Маша Шамраева

Мария Ильинична Шамраева
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
дочь управляющего поместьем
Семейное положение

История персонажа

Маша Шамраева – персонаж пьесы Антона Чехова «Чайка». Дворянка, единственная дочь управляющего поместьем Ильи Афанасьевича Шамраева и его жены Полины Андреевны.

Создание персонажа

Как драматург Антон Чехов считается талантливым создателем социально значимых образов. Свою «Чайку» он считал комедией. Предположительно, в ней высмеивалось творчество поэтов-символистов, их идеи и темы. Но публика юмор писателя посчитала несмешным, и первая премьера пьесы в Александринском театре провалилась. Успешной ее сделала вторая постановка, созданная через два года после первой под руководством Константина Станиславского.

Маша – типичная представительница символистов. В ее образе легко угадывается силуэт Анны Ахматовой: высокая женщина в строгом и прямом черном платье с длинным жемчужным ожерельем, цветком в волосах и мундштуком в изящных пальцах. Чехов не знал Ахматову. Когда он умер, Анна Андреевна еще училась в гимназии в Евпатории, но похоже, что Антон Павлович знал символистов. Термин «символизм» вошел в обращение во Франции в 1886 году после публикации «Манифеста символистов» Жаном Мореасом.

Элизабет Мосс в образе Маши Шамраевой в фильме «Чайка» / Фото: Кинориум
Элизабет Мосс в образе Маши Шамраевой в фильме «Чайка» / Фото: Кинориум

Маша любит Константина Треплева, сына Ирины Аркадиной, бывшей театральной примы и сестры Петра Сорина – владельца поместья, которым управляет ее отец. Константин Гаврилович, разумеется, о тайной поклоннице не знает и даже не догадывается, как и остальные представители старшего поколения: Ирина Николаевна с Петром Николаевичем и отставной поручик Илья Шамраев (отец Маши). Но драматурга Чехова веселит не безответная любовь девушки, а тот факт, что она ни репликой, ни делом ни разу не проявила эту любовь. С таким же успехом она могла бы ненавидеть Константина.

О ее чувствах зритель должен догадаться по черному платью, похожему на траурное. В диалоге с учителем Медведенко, которому она нравится, Маша так и сообщает, что черный оттенок – это траур по ее жизни. Шамраева не веселится, не флиртует с Константином и ни с кем не дружит. Семен Семенович выслушивает ее тоскливое нытье только потому, что влюблен в Машу. Она же остается безразличной.

Биография Маши Шамраевой из пьесы Чехова «Чайка»

О Маше известен только состав семьи. Ее биографию до событий пьесы «Чайка» автор не детализирует. В 1-м акте гости собираются у Сорина смотреть выступление домашнего театра. Пьесу для него написал начинающий автор Константин. Играть будет Нина Заречная, дочь помещика, который живет по соседству с Сориным. Константин влюблен в Нину и пытается завоевать ее любовь, но девушка недолго отвечает взаимным интересом, увлекаясь любовником Ирины Николаевны, беллетристом Борисом Алексеевичем Тригориным.

В 4-м акте зритель узнает, что со времени предыдущих событий прошли два года и жизнь персонажей изменилась. Маша вышла замуж за Медведенко, но ее характер и привычки сохранились. Она по-прежнему страдает о несчастной любви. У них с Медведенко родился ребенок, и теперь мужчина сосредоточился на заботах о потомке, периодически пытаясь растормошить «страдающую мать».

Борис Тригорин оставил Аркадину ради Нины Михайловны Заречной, но прожил с ней недолго и бросил, вернувшись к прежней пассии. Девушка родила от него ребенка, умершего во младенчестве. Теперь Нина – артистка провинциального театра. Константин снова делал ей предложение и опять получил отказ. Поэтому большую часть времени он пребывает в депрессии, но продолжает писать.

Внешность и образ Маши

Образ Маши легко представить по привычкам. Это бледная дама в платье черного цвета с вечно недовольным или скорбящим выражением лица, которая тоскует, глядя в окно.

