Борис Тригорин

Борис Алексеевич Тригорин
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
беллетрист

История персонажа

Тригорин — один из центральных персонажей знаменитой пьесы Антона Чехова «Чайка».

Создание персонажа

«Чайка» увидела свет в конце XIX столетия. Антон Павлович тогда старался внедрять те или иные новшества в русскую драматургию, отступая от классических приемов. Например, в этом произведении отсутствует ярко выраженный конфликт — традиционная основа пьесы.

Вместе с тем писатель решил не отказываться от известного способа дать характеристики персонажам через их фамилии. Ведь структура пьесы такова, что у драматурга нет возможности сделать авторское отступление с пояснениями. Поэтому стоит внимательнее присмотреться, как зовут героев «Чайки», чтобы понять их суть.

Леонид Губанов в образе Тригорина в фильме-спектакле «Чайка» / Фото: Кино-Театр.РУ
Леонид Губанов в образе Тригорина в фильме-спектакле «Чайка» / Фото: Кино-Театр.ру

Например, в «Чайке» выведено два образа писателей — один из них Константин Гаврилович Треплев. У его фамилии насчитывается сразу ряд значений. Слово «трепать» означает «тормошить» или «рвать». «Трепаться» — «много говорить попусту», а «трепел» — устаревшее название перепела.

Второй литератор — Борис Тригорин, который тоже получил такую фамилию неспроста. Она означает успех, намекает, что ее носитель — состоявшаяся личность, покорившая три горы или вершины — искусство, любовь, жизнь.

Биография Тригорина из пьесы Чехова «Чайка»

Борис Алексеевич показан в пьесе известным писателем, которого часто упоминают в прессе. Произведения автора популярны не только в России — их переводят на иностранные языки. Однако в биографии Тригорина нет доказательств того, что он любимец публики или знаменитость. Сам герой не стремится расталкивать конкурентов локтями и считает, что в литературе хватит места всем.

Изначально Борис Алексеевич показан возлюбленным актрисы Ирины Аркадиной. Она вместе с Тригориным приезжает в имение своего брата Петра Николаевича Сорина.

Позже писатель увлекается Ниной Заречной. Эта девушка даже живет с ним некоторое время в Москве и рожает ребенка. Правда, вскоре теряет его, а также узнает об измене Тригорина. В итоге ей не суждено стать счастливой женой и матерью — пара расстается по инициативе беллетриста.

Внешность и образ Бориса Тригорина

О внешности Бориса Алексеевича известно, что это человек, которому нет и 40 лет, он совсем непохож на знаменитость: одевается в брюки в клетку, обувается в рваные ботинки.

Персонаж не любит привлекать к собственной персоне лишнего внимания, искренне смущается от похвалы в свой адрес. К себе он относится критически. Будучи еще нестарым человеком, Борис Алексеевич заметно устал от жизни и не видит света в конце тоннеля.

Чехов нарисовал портрет талантливого человека. Только при этом Тригорин не воспринимает сочинительство как творческий процесс, приносящий моральное удовлетворение. Для него писательство — это ремесло, от которого нет шанса избавиться.

Юрий Яковлев в образе Бориса Тригорина в фильме «Чайка» / Фото: Кинориум
Юрий Яковлев в образе Бориса Тригорина в фильме «Чайка» / Фото: Кинориум

Борис Алексеевич постоянно что-то записывает в блокнот, но это не значит, что его одолевает бесконечное вдохновение. Он только помечает то, что в будущем послужит деталями для нового рассказа. При этом он недоволен результатом и мечтает повествовать о народе, но не делает этого.

Как умный человек, он исповедует скептическое отношение к жизни и к себе самому. Внутренний мир героя беден, Тригорин ничем всерьез не интересуется и не увлекается. В итоге его утомляет постоянная отчужденность, скука и разочарование.

Тригорин — ремесленник, литературный мастеровой. Он давно укоренился в профессии и в жизни. Такое свойство сближает его по духу с некоторыми другими героями, например, с Евгением Сергеевичем Дорном. Этот врач тоже уверен, что менять жизнь поздно.

Отношения с окружающими

В начале пьесы «Чайка» окружающие относятся к Тригорину как к человеку умному и порядочному. Например, Маша,— дочь отставного поручика Ильи Афанасьевича Шамраева, местного управляющего в имении, считает беллетриста простым мужчиной.

