История персонажа
Александр Блок после революции создал поэму «Двенадцать», сделавшую его знаменитым. В произведении автор отразил атмосферу Петрограда той бурной поры и трагедию человеческого падения. Для этого он использовал практически обезличенные образы, как Ванька, чтобы продемонстрировать их слабость перед стихией.
Создание персонажа
XX век начался с глобальных потрясений, которые не могли пройти мимо внимания литераторов. Каждый по-своему относился к революциям и войнам. Собственный взгляд на события 1917 года показал и Александр Блок.
Идея написать поэму «Двенадцать» родилась в голове Александра Александровича случайно. История создания произведения началась, когда после Октябрьской революции миновал без малого год. Но к поэту вдруг пришло вдохновение — в итоге он закончил сочинение и редактуру всего за месяц.
«Двенадцать» относят к жанру поэмы, поскольку ее отличают характерные черты: стихотворная форма повествования, описание исторических событий. Наконец, играет роль присутствие ярких запоминающихся персонажей, как Ванька — предатель, ушедший от друзей-красноармейцев с целью личной наживы.
Биография Ваньки
Ванька раньше принадлежал к числу красноармейцев. Но вдруг решил изменить свою биографию к лучшему — бросить товарищей и переметнуться в противоположный лагерь в погоне за более сытой жизнью.
Вчерашние друзья в количестве 12 человек вспоминают о нем. А также у них заходит разговор о бывшей девушке одного из группы красноармейцев — о Катьке. Ее и Ваньку бойцы считают изменниками, поэтому хотят совершить над предателями расправу. Кульминация наступает чуть позже — в 6-й главе произведения.
Красный отряд находит Ваньку с Катькой и открывает по ним огонь. Девушка погибает от пули, а ее приятель спасается бегством. Он скрывается от преследователей, бросив подругу одну.
Внешность и характер Ваньки из поэмы Блока «Двенадцать»
Блок описывает Ваньку как привлекательного внешне молодого человека, словно сошедшего с картинки. При этом автор намеренно не раскрывает некоторые детали облика персонажа, чтобы подчеркнуть его внутреннюю пустоту — например, неизвестно, какие у предателя глаза.
Ванька предстает перед читателем едущим вместе с Катькой по улицам революционного Петрограда. У него приподнятое настроение, парень о чем-то бурно рассказывает девушке. Она в ответ смеется и веселится.
Впоследствии проявляется его главная характеристика — трусость. Персонаж избегает наказания за измену. Так Блок показал тип человека старого мира, коих в те времена хватало. Они спешили покинуть Россию при первой возможности.
Отношения Ваньки с окружающими
12 красноармейцев у Блока олицетворяют историческую стихию. Оказавшись в эпицентре кровавых событий, они завидуют Ваньке с Катькой, которых видят развлекающимися в кабаке. Сами бойцы как раз мучаются от мороза на улице. Но при этом они, скорее, борются с внутренним врагом — соблазном тоже оказаться в тепле, а не с внешним в виде предателей.
В поэму введена линия классического любовного треугольника. Его состав — это Ванька, Катька и Петруха. Последний, встретив девушку, вспоминает о прежней страсти, которая до этого момента дремала в его душе. Он вдруг испытывает приступ ревности, переходящий в жестокость и психологический срыв. Терпение героя, как и окружающих товарищей-красноармейцев, лопается — солдаты решают отомстить изменнику.
Роль в поэме
Развязка «Двенадцати» — это описание внутренних переживаний Петрухи, который при стрельбе в Ваньку и Катьку убивает последнюю. Его снедают изнутри муки совести. И только при помощи товарищей, напоминающих о неуместности подобных сожалений, боец возвращается в прежнее состояние. Моральные ценности прошлого он мужественно оставляет позади и решает целиком посвятить себя революционной борьбе.
Кульминационная часть поэмы иносказательно рисует сумасшествие эпохи, когда люди безнаказанно убивали друг друга, гонимые жаждой мести и не только. Суть идеи Блока сводится к тому, что революция как явление неоднозначна. Безусловно, переворот влечет за собой смерть, кровь, разрушение, разочарование. Но при этом остается надежда, что вскоре она поможет строительству новой прекрасной жизни. И Александр Александрович верит в это.
В эпилоге он вводит в поэму образ Иисуса Христа — он превратился в предводителя, ведущего красноармейцев за собой к новым ценностям, к светлому будущему. Но это не единственная перекличка с библейскими героями.
После смерти Катьки Ванька чувствует себя спасенным и не испытывает угрызений совести, в отличие от Петьки. Автор отождествляет предателя с библейским Иудой, которому удалось избежать расплаты за грех. Но тут же появляется Христос — он снизошел, чтобы не только вести за собой революционеров, но и вершить суд над преступниками.
Ванька на экране
В 1987-м на экраны вышел мультфильм «Музыка революции», снятый по мотивам поэмы Блока. Режиссер Иван Аксенчук посвятил работу 70-летию Октября. Примечательно, что эта анимационная лента стала последней в СССР, созданной в честь событий 1917 года.
Еще одна творческая работа по поэме — сценическая постановка Юрия Васильева 2002 года «Ветер». Это моноспектакль, поэтому все роли, в том числе и Ваньки, показывает единственный артист — Илья Носков.
Интересные факты
- Название мультипликационного фильма 1987 года появилось неслучайно. Ведь сам Александр Блок в поэме «Двенадцать» передал свое музыкальное восприятие Октябрьской революции. Оно проявляется в ряде особенностей композиции — смене стихотворных ритмов, жанров и пр.
- Произведение посвящено перевороту 1917 года, его стихийности, показанной поэтом с разных сторон. Автор демонстрирует не только приятную мелодию перемен, но и разрушительную силу. Ведь революция перевернула государство с ног на голову, заставив людей пересмотреть свои взгляды. Нововведения тогда приняли далеко не все. Кто-то, как Ванька, отказался примыкать к свежему течению и ради собственной выгоды готов пойти даже на предательство.
- В качестве разрушительной силы поэт преподносит в поэме месть. Он утверждает, что она приводит к смерти. Так, Петька решается на стрельбу в бывшую возлюбленную и убивает ее. Возмездие свершилось, но результат мучит самого героя.
- Александр Блок после окончания работы над поэмой записал в дневнике, что он гений. Но при этом автор столкнулся с волной критики в свой адрес. Многие вчерашние товарищи и соратники недоумевали, как знакомый им дворянин, интеллигент вдруг воспевает красных, да еще и приплетает образ Христа. Например, Анна Ахматова отказывалась выступать с Блоком на общих поэтических вечерах.
Ванька из поэмы «Двенадцать» в цитатах
Красноармейцы емко характеризуют бывшего товарища:
«Ванька, сукин сын, буржуй»,
«Был Ванька наш, а стал солдат!».
Желание Петрухи отомстить выражено в его цитате:
«Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку…»
Внешне привлекательный Ванька внутри пуст, и ничего достойного в нем нет. Чтобы это показать, Блок наделяет его «физиономией дурацкой».