Характеристика персонажа:

  • возраст – 18–20 лет;
  • рост средний;
  • социальный статус – обедневшее дворянство.

Драматург не продумывал внешность героев более подробно для того, чтобы дать администрации театра возможность творчески подойти к подбору актеров на роли.

Маша Шамраева (Нина Ургант) и Семен Медведенко (Борис Самошин) / Фото: Кадр из фильма-спектакля «Чайка»
Маша Шамраева (Нина Ургант) и Семен Медведенко (Борис Самошин) / Фото: Кадр из фильма-спектакля «Чайка»

Черты характера героини только кажутся понятными. По «вечной печали» можно решить, что девушка – меланхолик. Она плохо спит, худеет, теряет аппетит, все время пребывает в плохом настроении. Предпочитает проводить время наедине с собой, много думает, имеет нереалистичное представление об окружающем мире и не умеет его критически анализировать. Например, зрителю незаметно, что Маша хочет быть с Константином или что она понимает, какие действия нужно предпринять.

Но во времена Чехова депрессию и меланхолию отождествляли. Поэтому возможно, что Маша просто нуждалась в лечении. Среди персонажей пьесы «Чайка» есть врач – это Евгений Сергеевич Дорн. Он лечит Петра Сорина, но он не считает состояние девушки болезнью. Маша обращается к нему за помощью: «Я страдаю <…> Я люблю Константина». На это Евгений Дорн отвечает: «Ну что же я могу сделать, дитя мое? Что?»

Отношения Маши с окружающими

У Маши нет конфликтов с окружением. Она погружена в себя и страдания. Своего мужа Семена Медведенко Маша не любит. К ребенку тоже остается холодно-безразличной.

Символизм персонажа

Возможно, в образе Маши Антон Чехов высмеивает не только символистов. Курение было символом эмансипации и равенства в правах женщин и мужчин в начале XX века, а в конце XIX эта вредная привычка у женщины осуждалась обществом.

Еще один, теперь уже непонятный, символ драматург создал в связке «Маша – Медведенко». Присвоить персонажу фамилию Медведев Чехову было бы проще. Учитывая выбор автора, легко предположить, что это отсылка к человеку, известному Чехову, но неизвестному современному читателю.

Этим Маша и Медведенко напоминают историю создания персонажей анимационного телесериала «Маша и медведь». По словам директора проекта Дениса Червяцова, однажды худрук Олег Кузовков отдыхал на пляже и увидел бойкую маленькую девочку с родителями. Она была настолько непосредственной и энергичной, что знакомилась с каждым. Через пару дней он заметил, что часть отдыхающих старается держаться подальше от девчушки, не выдерживая ее активности. Так появилась идея снять о ней мультфильм.

Маша Шамраева на экране

Пьесу Чехова экранизировали 7 раз. Впервые в 1964 году в СССР режиссер Александр Белинский снял по ней телеспектакль. Через 4 года после его выхода американский режиссер Сидни Люмет тоже экранизировал произведение. Роль Маши сыграла актриса Кэтлин Уиддоуз.

В 1970 году к экранизации приступил режиссер Юлий Карасик. Он пригласил на роль Марии Ильиничны Валентину Теличкину. В ее фильмографии насчитывается более 60 работ. В основном это роли в фильмах, снятых по литературным произведениям.

Маша Шамраева (Валентина Теличкина) и Евгений Дорн (Ефим Копелян) / Фото: Кадр из фильма «Чайка»
Маша Шамраева (Валентина Теличкина) и Евгений Дорн (Ефим Копелян) / Фото: Кадр из фильма «Чайка»

После картины Карасика последовали еще четыре экранизации. Итальянская «Чайка» 1977-го, российская 2005-го, белорусская 2017-го и американская, снятая в 2018 году. Роли Маши сыграли Жизелла Буринато, жена режиссера Марко Беллоккьо, снявшего итальянский вариант «Чайки». Любовь Павличенко сыграла в фильме, снятом Маргаритой Тереховой. Советская Миледи выступила в двух амплуа – режиссера и актрисы, сыграв Ирину Аркадину. В американской «Чайке» роль Маши досталась Элизабет Мосс.

