История персонажа
Катька – второстепенный персонаж поэмы Александра Блока «Двенадцать». Символический образ, у которого есть несколько трактовок.
Создание персонажа
Автор создал поэму через два месяца после того, как в России произошла Октябрьская революция. Ей предшествовала Февральская. Оба события оказали значительное влияние на жизнь интеллигенции и творчество поэтов. Редактор издательства «Алконост» Самуил Алянинский спросил у Блока, как писалось произведение, и тот охотно ответил. Работа шла быстро, но строфы создавались не в том порядке, как в окончательной редакции, а так, как приходили на ум. И это заметно, если прочитать поэму.
Написание поэзии – процесс, требующий большего вдохновения, чем проза. Поэтому поэты руководствуются эмоциями, которые испытывают, чувствами, но не разумом или логикой. Они создают образы так, как ощущают, а то, как созданные ими персонажи расшифровываются, зависит от культурной базы читателя, в том числе от уровня его образования.
История создания образов из поэмы «Двенадцать» наверняка начиналась с главного персонажа – самих двенадцати. Это 12 христианских апостолов, 12 красноармейцев, 12 товарищей былинного разбойника Кудеяра. А еще это символ времени. В полночь начинается отсчет событий нового дня, в средневековых городах в это время проходила пересменка стражи. Поэтому 12 человек, идущие по улице, – это еще и символ смены караула «стражей времени». Вокруг стражников происходят всевозможные события, и группа, состоящая из Катьки, Ваньки и Петрухи, – одно из них.
Считается, что Блок говорил будто писать произведение начал со слов «Уж я ножичком полосну, полосну!». Т. е. сюжет с убийством Катьки появился первым, а потом персонажи получили имена, или же оба события произошли одновременно.
Биография Катьки
В тексте представлена развернутая биография Катьки. Сначала она жила или встречалась с Петрухой (красноармейцем), потом стала кутить с офицерами. Со временем ее социальный статус понизился до полковой проститутки, и теперь она развлекается с Ванькой. Пара выезжает на тройке с электрическим фонариком навстречу патрулю.
То ли патруль хотел их остановить, то ли извозчик налетел на красноармейцев («опять навстречу несется вскачь»), но испуганные кони понесли, и возница с Ванькой умчались, а Катька осталась лежать на земле с простреленной головой. Следовательно, Петруха убил Катьку случайно, хотя стрелял в Ваньку из ревности.
Внешность и характер Катьки из поэмы Блока «Двенадцать»
Автор дает персонажу колоритную характеристику внешности. Его Катька – «толстозаденька» и «толстоморденька». Раньше она носила «гетры серые» – это модная форма женской обуви для прохладной погоды. Похожа на сапог, где нижняя часть кожаная, а верхняя – тканевая, шерстяная. Гетры носили до 1930-х.
Питалась Катька так же, как дворяне. Шоколад «Миньон», который она ела, – это, возможно, конфеты «Миньон», которые выпускал харьковский шоколатье Овсеп Тер-Погасян, поставщик императорского двора.
Как одета девушка в момент столкновения с патрулем – неизвестно. Автор считает это менее важным, чем описать то, что после смерти она осталась на снегу, «как падаль». Описание характера также не приводится.
Отношения Катьки с окружающими
Известно только то, что Катька в повозке улыбается Ваньке («зубки блещут жемчугом»), и это вызывает ревность бывшего кавалера. В тройке блоковских персонажей активный только один – Петруха, так как он входит в патруль. Его эмоции и желания приводят сцену в действие.
Символизм персонажа
Анализ символизма персонажей Блока нужно начинать с имен, использовав их в официальном написании: Петр пытался убить Ивана, но непреднамеренно убил Екатерину, которую любил. Теперь личности становятся узнаваемыми, но в настоящей истории все немного не так.
В блоковской трактовке получилось, что Петр I стреляет в Ивана V, но убивает Екатерин I и II, т. е. уничтожает собственное наследие. Император Петр I на самом деле боролся с Русью допетровской, ее последним правителем стал его больной брат.
Обе Екатерины действительно привечали мужчин. Но если жена Петра восходит от низов до императрицы, то блоковская Катька падает от символа чистой любви, которой ее любил Петруха, до проститутки и ниже. Причина падения Катьки – случайность, но не совсем. Она тоже может рассматриваться как многозначный объект.
Если обратиться к символизму имен, то Екатерина означает «чистая» и «непорочная». Выбор имени мог подчеркивать глубину падения девушки – от символа небесной мудрости до падшей женщины. Поэты-символисты воспевали непорочную чистоту в образах незнакомок, а Блок подчеркнул ее противоположность.
Петр означает «камень». Но кроме того, это еще и апостол Петр – основатель новой (христианской) церкви. Петруха Блока еще не основатель новой религии. Он мечется. После убийства Катьки Петруха грустит и вспоминает, что ее любил, потом пытается обратиться к иконам. Во всех ситуациях его тянет за собой мистическая стража – 12 красноармейцев под музыку революции: «Вперед, вперед, вперед, рабочий народ!»
Катька на экране
Снимать фильм по поэме «Двенадцать», разумеется, никто бы не стал. Для этого здесь недостаточно содержания. Смысловая нагрузка произведения тоже отпугивает. Автор поставил перед читателем вопросы, но ответа не дал.
Например, куда возвращается страна, если погибла не допетровская Русь, а наследие Петра в виде Екатерин. Из дальнейшего повествования следует вывод: Петруха убил Ваньку в ходе погромов, последовавших на следующий день, а значит, и старой Руси нет. Мало кто из сценаристов почувствует себя автором масштаба Блока, чтобы рискнуть ответить на вопросы. Попытки соотечественников ответить даже «шепотом и про себя» привели к тому, что поэт стал изгоем.
Одни ненавидели его за то, что Иисус куда-то идет впереди мистической стражи, а другие – за мудреные тексты. Писатель и драматург Всеволод Иванов в воспоминаниях писал, что адмирал Колчак якобы сказал: «Горький и в особенности Блок талантливы. <...> И все же обоих, когда возьмем Москву, придется повесить».
Единственное, что сделали в СССР, – сняли мультфильм «Музыка революции» в 1987 году на студии «Союзмультфильм». Режиссер и автор сценария – Иван Аксенчук, композитор – Александр Чайковский.
Интересные факты
Греческая форма имени Екатерина – Αἰκατερίνη. Его этимологическое значение оспаривается. Преобладающая версия: слово происходит от hekáteros, означающего «каждый из двух». Вторая версия – это производное от имени богини ночи Гекаты.
Катька из поэмы «Двенадцать» в цитатах
Все второстепенные персонажи, встречающиеся патрулю, не наделены репликами. Цитаты, описывающие образы этих персонажей в произведении, принадлежат автору. Единственный, кто, кроме патруля (как целого), наделен репликами, – это Петруха. Автор дает читателю общее представление о внешности героини:
Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...
Также из дальнейшего текста становится понятно, что Катьке пришлось в жизни пройти через ряд драматических событий, которые создали угрозу ее жизни:
У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!
Автор рисует и картину падения Катьки, через ее окружение трактуя ушедшее благополучное время:
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила —
С солдатьем теперь пошла?