытается организовывать жильцов и ее зовут «хозяйкой», то Настя – наоборот. В ночлежке нужно поддерживать чистоту для того, чтобы власти не оштрафовали хозяина за грязь, способствующую распространению болезней. Жильцы подметают помещение по графику.

Пьеса начинается с их пробуждения. Очередь подметать пол у Барона, но он несет Квашне пельмени на рынок. Задачу перекладывают друг на друга, но желающих нет. Отказывается и Настя. Причем такая сцена повторяется дважды. Такие взгляды на жизнь косвенно указывают, что Настя – барышня благородных кровей, не привыкшая работать и не планирующая этого делать в будущем.

Алла Тарасова в роли Насти в телеспектакле «На дне» / Фото: Кино-Театр.РУ
Алла Тарасова в роли Насти в телеспектакле «На дне» / Фото: Кино-Театр.ру

Символизм персонажа

В Насте Максим Горький показывает сложную судьбу интеллигенции. Девушек, которые «потеряли место в жизни». Они не отождествляют себя с народом (крестьянками и городской беднотой), но и в аристократы их не принимают. Они ищут смысл жизни в книгах, но не находят. Мечтают о настоящей любви, но нередко сами становятся «поставщицами» любви продажной, не имея иных способов для заработка. Поэтому Насте важен разговор с Лукой и его мудрость: «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит... а человек – научит... да!»

Настя на экране

Пьесу Горького ставили неоднократно. Нередко театральные постановки попадали и на экраны. Так, в 1952 году советским зрителям был представлен телеспектакль, в котором роль падшей женщины досталась Алле Тарасовой. А через два десятка лет собственное прочтение произведения предложили актеры труппы театра «Современник» – в 1972-м в Настю перевоплотилась Лилия Толмачева. В 1987 году пьесу экранизировали в под названием «Без солнца». Роль Насти сыграла актриса Вера Глаголева.

Интересные факты

  • Нередко критики сходятся во мнении, что горьковская Настя, ищущая счастья на страницах любовных романов, уже давно перестала различать мир реальный и выдуманный. Оттого и путаются у нее имена несуществующего возлюбленного.
  • В основу образа Насти легли рассказы о непростой жизни Клавдии Гросс. Познакомившись с проституткой, пришедшей к писателю после предпринятой ею попытки самоубийства, и выслушав ее историю, Горький в итоге убедил женщину написать собственную автобиографию. Воспоминания Гросс были напечатаны в газете «Северный курьер» под названием «Рассказ».
  • Среди прочих постановок классической пьесы известен пародийный вариант, созданный в 1976 году для студенческого капустника. В этой версии Настя преобразилась из падшей женщины в комсомольскую активистку.

Цитаты Насти из пьесы «На дне»

Основные афоризмы в пьесе высказаны другими героями. Настя – фоновый персонаж с низкой самооценкой и желанием пожалеть себя:

«Я – никуда не гожусь...»

Самая яркая ее цитата – сказанная Барону. Девушка упрекает сожителя в его потребительском к ней отношении:

«Ах ты несчастный! Ведь ты... ты мной живешь, как червь — яблоком!»

Настя то оплакивает свою упорхнувшую любовь, то пытается рассказать о своих переживаниях, и только один Лука готов их выслушать:

«Уйдем, милая! Ничего... не сердись. Я – знаю... Я верю!»