Интересные факты

  • Имя «Маша» традиционно считается уменьшительной формой для имени Мария. Означает оно «морская звезда» или «любимая». Но это не единственная трактовка. Еврейское имя Маша (מַשה) образовано от Моше, т. е. это женская форма имени Моисей.
  • У Чехова имя Маша встречается в двух пьесах – в «Чайке» и «Трех сестрах».
  • Технически птица чайка – это не одно животное, а род, состоящий из 24 видов птиц. Трудно сказать, какую из них имел в виду Чехов.
  • Впервые пьесу Чехова поставили в Великобритании в 1909 году в театре в Глазго. Сразу же постановщики задумались над переводом названия. Действие пьесы происходит в средней полосе России, где нет моря. Поэтому использовали название The gull вместо The seagull, чтобы показать, что это была озерная чайка, а не морская.
  • На репетициях «Чайки» у постановщика Константина Станиславского Антон Павлович познакомился со своей будущей женой Ольгой Книппер. Она играла Аркадину во второй постановке произведения. Позже Книппер будет играть в большинстве пьес мужа.
  • Моряки верят, что чайки приносят удачу и прилетают к ним для того, чтобы помочь кораблю благополучно добраться до берега.
  • Если бы Маша Шамраева была меланхоликом, а не женщиной в депрессии, то, скорее всего, она выплеснула бы печали в творчестве. Многие художники, музыканты и писатели считаются меланхоликами. Этот тип темперамента обеспечивает их большей восприимчивостью к окружающему миру и достаточной усидчивостью, чтобы создать шедевр.

Цитаты Маши из пьесы «Чайка»

Через фразы, произнесенные персонажами, драматург создает их личностные характеристики.

Диалог Маши с братом Аркадиной:

– Марья Ильинична, будьте так добры, попросите вашего папашу, чтобы он распорядился отвязать собаку, а то она воет.

– Говорите с моим отцом сами, а я не стану.

Ответ Дорна на жалобы «скорбящей Маши»: «Как все нервны! И сколько любви... О, колдовское озеро!»

Цитата доктора из последнего в 1-м действии диалога с героиней становится совсем непонятна для современного человека. Критики предлагают увидеть в ней умиление, которое испытывает пожилой человек, глядя на душевные порывы Маши и вспоминая, что когда-то он сам был таким же молодым и трогательным.

Легко понять, почему публика в Александринском театре не заметила, что смотрит комедию. Учитывая общение Маши с Медведенко, ее поведение не веселит, а пугает неадекватностью. Чего только стоят ее слова, негромко сказанные в адрес собственного супруга:

«Глаза бы мои тебя не видели!»

Впрочем, еще в самом начале пьесы Маша заявляла Медведенко:

«Ваша любовь трогает меня, но я не могу отвечать взаимностью, вот и все».

Героиня настолько погружена в собственные бессмысленные (потому что все равно она в своем пассивном страдании не желает предпринимать каких-либо шагов, чтобы добиться внимания возлюбленного) переживания, что даже не пытается по-иному взглянуть на Семена. Ведь она постоянно пребывает в собственной печальной сказке, в которой, видимо, самой себе ею предназначена роль трагической героини, тонущей в пучине тоски по недостижимому счастью:

«А у меня такое чувство, как будто я родилась уже давно-давно; жизнь свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф... И часто не бывает никакой охоты жить».

Любопытно, что добиваться расположения ненаглядного Константина девушка не готова ни под каким предлогом. Для нее куда более простым выглядит вариант заявить о собственной способности отказаться от тянущего душу чувства:

«А все же я храбрая. Вот взяла и решила: вырву эту любовь из своего сердца, с корнем вырву».

В этом да в тихой ненависти к мужу и выражается вся решимость, на которую демонстрирует готовность героиня. Хотя в итоге оказывается, что даже отказаться от недостижимой любви у нее и спустя годы не выходит.