Но ближе к середине «Чайки» мнение о нем у некоторых персонажей меняется в худшую сторону. Например, Константин позже отзывается о нем, как о трусливом человеке.

Ирина Николаевна, с которой у Бориса Алексеевича роман, считает его простодушным и благородным. Но он не оправдывает такого отношения к себе, влюбляясь в Нину Михайловну Заречную. Девушка искренне увлекается им, но счастья ей это не приносит. Аркадина, как более волевая женщина, разными способами мешает связи писателя с дочерью помещика.

Наконец, подлая сущность Тригорина выходит на поверхность — он остывает к Нине Михайловне и хладнокровно бросает ее. При этом с Аркадиной он так полностью и не порвал и теперь возвращается к ней. А Заречная смиренно переносит причиненные страдания и продолжает любить Бориса Алексеевича, но живет теперь одна, играя в театрах провинции.

Символизм персонажа

В пьесе «Чайка» каждый персонаж испытывает индивидуальные страдания. Не находя помощи от окружающих, они вынуждены терпеть неудовлетворенность сложившейся жизнью, ежедневно копаясь в чаяниях и переживаниях.

Чехов намеренно снижает, делает нарочито прозаичной линию Тригорина в произведении. Герой старается не высовываться, чтобы не привлекать лишнего внимания. Когда же заводит разговоры о своем писательстве, сразу сердится.

Кори Столл в роли Тригорина в фильме «Чайка» / Фото: Кинориум
Кори Столл в роли Тригорина в фильме «Чайка» / Фото: Кинориум

Благодаря такой черте характера, как самокритичность, Тригорин понимает и признает собственное несовершенство. В этом и заключается трагедия персонажа. Образы из настоящей жизни он воспринимает болезненно, они служат ему сюжетами для новых рассказов, например, о бесцельно убитой чайке.

Вдобавок в пьесе представлено сразу несколько романтических линий, каждая из которых несчастна. Помимо любовного треугольника Тригорина, Аркадиной и Заречной, Чехов описал отношения учителя Семена Семеновича Медведенко с Машей Шамраевой или связь ее матери Полины Андреевны с врачом Дорном. И всякий раз налицо отдельная трагедия каждого действующего лица.

Тригорин на экране

Впервые пьесу «Чайка» экранизировали в 1964 году в СССР. В фильме Александра Белинского роль Тригорина досталась Вадиму Медведеву. В следующей советской картине, вышедшей на экраны спустя 7 лет, этого персонажа сыграл актер Юрий Яковлев.

Произведение Чехова известно во всем мире, поэтому к нему не раз обращались и иностранные кинематографисты. Например, в США фильмы по «Чайке» снимали дважды. В 1968 году в совместной британо-американской ленте образ Тригорина воплотил Джеймс Мэйсон. В новой экранизации 2018-го в роли беллетриста выступил Кори Столл.

Интересные факты

  • История создания «Чайки» растянулась на несколько лет. Первую версию Чехов завершил осенью 1895 года. Затем он переехал из Мелихова в Москву, где вернулся к пьесе. Автор внес в текст ряд серьезных изменений, а изначальный вариант не сохранился. На суд цензорам он отдал сочинение весной 1896-го, но еще до 1901-го продолжал делать в нем правки.
  • Первая постановка в Александринском театре полностью провалилась. После премьеры в петербургских газетах писали о произошедшем скандале. Успех пришел к пьесе через 2 года, когда ее перенесли на сцену Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Кстати, тогда же ими был создан МХТ, символом которого по сей день остается силуэт чайки.
  • В 2000 году в печати появилось продолжение чеховской пьесы — произведение в детективном жанре предложил Борис Акунин (внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов). Оно до сих пор вызывает толки среди читателей и критиков.

Цитаты Тригорина из пьесы «Чайка»

Тригорин относится к писательской деятельности как к ремеслу. Он не считает, что одарен талантом, это понятно из цитаты:

«Я не люблю себя как писателя».

Борису Алексеевичу нравятся простые занятия, например, рыбалка:

«Для меня нет больше наслаждения, как сидеть под вечер на берегу и смотреть на поплавок».

Герой уверен, что ведет дикую жизнь, а все несчастье заключается в необходимости постоянно выдавать новые произведения:

«Едва кончил повесть, как уже почему‐то должен писать другую, потом третью, после третьей четвертую...»

Тригорин не верит, что судьба изменится в лучшую сторону:

«...и нет мне покоя от самого себя, и я чувствую, что съедаю собственную жизнь...»